Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. по делу № А71-9482/2009-А25

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А.,
при ведении судьей Бушуевой Е.А. протокола судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань,
о привлечении к административной ответственности
ООО "Моноплан", г. Ижевск,
при участии в заседании представителей ответчика - директора Фарафонова А.А., представителей по доверенностям - Хуснутдинова Р.М., Музафаровой Г.Р.
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
установил следующее.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении ООО "Моноплан" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что нарушение лицензионных требований и условий с его стороны отсутствует.
Протоколом об административном правонарушении от 06.07.2009 г. № 11-09-506/пр-ап установлены следующие нарушения ответчиком лицензионных требований и условий.
1. В нарушение требований п. 2.5 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 21.03.2006 г. № 06-29/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле), Инструкция о внутреннем контроле, утвержденная директором общества 23.10.2003 г., не содержит типовых форм отчетных документов контролера общества, а также сведений об ответственности контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера руководителю.
2. В нарушение требований п. 9 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом ФСФР России от 01.11.2008 г. № 256, пункт 3 приложения № 4 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, утвержденных директором общества 23.10.2003 г., предусматривает, что обучение сотрудников организации по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, не реже одного раза в год.
3. В нарушение требований п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, утвержденные директором общества 23.10.2003 г., не содержат сведений о сроках хранения информации о клиентах, выгодоприобретателях или иных участниках операций, а также об операциях, подлежащих обязательному контролю.
4. В нарушение требований п. 8.3 Положения о внутреннем контроле контролер Общества, являющийся в соответствии с пунктом 4.1 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных директором общества 23.10.2003 г., лицом, ответственным за реализацию специального внутреннего контроля в обществе, не соответствует квалификационным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиям к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
5. В нарушение требований пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обществом в проверяемом периоде не исполнялось требование законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части обновления информации о клиентах, выгодоприобретателях.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5. В нарушение требований п. 6.4 Положения о внутреннем контроле, п. 4.3 Инструкции о внутреннем контроле, утвержденной директором общества 23.10.2003 г., контролер общества не представлял директору общества квартальные отчеты о проделанной работе за 2 - 4 кварталы 2006 года, 1 - 4 кварталы 2007 года, 1 - 4 кварталы 2008 года, 1 квартал 2009 года.
6. В нарушение требований пп. 8.5, 8.4.1, 5.2, 4.1.3 Положения о внутреннем контроле, контролер общества в проверяемом периоде ненадлежащим образом исполнял свои функции, а именно не контролировал соблюдение обществом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
7. В нарушение требований п. 11.9 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением ФСФР России от 16.10.1997 г. № 36, обществом не ведется журнал принятых поручений.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд считает требование заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пункте 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. № 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 3.1 "Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг", утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2007 № 07-21/пз-н, лицензионными требованиями и условиями является соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок.
Выявленные проведенной заявителем проверкой нарушения ответчиком пп. 3 п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", п. 9 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом ФСФР России от 01.11.2008 г. № 256, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не являются нарушениями законодательства РФ о рынке ценных бумаг, поскольку перечисленные нормативные правовые акты не относятся к законодательству о ценных бумагах.
Следовательно, указанные нарушения нельзя квалифицировать как нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении ответчиком профессиональной (депозитарной) деятельности на рынке ценных бумаг.
Зафиксированное протоколом об административном правонарушении нарушение требований п. 2.5 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 21.03.2006 г. № 06-29/пз-н, выразившееся в том, что Инструкция о внутреннем контроле, утвержденная директором ООО "Моноплан" 23.10.2003 г., не содержит типовых форм отчетных документов контролера общества, а также сведений об ответственности контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера руководителю, материалами дела не подтверждается.
В материалы дела ответчиком представлены изменения к Инструкции о внутреннем контроле ООО "Моноплан", утвержденные директором ООО "Моноплан" 11 июля 2006 г. С учетом данных изменений Инструкция о внутреннем контроле ООО "Моноплан" соответствует требованиям п. 2.5 Положения о внутреннем контроле.
Также не подтверждается материалами дела нарушение ответчиком требований п. 6.4 Положения о внутреннем контроле, п. 4.3. Инструкции о внутреннем контроле, утвержденной директором общества 23.10.2003 г., выразившееся в том, что контролер общества не представлял директору Общества квартальные отчеты о проделанной работе за 2 - 4 кварталы 2006 года, 1 - 4 кварталы 2007 года, 1 - 4 кварталы 2008 года, 1 квартал 2009 года.
В соответствии с п. 6.4 Положения о внутреннем контроле, п. 4.3 Инструкции о внутреннем контроле, утвержденной директором общества 23.10.2003 г., все отчеты, представленные контролером руководителю организации, возвращаются к контролеру с отметками, свидетельствующими об ознакомлении руководителя с соответствующими отчетами.
В материалы дела ответчиком представлены квартальные отчеты контролера о проделанной работе за 2 - 4 кварталы 2006 года, 1 - 4 кварталы 2007 года, 1 - 4 кварталы 2008 года, 1 квартал 2009 года с соответствующими отметками руководителя.
Также суд считает неподтвержденным материалами дела нарушение ответчиком требований п. 11.9 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением ФСФР России от 16.10.1997 г. № 36, выразившееся в том, что обществом не ведется журнал принятых поручений.
Согласно п. 2.1.1 Внутреннего регламента депозитария ООО "Моноплан" ведет "Журнал регистрации входящих документов", в котором отражаются в хронологическом порядке документы, поступающие в депозитарий.
В этом журнале ведется учет поступивших документов, относящихся только к депозитарному учету, указанный журнал отличен от журнала входящих документов ООО "Моноплан".
Название "Журнал регистрации входящих документов" не может свидетельствовать о фактическом отсутствии у ответчика журнала принятых поручений, поскольку в указанном журнале ответчиком отражаются принятые поручения клиентов, и по своим функциям "Журнал регистрации входящих документов" соответствует "Журналу принятых поручений".
Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а следовательно, оснований для привлечения ООО "Моноплан" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

отказать в удовлетворении требования Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе о привлечении ООО "Моноплан", г. Ижевск, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Е.А.БУШУЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru