АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2006 г. по делу № А71-6015/2006
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2006 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Лепихина Д.Е.,
при ведении судьей Лепихиным Д.Е. протокола судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью торгово-производственной фирмы "Торговый дом"
к МРИ ФНС № 9 по УР
о признании незаконным решения налогового органа,
при участии:
от заявителя - адвокат Ускова Е.Г. по доверенности от 14.08.06 г., директор Усков Р.А.,
от налогового органа - представитель Черняев И.А. по доверенности № 05-10/13256 от 10.07.06 г.
Общество с ограниченной ответственностью торгово-производственная фирма "Торговый дом" (в дальнейшем по тексту - "заявитель") обратилось в суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления МРИ ФНС РФ № 9 по УР (в дальнейшем по тексту - "налоговый орган") от 27.07.06 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Обратившись в суд, заявитель указывает следующее. Раздел "Б" в товарно-транспортных накладных (в дальнейшем по тексту - "ТТН") на водку "Граненыч" и водку "Тейка на березовом соке" был заполнен. Алкогольная продукция получена от ООО "Бахус". Последним в форме одного документа составлена ТТН № 19851 от 30.06.06 г., в которой перечислены все виды полученной продукции. К ТТН приложена справка с заполненным разделом "Б"; справка также выполнена в форме одного документа на всю алкогольную продукцию. На всю алкогольную продукцию составлена одна справка, в которой указаны все виды продукции и заполнен раздел "Б" на каждый вид продукции. По форме и содержанию справка соответствует требованиям Правил заполнения справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (утверждены постановлением Правительства от 31.12.05 г. № 864). Заявитель также указывает на неправомочность налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в частности, связанные с осуществлением контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.
Налоговый орган в удовлетворении требования просит отказать, при этом указывая следующее. В ходе проверки был установлен факт незаполнения раздела "Б" в справке к ТТН на водку "Граненыч" и водку "Тейка на березовом соке". Заявителем в ходе проверки представлены справки с незаполненным разделом "Б". Представление справок с незаполненным разделом "Б" является их непредставление по требованию проверяющих. Налоговые органы правомочием на рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в частности, связанных с осуществлением контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, обладают.
По материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц суд
установил:
14.07.06 г. налоговым органом была проведена проверка магазина "Кормилец" по адресу: Завьяловский район, СНТ - 2, принадлежащего заявителю, на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации об обороте алкогольной продукции.
Согласно протоколу проверочной закупки от 14.07.06 г. продавцом Барановой О.В. представлены справки к ТТН на водку "Граненыч" и водку "Тейка на березовом соке" с незаполненным разделом "Б".
Факт незаполнения раздела "Б" в справке к ТТН на указанную алкогольную продукцию отражен в акте проверки от 14.07.06 г. В акте также указано, что справки были представлены по требованию проверяющих, но без заполненного раздела "Б".
В этот же день 14.07.06 г. в налоговый орган поступило заявление от заместителя директора заявителя Чиркова А.Ю. о представлении в материалы проверки ТТН № 19851 от 30.06.06 г. на всю продукцию и справку с разделом "Б" на всю продукцию. В заявлении указано, что во время проверки не обнаружено заполнения раздела "Б" в отдельных справках на водку "Граненыч" и водку "Тейка на березовом соке". Но имеется одна ТТН на всю алкогольную продукцию, полученную от ООО "Бахус", и к этой ТТН приложена одна справка с заполненным разделом "Б" также на всю продукцию.
В этот же день 14.07.06 г. в налоговый орган поступило заявление аналогичного содержания от директора заявителя Ускова Р.А.
17.07.06 г. был составлен протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу налоговый орган установил событие правонарушения - осуществление реализации алкогольной продукции (водки "Граненыч" и водки "Тейка на березовом соке") без заполненного раздела "Б" к ТТН.
В оспариваемом постановлении налоговый орган вменяет заявителю нарушения: представление по первому требованию проверяющих справки к ТТН на водку "Граненыч" и водку "Тейка на березовом соке" с незаполненным разделом "Б"; несоблюдение положения п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55); несоблюдение положения п.п. 5 и 7 Правил заполнения справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (утверждены постановлением Правительства от 31.12.05 г. № 864).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и налогового органа, оценив доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление, представленные доказательства, суд в силу ст. 71 АПК РФ пришел к выводу об удовлетворении требований заявителя исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Таким образом, нарушение данного пункта заключается в непредставлении товарно-сопроводительных документов, в том числе справки к ТТН по требованию проверяющих. Следовательно, нарушением п. 12 является сам факт непредставления документов, а не представление документа нарушенной формы.
Проверяющим были представлены справки к ТТН на водку "Граненыч" и водку "Тейка на березовом соке" с незаполненным разделом "Б". Следовательно, заявителем п. 12 Правил не нарушен. Незаполнение раздела "Б" к справке к ТТН - не есть ее (справки) непредставление.
Незаполнение раздела "Б" к справке к ТТН является самостоятельным нарушением.
Правила заполнения справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию утверждены постановлением Правительства от 31.12.05 г. № 864.
Данным постановлением утверждены форма и правила заполнения справки.
Согласно п. 2 Правил справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.
При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (п. 5 Правил).
Раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя (п. 7 Правил).
Из приведенных положений не следует, что справка, в том числе раздел "Б", должна заполняться на каждое наименование алкогольной продукции в форме отдельного документа.
Форма самой справки и ее содержание установлены (определены) данными Правилами.
Заявителем в ходе проверки и в судебное заседание представлена ТТН № 19851 от 30.06.06 г. и справка с разделом "Б" в форме единого документа на всю алкогольную продукцию, в том числе водку "Граненыч" и водку "Тейка на березовом соке". Данная справка по своим форме и содержанию полностью соответствует требованиям Правил заполнения справки.
Налоговым органом в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ не опровергнуто соответствие формы и содержания данной справки требованиям Правил заполнения справки к ТТН... (утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 864).
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Суд отклоняет довод заявителя о неправомочности налогового органа по проведению проверок, составлению протоколов об административном правонарушении и привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ исходя из следующего.
Исходя из ч. 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: номер Федерального закона от 22.11.1995 - 171-ФЗ, а не 171.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 142 Правил продажи отдельных видов товаров, а не пункт 35.
В соответствии с п. 35 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55) контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Данные меры в силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует вывод о том, что Федеральная налоговая служба обладает полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Правовой подход в рассмотрении данного вопроса высказан в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.06 г. N№ 3128/06, 1104/06, 1038/06, 3505/06, 3150/06.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167, 211 АПК РФ, ст.ст. 24.5, 30.7 арбитражный суд
решил:
1. Постановление МРИ ФНС № 9 по УР от 27 июля 2006 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью торгово-производственная фирма "Торговый дом" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. признать незаконным и отменить полностью, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Д.Е.ЛЕПИХИН