Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


Зарегистрировано в ГУ по труду и социальным вопросам МО 29 мая 2008 г. № 5/08


МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ
И ГОРОДСКОМУ НАЗЕМНОМУ ПАССАЖИРСКОМУ ТРАНСПОРТУ
НА 2008-2011 ГОДЫ МЕЖДУ ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТА
И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НЕКОММЕРЧЕСКИМ
ПАРТНЕРСТВОМ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ "АСМОР"
И ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. соглашения от 23.06.2009)

I. Стороны, заключившие Соглашение

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители работников (Профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области), работодателей (Некоммерческое партнерство Московский областной транспортный Союз "АСМОР"), центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (Министерство транспорта Московской области, Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области)<*>, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Законами Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" и "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области", Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области и Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, заключили настоящее Соглашение в целях согласования интересов субъекта Российской Федерации - Московской области, муниципальных образований Московской области, работодателей и работников в обеспечении эффективного функционирования транспортной системы, удовлетворения потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов, создания социально-экономических условий для производительного труда, содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей организаций автомобильного транспорта и городского наземного пассажирского транспорта Московской области независимо от форм собственности (далее - Организации).
--------------------------------
<*> Принятые сокращения:
Работники (Профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области), далее - Профсоюз работников АТ и ДХ МО.
Работодатели (Некоммерческое партнерство Московский областной транспортный Союз "АСМОР"), далее - НП "АСМОР".
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Министерство транспорта Московской области, Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области), далее - исполнительные органы государственной власти Московской области.

II. Срок действия Соглашения

2.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует в течение 3 лет до подписания нового Соглашения. До истечения срока действия Соглашение может быть изменено, в него могут вноситься уточнения и дополнения по взаимной договоренности сторон. В случае если по истечении 3-летнего срока после подписания настоящего Соглашения не будет заключено новое Соглашение, настоящее Соглашение продолжает действовать, но не более 3 месяцев.
2.2. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
2.3. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее права и обязательства переходят к правопреемнику и сохраняются на весь срок действия Соглашения.

III. Сфера действия положений Соглашения

3.1. Настоящее Соглашение разработано и заключено равноправными сторонами добровольно, на основе соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон, свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принимаемых обязательств, а также систематичности контроля и неотвратимости ответственности.
3.2. Настоящее Соглашение:
3.2.1. Распространяется на:
всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, являющимися членами НП "АСМОР"; на выборных и штатных работников профсоюзных органов данных Организаций;
всех работодателей, являющихся членами НП "АСМОР";
работодателей и работников, не являющихся членами НП "АСМОР", которые уполномочили представителей Сторон Соглашения разработать и заключить его от их имени;
работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.
3.2.2. Является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между работодателями и работниками, и его условия обязательны для Организаций, на которые оно распространяется.
3.2.3. Устанавливает минимальные социальные гарантии работникам и членам их семей и не ограничивает права Организаций в расширении этих гарантий в заключаемых с работниками коллективных и трудовых договорах.
3.2.4. Является основой для заключения коллективных договоров в Организациях всех форм собственности.
3.3. Профсоюз работников АТ и ДХ МО обеспечивает защиту прав и интересов членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы всех работников Организаций, на которых распространяется Соглашение, в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
3.4. Условия коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, настоящим Соглашением, недействительны. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, а также коллективных договоров, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений и договоров.
3.5. В случае принятия в период действия Соглашения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Московской области, улучшающих социально-экономическое и социально-правовое положение работников, соответствующие пункты Соглашения действуют с учетом вновь принятых правовых норм с момента вступления их в силу.
В случае вступления в силу нормативного правового акта, ухудшающего положение работников, условия Соглашения сохраняют свое действие, если это не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
3.6. Лица, по вине которых нарушаются или не выполняются обязательства, предусмотренные Соглашением, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
3.7. Обеспечение социальных гарантий (включая минимальные тарифные ставки), предусмотренных настоящим Соглашением, осуществляется за счет средств (доходов) Организаций, а в Организациях, дотируемых из бюджетных источников, - с использованием средств соответствующих бюджетов и учитывается при формировании договорной цены (расчетного тарифа) за оказание услуг в соответствии с действующими нормативными актами.
3.8. Соглашение открыто для присоединения в установленном порядке всем заинтересованным организациям Московской области.
Организация может присоединиться к Соглашению путем его подписания работодателем в лице руководителя или представлением в Московский областной комитет Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (по адресу 107076, г. Москва, ул. Стромынка, 21, корп. 2.) ходатайства (письма) о согласии присоединиться к Соглашению. Соглашение считается распространенным на данную Организацию с момента подписания Соглашения или получения ходатайства.
3.9. Министерство транспорта Московской области обеспечивает публикацию Соглашения (соглашений с изменениями и дополнениями в Соглашение) в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" и размещение в Интернете на сайте Министерства.

IV. Обязательства сторон

4.1. Стороны признают и обязуются обеспечить гарантии, нормы и компенсации, предусмотренные для работников Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области и Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту.
4.2. Стороны признают настоящее Соглашение основным отраслевым документом социального партнерства для организаций автомобильного транспорта и городского наземного пассажирского транспорта на уровне Московской области, устанавливающим общие принципы проведения согласованной отраслевой социально-экономической политики на 2008-2011 годы.
4.3. Стороны предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников Организаций, проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам и задачам Организаций, руководствуясь при этом действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
4.4. Стороны в целях упрочения социального партнерства и согласия в коллективах, повышения эффективности и устойчивости работы Организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта Московской области способствуют созданию в них первичных профсоюзных организаций и увеличению членов НП "АСМОР", повышению роли отраслевого профсоюза и объединения работодателей.
4.5. Стороны считают возможным оказание работодателями содействия, финансовой и иной поддержки профсоюза в осуществлении им уставной деятельности по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников, реализации социальных программ в организациях, организационному укреплению профорганизаций, повышению охвата работников профсоюзным членством, вовлечению в профсоюз молодежи.
4.6. Стороны продолжат ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства работников, культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, рассмотрят возможность развития других форм морального и материального поощрения коллективов и работников отраслей, совместно разрабатывают и осуществляют мероприятия по проведению профессионального праздника - Дня работников автомобильного транспорта.
4.7. После подписания Соглашения каждая из сторон, при необходимости, разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.

1. В области государственной поддержки, производственных
и экономических отношений

1.1. Исполнительные органы государственной власти Московской области:
1.1.1. Содействуют развитию и стабильному функционированию регионального рынка транспортных услуг с учетом экономических, демографических и других особенностей региона, развитию инфраструктуры транспортного комплекса, мобилизации финансовых ресурсов для решения проблем транспорта Московской области, оказанию государственной финансовой поддержки на социально значимые перевозки пассажиров и грузов.
1.1.2. Способствуют финансированию мероприятий, предусмотренных целевыми программами транспортного обслуживания населения.
1.1.3. Содействуют в реализации:
- мероприятий по проведению поэтапного повышения заработной платы работникам транспортного комплекса не ниже индекса роста потребительских цен на товары и услуги в целях доведения среднемесячной заработной платы на баланс рабочего времени в третьем квартале 2008 г. до 25 тыс. руб., к концу 2008 г. - до 27 тыс. руб.;
- мероприятий по обновлению подвижного состава;
- программ жилищного строительства, строительства общежитий (гостиниц) и кредитования Организаций.
1.1.4. Рассматривают предложения работодателей о предоставлении налоговых льгот по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет для Организаций, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам городского и пригородного сообщения, социально значимых грузов, а также содержащих автоколонны войскового типа, и, при необходимости, вносят в установленном порядке в законодательные и исполнительные органы государственной власти Московской области.
1.1.5. Разрабатывают предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Московской области, касающихся деятельности Организаций.
1.1.6. Добиваются соблюдения равных условий для функционирования всех участников рынка транспортных услуг, соблюдения действующего законодательства, нормативных правовых актов в транспортной сфере.
1.1.7. Способствуют реализации программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, изысканию источников их финансирования.
1.1.8. Обеспечивают поддержку выполнения федеральных и региональных отраслевых программ содействия занятости, охраны труда и других.
1.1.9. Доводят до сведения Организаций информацию по изменению роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги в Московской области.
1.2. Работодатели:
1.2.1. Поддерживают достаточный уровень обеспечения населения транспортными услугами на основе обеспечения плановой регулярности движения маршрутных автобусов, троллейбусов, принятия дополнительных мер по обустройству маршрутной сети и развитию инфраструктуры, усиления контроля за содержанием и работой общественного транспорта, обеспечения населения грузовыми перевозками.
1.2.2. Осуществляют комплекс мер, направленных на снижение себестоимости автоперевозок, экономию горюче-смазочных материалов, энергоносителей.
1.2.3. Вносят, при необходимости, в установленном порядке в органы исполнительной власти Московской области предложения по изменению системы налогообложения для Организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и социально значимых грузов, а также содержащих автоколонны войскового типа.
1.2.4. Вносят предложения и участвуют в обсуждении проектов нормативных правовых актов Московской области, касающихся деятельности Организаций и социально-экономического положения их работников.
1.2.5. Обеспечивают, как правило, до начала нового финансового года заключение во всех Организациях независимо от форм собственности коллективных договоров, определяющих порядок и размеры предоставления трудовых и социально-бытовых льгот, с учетом норм и гарантий, предусмотренных Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту и настоящим Соглашением.
1.2.6. Разрабатывают мероприятия по поэтапному повышению заработной платы работникам транспортного комплекса не ниже индекса роста потребительских цен на товары и услуги в целях доведения среднемесячной заработной платы на баланс рабочего времени в третьем квартале 2008 г. до 25 тыс. руб., к концу 2008 г. - до 27 тыс. руб.
1.3. Профсоюз работников АТ и ДХ МО:
1.3.1. Проводит работу по защите экономических интересов работников, участвуя в коллективно-трудовом регулировании трудовых отношений, главным образом, через систему соглашений и коллективных договоров.
1.3.2. Отстаивает законные права и интересы трудовых коллективов и членов профсоюза в органах государственной власти и управления, судебных и других структурах.
1.3.3. Выражает свою позицию по всем возникающим в процессе практической работы проблемам, затрагивающим интересы трудящихся отрасли, и разрабатывает предложения по их решению с учетом интересов работников.
1.3.4. Вносит предложения и участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов Московской области, касающихся социально-экономического положения членов профсоюза.
1.3.5. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и принимает участие в урегулировании трудовых конфликтов.
1.3.6. Оказывает консультативную и правовую помощь работникам Организаций по вопросам трудовых правоотношений и проводит обучение профсоюзного актива.
1.3.7. Оказывает содействие профсоюзным организациям в заключении и контроле за выполнением коллективных договоров и соглашений.

2. В области рабочего времени и времени отдыха

2.1. Работодатели:
2.1.1. Соблюдают установленную Трудовым кодексом Российской Федерации нормальную продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю) либо нормы продолжительности рабочего времени за учетный период при суммированном учете рабочего времени.
2.1.2. Регламентируют режимы труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, настоящим Соглашением и коллективными договорами.
2.1.3. Вводят сокращенный режим рабочего времени для работников, занятых на вредных работах, и для других отдельных категорий работников в соответствии с действующим законодательством о труде.
2.1.4. Устанавливают режим рабочего времени в организации согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, являющимся приложением к коллективному договору, графикам работы, согласованным с профсоюзным комитетом с соблюдением баланса рабочего времени за учетный период.
2.1.5. Предоставляют ежегодный отпуск продолжительностью для всех рабочих и служащих не менее 28 календарных дней. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляют дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные законодательством и коллективным договором организации, в том числе:
- работникам, занятым на работах с особыми условиями труда в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (до утверждения Правительством Российской Федерации перечней производственных профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальной продолжительности и условий предоставления этого отпуска действует Список, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
- работникам с ненормированным рабочим днем на основании перечней профессий и должностей, определяемых коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка Организации.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет, многосменный режим работы и другие предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективным договором.
2.1.6. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами для водителей и кондукторов подготовительно-заключительное время (не менее 18 минут в смену) и для водителей время для прохождения предрейсового медицинского осмотра (не менее 5 минут в смену).
2.2. Профсоюз работников АТ и ДХ МО:
2.2.1. Осуществляет общественный контроль за соблюдением режима труда и отдыха работающих.
2.2.2. При необходимости вносит в законодательные и исполнительные органы государственной власти Московской области предложения по совершенствованию и изменению нормативных правовых актов в области рабочего времени и времени отдыха.

3. В области оплаты труда

3.1. Стороны договорились, что:
3.1.1. Реализуют комплекс мер по обеспечению в 2008-2011 годах опережающих темпов роста доходов работников Организаций по сравнению с темпами роста величины прожиточного минимума в Московской области, установлению величины базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда в Организациях в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Московской области.
В коллективных договорах Организаций рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда на основе базовой.
3.1.2. В Организациях, где минимальная тарифная ставка ниже рекомендованной в п. 3.1.1, разрабатывается программа поэтапного ее увеличения, что закрепляется в коллективном договоре Организации. При этом осуществляются меры по доведению среднемесячной заработной платы на баланс рабочего времени в третьем квартале 2008 г. до 25 тыс. руб., к концу 2008 г. - до 27 тыс. руб.
3.1.3. Ранее установленные в отраслевых Организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Соглашения. Средняя заработная плата в Организациях в 2009 г. не должна быть ниже достигнутой в конце 2008 г.
(п. 3.1.3 в ред. соглашения от 23.06.2009)
(см. текст в предыдущей редакции)

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.1.5. Тарифная ставка рабочих 1 разряда в Организациях индексируется в размере не ниже величины роста потребительских цен на товары и услуги на основании данных государственной статистики. Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 106 процентов. Индексация в Организациях проводится без дополнительного уведомления Сторонами настоящего Соглашения.
Индексация проводится в целях доведения среднемесячной заработной платы на баланс рабочего времени в третьем квартале 2008 г. до 25 тыс. руб., к концу 2008 г. - до 27 тыс. руб.
3.1.6. Указанный в п. 3.1.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других тарифно-квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах на основании действующих в Организации межразрядных коэффициентов и соотношений между категориями работников.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом Организации.
3.1.7. Рекомендуют осуществлять выплату заработной платы руководителю одновременно с выплатой заработной платы работникам Организации в сроки, установленные коллективным договором.
3.1.8. Минимальным уровнем заработной платы в Организациях считают сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также обязательные доплаты, надбавки, премии, носящие постоянный характер и входящие в систему оплаты труда (за исключением компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда).
3.2. Работодатели:
3.2.1. Обеспечивают для работников минимальную заработную плату (в соответствии с п. 3.1.8) не ниже уровня заработной платы, устанавливаемого Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области (до 1 октября 2009 г. - 6 тыс. руб., с 1 октября 2009 г. - 6700 руб.), при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работниками трудовых обязанностей (норм труда).
(п. 3.2.1 в ред. соглашения от 23.06.2009)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2.2. Устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда работников, системы премирования за результаты финансово-хозяйственной деятельности, доплат и надбавок за профессиональное мастерство, непрерывный стаж работы в данной Организации, выплаты вознаграждения по итогам работы и др. по согласованию с профсоюзным комитетом и закрепляют их в коллективных договорах (приложениях к коллективному договору).
3.2.3. Сохраняют все виды доплат и надбавок, установленные отраслевыми нормативными документами, а также предусмотренные законодательством. Размеры доплат за условия труда, отличающиеся от нормальных, определяют по согласованию с профкомом, но не ниже размеров, установленных законодательством Российской Федерации, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту и настоящим Соглашением. Условия и конкретные размеры их выплат регулируются в коллективных договорах.
3.2.4. Производят тарификацию работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с последующими внесенными изменениями и дополнениями), а также в соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с последующими внесенными дополнениями и изменениями), и в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производятся Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профсоюзной организации.
3.2.5. Оплачивают время простоя работников, если работник предупредил работодателя о начале простоя, в соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации в размере не менее двух третей средней заработной платы работника в случаях, если работник по вине работодателя не может выполнять обязанности, предусмотренные заключенным с ним трудовым договором. После предупреждения работодателя о начале простоя работник по согласованию с работодателем может не находиться на рабочем месте. Об окончании простоя работодатель информирует работника.
3.2.6. Производят оплату нерабочих праздничных дней, определенных ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с коллективным договором (локальным нормативным актом организации) принятым по согласованию (с учетом мнения) профсоюзного комитета, имея в виду, что заработная плата работников (в том числе работающих на повременной и сдельной системах оплаты труда) в связи с нерабочими праздничными днями не должна уменьшиться.
3.2.7. Производят работникам оплату первых двух дней временной нетрудоспособности (за исключением больничных в связи с несчастным случаем на производстве, профзаболеваний, больничных по уходу за ребенком, пособий по беременности и родам, которые оплачиваются из Фонда социального страхования) в порядке, определенном Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Оплата дней временной нетрудоспособности может в соответствии с коллективным договором осуществляться в повышенном размере за счет средств работодателя.
3.2.8. Производят:
- доплату за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 40% тарифной ставки за отработанное в смене время;
- оплату сверхурочных работ водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, кондукторам, работающим на регулярных пассажирских перевозках, водителям автомобилей, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозящим грузы на договорной основе, водителям легковых такси - не менее чем в двойном размере. В коллективных договорах рекомендуется устанавливать оплату сверхурочных работ не менее чем в двойном размере для всех работников;
- оплату за работу в ночную смену в размере не менее 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену (ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время, ночное время - с 22 часов до 6 часов);
- надбавки за классность водителям I класса в размере 25%, II класса - 10 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время (необходимыми условиями выплаты надбавки за классность является наличие в организации положений о начислении надбавки за классность водителям, положения о присвоении классности водителям);
- оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах. Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере. В этом случае конкретные размеры повышения определяются специальной комиссией предприятия по согласованию с профсоюзным органом.
Организации могут самостоятельно в порядке и на условиях, определенных коллективными договорами, вводить стимулирующие виды поощрений за непрерывный стаж работы в данной Организации, профессиональное мастерство, эффективный труд, многосменный режим работы, за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава.
3.2.9. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам не реже двух раз в месяц в сроки, определенные коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2.10. Представляют профсоюзу информацию о суммах задолженности по заработной плате и мерах по ее устранению.
3.2.11. В Организациях, где имеется задержка выплаты заработной платы, с участием соответствующих профсоюзных органов составляют график погашения задолженности и принимают меры по полной ее ликвидации. Руководитель Организации несет ответственность за задержку выплаты заработной платы в соответствии с действующим законодательством.
При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплата их производится с уплатой процентов (денежной компенсации) в соответствии с действующим законодательством.
3.2.12. Не допускают без согласия работников нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров заработной платы, а также применения в качестве дисциплинарных взысканий штрафов и других не предусмотренных законодательством систем материальной ответственности работников.
3.3. Профсоюз работников АТ и ДХ МО:
3.3.1. Осуществляет общественный контроль за правильностью начисления и своевременностью выплаты заработной платы и других социальных выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, соглашениями и коллективными договорами. Использует возможности, предусмотренные действующим законодательством, для отстаивания нарушенных прав и интересов работников, в том числе вызванных несвоевременными выплатами заработной платы.
3.3.2. Готовит предложения по вопросам оплаты труда органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления Московской области, работодателям и их объединениям и участвует в их рассмотрении.
3.3.3. Рассматривает и согласовывает системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда, согласовывает условия контракта с руководителями государственных организаций.
3.3.4. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюза в досудебной защите и на стадии судебного разбирательства при возникновении трудовых споров.

4. В области обеспечения занятости

4.1. Исполнительные органы государственной власти Московской области:
4.1.1. Осуществляют комплекс мер, направленных на смягчение отрицательных социальных последствий экономических реформ и структурных преобразований в транспортной системе, предупреждение банкротств, в том числе преднамеренных и фиктивных, исходя из государственной политики в области трудовых ресурсов: обеспечения занятости, регулирования рынка труда, создания новых рабочих мест, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, в том числе руководящего состава.
4.1.2. Осуществляют совместно с работодателями и при участии Профсоюза работников АТ и ДХ МО разработку и реализацию отраслевой (межотраслевых) региональных программ содействия занятости населения, предусмотрев в них меры по развитию рабочих мест, организацию обучения, переобучения и перемещения кадров на другие рабочие места, а также меры по сдерживанию (сокращению) роста безработицы в 2008-2011 гг. (на 2008 г. - не выше 5,0 процентов от числа экономически активного населения).
4.1.3. Ежеквартально информируют профсоюз о состоянии рынка труда и составе безработных.
4.2. Работодатели:
4.2.1. Совместно с органами исполнительной власти Московской области и профсоюзом обеспечивают реализацию целевой программы содействия занятости работников отрасли.
4.2.2. Разрабатывают и реализуют социальный план Организации, предусматривающий сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труды и иные льготы и гарантии.
4.2.3. При угрозе массового высвобождения работников принимают меры, направленные на возможное сохранение кадрового потенциала работников за счет мероприятий внутреннего характера (естественного оттока кадров и временного ограничения их приема; переподготовки кадров, перемещения их внутри организаций на освободившиеся рабочие места, приостановки приема новых работников, перевода работников на режим неполного рабочего времени и др.).
4.2.4. Не допускают увольнения работников, на которых распространяется действие настоящего Соглашения и коллективных договоров, по инициативе администрации без предварительного согласия профсоюзного комитета, кроме случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и коллективным договором.
4.2.5. В случае неизбежного массового высвобождения работников извещают профсоюзный комитет и областной комитет профсоюза за 3 месяца до момента сокращения. Руководствуются в случае массового высвобождения следующими критериями:
а) ликвидация Организации любой организационно-правовой формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников Организации в количестве 20 и более человек в течение 30 календарных дней; 100 и более человек - в течение 60 календарных дней.
4.2.6. Осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств Организаций переквалификацию и трудоустройство намеченных к высвобождению работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест путем внедрения новых видов работ (услуг) различного характера, задействования свободных производственных и трудовых ресурсов для организации технического обслуживания, ремонта, изготовления и продажи запчастей, заправки топливом, создания платных стоянок, организации терминальной обработки и хранения грузов, а также выполнения иных, в том числе непрофильных услуг. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата за весь срок обучения.
4.2.7. Не допускают увольнения лиц предпенсионного возраста (за три года до установленного срока пенсии), а также лиц, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матерей-одиночек по сокращению штата или численности работников на действующих предприятиях и без их трудоустройства при ликвидации предприятий и Организаций.
4.2.8. Предоставляют в соответствии с коллективным договором работникам, получившим уведомление о предстоящем увольнении в связи ликвидацией Организации либо сокращением численности или штата, время для поиска работы с сохранением среднего заработка.
4.2.9. Не допускают при расторжении трудовых договоров с работниками необоснованных задержек выплаты причитающейся им заработной платы и компенсаций, предусмотренных законодательством, коллективным и трудовыми договорами.
4.2.10. Производят прием иностранных рабочих и специалистов при наличии свободных мест в Организации с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов.
4.3. Профсоюз работников АТ и ДХ МО:
4.3.1. Добивается включения в коллективные договоры обязательств по сохранению и созданию рабочих мест, расширению льгот и гарантий в случае высвобождения работников.
4.3.2. Оказывает бесплатную консультативную и правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюза по вопросам занятости и социально-трудовых отношений.
4.3.3. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о занятости, решением вопроса приема, увольнения, ведения трудовых книжек, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
4.3.4. Принимает меры по защите работников от необоснованных увольнений.

]]>
11.2. В случае проведения забастовки из-за неразрешения коллективного трудового спора по причине невыполнения условий Федерального, Московского областного (регионального) и настоящего Соглашения или коллективного договора по инициативе профсоюза Организацией обеспечивается минимум необходимых работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Контроль за ходом выполнения Соглашения

5.1. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения производится сторонами и Московской областной отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на автомобильном транспорте, сформированной Сторонами.
5.2. В случае увольнения (переизбрания) указанного в составе члена комиссии его замещение производится по должности, предложение вносится соответствующей стороной.
5.3. Комиссия регулярно, не реже одного раза в полугодие, рассматривает выполнение Соглашения и о результатах информирует трудовые коллективы.
5.4. При обнаружении нарушений выполнения Соглашения комиссия в письменной форме делает представление лицам, подписавшим данное Соглашение. Стороны в соответствии с действующим законодательством обязаны в 10-дневный срок провести взаимные консультации по существу представления и принять решение.
5.5. Контрольные функции за ходом выполнения Соглашения осуществляют также комитеты профсоюза и администрация Организаций, которые вправе обратиться по существу вопроса к комиссии или непосредственно к сторонам, подписавшим Соглашение.
5.6. Стороны пришли к согласию, что деятельность по выполнению данного Соглашения должна регулярно освещаться средствами массовой информации Московской области и отраслевыми изданиями.
5.7. В случае невыполнения обязательств по Соглашению, коллективному договору, уклонения от участия в переговорах и непредставления информации, необходимой для коллективных переговоров, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

VI. Порядок внесения изменений и дополнений в Соглашение

6.1. В период действия настоящего Соглашения ежегодно или по мере необходимости изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному соглашению сторон с учетом изменений и дополнений, внесенных в Федеральное отраслевое тарифное соглашение, Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение, или с учетом изменившейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации или Московской области. Для внесения изменений и дополнений заинтересованная сторона направляет другим сторонам свои предложения. Изменения и дополнения оформляются в виде соглашения, которое является приложением к настоящему Соглашению. Дополнительные соглашения доводятся до сведения работников, профорганизаций и работодателей.
6.2. Решение об отмене или изменении положений Соглашения, принятое в одностороннем порядке без согласования с другими сторонами, считается недействительным.
6.3. Текст настоящего Соглашения после его подписания и уведомительной регистрации доводится сторонами в двухнедельный срок до каждой Организации, на работников которой оно распространяется.
Министерство транспорта Московской области в течение трех календарных дней со дня уведомительной регистрации обеспечивает опубликование текста настоящего Соглашения (размещение на официальном сайте Министерства в открытом доступе).
(абзац введен соглашением от 23.06.2009)
6.4. Министерство транспорта Московской области в семидневный срок со дня уведомительной регистрации вносит письменное официальное предложение председателю Комитета по труду и занятости населения Московской области об обращении к не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения работодателям, осуществляющим деятельность на автомобильном и городском наземном пассажирском транспорте, о присоединении к нему с указанием источника опубликования Соглашения.
(п. 6.4 введен соглашением от 23.06.2009)
6.5. Соглашение подписано в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу, и хранится у каждой из сторон, его заключивших.
Стороны Соглашения:


От центральных исполнительных
органов государственной власти
Московской области:
Министр транспорта
Правительства Московской области
П.Д. Кацыв

Начальник ГУ по труду
и социальным вопросам
В.А. Рушев

От работодателей:
Президент
НП "АСМОР"
Б.А. Винокуров

От работников организаций:
Председатель Мособкома
Л.Н. Белоусова



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru