АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2009 г. № 832
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ
И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
В ВЕЛИКОУСТЮГСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
В целях согласования проблем, предлагаемых к решению программным методом, а также единства методологических подходов и унификации процесса разработки целевых программ, в соответствии со статьями 179, 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 30
Устава Великоустюгского муниципального района постановляю:
1. Утвердить прилагаемый порядок
разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ в Великоустюгском муниципальном районе (далее по тексту - Порядок).
2. Органам местного самоуправления, структурным подразделениям администрации Великоустюгского муниципального района осуществлять разработку и реализацию муниципальных целевых программ Великоустюгского муниципального района в соответствии с прилагаемым Порядком
.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль выполнения постановления оставляю за собой.
Глава администрации Великоустюгского
муниципального района
Н.А.ИЛЮШИН
Утвержден
Постановлением
Администрации Великоустюгского
муниципального района
от 21 августа 2009 г. № 832
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ВЕЛИКОУСТЮГСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
1. Общие положения
1.1. Муниципальные целевые программы (далее - программы) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области экономического, экологического, социального и культурного развития Великоустюгского района.
Муниципальные целевые программы разрабатываются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом
Великоустюгского муниципального района в целях:
согласования проблем, предлагаемых к решению программным методом, в соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития Великоустюгского муниципального района;
более качественного освещения проблем, требующих решения, и методов их реализации с помощью программирования;
согласования целей, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, сроков выполнения;
получения максимального эффекта от реализации предлагаемых мероприятий;
единства методологических подходов, унификации процесса разработки программ.
Программа должна обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным экономическим и социальным эффектом (конечным результатом).
1.2. Настоящий Порядок регулирует:
1.2.1. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации.
1.2.2. Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ.
1.3. Программы подразделяются:
1.3.1. По охвату проблем - комплексные и специализированные.
1.3.2. По срокам реализации - на долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года).
1.3.3. По масштабности - территориальные, функциональные и отраслевые.
1.4. Основные участники процесса разработки и реализации программ:
1.4.1. Инициаторы программной разработки - физические и юридические лица, орган местного самоуправления, структурное подразделение администрации Великоустюгского муниципального района (далее - администрация района), комиссии и депутаты Великоустюгской Думы (далее - Великоустюгская Дума).
1.4.2. Заказчик программы - орган местного самоуправления, структурное подразделение администрации района, муниципальное учреждение.
1.4.3. Разработчики - орган местного самоуправления, структурное подразделение администрации района, специализированная организация, другие организации, выполняющие работы по разработке программы.
1.4.4. Координаторы программы: Глава администрации района или заместитель Главы администрации района, курирующий направление, проблемы которого должна решить программа.
Для целевых программ, имеющих более одного заказчика, определяется заказчик-координатор, который несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию программы в целом, а после ее утверждения обеспечивает контроль реализации программы и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы. Каждый из заказчиков несет ответственность за реализацию программы в части соответствующих мероприятий программы.
1.4.5. Исполнители - бюджетные или иные организации, которые являются получателями бюджетных и внебюджетных средств и имеют подтвержденное нормативными правовыми актами право на выполнение соответствующих функций.
1.4.6. Инвесторы - юридические и физические лица, осуществляющие вложения собственных, заемных, привлеченных и бюджетных средств на реализацию мероприятий программы.
1.5. Финансовое обеспечение реализации программ осуществляется за счет средств районного бюджета (далее - районный бюджет), а также других источников (средств бюджетов других уровней, кредитов, собственных средств организаций, частных инвестиций и иных внебюджетных источников).
2. Отбор проблем для программной разработки
2.1. Отбор проблем для программной разработки определяется следующими факторами:
значимость проблемы;
невозможность комплексно решить проблему за счет использования действующего механизма или большая длительность ее решения;
необходимость муниципальной поддержки для ее решения;
необходимость координации межотраслевых связей;
необходимость координации усилий и средств по решению проблемы с целью обеспечения эффективного использования ресурсов.
2.2. Инициатор программной разработки формирует предложение по разработке программы, оформляет его в соответствии с утвержденными требованиями
(приложение 1 к настоящему Порядку) и направляет заместителю Главы администрации района, курирующему соответствующую сферу (отрасль).
Заместитель Главы администрации района, курирующий отрасль, в случае одобрения предложенной инициатором программной разработки организует подготовку проекта распоряжения администрации Великоустюгского муниципального района о разработке программы.
2.3. Распоряжением администрации района утверждаются:
название программы, цели разработки;
координатор и заказчик программы;
разработчик(и) программы;
сроки разработки проекта программы;
предельная стоимость и источники финансирования разработки проекта программы;
иные положения, необходимые для организации разработки проекта программы.
2.4. Организация разработки и реализации программы осуществляется заказчиком под руководством координатора.
2.5. Заказчик в случае необходимости привлечения для разработки проекта программы специализированных организаций вправе выбрать в соответствии с действующим законодательством о размещении муниципальных заказов разработчика(ов) проекта программы.
3. Формирование программы
3.1. Структура программы должна включать в себя титульный лист, паспорт
программы (приложение 2 к настоящему Порядку) и следующие разделы:
3.1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Первый раздел программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития, целесообразность использования программно-целевого метода для ее решения.
3.1.2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации
Второй раздел программы должен содержать развернутые формулировки целей (при необходимости - подцелей) и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей, поддающихся количественной и качественной оценке ожидаемых результатов.
Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции заказчиков программы);
достижимость (цели должны быть реально достижимы);
измеряемость (наличие системы показателей для измерения достижения целей).
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации программы.
3.1.3. Система программных мероприятий (характеристика основных направлений программы, план мероприятий и объем финансирования) (приложение 3
к настоящему Порядку)
Третий раздел программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
3.1.4. Ресурсное обеспечение программы
В четвертом разделе программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Этот раздел оформляется согласно приложению 4
к настоящему Порядку.
3.1.5. Механизм реализации программы
Основные требования к пятому разделу программы изложены в разделе 6
.
3.1.6. Контроль хода реализации программы
Основные требования к шестому разделу программы изложены в разделе 7
.
3.1.7. Оценка эффективности и последствий реализации программы (ожидаемые конечные результаты реализации программы, важнейшие целевые показатели - количественные характеристики проблем, решаемых программой, или изменение темпов их роста)
Седьмой раздел программы должен содержать описание социальных, экономических, экологических и других последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада программы в экономическое развитие отрасли, района, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации.
Методика оценки эффективности программы разрабатывается заказчиками (заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и является приложением к тексту программы.
3.2. К проекту программы прилагаются:
пояснительная записка с технико-экономическим обоснованием (в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - предоставление графика возврата бюджетных средств, инвестированных в реализацию программы, либо графика предполагаемых сроков окупаемости средств районного бюджета);
перечень
мероприятий программы, подлежащих финансированию (приложение 3);
лист согласования с заинтересованными сторонами и участниками реализации программы;
сведения о наличии других действующих федеральных, областных, муниципальных программ, грантов, реализующих те же тождественные или пересекающиеся вопросы, что и в предполагаемой программе; при наличии таковых или смежных программ или грантов - план координации мероприятий с ними в предлагаемой программе, исключающий дублирование одних и тех же вопросов, а также информацию о планируемых источниках финансирования, объемах финансовых средств и мероприятиях в рамках федеральных и областных целевых программ.
4. Согласование программ
4.1. Заказчик (заказчик-координатор) в установленном порядке согласовывает проект программы с заинтересованными структурами, при этом в обязательном порядке направляет проект программы с прилагаемыми к нему материалами на согласование в отдел экономического развития администрации Великоустюгского муниципального района (далее - отдел экономического развития) и финансовое управление Великоустюгского муниципального района (далее - финансовое управление) не позднее 1 сентября текущего финансового года.
В исключительных случаях, а также в случаях необходимости срочной реализации федеральных и областных целевых программ согласование проектов программ может проходить за пределами установленного срока.
4.2. Отдел экономического развития оценивает, согласовывает и в пятидневный срок дает заключение на представленный проект программы, обращая при этом особое внимание на:
приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
соответствие структуры и содержания программы требованиям, предусмотренным настоящим Порядком;
наличие инструментов измерения результативности программы (соответствие избранных показателей результативности целям и задачам программы; полнота охвата целей и задач программы показателями результативности; наличие информационной базы, обеспечивающей возможность мониторинга достижения показателей результативности).
4.3. Финансовое управление рассматривает представленный заказчиком (заказчиком-координатором) проект программы и согласовывает объемы ее финансирования с проектом районного бюджета на следующий год, реалистичность оценки финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, бюджетную эффективность и в десятидневный срок дает заключение о запланированном бюджетном финансировании данной программы.
4.4. При необходимости заказчик программы совместно с ее координатором организует проведение специализированной и (или) комплексной экспертизы проекта программы.
Заключения на проект программы направляются отделом экономического развития и финансовым управлением заказчику, который производит доработку проекта с учетом замечаний и предложений.
Доработанный заказчиком проект программы повторно направляется в отдел экономического развития и финансовое управление.
Муниципальные целевые программы утверждаются постановлением администрации Великоустюгского муниципального района.
4.5. Изменения в утвержденные муниципальные целевые программы готовятся ее исполнителем в порядке, установленном регламентом администрации Великоустюгского муниципального района для подготовки проектов постановлений администрации Великоустюгского муниципального района, и согласовываются в обязательном порядке с отделом экономического развития и финансовым управлением администрации Великоустюгского муниципального района.
5. Финансирование программы
Утвержденные программы реализуются за счет средств районного бюджета и других привлекаемых для выполнения этих программ средств в пределах, установленных действующих законодательством.
6. Механизм реализации программы
6.1. Текущее управление реализацией программы и контроль хода ее выполнения осуществляются заказчиком (заказчиком-координатором) программы, а по соответствующим мероприятиям программы - ответственными исполнителями.
Исполнители программы несут ответственность за реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
6.2. Реализация программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, заключаемых заказчиком программы с организациями, учреждениями, определяемыми в соответствии с законодательством о размещении муниципальных заказов.
Муниципальный контракт определяет права и обязанности муниципального заказчика и поставщика по обеспечению муниципальных нужд, регулирует их отношения при выполнении муниципального контракта, в том числе предусматривает осуществление муниципальным заказчиком контроля хода работ по выполнению муниципального контракта.
6.3. Заказчик программы с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и с учетом этого - целевые показатели программы, для чего в установленном порядке готовит проект постановления о внесении изменений в принятое ранее постановление об утверждении муниципальной целевой программы.
7. Контроль хода реализации программы
Система контроля должна обеспечить осуществление предварительного, текущего и последующего контроля.
7.1. Контроль хода реализации программы осуществляется заказчиком (заказчиком-координатором) программы и заместителем Главы администрации района, курирующим соответствующую отрасль (сферу).
7.2. Для обеспечения мониторинга и контроля хода реализации программы ее руководитель ежегодно до 10 февраля, следующего за отчетным годом, представляет заместителю Главы администрации района, курирующему соответствующую отрасль (сферу), информацию о выполнении мероприятий программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем (включая информацию о качестве и комплектности полученного оборудования, техники, дате ввода их в эксплуатацию, об использовании их по назначению и т.д.).
В случае непредставления указанной информации в надлежащие сроки заместитель Главы администрации района, курирующий соответствующую отрасль (сферу), в установленном порядке принимает меры к руководителю программы.
7.3. Годовой отчет о реализации программы должен содержать:
данные о финансировании программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования и годам реализации;
процент реализации программы;
уровень достижения программных целей и запланированных показателей эффективности.
Для программ, имеющих процент реализации ниже 100 процентов, указываются перечень мероприятий, не завершенных в срок, и предложения по их дальнейшей реализации.
Приложение 1
к Порядку
разработки, утверждения и реализации
муниципальных целевых программ
в Великоустюгском муниципальном районе
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРЕДЛОЖЕНИЮ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
1. Описание проблемы, оценка ее актуальности и анализ причин возникновения, значимость для социально-экономического развития района, возможные способы решения проблемы.
2. Описание целей, задач, оценки ожидаемой эффективности (социальный, экономический, технический, организационный и другие эффекты от реализации мероприятий программы) и результатов реализации программы.
3. Предполагаемые мероприятия, сроки и этапы реализации, основные исполнители.
4. Предварительная оценка потребности в финансовом обеспечении и предполагаемые источники финансирования; обоснованность объемов и источников финансирования.
5. Сроки и стоимость разработки проекта программы, перечень возможных заказчиков и разработчиков программы.
6. Предварительная оценка эффективности и последствий от реализации программы.
7. Соответствие направлениям концепции стратегии социально-экономического развития района.
Приложение 2
к Порядку
разработки, утверждения и реализации
муниципальных целевых программ
в Великоустюгском муниципальном районе
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Паспорт целевой программы включает следующие разделы:
1. Наименование программы.
2. Основания для разработки программы.
3. Заказчики программы (в том числе заказчик-координатор).
4. Разработчики программы.
5. Основные цели и задачи программы.
6. Сроки реализации программы.
7. Исполнители программы.
8. Объемы и источники финансирования программы.
9. Ожидаемые результаты реализации программы (показатели результативности и эффективности).
10. Система контроля исполнения программы.
Приложение 3
к Порядку
разработки, утверждения и реализации
муниципальных целевых программ
в Великоустюгском муниципальном районе
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФИНАНСИРОВАНИЮ
┌───┬────────────┬──────────┬───────────┬──────────────┬───────────┬─────────┐
│ № │Наименование│Срок │Инвестиции │Источник │Исполнители│Ожидаемый│
│п/п│мероприятия │реализации│(тыс. руб.)│финансирования│ │результат│
├───┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────────┼───────────┼─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├───┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────────┼───────────┼─────────┤
│1 │ │Итого │ │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │20__ год │ │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │ │20__ год │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │ │20__ год │ │ │ │
├───┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────────┼───────────┼─────────┤
│2 │ │ │Итого │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │20__ год │ │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │ │20__ год │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │ │20__ год │ │ │ │
├───┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────────┼───────────┼─────────┤
│3 │ │ │Итого │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │20__ год │ │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │ │20__ год │ │ │ │
│ │ ├──────────┼───────────┼──────────────┤ │ │
│ │ │ │20__ год │ │ │ │
├───┼────────────┼──────────┼───────────┼──────────────┼───────────┼─────────┤
│ │... │ │ │ │ │ │
└───┴────────────┴──────────┴───────────┴──────────────┴───────────┴─────────┘
Приложение 4
к Порядку
разработки, утверждения и реализации
муниципальных целевых программ
в Великоустюгском муниципальном районе
Форма
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
________________________
(наименование программы)
(тыс. руб.)
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Источники финансирования │
│ ├─────────┬────────┬──────────────────┬──────────────────┤
│ │областной│районный│ бюджетные фонды │ прочие источники │
│ │бюджет │бюджет ├────────────┬─────┼────────────┬─────┤
│ │ │ │наименование│сумма│наименование│сумма│
│ │ │ │фонда │ │источника │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│Общий объем │ │ │ │ │ │ │
│финансирования │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│в том числе с │ │ │ │ │ │ │
│разбивкой по годам:│ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│из них: │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│капитальные расходы│ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│в том числе с │ │ │ │ │ │ │
│разбивкой по годам:│ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│текущие расходы │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│в том числе с │ │ │ │ │ │ │
│разбивкой по годам:│ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼─────────┼────────┼────────────┼─────┼────────────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
└───────────────────┴─────────┴────────┴────────────┴─────┴────────────┴─────┘