Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. по делу № А71-12702/2008

Решение принято, резолютивная часть решения объявлена 2 марта 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 марта 2009 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Лиуконен М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лиуконен М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление
общества с ограниченной ответственностью "Региональный энергосбытовой комплекс", г. Ижевск,
к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск,
при участии третьих лиц:
1. Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск,
2. Администрации города Глазова, г. Глазов,
о взыскании 878 444 руб. 39 коп. убытков,
в присутствии представителей сторон:
от истца - Жмура Е.И., представитель, доверенность в деле;
от ответчика - Походина Н.В., представитель, доверенность в деле;
от третьих лиц - 1. Скобкарева Т.А., представитель, доверенность в деле;
2. Не явились, уведомление № 9274 вручено 17.02.2009, в деле (лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики).
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный энергосбытовой комплекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики, при участии третьих лиц Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и Администрации города Глазова о взыскании 878 444 руб. 39 коп. в возмещение убытков, связанных с предоставлением гражданам (ветеранам труда) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (электроэнергия) в декабре 2005 г. и декабре 2006 г. на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 № 155.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца надлежащим ответчиком по делу в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признана Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск.
Представитель истца поддержал исковые требования и просил взыскать с ответчика предъявленные к взысканию убытки от предоставленных льгот ветеранам труда по оплате электроэнергии.
Представитель Удмуртской Республики в лице уполномоченного органа Министерства финансов Удмуртской Республики требования истца оспорил по основаниям, указанным в отзыве на иск № 08-06/0502 от 11.01.2009, пояснив, что все денежные средства, предусмотренные Законом "О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год", Законом "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год", были израсходованы в полном объеме по целевому назначению, кредиторская задолженность бюджета Удмуртской Республики по обеспечению мер социальной поддержки ветеранам труда отсутствует, что подтверждается отчетом об исполнении бюджета Удмуртской Республики на 01.01.2005 г. и 01.01.2006 г. Кроме того, главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики является Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, которое и должно отвечать по данному иску от имени публично-правового образования (л.д. 87 - 90).
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, представил письменные пояснения № 03-8/2009 от 04.02.2009, пояснив, что Министерство свои обязанности по распределению в 2005 г. и 2006 г. денежных средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, выполнило в полном объеме. В свою очередь, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики сообщало Министерству финансов Удмуртской Республики (письма от 10.11.2005 № 01-32/2906, от 21.11.2006 № 01-32/2534) о необходимости выделения дополнительных ассигнований льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда в целях недопущения образования просроченной задолженности (том 1, л.д. 116 - 117, т. 2, л.д. 11, 13).
Администрация города Глазова явку представителя в судебное заседание не обеспечила, пояснений по существу спора не представила. В соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Рассмотрев исковые требования, исследовав представленные по делу доказательства, заслушав доводы присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный суд

установил:

как следует из материалов дела, между Обществом и Управлением социальной защиты населения администрации г. Глазова заключены договоры № 560/2 от 01.01.2005 и № 5602 от 01.01.2006 на возмещение расходов по предоставлению скидки на оплату услуг ветеранам труда в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 № 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 № 155 "О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ежемесячной денежной выплаты", согласно условиям которых Общество во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" и постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 № 155 обязалось предоставлять в 2005 г. и 2006 г. меры социальной поддержки по оплате за использованную электрическую энергию в соответствии с установленными тарифами и нормами потребления ветеранам труда Российской Федерации.
Общество в соответствии со своей уставной деятельностью (пп. 1, 13, 14, 14.1 Устава), договором купли-продажи электрической энергии № 1102 от 01.03.2005, заключенным с открытым акционерным обществом "Удмуртская энергосбытовая компания", договорами № 560/2 от 01.01.2005 и № 5602 от 01.01.2006 на возмещение расходов по предоставлению скидки на оплату услуг ветеранам труда предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (за использованную электрическую энергию), установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, в частности льготы, предусмотренные ст. 15, 16, 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", в виде 50-процентной оплаты коммунальных услуг.
Общество обязательства по договорам исполнило в полном объеме, в том числе в 2005 году истец предоставил ветеранам труда льготы по оплате электроэнергии на общую сумму 4 593 809 руб. 17 коп., в 2006 году предоставлено льгот ветеранам труда по оплате электроэнергии на общую сумму 5 612 735 руб. 30 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами сверки принятых к возмещению Управлением социальной защиты населения Администрации г. Глазова сумм предоставленных льгот по Федеральному закону "О ветеранах", ветераны труда ООО "РЭКс" Глазовский филиал за 2005 г. и 2006 г., и счетами-фактурами с приложениями (расчет предоставленных льгот) за указанный период (т. 1, л.д. 32 - 82).
Управлением социальной защиты населения Администрации г. Глазова расходы истца компенсированы не в полном объеме, в том числе предъявленная Обществом к оплате счет-фактура от 20.12.2005 № 11005232/2 на возмещение затрат по предоставленным льготам по оплате за электроэнергию за декабрь 2005 г. на общую сумму 446 160 руб. 00 коп. не оплачена полностью, что подтверждается подписанным сторонами актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2005 г. (т. 1, л.д. 30, 33, 34), и предъявленная к оплате счет-фактура № 11006200 от 21.12.2006 г. на возмещение затрат по предоставленным льготам по оплате за электроэнергию за декабрь 2006 г. на общую сумму 634 630 руб. 53 коп. оплачена частично в размере 202 346 руб. 14 коп., что подтверждается актом сверки принятых к возмещению Управлением социальной защиты населения Администрации г. Глазова сумм предоставленных льгот по Федеральному закону "О ветеранах", ветераны труда ООО "РЭКс" Глазовский филиал за декабрь 2006 года (т. 1, л.д. 80, 81, 82).
На претензию ООО "РЭКс" № 430 от 26.04.2006 г. с требованием погасить задолженность возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по договору № 560/2 от 01.01.2005 в сумме 446 160 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 126), Управление социальной защиты населения Администрации г. Глазова в письме № 01-22/290 от 02.05.2006 ответило, что погашение задолженности за 2005 год возможно при выделении дополнительных средств из соответствующих бюджетов, предоставленных на эти цели. Указанная сумма включена в состав кредиторской задолженности Удмуртской Республики (т. 1, л.д. 125).
Общая сумма невозмещенных расходов истца по предоставлению скидки на оплату электроэнергии ветеранам труда за 2005 г. и 2006 г. составила 878 444 руб. 39 коп.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием в соответствии со ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ для обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнения присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 10, ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2004 № 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" в качестве одной из мер социальной поддержки ветеранов труда предусмотрено предоставление скидки в размере 50% по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 № 155 финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда производится Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики за счет и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на эти цели, путем заключения договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Предоставление обществом 50-процентной скидки подтверждено имеющимися в материалах дела договорами № 560/2 от 01.01.2005 и № 5602 от 01.01.2006 на возмещение расходов по предоставлению скидки на оплату услуг ветеранам труда в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 № 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 № 155 "О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда", актами сверки, в том числе за декабрь 2005 г. и декабрь 2006 г., счетами-фактурами.
Судом установлено, что в 2005 г. и 2006 г. выделенные из бюджета Удмуртской Республики Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (главному распорядителю средств бюджета в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики) денежные средства полностью израсходованы на предоставление мер социальной защиты ветеранов труда, кредиторская задолженность отсутствует, что подтверждается отчетами об исполнении бюджетов на 01.01.2006 г., на 01.01.2007 г., ежемесячным отчетом за декабрь 2005 (т. 2, л.д. 2 - 5, 7 - 10).
Вместе с тем Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обращалось к Министерству финансов Удмуртской Республики с письмами № 32/2906 от 10.11.2005 г., № 01-32/2534 от 21.11.2006 г. о необходимости дополнительного финансирования мер социальной защиты ветеранов труда (т. 2, л.д. 6, 13, 13).
Таким образом, убытки причинены Обществу в результате недостаточности выделенных на финансирование предоставленных льгот бюджетных средств, то есть в результате неправомерного поведения Министерства финансов Удмуртской Республики.
Согласно ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса РФ от имени казны при возмещении вреда выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Удмуртская Республика, установив Законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 № 89-РЗ льготы в виде 50-процентной скидки на оплату ветеранам труда жилых помещений и коммунальных услуг с учетом отнесения федеральным законом финансирования этих льгот к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению этой льготы за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Бездействие государственного органа выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, поэтому последний в силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Поскольку Министерство финансов Удмуртской Республики не представило доказательств того, что убытки ответчика возникли вследствие недостаточности выделенных в 2005 г. и 2006 г. бюджетных средств на реализацию предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" льгот, то возмещение понесенных истцом затрат должно быть произведено в полном объеме за счет Удмуртской Республики в лице ее финансового органа.
Взыскание понесенных истцом убытков с Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики не противоречит действующему законодательству и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23).
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд признал требования истца о возмещении предоставленных льгот гражданам в связи с исполнением Федерального закона "О ветеранах" правомерными, подтвержденными материалами дела и на основании ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащими взысканию с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в размере 878 444 руб. 39 коп.
В силу ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 г. № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" расходы по государственной пошлине относятся на Министерство финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики и подлежат возмещению истцу в сумме 15 284 руб. 44 коп.
Довод Министерства финансов Удмуртской Республики о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются, поскольку неисполнение субъектом Российской Федерации обязанности по компенсации обществу затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа.
При этом от имени субъекта Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти. Ответчиком по делу является публично-правовое образование - Удмуртская Республика, а не государственный орган.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Региональный энергосбытовой комплекс", г. Ижевск, 878 444 руб. 39 коп. убытков и 15 284 руб. 44 коп. возмещение расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
М.В.ЛИУКОНЕН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru