Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2009 г. № 487

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 № 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов" (с последующими изменениями) и в целях обеспечения экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами Правительство Республики Хакасия постановляет:

Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010 - 2012 годы".

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Хакасия,
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Хакасия
А.ГОЛЫШЕВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 10.11.2009 № 487

ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
долгосрочной республиканской целевой программы
"Обеспечение экологической безопасности окружающей
среды и населения при обращении с отходами производства
и потребления на 2010 - 2012 годы"

    Наименование               - долгосрочная республиканская целевая
                               программа "Обеспечение экологической
                               безопасности окружающей среды и населения
                               при обращении с отходами производства и
                               потребления на 2010 - 2012 годы".
    Дата принятия решения о    - Постановление Правительства Республики
    разработке (наименование   Хакасия от 26.08.2009 № 377 "О долгосрочных
    и номер соответствующего   республиканских целевых программах,
    нормативного акта)         предлагаемых к финансированию из
                               республиканского бюджета Республики Хакасия
                               на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012
                               годов" (с последующими изменениями).
    Государственный заказчик   - Государственный комитет по охране
                               окружающей среды и природопользованию
                               Республики Хакасия.
    Цель                       - решение проблем организации утилизации и
                               переработки бытовых и промышленных отходов
                               с соблюдением мер экологической
                               безопасности и обеспечения уменьшения
                               факторов риска здоровью населения.
    Задачи                     - обеспечение необходимых
                               санитарно-экологических условий
                               функционирования населенных пунктов
                               республики и устранение предпосылок для
                               образования несанкционированных свалок;
                               - оптимизация структуры системы сбора,
                               транспортировки и размещения отходов, в
                               полной мере соответствующей экологическим и
                               санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
                               - укрепление материально-технической базы
                               специализированных предприятий по обращению
                               с отходами производства и потребления;
                               - интеграция ТБО в поселениях на районных
                               полигонах, обеспечивающая стимулирование
                               создания пунктов сортировки ТБО для
                               последующей утилизации и переработки.
    Показатели                 - в 2010 году: за счет строительства
    результативности (целевые  полигонов ТБО будут созданы условия для
    индикаторы)                снижения негативного воздействия отходов на
                               окружающую среду на 23%, оснащение
                               мусоровозами и бункерами муниципальных
                               образований снизит на 10% загрязнение
                               окружающей среды отходами поселений;
                               - в 2011 году: за счет строительства
                               полигона ТБО будут созданы условия для
                               снижения негативного воздействия отходов на
                               окружающую среду на 3%, оснащение
                               мусоровозами и бункерами муниципальных
                               образований снизит на 51% загрязнение
                               окружающей среды отходами поселений;
                               - в 2012 году: за счет строительства
                               полигонов ТБО будут созданы условия для
                               снижения негативного воздействия отходов на
                               окружающую среду на 55%, оснащение
                               мусоровозами и бункерами муниципальных
                               образований снизит на 9% загрязнение
                               окружающей среды отходами поселений.
    Сроки и этапы реализации   - 2010 - 2012 годы.
    Объемы финансирования      - общий объем финансирования составляет
                               218,3 млн. рублей, в том числе за счет:
                               средств республиканского бюджета Республики
                               Хакасия - 67 млн. рублей, из них в 2010 году
                               - 20,0 млн. рублей, в 2011 году - 22,0 млн.
                               рублей, в 2012 году - 25,0 млн. рублей;
                               внебюджетных средств - 151,3 млн. рублей, из
                               них в 2010 году - 7,0 млн. рублей, в 2011
                               году - 54,3 млн. рублей, в 2012 году - 90,0
                               млн. рублей.
    Ожидаемые конечные         - за период реализации Программы будет
    результаты реализации      построено шесть полигонов ТБО, на которых
                               будет обеспечено захоронение в соответствии
                               с экологическими и
                               санитарно-эпидемиологическими требованиями
                               81% коммунальных отходов, образующихся в
                               Республике Хакасия;
                               - в пяти муниципальных образованиях будет
                               обеспечено усиление материальной базы
                               районных управлений коммунального хозяйства,
                               что обеспечит снижение на 70% объемов
                               отходов, размещаемых на несанкционированных
                               и санкционированных свалках поселений
                               районов;
                               - мусоросортировочный комплекс обеспечит
                               сортировку 37% ТБО Республики Хакасия, а
                               также обеспечит безопасное захоронение 100%
                               пожароопасных отходов III и IV классов
                               опасности, образованных на территории
                               Республики Хакасия.

1. Характеристика проблемы

Приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Хакасия является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами.
Сложившаяся в Республике Хакасия ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения республики.
По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы), по которой отчитываются предприятия и организации производственной сферы, общее количество отходов производства и потребления, накопленных на территории Республики Хакасия к началу 2009 года, составляет 1220 млн. тонн. За 2008 год данными предприятиями и организациями образовано 54 млн. тонн отходов производства и потребления различных классов опасности.
Из общего количества годового образования отходов 99,7% являются инертными отходами добывающей или перерабатывающей промышленности, степень вредного воздействия которых на окружающую среду незначительна.
Таким образом, в целях повышения уровня экологической безопасности территории Республики Хакасия от негативного воздействия на окружающую среду необходимо обеспечить безопасное обращение с отходами I - IV класса опасности.
Сложившаяся практика обращения с отходами на территории Республики Хакасия показывает, что на объекты размещения отходов (хранение более трех лет или захоронение) направляются только опасные отходы IV класса опасности. Более опасные отходы I - III класса опасности, как правило, передаются для обезвреживания, использования или транспортировки на объекты переработки в республике или за ее пределами. Исключением из этого правила являются отходы различных материалов и веществ, загрязненных нефтепродуктами.
Следовательно, основным направлением по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления должно быть создание системы управления безопасного обращения с отходами IV класса опасности.
Система управления безопасного обращения с отходами должна включать следующие подсистемы:
- дифференцированный сбор отходов;
- временное накопление отходов;
- сортировка и брикетирование;
- захоронение неутилизируемых компонентов отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО).
Учитывая тот факт, что статистическому учету по форме 2-ТП (отходы) подлежат отходы предприятий производственной сферы, был произведен расчет норматива образования отходов населения, а также учреждений и организаций социальной инфраструктуры поселений, который составил 303680,1 т/год: из них отходов IV класса опасности - 63,2%.
Таким образом, суммарный годовой норматив образования опасных отходов (IV класса опасности) на территории республики, включающий в себя отходы предприятий производственной сферы, отходы населения, учреждений и организаций социальной инфраструктуры, составил 339446,1 т/год, из них 56,5% опасных отходов образованы населением республики и социальной инфраструктурой поселений.
Ежегодно 534 тыс. тонн ТБО, в том числе 336 тыс. тонн опасных отходов, размещается на 100 необустроенных объектах размещения отходов, занимающих площадь 277,896 га. Так, до настоящего времени свалка Абакано-Черногорского промузла не обустроена до уровня, соответствующего полигону ТБО. Размещение ТБО г. Саяногорска на существующей свалке привело к загрязнению подземных вод. Переполнение свалки ТБО г. Абазы создало ситуацию, близкую к чрезвычайной. Несмотря на выполнение работ по обустройству свалок ряда поселений, эти свалки продолжают эксплуатироваться с нарушением правил обращения с отходами. В связи с этим происходит возгорание отходов. Не ведется мониторинг загрязнения подземных вод, атмосферы и почвы в зоне воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
Геологическая среда в районах расположения населенных пунктов республики, как правило, лимитирует создание объектов размещения отходов без искусственных экранов в виде глиняного замка толщиной не менее 50 см, а также нагорных канав для перехвата талых вод и ливневых стоков.
Кроме того, на свалках поселений, территориально удаленных от городов, в которых есть спрос на перегной и навоз для дачных участков, избыточный для приусадебного участка навоз размещается на свалки совместно с ТБО. Анализ структуры отходов на таких свалках показывает, что на 70% отходы состоят из навоза и ботвы, потерянных для повышения плодородия сельскохозяйственных земель.
Места свалок являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры и паразитической микро- и макрофауны. При положительной температуре на свалках активно развиваются переносчики инфекционных заболеваний (патогенная микрофлора) и гельминтофауна, мухи и грызуны. Переносу этих инфекционных заболеваний способствуют и представители орнитофауны, в первую очередь - вороны.
Эксплуатация практически всех объектов размещения отходов осуществляется с нарушением экологических и санитарно-гигиенических норм и правил, что способствует загрязнению атмосферного воздуха вредными химическими веществами (сероводород, индол, скатол и т.п.). Фильтрат, содержащий вредные химические и биохимические препараты, загрязняет почвенный слой, попадает в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы.
Обследования на предмет эмиссии вредных веществ в окружающую среду, проведенные в ряде городов России в рамках федеральной программы "Диоксины", показали, что при горении одного килограмма бытовых отходов происходит выброс 40 мкг диоксинов. Среднее содержание диоксинов в дымовых газах составляет около 1 нг/куб. м (2180 ПДК). Кроме диоксинов, происходит выброс полихлорбефинилов и полициклических ароматических углеводородов (концентрация бенз(а)пирена в воздухе под факелом горения до 47 раз превышает ПДК).
Наличие возле поселений необустроенных мест для размещения ТБО делает прилегающие к дорогам земли непригодными для сельскохозяйственных нужд, так как вдоль подъездных путей вываливаются бытовой мусор и другие отходы. Ветер разносит полиэтиленовые пакеты, бумагу на большие расстояния, что засоряет близлежащие земли.
Наиболее проблемными территориями по размещениям ТБО являются населенные пункты, расположенные в пойме реки Абакан. При возникновении паводковой ситуации и поднятии грунтовых вод, а также вследствие выпадения естественных осадков токсичные вещества, в том числе тяжелые металлы, с мест, не оборудованных для размещения ТБО, попадают в воды реки Абакан, что может стать источником массового заболевания людей и животных.
Сложившаяся ситуация усугубляется произошедшими изменениями в разграничении полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. С 1 января 2005 года из полномочий Российской Федерации исключены полномочия по разработке, утверждению и реализации федеральных целевых программ в области обращения с отходами, все полномочия по решению вопросов утилизации и переработки отходов переданы районным муниципалитетам, которые не в состоянии самостоятельно решить данную проблему, поскольку большинство районов республики является дотационными.
Анализ реальных действий по решению проблемы обеспечения экологической безопасности при обращении с коммунальными отходами показал, что администрации районов и городов имеют разную степень готовности к выполнению требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в рамках своих полномочий.

1.1. Степень готовности муниципальных образований к
выполнению требований природоохранного законодательства
в сфере обращения с отходами в рамках своих полномочий

┌───────────────────────┬─────────────────┬───────────────────────────────┐
│   Стадия реализации   │  Муниципальное  │      Степень готовности       │
│     полномочий по     │   образование   │                               │
│     утилизации и      │                 │                               │
│  переработке отходов  │                 │                               │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие полигона ТБО   │ Аскизский район │Полигон не сдан в эксплуатацию │
│                       │                 │и не получена лицензия         │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │Таштыпский район │Не в полной мере выполнены     │
│                       │                 │работы, предусмотренные        │
│                       │                 │проектом. Не получена лицензия │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │ Усть-Абаканский │Не получена лицензия           │
│                       │      район      │                               │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │  г. Черногорск  │Не получена лицензия           │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие проекта        │ Ширинский район │Получено положительное         │
│полигона               │                 │заключение государственной     │
│                       │                 │экспертизы                     │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │    г. Сорск     │Получено положительное         │
│                       │                 │заключение государственной     │
│                       │                 │экспертизы                     │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие акта выбора    │Боградский район │Проект полигона устарел,       │
│участка земли для      │                 │поэтому требуются его          │
│строительства полигона │                 │корректировка и повторное      │
│                       │                 │проведение государственной     │
│                       │                 │экспертизы                     │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │Орджоникидзевский│Отсутствует                    │
│                       │      район      │                               │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │ Алтайский район │Отсутствует                    │
]]>
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │  Бейский район  │Отсутствует                    │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │  г. Саяногорск  │Отсутствует                    │
│                       ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│                       │    г. Абаза     │Отсутствует                    │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие заключения     │    г. Абакан,   │Предложено три альтернативных  │
│гидрогеологов на       │  г. Черногорск  │участка, благоприятных по      │
│строительство          │                 │гидрогеологическим условиям    │
│мусороперерабатывающего│                 │                               │
│комплекса              │                 │                               │
│Абакано-Черногорского  │                 │                               │
│промузла               │                 │                               │
└───────────────────────┴─────────────────┴───────────────────────────────┘

Кроме коммунальных отходов, необходимо решить проблему размещения отходов предприятий, загрязненных пожароопасными веществами. Эти отходы относятся к III и IV классам опасности для окружающей природной среды. Они в соответствии с санитарными нормами и правилами не могут быть размещены в картах по захоронению ТБО как из-за пожароопасных свойств отходов, так и из-за более жестких требований к обустройству карт захоронения этих отходов.

1.2. Сведения об образовании пожароопасных
твердых и шламообразных отходов производства
III и IV классов опасности по форме 2-ТП (отходы)

┌──────┬───────────────────────────────────┬──────────────────┬───────────┐
│  №   │Отходы, сгруппированные по классам │    Код отхода    │ Норматив  │
│строки│опасности для окружающей природной │     согласно     │образования│
│      │       среды и видам отходов       │   федеральному   │отходов за │
│      │                                   │классификационному│год, т/год │
│      │                                   │ каталогу отходов │           │
│      │                                   │      (ФККО)      │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  1   │ВСЕГО ОТХОДОВ                      │                  │  630,908  │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  2   │Третий класс опасности для         │                  │  471,259  │
│      │окружающей природной среды (всего) │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│      │в том числе:                       │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  3   │Опилки древесные, загрязненные     │  1713020104033   │   20,885  │
│      │минеральными маслами (содержание   │                  │           │
│      │масел - 15% и более)               │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  4   │Песок, загрязненный нефтепродуктами│  3140230204033   │  115,163  │
│      │(содержание нефтепродуктов - 15% и │  3140230304033   │           │
│      │более)                             │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  5   │Обтирочный материал, загрязненный  │  5490270101033   │    0,443  │
│      │маслами (содержание масел 15% и    │                  │           │
│      │более)                             │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  6   │Пенька промасленная (содержание    │  5490300201033   │    0,957  │
│      │масла 15% и более)                 │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  7   │Сальниковая набивка                │  5490300301033   │    0,241  │
│      │асбестографитовая, промасленная    │                  │           │
│      │(содержание масла 15% и более)     │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  8   │Отходы твердых производственных    │  5490300000000   │  333,570  │
│      │материалов, загрязненные нефтяными │                  │           │
│      │и минеральными жировыми продуктами │                  │           │
│      │(масляные фильтры)                 │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  9   │Четвертый класс опасности для      │                  │  159,649  │
│      │окружающей природной среды (всего) │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│      │в том числе:                       │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  10  │Опилки древесные, загрязненные     │  1713020101034   │   49,191  │
│      │нефтепродуктами (содержание        │  1713020201034   │           │
│      │нефтепродуктов - менее 15%)        │  1713030101034   │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  11  │Песок, загрязненный нефтепродуктами│  3140230201034   │   49,933  │
│      │(содержание нефтепродуктов - менее │                  │           │
│      │15%)                               │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  12  │Обтирочный материал, загрязненный  │  5490270101034   │   55,608  │
│      │маслами (содержание масел менее    │                  │           │
│      │15%)                               │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  13  │Пенька промасленная (содержание    │  5490300201034   │    0,284  │
│      │масла менее 15%)                   │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  14  │Сальниковая набивка                │  5490300301034   │    0,567  │
│      │асбестографитовая, промасленная    │                  │           │
│      │(содержание масла менее 15%)       │                  │           │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│  15  │Отходы лакокрасочных средств       │  5550000000000   │    4,066  │
└──────┴───────────────────────────────────┴──────────────────┴───────────┘

Часть из этих отходов может быть обезврежена термическим методом, а сыпучие материалы, полученные на выходе установки по термическому обезвреживанию, использованы на полигонах в качестве инертного материала при послойном захоронении отходов. Но такие отходы, как отработанные масляные фильтры, не могут подвергаться термическому обезвреживанию по следующим причинам: масляный фильтр может изготавливаться из галогенсодержащих пластмасс, которые при воздействии температуры 500 - 800 °С будут разлагаться с образованием диоксинов; отработанные моторные масла, находящиеся в отработанном масляном фильтре, содержат в сто раз больше полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), которые расщепляются на простейшие углеводороды при температурах, превышающих 1100 - 1200 °С. Таким образом, при температурном обезвреживании будут происходить выбросы чрезвычайно опасных загрязняющих веществ ПАУ, в том числе бенз(а)пирена.
Следовательно, для захоронения или длительного хранения данных пожароопасных отходов должны быть организованы два участка. Первый - для захоронения отработанных масляных фильтров (которые не могут быть подвержены термическому обезвреживанию) мощностью 350 т/год; второй - для прочих пожароопасных отходов мощностью 300 т/год.
Для снижения себестоимости затрат на захоронение и длительное хранение этих отходов целесообразно территориально объединить такой полигон с полигоном ТБО. Создание комплекса позволит снизить эксплуатационные затраты, в том числе на электроснабжение, подъездные пути, охрану, ограждение территории, спецтехнику и мониторинг окружающей среды.
Месторасположение такого полигона должно находиться в центре образования пожароопасных отходов республики, то есть на территории, примыкающей к Абакано-Черногорскому промышленному узлу.
Таким образом, уровень безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления может быть существенно повышен за счет создания системы управления обращением с ТБО, основанной на применении элементов инновационных технологий коммунального хозяйства.
Практически все объекты размещения ТБО не соответствуют как экологическим, так и санитарно-гигиеническим требованиям, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Объекты размещения ТБО населенных пунктов, расположенных в пойме рек, загрязняют поверхностные водоемы. Финансирование обустройства маломощных объектов размещения ТБО для отдельных сельских поселений нецелесообразно, так как эксплуатация таких объектов в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими нормами и правилами, во-первых, избыточно затратна для сельских поселений, а во-вторых - противоречит полномочиям, определенным федеральными законами для сельских муниципальных образований. Решение вопроса раздельного сбора ТБО и навоза в сельских поселениях на стадии организации сбора и вывоза отходов существенно снизит негативное воздействие этих отходов на окружающую среду и сохранит в кругообороте веществ ценный органический материал.
Пожароопасные отходы, загрязненные нефтепродуктами, должны размещаться на специализированном полигоне промышленных отходов, состоящем из двух участков. Первый участок - для отходов, которые могут быть обезврежены и в дальнейшем использованы в качестве инертного материала на полигоне ТБО. Второй участок - для прочих отходов, загрязненных нефтепродуктами, которые должны быть захоронены. Для снижения затрат на строительство и эксплуатацию полигона пожароопасных отходов такой полигон целесообразно территориально объединить с полигоном ТБО.

2. Цель и задачи

Основной целью Программы является решение проблем организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности и обеспечением снижения факторов риска здоровью населения.
Основными задачами являются:
- обеспечение необходимых санитарно-экологических условий функционирования населенных пунктов республики и устранение предпосылок для образования несанкционированных свалок;
- оптимизация структуры системы сбора, транспортировки и размещения отходов, в полной мере соответствующей экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
- укрепление материально-технической базы специализированных предприятий по обращению с отходами производства и потребления;
- интеграция ТБО в поселениях на районных полигонах, обеспечивающая стимулирование создания пунктов сортировки ТБО для последующей утилизации и переработки.

3. Перечень программных мероприятий

(млн. рублей)
┌─────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│       Наименование мероприятия, источники       │    Финансирование     │
│                 финансирования                  │      программных      │
│                                                 │      мероприятий      │
│                                                 ├────────────────┬──────┤
│                                                 │    По годам    │Всего │
│                                                 ├─────┬────┬─────┤      │
│                                                 │2010 │2011│2012 │      │
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│1. Проектирование и строительство полигонов ТБО  │22,95│68,1│106,8│197,85│
│городов и районов республики - всего, из них:    │     │    │     │      │
│средства республиканского бюджета Республики     │15,95│13,8│ 16,8│ 46,55│
│Хакасия, в том числе:                            │     │    │     │      │
│субсидии бюджетам муниципальных образований;     │15,95│13,8│ 16,8│ 46,55│
│внебюджетные средства                            │ 7,0 │54,3│ 90,0│151,3 │
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│2. Приобретение для муниципальных образований    │ 4,05│ 8,2│  8,2│ 20,45│
│большегрузных мусоровозов и бункеров - всего, из │     │    │     │      │
│них:                                             │     │    │     │      │
│средства республиканского бюджета Республики     │ 4,05│ 8,2│  8,2│ 20,45│
│Хакасия, в том числе:                            │     │    │     │      │
│субсидии бюджетам муниципальных образований      │ 4,05│ 8,2│  8,2│ 20,45│
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│ИТОГО на реализацию Программы, из них:           │27,0 │76,3│115,0│218,3 │
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│Средства республиканского бюджета Республики     │20,0 │22,0│ 25,0│ 67,0 │
│Хакасия, в том числе:                            │     │    │     │      │
│субсидии бюджетам муниципальных образований;     │20,0 │22,0│ 25,0│ 67,0 │
│внебюджетные средства                            │ 7,0 │54,3│ 90,0│151,3 │
└─────────────────────────────────────────────────┴─────┴────┴─────┴──────┘

4. Обоснование ресурсного обеспечения

Общий объем финансирования - 218,3 млн. рублей, в том числе за счет:
средств республиканского бюджета Республики Хакасия - 67 млн. рублей, из них в 2010 году - 20,0 млн. рублей, в 2011 году - 22,0 млн. рублей, в 2012 году - 25,0 млн. рублей;
внебюджетных средств - 151,3 млн. рублей, из них в 2010 году - 7,0 млн. рублей, в 2011 году - 54,3 млн. рублей, в 2012 году - 90,0 млн. рублей.

Правила
предоставления и распределения субсидий
из республиканского бюджета Республики Хакасия
местным бюджетам на реализацию мероприятий
аналогичных долгосрочных муниципальных
целевых программ

4.1. Субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - субсидии) предоставляются местным бюджетам на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ.
4.2. Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:
- наличие утвержденных аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ;
- наличие в местном бюджете не менее 50% ассигнований на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ.
4.3. Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ:
- наличие в муниципальном образовании проектно-сметной документации на строительство полигона ТБО, утвержденной в установленном порядке;
- наличие документации на отвод земельного участка, на котором предполагается строительство полигона в рамках реализации мероприятий Программы;
- наличие лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов у организации, эксплуатирующей полигон ТБО муниципального образования;
- отсутствие на территории муниципального образования полигона ТБО.
4.4. Распределение субсидий осуществляется между муниципальными образованиями, которые соответствуют условиям и критериям отбора.
4.5. Размер субсидии, предоставляемой муниципальному образованию, прошедшему отбор, определяется по следующей формуле:

Vj = (Vобщ / SUM S) x S, где:

Vj - размер субсидии j-му муниципальному образованию;
Vобщ - общий размер субсидий из республиканского бюджета;
SUM S - суммарный размер стоимости заявленных на софинансирование мероприятий муниципальных целевых программ;
S - размер финансовых средств муниципального образования в соответствии с проектно-сметной документацией и сметами расходов на обеспечение мероприятий аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы на соответствующий финансовый год.
Размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий определяется по формуле:

Уj = Уm / УБОi, где:

Уj - уровень софинансирования расходного обязательства i-гo муниципального образования;
Уm - средний уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий, определяемый в соответствии с правилами предоставления субсидий;
УБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го муниципального образования, рассчитанный в соответствии с Порядком и Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия, утвержденными Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 № 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия".
4.6. Органы местного самоуправления, получающие субсидии, заключают с Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия на очередной финансовый год соглашения о предоставлении субсидий на реализацию программных мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ в муниципальных образованиях. Соглашение должно содержать обязательства муниципального образования по софинансированию мероприятий, реализуемых в рамках настоящей Программы.
4.7. В случае невыполнения муниципальными образованиями условий, указанных в пункте 4.2, предоставление субсидий приостанавливается. Выделенные финансовые средства подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Хакасия и перераспределению в соответствии с пунктом 4.5 настоящего раздела.
4.8. Муниципальные образования представляют в Государственный комитет по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о ходе выполнения мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, по форме, утвержденной Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия.
4.9. Контроль за целевым использованием муниципальными образованиями предоставленных субсидий осуществляется Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия.

5. Механизм реализации

Государственным заказчиком является Государственный комитет по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия.
Реализация программных мероприятий в муниципальных образованиях будет осуществляться путем предоставления субсидий местным бюджетам на финансирование аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ, а также за счет финансирования из средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ изложены в разделе 4 Программы.
Государственный заказчик несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение бюджетных ассигнований, осуществляет контроль за реализацией Программы.

6. Оценка эффективности

В 2010 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 23%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 10% загрязнение окружающей среды отходами поселений.
В 2011 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 3%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 51% загрязнение окружающей среды отходами поселений.
В 2012 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 55%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 9% загрязнение окружающей среды отходами поселений.
Мусоросортировочный комплекс позволит обеспечить сортировку 37% ТБО Республики Хакасия, а также обеспечит безопасное захоронение 100% пожароопасных отходов III и IV классов опасности, образованных на территории Республики Хакасия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru