ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2009 г. № 487
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 № 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов" (с последующими изменениями) и в целях обеспечения экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами Правительство Республики Хакасия постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу
"Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010 - 2012 годы".
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Хакасия,
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Хакасия
А.ГОЛЫШЕВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 10.11.2009 № 487
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
долгосрочной республиканской целевой программы
"Обеспечение экологической безопасности окружающей
среды и населения при обращении с отходами производства
и потребления на 2010 - 2012 годы"
Наименование - долгосрочная республиканская целевая
программа "Обеспечение экологической
безопасности окружающей среды и населения
при обращении с отходами производства и
потребления на 2010 - 2012 годы".
Дата принятия решения о - Постановление Правительства Республики
разработке (наименование Хакасия от 26.08.2009 № 377 "О долгосрочных
и номер соответствующего республиканских целевых программах,
нормативного акта) предлагаемых к финансированию из
республиканского бюджета Республики Хакасия
на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012
годов" (с последующими изменениями).
Государственный заказчик - Государственный комитет по охране
окружающей среды и природопользованию
Республики Хакасия.
Цель - решение проблем организации утилизации и
переработки бытовых и промышленных отходов
с соблюдением мер экологической
безопасности и обеспечения уменьшения
факторов риска здоровью населения.
Задачи - обеспечение необходимых
санитарно-экологических условий
функционирования населенных пунктов
республики и устранение предпосылок для
образования несанкционированных свалок;
- оптимизация структуры системы сбора,
транспортировки и размещения отходов, в
полной мере соответствующей экологическим и
санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
- укрепление материально-технической базы
специализированных предприятий по обращению
с отходами производства и потребления;
- интеграция ТБО в поселениях на районных
полигонах, обеспечивающая стимулирование
создания пунктов сортировки ТБО для
последующей утилизации и переработки.
Показатели - в 2010 году: за счет строительства
результативности (целевые полигонов ТБО будут созданы условия для
индикаторы) снижения негативного воздействия отходов на
окружающую среду на 23%, оснащение
мусоровозами и бункерами муниципальных
образований снизит на 10% загрязнение
окружающей среды отходами поселений;
- в 2011 году: за счет строительства
полигона ТБО будут созданы условия для
снижения негативного воздействия отходов на
окружающую среду на 3%, оснащение
мусоровозами и бункерами муниципальных
образований снизит на 51% загрязнение
окружающей среды отходами поселений;
- в 2012 году: за счет строительства
полигонов ТБО будут созданы условия для
снижения негативного воздействия отходов на
окружающую среду на 55%, оснащение
мусоровозами и бункерами муниципальных
образований снизит на 9% загрязнение
окружающей среды отходами поселений.
Сроки и этапы реализации - 2010 - 2012 годы.
Объемы финансирования - общий объем финансирования составляет
218,3 млн. рублей, в том числе за счет:
средств республиканского бюджета Республики
Хакасия - 67 млн. рублей, из них в 2010 году
- 20,0 млн. рублей, в 2011 году - 22,0 млн.
рублей, в 2012 году - 25,0 млн. рублей;
внебюджетных средств - 151,3 млн. рублей, из
них в 2010 году - 7,0 млн. рублей, в 2011
году - 54,3 млн. рублей, в 2012 году - 90,0
млн. рублей.
Ожидаемые конечные - за период реализации Программы будет
результаты реализации построено шесть полигонов ТБО, на которых
будет обеспечено захоронение в соответствии
с экологическими и
санитарно-эпидемиологическими требованиями
81% коммунальных отходов, образующихся в
Республике Хакасия;
- в пяти муниципальных образованиях будет
обеспечено усиление материальной базы
районных управлений коммунального хозяйства,
что обеспечит снижение на 70% объемов
отходов, размещаемых на несанкционированных
и санкционированных свалках поселений
районов;
- мусоросортировочный комплекс обеспечит
сортировку 37% ТБО Республики Хакасия, а
также обеспечит безопасное захоронение 100%
пожароопасных отходов III и IV классов
опасности, образованных на территории
Республики Хакасия.
1. Характеристика проблемы
Приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Хакасия является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами.
Сложившаяся в Республике Хакасия ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения республики.
По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы), по которой отчитываются предприятия и организации производственной сферы, общее количество отходов производства и потребления, накопленных на территории Республики Хакасия к началу 2009 года, составляет 1220 млн. тонн. За 2008 год данными предприятиями и организациями образовано 54 млн. тонн отходов производства и потребления различных классов опасности.
Из общего количества годового образования отходов 99,7% являются инертными отходами добывающей или перерабатывающей промышленности, степень вредного воздействия которых на окружающую среду незначительна.
Таким образом, в целях повышения уровня экологической безопасности территории Республики Хакасия от негативного воздействия на окружающую среду необходимо обеспечить безопасное обращение с отходами I - IV класса опасности.
Сложившаяся практика обращения с отходами на территории Республики Хакасия показывает, что на объекты размещения отходов (хранение более трех лет или захоронение) направляются только опасные отходы IV класса опасности. Более опасные отходы I - III класса опасности, как правило, передаются для обезвреживания, использования или транспортировки на объекты переработки в республике или за ее пределами. Исключением из этого правила являются отходы различных материалов и веществ, загрязненных нефтепродуктами.
Следовательно, основным направлением по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления должно быть создание системы управления безопасного обращения с отходами IV класса опасности.
Система управления безопасного обращения с отходами должна включать следующие подсистемы:
- дифференцированный сбор отходов;
- временное накопление отходов;
- сортировка и брикетирование;
- захоронение неутилизируемых компонентов отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО).
Учитывая тот факт, что статистическому учету по форме 2-ТП (отходы) подлежат отходы предприятий производственной сферы, был произведен расчет норматива образования отходов населения, а также учреждений и организаций социальной инфраструктуры поселений, который составил 303680,1 т/год: из них отходов IV класса опасности - 63,2%.
Таким образом, суммарный годовой норматив образования опасных отходов (IV класса опасности) на территории республики, включающий в себя отходы предприятий производственной сферы, отходы населения, учреждений и организаций социальной инфраструктуры, составил 339446,1 т/год, из них 56,5% опасных отходов образованы населением республики и социальной инфраструктурой поселений.
Ежегодно 534 тыс. тонн ТБО, в том числе 336 тыс. тонн опасных отходов, размещается на 100 необустроенных объектах размещения отходов, занимающих площадь 277,896 га. Так, до настоящего времени свалка Абакано-Черногорского промузла не обустроена до уровня, соответствующего полигону ТБО. Размещение ТБО г. Саяногорска на существующей свалке привело к загрязнению подземных вод. Переполнение свалки ТБО г. Абазы создало ситуацию, близкую к чрезвычайной. Несмотря на выполнение работ по обустройству свалок ряда поселений, эти свалки продолжают эксплуатироваться с нарушением правил обращения с отходами. В связи с этим происходит возгорание отходов. Не ведется мониторинг загрязнения подземных вод, атмосферы и почвы в зоне воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
Геологическая среда в районах расположения населенных пунктов республики, как правило, лимитирует создание объектов размещения отходов без искусственных экранов в виде глиняного замка толщиной не менее 50 см, а также нагорных канав для перехвата талых вод и ливневых стоков.
Кроме того, на свалках поселений, территориально удаленных от городов, в которых есть спрос на перегной и навоз для дачных участков, избыточный для приусадебного участка навоз размещается на свалки совместно с ТБО. Анализ структуры отходов на таких свалках показывает, что на 70% отходы состоят из навоза и ботвы, потерянных для повышения плодородия сельскохозяйственных земель.
Места свалок являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры и паразитической микро- и макрофауны. При положительной температуре на свалках активно развиваются переносчики инфекционных заболеваний (патогенная микрофлора) и гельминтофауна, мухи и грызуны. Переносу этих инфекционных заболеваний способствуют и представители орнитофауны, в первую очередь - вороны.
Эксплуатация практически всех объектов размещения отходов осуществляется с нарушением экологических и санитарно-гигиенических норм и правил, что способствует загрязнению атмосферного воздуха вредными химическими веществами (сероводород, индол, скатол и т.п.). Фильтрат, содержащий вредные химические и биохимические препараты, загрязняет почвенный слой, попадает в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы.
Обследования на предмет эмиссии вредных веществ в окружающую среду, проведенные в ряде городов России в рамках федеральной программы "Диоксины", показали, что при горении одного килограмма бытовых отходов происходит выброс 40 мкг диоксинов. Среднее содержание диоксинов в дымовых газах составляет около 1 нг/куб. м (2180 ПДК). Кроме диоксинов, происходит выброс полихлорбефинилов и полициклических ароматических углеводородов (концентрация бенз(а)пирена в воздухе под факелом горения до 47 раз превышает ПДК).
Наличие возле поселений необустроенных мест для размещения ТБО делает прилегающие к дорогам земли непригодными для сельскохозяйственных нужд, так как вдоль подъездных путей вываливаются бытовой мусор и другие отходы. Ветер разносит полиэтиленовые пакеты, бумагу на большие расстояния, что засоряет близлежащие земли.
Наиболее проблемными территориями по размещениям ТБО являются населенные пункты, расположенные в пойме реки Абакан. При возникновении паводковой ситуации и поднятии грунтовых вод, а также вследствие выпадения естественных осадков токсичные вещества, в том числе тяжелые металлы, с мест, не оборудованных для размещения ТБО, попадают в воды реки Абакан, что может стать источником массового заболевания людей и животных.
Сложившаяся ситуация усугубляется произошедшими изменениями в разграничении полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. С 1 января 2005 года из полномочий Российской Федерации исключены полномочия по разработке, утверждению и реализации федеральных целевых программ в области обращения с отходами, все полномочия по решению вопросов утилизации и переработки отходов переданы районным муниципалитетам, которые не в состоянии самостоятельно решить данную проблему, поскольку большинство районов республики является дотационными.
Анализ реальных действий по решению проблемы обеспечения экологической безопасности при обращении с коммунальными отходами показал, что администрации районов и городов имеют разную степень готовности к выполнению требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в рамках своих полномочий.
1.1. Степень готовности муниципальных образований к
выполнению требований природоохранного законодательства
в сфере обращения с отходами в рамках своих полномочий
┌───────────────────────┬─────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Стадия реализации │ Муниципальное │ Степень готовности │
│ полномочий по │ образование │ │
│ утилизации и │ │ │
│ переработке отходов │ │ │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие полигона ТБО │ Аскизский район │Полигон не сдан в эксплуатацию │
│ │ │и не получена лицензия │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │Таштыпский район │Не в полной мере выполнены │
│ │ │работы, предусмотренные │
│ │ │проектом. Не получена лицензия │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │ Усть-Абаканский │Не получена лицензия │
│ │ район │ │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │ г. Черногорск │Не получена лицензия │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие проекта │ Ширинский район │Получено положительное │
│полигона │ │заключение государственной │
│ │ │экспертизы │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │ г. Сорск │Получено положительное │
│ │ │заключение государственной │
│ │ │экспертизы │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие акта выбора │Боградский район │Проект полигона устарел, │
│участка земли для │ │поэтому требуются его │
│строительства полигона │ │корректировка и повторное │
│ │ │проведение государственной │
│ │ │экспертизы │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │Орджоникидзевский│Отсутствует │
│ │ район │ │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │ Алтайский район │Отсутствует │
]]>│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │ Бейский район │Отсутствует │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │ г. Саяногорск │Отсутствует │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────┤
│ │ г. Абаза │Отсутствует │
├───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────┤
│Наличие заключения │ г. Абакан, │Предложено три альтернативных │
│гидрогеологов на │ г. Черногорск │участка, благоприятных по │
│строительство │ │гидрогеологическим условиям │
│мусороперерабатывающего│ │ │
│комплекса │ │ │
│Абакано-Черногорского │ │ │
│промузла │ │ │
└───────────────────────┴─────────────────┴───────────────────────────────┘
Кроме коммунальных отходов, необходимо решить проблему размещения отходов предприятий, загрязненных пожароопасными веществами. Эти отходы относятся к III и IV классам опасности для окружающей природной среды. Они в соответствии с санитарными нормами и правилами не могут быть размещены в картах по захоронению ТБО как из-за пожароопасных свойств отходов, так и из-за более жестких требований к обустройству карт захоронения этих отходов.
1.2. Сведения об образовании пожароопасных
твердых и шламообразных отходов производства
III и IV классов опасности по форме 2-ТП (отходы)
┌──────┬───────────────────────────────────┬──────────────────┬───────────┐
│ № │Отходы, сгруппированные по классам │ Код отхода │ Норматив │
│строки│опасности для окружающей природной │ согласно │образования│
│ │ среды и видам отходов │ федеральному │отходов за │
│ │ │классификационному│год, т/год │
│ │ │ каталогу отходов │ │
│ │ │ (ФККО) │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 1 │ВСЕГО ОТХОДОВ │ │ 630,908 │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 2 │Третий класс опасности для │ │ 471,259 │
│ │окружающей природной среды (всего) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ │в том числе: │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 3 │Опилки древесные, загрязненные │ 1713020104033 │ 20,885 │
│ │минеральными маслами (содержание │ │ │
│ │масел - 15% и более) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 4 │Песок, загрязненный нефтепродуктами│ 3140230204033 │ 115,163 │
│ │(содержание нефтепродуктов - 15% и │ 3140230304033 │ │
│ │более) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 5 │Обтирочный материал, загрязненный │ 5490270101033 │ 0,443 │
│ │маслами (содержание масел 15% и │ │ │
│ │более) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 6 │Пенька промасленная (содержание │ 5490300201033 │ 0,957 │
│ │масла 15% и более) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 7 │Сальниковая набивка │ 5490300301033 │ 0,241 │
│ │асбестографитовая, промасленная │ │ │
│ │(содержание масла 15% и более) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 8 │Отходы твердых производственных │ 5490300000000 │ 333,570 │
│ │материалов, загрязненные нефтяными │ │ │
│ │и минеральными жировыми продуктами │ │ │
│ │(масляные фильтры) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 9 │Четвертый класс опасности для │ │ 159,649 │
│ │окружающей природной среды (всего) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ │в том числе: │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 10 │Опилки древесные, загрязненные │ 1713020101034 │ 49,191 │
│ │нефтепродуктами (содержание │ 1713020201034 │ │
│ │нефтепродуктов - менее 15%) │ 1713030101034 │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 11 │Песок, загрязненный нефтепродуктами│ 3140230201034 │ 49,933 │
│ │(содержание нефтепродуктов - менее │ │ │
│ │15%) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 12 │Обтирочный материал, загрязненный │ 5490270101034 │ 55,608 │
│ │маслами (содержание масел менее │ │ │
│ │15%) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 13 │Пенька промасленная (содержание │ 5490300201034 │ 0,284 │
│ │масла менее 15%) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 14 │Сальниковая набивка │ 5490300301034 │ 0,567 │
│ │асбестографитовая, промасленная │ │ │
│ │(содержание масла менее 15%) │ │ │
├──────┼───────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────┤
│ 15 │Отходы лакокрасочных средств │ 5550000000000 │ 4,066 │
└──────┴───────────────────────────────────┴──────────────────┴───────────┘
Часть из этих отходов может быть обезврежена термическим методом, а сыпучие материалы, полученные на выходе установки по термическому обезвреживанию, использованы на полигонах в качестве инертного материала при послойном захоронении отходов. Но такие отходы, как отработанные масляные фильтры, не могут подвергаться термическому обезвреживанию по следующим причинам: масляный фильтр может изготавливаться из галогенсодержащих пластмасс, которые при воздействии температуры 500 - 800 °С будут разлагаться с образованием диоксинов; отработанные моторные масла, находящиеся в отработанном масляном фильтре, содержат в сто раз больше полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), которые расщепляются на простейшие углеводороды при температурах, превышающих 1100 - 1200 °С. Таким образом, при температурном обезвреживании будут происходить выбросы чрезвычайно опасных загрязняющих веществ ПАУ, в том числе бенз(а)пирена.
Следовательно, для захоронения или длительного хранения данных пожароопасных отходов должны быть организованы два участка. Первый - для захоронения отработанных масляных фильтров (которые не могут быть подвержены термическому обезвреживанию) мощностью 350 т/год; второй - для прочих пожароопасных отходов мощностью 300 т/год.
Для снижения себестоимости затрат на захоронение и длительное хранение этих отходов целесообразно территориально объединить такой полигон с полигоном ТБО. Создание комплекса позволит снизить эксплуатационные затраты, в том числе на электроснабжение, подъездные пути, охрану, ограждение территории, спецтехнику и мониторинг окружающей среды.
Месторасположение такого полигона должно находиться в центре образования пожароопасных отходов республики, то есть на территории, примыкающей к Абакано-Черногорскому промышленному узлу.
Таким образом, уровень безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления может быть существенно повышен за счет создания системы управления обращением с ТБО, основанной на применении элементов инновационных технологий коммунального хозяйства.
Практически все объекты размещения ТБО не соответствуют как экологическим, так и санитарно-гигиеническим требованиям, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Объекты размещения ТБО населенных пунктов, расположенных в пойме рек, загрязняют поверхностные водоемы. Финансирование обустройства маломощных объектов размещения ТБО для отдельных сельских поселений нецелесообразно, так как эксплуатация таких объектов в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими нормами и правилами, во-первых, избыточно затратна для сельских поселений, а во-вторых - противоречит полномочиям, определенным федеральными законами для сельских муниципальных образований. Решение вопроса раздельного сбора ТБО и навоза в сельских поселениях на стадии организации сбора и вывоза отходов существенно снизит негативное воздействие этих отходов на окружающую среду и сохранит в кругообороте веществ ценный органический материал.
Пожароопасные отходы, загрязненные нефтепродуктами, должны размещаться на специализированном полигоне промышленных отходов, состоящем из двух участков. Первый участок - для отходов, которые могут быть обезврежены и в дальнейшем использованы в качестве инертного материала на полигоне ТБО. Второй участок - для прочих отходов, загрязненных нефтепродуктами, которые должны быть захоронены. Для снижения затрат на строительство и эксплуатацию полигона пожароопасных отходов такой полигон целесообразно территориально объединить с полигоном ТБО.
2. Цель и задачи
Основной целью Программы является решение проблем организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности и обеспечением снижения факторов риска здоровью населения.
Основными задачами являются:
- обеспечение необходимых санитарно-экологических условий функционирования населенных пунктов республики и устранение предпосылок для образования несанкционированных свалок;
- оптимизация структуры системы сбора, транспортировки и размещения отходов, в полной мере соответствующей экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
- укрепление материально-технической базы специализированных предприятий по обращению с отходами производства и потребления;
- интеграция ТБО в поселениях на районных полигонах, обеспечивающая стимулирование создания пунктов сортировки ТБО для последующей утилизации и переработки.
3. Перечень программных мероприятий
(млн. рублей)
┌─────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│ Наименование мероприятия, источники │ Финансирование │
│ финансирования │ программных │
│ │ мероприятий │
│ ├────────────────┬──────┤
│ │ По годам │Всего │
│ ├─────┬────┬─────┤ │
│ │2010 │2011│2012 │ │
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│1. Проектирование и строительство полигонов ТБО │22,95│68,1│106,8│197,85│
│городов и районов республики - всего, из них: │ │ │ │ │
│средства республиканского бюджета Республики │15,95│13,8│ 16,8│ 46,55│
│Хакасия, в том числе: │ │ │ │ │
│субсидии бюджетам муниципальных образований; │15,95│13,8│ 16,8│ 46,55│
│внебюджетные средства │ 7,0 │54,3│ 90,0│151,3 │
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│2. Приобретение для муниципальных образований │ 4,05│ 8,2│ 8,2│ 20,45│
│большегрузных мусоровозов и бункеров - всего, из │ │ │ │ │
│них: │ │ │ │ │
│средства республиканского бюджета Республики │ 4,05│ 8,2│ 8,2│ 20,45│
│Хакасия, в том числе: │ │ │ │ │
│субсидии бюджетам муниципальных образований │ 4,05│ 8,2│ 8,2│ 20,45│
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│ИТОГО на реализацию Программы, из них: │27,0 │76,3│115,0│218,3 │
├─────────────────────────────────────────────────┼─────┼────┼─────┼──────┤
│Средства республиканского бюджета Республики │20,0 │22,0│ 25,0│ 67,0 │
│Хакасия, в том числе: │ │ │ │ │
│субсидии бюджетам муниципальных образований; │20,0 │22,0│ 25,0│ 67,0 │
│внебюджетные средства │ 7,0 │54,3│ 90,0│151,3 │
└─────────────────────────────────────────────────┴─────┴────┴─────┴──────┘
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Общий объем финансирования - 218,3 млн. рублей, в том числе за счет:
средств республиканского бюджета Республики Хакасия - 67 млн. рублей, из них в 2010 году - 20,0 млн. рублей, в 2011 году - 22,0 млн. рублей, в 2012 году - 25,0 млн. рублей;
внебюджетных средств - 151,3 млн. рублей, из них в 2010 году - 7,0 млн. рублей, в 2011 году - 54,3 млн. рублей, в 2012 году - 90,0 млн. рублей.
Правила
предоставления и распределения субсидий
из республиканского бюджета Республики Хакасия
местным бюджетам на реализацию мероприятий
аналогичных долгосрочных муниципальных
целевых программ
4.1. Субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - субсидии) предоставляются местным бюджетам на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ.
4.2. Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:
- наличие утвержденных аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ;
- наличие в местном бюджете не менее 50% ассигнований на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ.
4.3. Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ:
- наличие в муниципальном образовании проектно-сметной документации на строительство полигона ТБО, утвержденной в установленном порядке;
- наличие документации на отвод земельного участка, на котором предполагается строительство полигона в рамках реализации мероприятий Программы;
- наличие лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов у организации, эксплуатирующей полигон ТБО муниципального образования;
- отсутствие на территории муниципального образования полигона ТБО.
4.4. Распределение субсидий осуществляется между муниципальными образованиями, которые соответствуют условиям и критериям отбора.
4.5. Размер субсидии, предоставляемой муниципальному образованию, прошедшему отбор, определяется по следующей формуле:
Vj = (Vобщ / SUM S) x S, где:
Vj - размер субсидии j-му муниципальному образованию;
Vобщ - общий размер субсидий из республиканского бюджета;
SUM S - суммарный размер стоимости заявленных на софинансирование мероприятий муниципальных целевых программ;
S - размер финансовых средств муниципального образования в соответствии с проектно-сметной документацией и сметами расходов на обеспечение мероприятий аналогичной долгосрочной муниципальной целевой программы на соответствующий финансовый год.
Размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий определяется по формуле:
Уj = Уm / УБОi, где:
Уj - уровень софинансирования расходного обязательства i-гo муниципального образования;
Уm - средний уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий, определяемый в соответствии с правилами предоставления субсидий;
УБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го муниципального образования, рассчитанный в соответствии с Порядком и Методикой
распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия, утвержденными Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 № 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия".
4.6. Органы местного самоуправления, получающие субсидии, заключают с Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия на очередной финансовый год соглашения о предоставлении субсидий на реализацию программных мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ в муниципальных образованиях. Соглашение должно содержать обязательства муниципального образования по софинансированию мероприятий, реализуемых в рамках настоящей Программы.
4.7. В случае невыполнения муниципальными образованиями условий, указанных в пункте 4.2
, предоставление субсидий приостанавливается. Выделенные финансовые средства подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Хакасия и перераспределению в соответствии с пунктом 4.5
настоящего раздела.
4.8. Муниципальные образования представляют в Государственный комитет по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о ходе выполнения мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, по форме, утвержденной Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия.
4.9. Контроль за целевым использованием муниципальными образованиями предоставленных субсидий осуществляется Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия.
5. Механизм реализации
Государственным заказчиком является Государственный комитет по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия.
Реализация программных мероприятий в муниципальных образованиях будет осуществляться путем предоставления субсидий местным бюджетам на финансирование аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ, а также за счет финансирования из средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
Правила
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на реализацию мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ изложены в разделе 4 Программы.
Государственный заказчик несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение бюджетных ассигнований, осуществляет контроль за реализацией Программы.
6. Оценка эффективности
В 2010 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 23%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 10% загрязнение окружающей среды отходами поселений.
В 2011 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 3%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 51% загрязнение окружающей среды отходами поселений.
В 2012 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 55%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 9% загрязнение окружающей среды отходами поселений.
Мусоросортировочный комплекс позволит обеспечить сортировку 37% ТБО Республики Хакасия, а также обеспечит безопасное захоронение 100% пожароопасных отходов III и IV классов опасности, образованных на территории Республики Хакасия.