Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. № 527

Об утверждении Методики проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов, принятых Собранием
депутатов Ашинского муниципального района, и их проектов

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Челябинской области от 29.01.2009 № 353-ЗО "О противодействии коррупции в Челябинской области", Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.03.2009 № 1580 "Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области, и их проектов", Уставом Ашинского муниципального района, Собрание депутатов Ашинского муниципального района
РЕШАЕТ:

1. Утвердить Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Собранием депутатов Ашинского муниципального района, и их проектов (приложение).

2. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную комиссию Собрания депутатов по законности и местному самоуправлению.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня подписания.

Председатель
Собрания депутатов
Ашинского муниципального района
Челябинской области
В.Д.ШЛОМА





Приложение
к решению
Собрания депутатов
Ашинского муниципального района
Челябинской области
от 28 апреля 2009 г. № 527

Методика
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов, принятых Собранием депутатов
Ашинского муниципального района, и их проектов

I. Общие положения

1. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Собранием депутатов Ашинского муниципального района, и их проектов (далее - Методика) применяется в целях осуществления анализа и оценки действующих нормативных актов, а также их проектов, вносимых на рассмотрение Собрания депутатов Ашинского муниципального района, на предмет выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.
2. В Методике определяются правила предупреждения и выявления коррупционных факторов и коррупциогенных норм в действующих нормативных правовых актах и их проектах.
Коррупционными факторами признаются положения проверяемых нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупиогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.

II. Основные правила
проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов

3. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов должно заключаться в ее системности, достоверности и проверяемости результатов.
4. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
5. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц (разделы, главы, статьи, части, пункты. подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта выявленных коррупционных факторов.
6. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.

III. Коррупционные факторы

7. Коррупционными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий конкретного органа местного самоуправления Ашинского муниципального района;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
8. Факторы, связанные с реализацией полномочий конкретного органа местного самоуправления Ашинского муниципального района, выражаются в:
1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, необоснованном завышении сроков, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностных лиц);
6) чрезмерной свободе нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию иных правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления Ашинского муниципального района, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7) юридико-лингвистической неопределенности - использовании двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки;
8) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления Ашинского муниципального района - при принятии нормативных правовых актов;
9) заполнении нормативных правовых пробелов при помощи иных правовых актов в отсутствие нормотворческой делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в ином правовом акте в условиях отсутствия нормативного правового акта.
9. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта и выражаются в:
1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
4) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
5) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
10. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления Ашинского муниципального района (их должностных лиц).

IV. Заключение по результатам проведения антикоррупционной
экспертизы нормативного правового акта,
проекта нормативного правового акта

11. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта готовится заключение, содержащее выводы, с указанием:
1) наличия либо отсутствия коррупционных факторов;
2) рекомендаций по устранению, ограничению либо коррекции выявленных коррупционных факторов;
3) предложения о дополнении превентивными антикоррупционными нормами.
12. При анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта и подготовке заключения специалист, готовящий заключение, оценивает наличие коррупционных факторов и их коррупционную опасность по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех касающихся нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта правоположений в их совокупности, руководствуясь правосознанием и профессиональным опытом.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru