Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2008 г. по делу № А71-537/2008-Г10

Решение принято и резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 30 июня 2008 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Г.А. Абуязидовой, при ведении протокола судебного заседания судьей Г.А. Абуязидовой, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
муниципального унитарного предприятия "Тепловик", с. Алнаши Алнашского района Удмуртской Республики,
к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва (интересы представляет Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Удмуртской Республике, г. Ижевск), 2. Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск,
при участии третьих лиц: 1. Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск, 2. Администрации Алнашского района, с. Алнаши,
о взыскании 4904 руб. 30 коп. ущерба и 200 руб. расходов
при участии представителей:
истца: Данилов В.А. - представитель, доверенность от 15.01.2007,
Иванова О.Л. - представитель, доверенность от 15.01.2007;
ответчика:1. Данилова А.А. - представитель, доверенность № 6 от 26.12.2007,
2. Сухенькая М.С. - представитель, доверенность № 19 от 18.06.2008,
Викулова М.В. - представитель, доверенность № 12 от 23.07.2007;
третьих лиц: 1. Березина И.А.- представитель, доверенность № 4 от 14.01.2008,
2. Не явился, уведомление от 13.05.2008,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Тепловик", с. Алнаши Алнашского района Удмуртской Республики, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к отделу социальной защиты населения в Алнашском районе, с. Алнаши, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск, Администрации Алнашского района, с. Алнаши, о взыскании 4904 руб. 30 коп. ущерба, составляющего расходы на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2004 - 2006 годы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и возмещении расходов по выплате госпошлины в размере 200 руб. по решению мирового судьи.
Определением суда от 03.04.2008 по ходатайству истца и ответчика Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании ст. 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащих ответчиков - отдела социальной защиты населения в Алнашском районе, Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, Администрации Алнашского района, надлежащим ответчиком по делу - Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства РФ по УР (л.д. 74).
Определением суда от 05.05.2008 по ходатайству вновь привлеченного ответчика на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов УР, г. Ижевск, Министерство социальной защиты населения УР, г. Ижевск, Администрация Алнашского района, с. Алнаши, в связи с тем, что указанные лица участвуют в правоотношениях, являющихся предметом спора, а также принятый по настоящему делу судебный акт может повлиять на их права и обязанности.
Определением председателя судебной коллегии по гражданским делам от 12 мая 2008 произведена замена судьи Коньковой Е.В. на судью Абуязидову Г.А. (л.д. 92). В соответствии со ст. 18 АПК РФ после замены судьи рассмотрение дела начинается сначала.
В ходе судебного разбирательства суд с согласия истца, в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 и на основании ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве ответчика по делу главного распорядителя бюджетных средств в сфере социальной защиты населения Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск, исключив его из состава третьих лиц.
Третьи лица Министерство финансов УР поддержало возражения по иску, Администрация Алнашского района, с. Алнаши, явку представителя не обеспечила, представила отзыв на иск.
В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица, Администрации Алнашского района.
При разбирательстве дела представитель истца с учетом произведенных замен сторон и уточнений по иску от 03.04.2008 г. (л.д. 50, 74) требования по иску поддержал к первому ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства РФ по УР со ссылкой на ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и договорами № 4 от 27.01.2004, № 6 от 02.02.2005, № 2 от 06.02.2006 предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление жилья) указанной категории лиц. Решением мирового судьи Алнашского района УР удовлетворены исковые требования Прокурора Алнашского района в интересах инвалида II группы гражданки Леонтьевой Р.А., и с МУП "Тепловик" в пользу Леонтьевой Р.А. взыскано 4904 руб. 30 коп. в виде неполученных льгот исходя не из социальной нормы площади жилья 18 кв. м, а из расчета 50% скидки на общую жилую площадь 50,5 кв. м и 200 руб. возмещение расходов по госпошлине.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, а не статья 337.

Первый ответчик - Российская Федерация в лице уполномоченного органа Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства РФ по УР, представил отзыв на иск от 27.05.2008, в котором исковые требования отклонил, указав, что истцом не доказана принадлежность жилья для определения субъекта финансирования данных льгот. Российская Федерация в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2005 год", "О федеральном бюджете на 2006 год" выделила Удмуртской Республике 184970,2 тыс. руб. и 346038,8 тыс. руб. соответственно на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"). Информации о недостаточности выделенных средств в Министерство финансов РФ не поступало, соответственно, свои обязательства Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации выполнила в полном объеме. Исковые требования основаны на ст. 1069 ГК РФ, при этом в нарушение ст. 65 АПК РФ истец не доказал, какие незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов повлекли для истца причинение убытков. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины со стороны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в нанесении убытков истцу. Кроме того, п. 1 ч. 1 ст. 337 НК РФ Министерство финансов РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, поскольку выступает как федеральный орган исполнительной власти, действующий от имени и в интересах государства (л.д. 106 - 107).
Второй ответчик - Министерство социальной защиты населения УР представило отзыв на иск от 03.03.2008 № 03-32/2008, в котором исковые требования отклонило в полном объеме, сославшись на то, в 2004 - 2006 годах Министерство социальной защиты населения УР проводило финансирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным федеральным категориям граждан, к которым отнесены инвалиды. Все выделенные суммы были распределены между городами и районами УР. В указанный период распределением выделенных сумм по организациям, предоставляющим инвалидам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, на территории Алнашского района УР производил уполномоченный орган - Администрация Алнашского района УР. Договоры на возмещение расходов по предоставлению льгот были заключены между МУП "Тепловик" и Администрацией Алнашского района, в связи с чем Министерство социальной защиты населения УР не является надлежащим ответчиком по делу (л.д. 39).
Третьи лица: Министерство финансов Удмуртской Республики представило отзыв на иск от 27.05.2008 № 08-05/05-78, в котором указало, что реализация мер социальной поддержки, предусмотренная ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ", является расходным обязательством РФ. Средства федерального бюджета, поступившие в 2004 - 2006 годах на предоставление мер социальной поддержки инвалидов, отражены в законах Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на 2004 - 2006 годы и в отчетах об исполнении бюджета УР на 2004 - 2006 годы. Все средства федерального бюджета направлены по целевому назначению в полном объеме. Расходы истца должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета (л.д. 108 - 109).
Администрация Алнашского района представила отзыв на иск от 28 02.2008. № 48/01-14, в котором указала, что не является надлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями в области социальной защиты и поддержки инвалидов, данные полномочия не делегированы Администрации Алнашского района в установленном порядке (л.д. 38).
Как следует из материалов дела, между МУП "Тепловик" и Администрацией Алнашского района УР заключены договоры № 4 от 27.01.2004 на возмещение расходов от предоставления льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", № 6 от 02.02.2005 и № 2 от 06.02.2006 на возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с условиями которых истец во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" обязался предоставлять в 2004 - 2006 году меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с установленными тарифами и нормами потребления, зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обслуживание которых осуществляет организация в виде предоставления 50% скидки в оплате за отопление жилья в пределах социальных норм и тарифов.
В соответствии с п. 3.1 договоров организация обязана ежемесячно в срок до 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, а в декабре до 10 декабря предоставлять Администрации списки льготных категорий граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием основания предоставления, а так же счет-фактуру на сумму средств, подлежащих возмещению.
Согласно п.п. 3.2, 3.3 договоров ежемесячно в срок до 8 числа месяца, следующего за отчетным, администрация проводит с организацией сверку списков граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. По результатам сверки стороны составляют акт сверки предоставленных услуг, в соответствии с которым администрация возмещает расходы организации в соответствии с установленными тарифами и нормами потребления.
В соответствии с порядком предоставления и финансирования льгот, установленных Законами "О ветеранах" и "О социальной помощи инвалидам в РФ", льготы за газ, электроэнергию и за отопление в домах с централизованным отоплением предоставляются льготной категории граждан по социальным нормам, утвержденным постановлением Правительства УР № 789 от 25.08.1997, в том числе 18 кв. м общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м на семью из 2 человек и 33 кв. м на одного проживающего человека, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I группы, инвалидам-детям, вдовам погибших воинов социальные нормы распространяются на всех членов семьи. Инвалидам II и III группы, вдовам умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранам труда социальные нормы на членов семьи не распространяются.
Являясь обслуживающей организацией, истец предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, в частности льготы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде 50% процентной оплаты коммунальных услуг, исходя из социальных норм площади жилья, установленной Правительством УР № 789 от 25.08.1997.
10 мая 2007 года Прокурор Алнашского района обратился в судебный участок Алнашского района УР с иском в интересах инвалида II группы гражданки Леонтьевой Риммы Аркадьевны, проживающей по адресу: с. Алнаши, ул. Пушкинская, 5а, кв. 19, с требованием о взыскании 4904 руб. 30 коп., выплаченных МУП "Тепловик" излишних сумм за теплоснабжение жилья с учетом ее права на скидку в размере 50% (л.д. 101).
Основанием для предъявления указанного иска послужили те обстоятельства, что Леонтьева Р.А. является инвалидом II группы и в период с марта 2002 по сентябрь 2006 года ей предоставлялась льгота МУП "Тепловик" за отопление в пределах социальной нормы площади жилья, т.е. 50% от жилой площади 18 кв. м, что является нарушением ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901.
Решением мирового судьи Алнашского района от 21.06.2007 исковые требования Прокурора Алнашского района удовлетворены, с МУП "Тепловик" в пользу Леонтьевой Р.А. взыскано 4904 руб. 30 коп. недополученных льгот за период с мая 2004 года по сентябрь 2006 года, исходя из того, что Федеральный закон "О защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возможности ограничения размера скидки по оплате коммунальных услуг стандартами социальной нормы площади жилья, в том числе отсутствия денежных средств либо недостаточное финансирование, необходимое для покрытия расходов по реализации названного Закона, не может являться основанием для отказа индивидам в предоставлении вышеуказанной льготы (л.д. 21).
Исполнительный лист от 10.10.07 был исполнен путем заключения соглашения о взаимозачете, и исполнительное производство было окончено 20.07.2007 г. (л.д. 55 - 57).
Направленные истцом претензии в адрес Министерства социальной защиты населения № 75 от 27.11.2007 и в адрес Администрации Алнашского района № 1 от 22.01.2008 с требованием возместить понесенные расходы оставлены без удовлетворения (л.д. 8 - 10).
Уклонение ответчиков от возмещения понесенных расходов послужили истцу основанием в соответствии со ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации для обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнения лиц участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Социальная защита инвалидов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации)
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Положение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не может рассматриваться как нарушающее эти права и свободы.
Указанные льготы предусмотрены законодательством Российской Федерации, а не ее субъектов или муниципальных образований, поэтому именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя обязательства полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 № 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" были установлены федеральные стандарты социальной нормы жилья (раздел V) исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из 2-х человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан.
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 28.04.1997 № 425 государство не отменило и не приостановило действие Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, МУП "Тепловик", являясь обслуживающей организацией, обязано было предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, в частности льготы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в виде 50% процентной оплаты коммунальных услуг исходя из общей занимаемой площади жилья.
Согласно представленному в материалы дела расчету предоставленных льгот Леонтьевой Р.А. за период с мая 2004 по сентябрь 2006 года истец при расчете предоставления льгот использовал стандарт социальной нормы жилья в размере 18 кв. м, установленный Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997, постановлением Правительства УР № 789 от 25.08.1997 и постановлением главы Администрации Алнашского района Удмуртской Республики № 364 от 15.12.1998 г., и предоставил льготы по оплате коммунальных услуг указанному лицу на сумму 3028 руб. 68 коп.
Исходя из общей площади жилья, занимаемой гражданкой Леонтьевой Р.А., МУП "Тепловик" обязано было предоставить льготы за указанный период в размере 7932 руб. 98 коп. Разница между фактически предоставленными льготами и льготами, которые должны быть предоставлены гражданке Леонтьевой Р.А., составляет 4904 руб. 30 коп. (л.д. 7).
Решением мирового судьи Алнашского района от 21.06.2007 с МУП "Тепловик" в пользу инвалида 2 группы гражданки Леонтьевой Р.А. взыскано 4904 руб. 30 коп. недополученных льгот за период с мая 2004 года по сентябрь 2006 года исходя из того, что Федеральный закон "О защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возможности ограничения размера скидки по оплате коммунальных услуг стандартами социальной нормы площади жилья, в том числе отсутствия денежных средств либо недостаточное финансирование, необходимое для покрытия расходов по реализации названного Закона, не может являться основанием для отказа индивидам в предоставлении вышеуказанной льготы. Кроме того, взыскано 200 руб. госпошлины в доход муниципального образования "Алнашский район" УР.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением мирового судьи установлен факт недополученных льгот третьим лицом, и у МУП "Тепловик" возникли прямые убытки в размере 4904 руб. 30 коп., связанные с возмещением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) госорганов ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Материалами дела подтверждается, что убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральными законами обязанностей, которые в силу прямого указания, содержащегося в ст. 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации.
Следовательно, сумма невозмещенных расходов подлежит взысканию в пользу истца за счет казны РФ, так как указанное министерство является финансовым органом, не обеспечившим выделение бюджетных средств для компенсации произведенных истцом затрат в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
В связи с чем в качестве представителя Российской Федерации по данному делу должен выступать ее финансовый орган - Министерство финансов России, отвечающий за бюджетное планирование бюджетных средств на компенсацию льгот в достаточном размере, который факт компенсации убытков в полном объеме документально не подтвердил.
Таким образом, возражения Минфина России о том, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, подлежит отклонению, так как обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу прямого указания закона.
Доводы Минфина России о том, что факт противоправного поведения Минфина России истцом не доказан и Минфин России не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, судом отклоняются, поскольку неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации МУП "Тепловик" затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. При этом от имени Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы).
Заявление первого ответчика о применении срока исковой давности на основании ст. 195 - 200 ГК РФ по требования за период 2004 года не принято судом, поскольку истец о нарушении своего права узнал с момента принятия решения мировым судьей судебного участка Алнашского районного суда УР от 21.06.2007 г.
Возражения Минфина РФ о том, что он освобожден от уплаты госпошлины, судом так же отклоняется, поскольку в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Учитывая, что Минфин РФ привлечен к участию в деле о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в качестве ответчика и доказательств обратного заявителем не представлено, оснований для освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины при разрешении данного спора у суда отсутствует.
В силу ст.ст. 102, 110 АПК РФ, а также ст.ст. 333.17, 333.21 НК РФ и п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", расходы по госпошлине по иску в размере 500 руб. относятся на Минфин России за счет казны РФ и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Требования истца ко второму ответчику и в части возмещения 200 руб. расходов, составляющих госпошлину при рассмотрении гражданского дела мировым судьей, не подлежат удовлетворению в связи с необоснованностью на основании ст. 65 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Тепловик", с. Алнаши, 4904 руб. 30 коп. убытков, а так же 500 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
3. В удовлетворении остальной части иска и исковых требований ко второму ответчику отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Г.А.АБУЯЗИДОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru