Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2008 г. по делу № А71-9844/2007-Г23

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коньковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Коньковой Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья "10 лет Октября, 27", г. Ижевск, к 1) Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР, г. Ижевск, 2) Министерству социальной защиты населения УР, г. Ижевск, с участием третьего лица: Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска, г. Ижевск, о взыскании 101 855 руб. 43 коп. убытков; 15 000 руб. 00 коп. судебных издержек на оплату услуг представителя,
при участии представителей:
от истца - Комарова М.Е., представитель по доверенности от 16.10.2007 г.,
Большакова М.Ю., представитель по доверенности от 16.10.2007 г.,
от первого ответчика - не явился (уведомление № 15453 вручено 26.02.2008 г.),
от второго ответчика - Викулова М.В., специалист юридического отдела, по доверенности № 12 от 23.07.2007 г.,
от третьих лиц - Панкова Ю.И., главный специалист-юрист, по доверенности № 450 от 16.10.2007 г.,

установил:

товарищество собственников жилья "10 лет Октября, 27" (далее по тексту - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд УР с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР и Министерству финансов УР, с участием третьих лиц: Министерства социальной защиты населения УР и Управления по социальной защите населения Администрации г. Ижевска о взыскании солидарно с ответчиков 101 855 руб. 43 коп. убытков, составляющих расходы на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2006 год в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"; о взыскании 15 000 руб. 00 коп. судебных издержек на оплату услуг представителя.
В предварительном судебном заседании от 20.02.2008 г. судом на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска.
В судебном заседании по ходатайству истца судом в порядке ст. 47 АПК РФ произведена замена второго ответчика - Министерства финансов Удмуртской Республики на Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
Кроме того, в соответствии с представленными в судебное заседание документами (л.д. 180 - 186) судом на основании ст. 48 АПК РФ произведена замена указанного истцом в иске в качестве третьего лица Управления по социальной защите населения Администрации г. Ижевска его правопреемником Управлением по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска (п. 1.3 Положения, утв. решением Городской думы города Ижевска № 275 от 31.05.2007 г., л.д. 182).
В судебном заседании представитель истца поддержал требования, изложенные в тексте искового заявления, в полном объеме, настаивая на солидарном взыскании с ответчиков - Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР и Министерства социальной защиты населения УР 101 855 руб. 43 коп. убытков, 15 000 руб. 00 коп. судебных издержек на оплату услуг представителя.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР (первого ответчика) в судебное заседание не явился. Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие первого ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. В письменном отзыве на иск (л.д. 65 - 67) первый ответчик возражает против удовлетворения исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации, считая, что меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах", являются расходными обязательствами субъекта РФ, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу является Удмуртская Республика в лице Министерства финансов УР.
Представитель второго ответчика возражает против удовлетворения исковых требований к Министерству социальной защиты населения УР по мотивам, указанным в письменном отзыве на иск (л.д. 68). При этом представитель второго ответчика указал на то, что Министерство социальной защиты населения УР, являясь главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, исполнило свои обязательства за 2006 год в полном объеме, и вины органа государственной власти в понесенных истцом убытках нет, как нет и причинно-следственной связи между действиями Министерства социальной защиты населения УР по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и предъявленными истцом ко взысканию убытками.
Представитель третьего лица (Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска) возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, приобщенном к материалам дела. При этом представитель третьего лица указал на то, что на протяжении всего 2006 года в нарушение условий договора № 24-В от 14.02.2006 г. истцом ни разу не представлялась отчетность и документы, связанные с исполнением данного договора, в связи с чем уполномоченный орган и органы государственной власти не имели возможности возместить расходы истца от предоставления льгот ветеранам при условии бюджетного финансирования в полном объеме.
Как следует из материалов дела, между Управлением по социальной защите населения Администрации города Ижевска (Администрацией) и ТСЖ (Организацией) заключен договор № 24-В от 14.02.2006 г., предметом которого является возмещение Администрацией расходов, связанных с предоставлением Организацией (истцом) мер социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с установленными тарифами и нормами потребления, ветеранам, предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах" и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обслуживаемых Организацией.
Возмещение указанных расходов производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 № 155 "О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Срок действия договора № 24-В от 14.02.2006 установлен сторонами в пункте 3.5 договора с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года.
Согласно пункту 2.1 договора № 24-В от 14.02.2006 истец обязался предоставлять в 2006 году меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг ветеранам, зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обслуживаемых ТСЖ; ежемесячно (в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным) представлять Администрации списки ветеранов для проведения сверки, счет-фактуру и отчет об оказании услуг ветеранам и сумме средств, подлежащих возмещению; отчет за декабрь истец обязался представить до 10 декабря 2006 г.
В соответствии с пунктом 2.2 договора № 24-В от 14.02.2006 Администрация обязалась ежемесячно (с 5 по 8 число месяца, следующего за отчетным) составлять с истцом на основании проведенной проверки отчетов и списков акт сверки, подтверждающий объем оказанных мер социальной поддержки ветеранам и сумму, подлежащую возмещению ТСЖ; а также возмещать возникшие у истца с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года расходы от предоставления мер социальной поддержки ветеранам на сумму 90 000 руб. 00 коп. за счет и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики и частично за счет средств Фонда компенсации федерального бюджета в виде субвенций.
Из пояснений представителя истца следует, что с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года ТСЖ предоставило льготы ветеранам по оплате жилищных и коммунальных услуг всего на сумму 101 855 руб. 43 коп.
Уклонение ответчиков от возмещения понесенных расходов послужило истцу основанием в соответствии со ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации для обращения в Арбитражный суд УР с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, статьями 20 и 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; а также меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 г. № 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий являются расходными обязательствами Удмуртской Республики (статья 2 указанного Закона).
Согласно статье 3 Законом Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, в том числе включающих предоставление скидки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 г. № 155 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг производится за счет и пределах средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на эти цели. В пунктах 5 - 10 Положения установлен следующий порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг:
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики по согласованию с Министерством финансов Удмуртской Республики в 15-дневный срок после вступления в силу закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год утверждает распределение средств бюджета по городам и районам Удмуртской Республики; в 3-дневный срок со дня получения уведомления о финансировании представляет в Министерство финансов Удмуртской Республики распределение средств бюджета по городам и районам Удмуртской Республики для их перечисления на лицевые счета органов социальной защиты населения городов и районов УР (далее - уполномоченные органы), открытые в Министерстве финансов Удмуртской Республики.
Уполномоченные органы на основании заключенных договоров и других подтверждающих документов готовят платежные поручения для перечисления средств бюджета организациям, предоставляющим ветеранам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Организации, предоставляющие ветеранам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а в декабре текущего года до 20 декабря представляют в уполномоченные органы заверенные руководителем и главным бухгалтером списки граждан с указанием категории, основания предоставления мер социальной поддержки и размера занимаемой площади, а также счет-фактуру на сумму средств, подлежащих возмещению.
Уполномоченные органы ежемесячно с 5 до 8 числа месяца, следующего за отчетным, проводят с организациями, предоставляющими скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, сверку списков граждан, которым меры социальной поддержки были предоставлены. По результатам сверки составляется акт, подтверждающий сумму, подлежащую возмещению в соответствии с установленными тарифами и нормами потребления.
Уполномоченные органы представляют в Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики ежемесячно в срок до 10 месяца, следующего за отчетным, отчет о расходовании средств бюджета; ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании средств бюджета с указанием количества лиц, имеющих право на скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг, и категорий получателей таких мер социальной поддержки.
В 2006 году уполномоченным органом в городе Ижевске являлось Управление по социальной защите населения Администрации города Ижевска, правопреемником которого с 31 мая 2007 года является Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска, в соответствии с решением Городской думы города Ижевска № 275 от 31.05.2007 г. (п. 1.3 Положения о Управлении, л.д. 180, 181 - 186).
В силу ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; при этом ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, а не его органы либо должностные лица этих органов; суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Учитывая вышеизложенное, а также положения пункта 2 статьи 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому лимиты бюджетных обязательств за 2006 год прекратили свое действие 31 декабря 2006 года, надлежащим ответчиком по настоящему иску должна выступать Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ замена ненадлежащего ответчика или привлечение второго ответчика является правом арбитражного суда, рассматривающего дело, и обусловлено необходимым согласием истца на замену ответчика или привлечение лица в качестве второго ответчика.
В ходе судебного разбирательства судом неоднократно предлагалось истцу произвести замену указанных им в иске ненадлежащих ответчиков надлежащим (протоколы предварительных судебных заседаний от 16.01.2008 г., л.д. 81; от 20.02.2008 г., л.д. 90; протокол судебного заседания от 26.03.2008 г., л.д. 199).
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, в силу приведенной нормы права риск незаявления истцом ходатайства о замене указанных им ненадлежащих ответчиков надлежащим несет товарищество собственников жилья "10 лет Октября, 27" как сторона, не совершившая названное процессуальное действие.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности оснований возмещения убытков: противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 71, 72, 73) подтверждается, что Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, являясь главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики в области социальной защиты населения, исполнило возложенные на него Федеральным законом "О ветеранах", Законом Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 г. № 155 обязанности по распределению выделенных из бюджета средств на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам в 2006 году в полном объеме.
В силу ч. 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что истцом в нарушение указанной нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказано то, что наличие указанных им убытков является следствием противоправности действий (бездействия) Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР и Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (ответчиков). Ссылка представителя истца в обоснование своих доводов на письмо (исх. № 01-33/1764 от 30.07.2007 г., л.д. 13) признана судом несостоятельной, поскольку из указанного документа следует, что Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики не отказывало истцу в возмещении понесенных им расходов, обратив внимание истца на то, что для этого необходимо выделение дополнительных средств из бюджета Удмуртской Республики в соответствии с законодательно установленным порядком. Иных доказательств, подтверждающих неисполнение ответчиками возложенных на них обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением ветеранам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем в иске о солидарном взыскании с Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР и Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики 101 855 руб. 43 коп. убытков, составляющих расходы истца на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2006 году в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", судом отказано. Однако данное обстоятельство не исключает возможность истца воспользоваться иными вариантами защиты нарушенного права.
С учетом принятого по делу решения, на основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Е.В.КОНЬКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru