Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2009 г. по делу № А43-1471/2009-1-29

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2009 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Департамента лесного комплекса Нижегородской области
к Администрации Чкаловского района Нижегородской области
"об оспаривании ненормативного правового акта"
третьи лица: Беляков Е.П.; Колпаков Г.В.; Семенчиков А.И.; УФРС по Нижегородской области
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от заинтересованной стороны: Сухарева И.П. по доверенности от 24.02.2009;
от третьих лиц: 1. Беляков Е.П.; 2. не явился; 3. ходатайство о рассмотрении дела без его участия; 4. ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Департамент лесного комплекса Нижегородской области (далее Департамент, заявитель) с заявлением к Администрации Чкаловского района Нижегородской области (далее Администрация) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.1993 № 345 "О предоставлении земельных участков гражданам Белякову Е.П. и Колпакову Г.В. для организации крестьянских хозяйств в собственность" и государственного акта на право собственности на землю № НН-44-000095, выданного гр. Белякову Е.П.
В обоснование заявленного требования Департамент указал, что данное постановление и государственный акт на право собственности на землю не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя. По мнению заявителя, данный земельный участок входит в состав земель лесного фонда и в соответствии с Законом РСФСР № 348-1 от 22.11.1990 "О крестьянском фермерском хозяйстве" и Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.1991 № 323 мог быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству только по согласованию с органами лесного хозяйства и только для ведения лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства. Также просил суд восстановить срок на обжалование, так как узнал о последнем только 25.11.2008 в момент обращения гр. Белякова Е.П. в территориальное подразделение Департамента - Городецкое межрайонное лесничество для согласования границ земельного участка.
Администрация Чкаловского района Нижегородской области с заявлением Департамента не согласилась указав, что предоставленные земельные участки не входят в состав земель лесного фонда, так как входили в состав земельных участков, выделенных в/ч № 61772 для специальных целей решением № 211-рс от 08.05.1962 Горьковского облисполкома. Постановлением Администрации от 24.08.1993 данные земельные участки площадью 32 га были изъяты из пользования в/ч в госземзапас района и в соответствии с Законом РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 "О земельной реформе" были предоставлены в собственность гр. Белякову Е.П. и Колпакову Г.В. для организации крестьянских хозяйств.
Определениями от 25.02.2009, 12.05.2009, 16.06.2009 в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Беляков Е.П., Колпаков Г.В., начальник Чкаловского территориального (районного) отдела Семенчиков А.И., УФРС по Нижегородской области.
Представитель заявителя, уведомленный надлежащим образом в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица с заявленным требованием не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 17 - 18).
Третье лицо (гр. Беляков Е.П.) с заявленным требованием не согласился. Как указал Беляков Е.П. в письменном отзыве, представленном в материалы дела, при постановке на кадастровый учет в ГП "Нижтехинвентаризация" Чкаловским филиалом было выдано землеустроительное дело. Однако в связи с отказом Городецким межрайонным лесничеством в согласовании границ земельного участка (по их мнению данный земельный участок является лесным участком) гр. Белякову Е.П. поставить на кадастровый учет не представляется возможным. По мнению Белякова Е.П. данный отказ нарушает законные интересы последнего, так как постановлением от 12.1.1993 № 345 Администрации Чкаловского района Нижегородской области Белякову Е.П. было предоставлено в собственность 3,47 га земли. Право собственности на земельный участок подтверждается государственным актом, зарегистрированным в Книге записей государственных актов, целевое назначение использования земли - для организации крестьянского хозяйства.
Дело рассмотрением откладывалось в судебном заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном статьями 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок площадью 32 га (Пройма, Михалево) ранее входил в состав земельных участков, выделенных воинской части № 61772 для специальных целей. Комиссией по земельным ресурсам было проведено обследование данного земельного участка площадью 32 га, по результатам которого Администрацией Чкаловского района Нижегородской области принято постановление от 24.08.1993 № 235 о его изъятии в госземзапас района для дальнейшего использования.
Постановлением № 345 от 12.11.1993 Администрацией Чкаловского района Нижегородской области гр. Белякову Е.П. и Колпакову Г.В. в собственность были предоставлены земельные участки площадью 3,47 га и 3,7 га изымаемые из земель спецземфонда района, расположенные у д. Пройма Вершиловской сельской администрации для организации крестьянских хозяйств и был выдан государственный акт на право собственности на землю № НН-44-000095 гр. Белякову Е.П.
Не согласившись с вынесенным постановлением и государственным актом Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 № 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В то же время Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса. Следовательно, право установления причин пропуска срока для обращения в суд и оценки их уважительности принадлежит суду.
Как видно из материалов дела, - постановление от 24.08.1993 № 235 об изъятии земельных участков (л.д. 16) - обследование и изъятие земельного участка площадью 32 га (Пройма, Михалево) производилось Комиссией, возглавляемой председателем Комитета по земельным ресурсам, в соответствии с требованиями, установленными Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
Согласно пункту 16 названного Указа, действовавшего в момент изъятия и передачи земельного участка в собственность, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР должен был систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовывать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" было установлено, что председатель Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству одновременно является главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации, а председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на местах - соответственно государственными инспекторами по использованию и охране земель республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов.
Согласно пункту 1.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 26.02.2009 № 77 "Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области" Министерство является правопреемником Департамента лесного комплекса Нижегородской области и комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
В обязанности министерства входит в том числе: осуществление ведения государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Нижегородской области (пункт 3.68); обеспечивает подготовку лесного плана Нижегородской области, изменений в лесной план области и представляет их в установленном порядке в Правительство Нижегородской области для утверждения (пункт 3.69); установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды (п. 3.74); осуществление патрулирования лесных участков и наблюдение за ними в целях обеспечения охраны и защиты лесов (п. 3.76).
Таким образом, на основании изложенного, учитывая в том числе вышеназванные функции Департамента, а также то, что гр. Беляков Е.П. и Колпаков Г.В. с 1993 года и по настоящее время открыто владели и владеют земельным участком, ведут подсобное хозяйство, у суда нет оснований полагать, что Департамент не мог не знать о передаче названного земельного участка, расположенного у д. Пройма Вершиловской сельской администрации гр. Белякову Е.П. и Колпакову Г.В. для организации крестьянского хозяйства, в связи с чем, суд считает, что у заявителя имелась реальная возможность и достаточно времени для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления и государственного акта в установленные законом сроки, в связи с чем суд не находит оснований считать указанные заявителем причины пропуска срока уважительными и отказывает заявителю в восстановлении пропущенного срока.
Пропуск заявителем без уважительных причин установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
На основании изложенного, требование Департамента о признании незаконным постановления Администрации Чкаловского района Нижегородской области № 345 от 12.11.1993 и государственного акта на право собственности на землю № НН-44-000095 удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требования Департамента лесного комплекса Нижегородской области о признании незаконным постановления Администрации Чкаловского района Нижегородской области № 345 от 12.11.1993 "О предоставлении земельных участков гр. Белякову Е.П. и Колпакову Г.В. для организации крестьянских хозяйств в собственность" и государственного акта на право собственности на землю № НН-44000095, выданного гр. Белякову Е.П., отказать.
Взыскать с Департамента лесного комплекса Нижегородской области в доход федерального бюджета 2.000 руб. судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru