Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2009 г. № 09/10

О ЗАКЛЮЧЕНИИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОЕКТУ
ЗАКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

Рассмотрев заключение по проекту закона Владимирской области "О внесении изменений в Закон Владимирской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", подготовленное на основании ст. 10, 21 Закона Владимирской области от 04.12.1995 № 16-ОЗ (ред. от 09.07.2008) "О Счетной палате Владимирской области" и обращения председателя Законодательного Собрания Владимирской области Н.В. Киселева от 13.04.2009 № 07-07/507, коллегия Счетной палаты решила:
1. Утвердить заключение по проекту закона Владимирской области "О внесении изменений в Закон Владимирской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (прилагается).
2. Направить заключение, утвержденное п. 1 настоящего решения, в Законодательное Собрание Владимирской области.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Счетной палаты Владимирской области (И.В. Тулякова).

Председатель
Счетной палаты
Владимирской области
В.Д.ЧЕЧЕТКИН





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009
ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

Заключение по проекту закона Владимирской области "О внесении изменений в Закон Владимирской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее по тексту - законопроект) подготовлено на основании статей 10 и 21 Закона Владимирской области "О Счетной палате Владимирской области" по материалам, представленным Законодательным Собранием Владимирской области письмом № 07-07/507 от 13.04.2009.
Перечень документов и материалов представлен в полном объеме и по вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного законопроекта, что соответствует требованиями ст. 22 Закона Владимирской области от 24.11.2000 № 82-ОЗ (ред. от 07.11.2008) "О бюджетном процессе во Владимирской области".

Общая характеристика предлагаемых изменений
доходов областного бюджета

Предлагаемые законопроектом изменения основных параметров бюджета обусловлены корректировкой доходов областного бюджета в условиях финансового кризиса. С учетом вносимых изменений общий объем доходной части бюджета сократится по сравнению с первоначально запланированными показателями на 1100753,3 тыс. руб. (3,5%) и спрогнозирован в сумме 30624988,5 тыс. руб.
При этом значительно меняется структура доходных источников: при увеличении удельного веса безвозмездных поступлений из федерального бюджета (с 30,7% до 43,6%) сокращается объем собственных налоговых и неналоговых доходов (с 69,3% до 57,44%). Структура доходов областного бюджета представлена на рис. 1.1, 1.2.

Рис. 1.1. СТРУКТУРА
ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА (ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЛАН)

┌────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│Налоговые доходы                                            │   68,15%   │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Неналоговые доходы                                          │    1,19%   │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной      │   28,80%   │
│системы Российской Федерации                                │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Безвозмездные поступления от государственных корпораций     │    1,86%   │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от   │    0,00%   │
│возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет          │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет           │    0,00%   │
└────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘

Рис. 1.2. СТРУКТУРА
ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА (ПРОЕКТ)

┌────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│Налоговые доходы                                            │   54,98%   │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Неналоговые доходы                                          │    1,27%   │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной      │   36,95%   │
│системы Российской Федерации                                │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Безвозмездные поступления от государственных корпораций     │    5,75%   │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от   │    0,02%   │
│возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет          │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет           │    1,04%   │
└────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘

Сокращение собственной доходной базы областного бюджета обусловлено негативным влиянием на экономику области финансового кризиса, выражающегося в снижении объемов производства в обрабатывающих отраслях и уменьшении добычи полезных ископаемых. Сопоставление основных производственных показателей представлено на рис. 2.

Рис. 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

млн. руб.
┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│   Производственные    │              Сопоставление, январь              │
│      показатели       │                                                 │
├───────────────────────┼─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┤
│                       │  2005   │  2006   │  2007   │  2008   │  2009   │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Добыча полезных        │    25,8 │    27,1 │    54,9 │    66,8 │    49,5 │
│ископаемых             │         │         │         │         │         │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Производство и         │  1100,5 │  1541,2 │  1714,5 │  2116,3 │  2295,9 │
│распределение          │         │         │         │         │         │
│электроэнергии, газа,  │         │         │         │         │         │
│пара и воды            │         │         │         │         │         │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Обрабатывающие         │  4041,4 │  5085,3 │  7961,1 │ 10021,1 │  8018,5 │
│производства           │         │         │         │         │         │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Оборот розничной       │  2286   │  2863,5 │  3561,6 │  5303,5 │  8278,2 │
│торговли               │         │         │         │         │         │
└───────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

Индекс промышленного производства в январе - феврале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил в обрабатывающих производствах - 75,3%, добычи полезных ископаемых - 41,5%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 93,6%. Следует отметить, что данные тенденции характерны практически для всех субъектов ЦФО (индекс общего промышленного производства в г. Москве составил 64,5%, Ивановской области - 72,7%, Костромской области - 73,0%, Рязанской области - 73,8%, Ярославской области - 79,6%, Владимирской области - 78,9%, в среднем по ЦФО - 75,0%). При этом январские показатели 2009 года по отношению к предыдущим годам увеличились по производству и распределению электроэнергии, газа, пара и воды (с 2116,3 млн. руб. в 2008 году до 2295,9 млн. руб. в 2009 году). Оборот розничной торговли составил 6270,2 млн. руб. против 5303,5 млн. руб. аналогичного показателя прошлого года.
Среднемесячная начисленная заработная плата в отраслях экономики по состоянию на 01.02.2009 зафиксирована на уровне 12172,4 руб., что ниже уровня прошлого месяца на 15% (аналогичный показатель в субъектах ЦФО, имеющих сходное с Владимирской областью экономико-географическое положение, составил: в Ивановской области - 9685,3 руб., Рязанской области 12416,5 руб., Костромской области - 11648,3 руб., в среднем по ЦФО - 20512,2 руб.).
Одним из негативных факторов, влияющих на развитие производства во Владимирской области, является снижение доступности банковских кредитов. Общий размер кредитного портфеля банков, расположенных на территории Владимирской области, уменьшился в феврале 2009 года по сравнению с сентябрем 2008 года на 3236,4 млн. руб.
Анализ информации, поступающей от предприятий Владимирской области, свидетельствует о наличии дефицита финансовых ресурсов на обеспечение текущей деятельности. Ситуация с прибыльностью остается напряженной. Уменьшение объемов производства, неполная загрузка мощностей, рост стоимости заемного капитала, издержек производства предопределяют рост числа убыточных предприятий. Негативные тенденции в промышленности приводят к невозможности предприятиям оплачивать свои обязательства, в том числе и по заработной плате. Объем просроченной задолженности по заработной плате в феврале 2009 года хоть и уменьшился по сравнению с январем 2009 года, но превышает аналогичные показатели 2008 года в 2,8 раза и составляет 20057 тыс. руб., что видно на рис. 3 (Брянская область - 118400 тыс. руб., Воронежская область - 144700 тыс. руб., Ивановская область - 174100 тыс. руб., Ярославская область - 218400 тыс. руб.).

Рис. 3. ДИНАМИКА
ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                   Социально-экономические показатели                    │
├────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│                                    │     Просроченная задолженность     │
│                                    │        по заработной плате         │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│январь                              │                7642                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│февраль                             │                7239                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│март                                │                6665                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│апрель                              │                9809                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│май                                 │               18941                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│июнь                                │               15195                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│июль                                │                2763                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│август                              │                1412                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│сентябрь                            │                2593                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│октябрь                             │                3278                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ноябрь                              │               34037                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│декабрь                             │                9005                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│январь 2009 г.                      │               22120                │
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│февраль 2009 г.                     │               20057                │
└────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

В связи с наличием кризисных явлений в экономике области уточнен прогноз социально-экономического развития Владимирской области, который разработан администрацией Владимирской области на основе материалов уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации от 19.03.2009.
По оценке Счетной палаты Владимирской области, произведенной с учетом многофакторной модели прогнозирования, расчеты основных параметров социально-экономического развития Владимирской области близки к расчетам администрации Владимирской области. С учетом развития кризисных явлений в основных бюджетообразующих отраслях региона, прогнозируется снижение объема отгруженных товаров собственного производства на 27,3%, прибыли прибыльных организаций на 31,9%, фонда заработной платы работников на 18,1%, объема продукции сельского хозяйства на 26,3%, обороту розничной торговли на 12,1%, объема работ по виду деятельности "Строительство" на 7,5%. При этом отмечается рост индекса потребительских цен на 5,1%.
Объем налоговых доходов областного бюджета предполагается сократить на 4424720,0 тыс. руб. (или на 20,5% от первоначального плана), что, в первую очередь, связано с уменьшением прогнозных показателей денежных поступлений по налогам на прибыль, доходы (на 4190723 тыс. руб., или 26% от первоначального плана) и налогам на имущество (214854,0 тыс. руб., или на 8,7%), что в свою очередь связано с уменьшением объемов производства на предприятиях, неполной загрузкой мощностей, роста стоимости заемного капитала, а также роста издержек производства. Структура налоговых доходов областного бюджета представлена на рис. 4.1, 4.2.

Рис. 4.1. СТРУКТУРА
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
(ПЕРВОНАЧАЛЬНО УТВЕРЖДЕННЫЙ ПЛАН)

┌────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│Налоги на прибыль, доходы                                   │    75%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории│     8%     │
│Российской Федерации                                        │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги на совокупный доход                                  │     6%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги на имущество                                         │    11%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными │     0%     │
│ресурсами                                                   │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Государственная пошлина, сборы                              │     0%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и │     0%     │
│иным обязательным платежам                                  │            │
└────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘

Рис. 4.2. СТРУКТУРА
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА (ЗАКОНОПРОЕКТ)

┌────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│Налоги на прибыль, доходы                                   │    70%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории│    11%     │
│Российской Федерации                                        │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги на совокупный доход                                  │     6%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги на имущество                                         │    13%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными │     0%     │
│ресурсами                                                   │            │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Государственная пошлина, сборы                              │     0%     │
├────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и │     0%     │
│иным обязательным платежам                                  │            │
└────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘

При расчете уточненной оценки поступлений налоговых доходов в 2009 году, учтены такие факторы, как снижение прибыли прибыльных организаций, изменение федерального налогового законодательства в части уплаты организациями налога на прибыль на основе фактической прибыли, полученной с начала года, а также факторы, влияющие на поступление налога на доходы физических лиц, в частности сокращение производства и реализации продукции, влекущее за собой высвобождение рабочей силы, а также динамика начисления сумм налоговых платежей в 1 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет, что представлено в таблице № 1.

Таблица № 1

]]>
Кроме того, в сумме 2360,0 тыс. руб. законопроектом предлагается исключить в полном объеме расходы на оснащение медицинским оборудованием сельских учреждений здравоохранения по областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года".
В сумме 1973,0 тыс. руб. (на 6,2%), или до 30052,0 тыс. руб., предлагается сократить расходы на мероприятия ведомственной целевой программы "Реформирование оплаты труда работников учреждений государственной системы здравоохранения Владимирской области" в части стимулирующих выплат руководителям государственных учреждений.
В сумме 913,0 тыс. руб. (на 5%), или до 17355,0 тыс. руб., предложены к сокращению расходы центрального аппарата департамента. В сумме 342,0 тыс. руб. (67,7%), или до 163,0 тыс. руб., предложено уменьшить расходы на оплату экспертиз заболеваний, связанных с профессией работников предприятий и организаций Владимирской области.
Анализ законопроекта показывает, что предлагается увеличение расходов областного бюджета на здравоохранение в общей сумме 679070,7 тыс. руб., вызванное уточнением объема финансирования, поступающего целевым порядком из федерального бюджета.
Например, за счет средств федерального бюджета предполагается финансовое обеспечение отдельных категорий граждан в части льготного лекарственного обеспечения в общей сумме 423570,1 тыс. руб. Из них согласно постановлению Правительства РФ от 31.01.2009 № 76 "О предоставлении в 2009 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" в областном бюджете запланирована субвенция федерального бюджета в сумме 189368,5 тыс. руб., что с учетом остатка в областном бюджете средств на эти же цели по состоянию на 01.01.2009 в объеме 70325,8 тыс. руб. выразится в общей сумме 259694,3 тыс. руб. Кроме того, согласно постановлениям Правительства РФ от 29.09.2008 № 722 и от 31.12.2008 № 1085 (о предоставлении в 2008 году и в 2009 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения) в областном бюджете запланированы средства в общей сумме 163875,8 тыс. руб., из которых 82300,9 тыс. руб. поступили в декабре 2008 года и не были использованы по состоянию на 01.01.2009.
Необходимо отметить, что в областном бюджете появится новый вид расходов в сумме 213819,0 тыс. руб. за счет поступления из федерального бюджета средств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 198 "О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях". В область предполагается поступление рентгеновских томографов, различных видов диагностического оборудования для больниц, расположенных в населенных пунктах вдоль федеральной автомобильной дороги. На софинансирование данных мероприятий выделены средства областного бюджета (47850,0 тыс. руб. в составе взносов на ОМС неработающего населения) на подготовку помещений и обучение квалифицированных кадров.
Кроме того, предполагается финансирование нового вида расходов в сумме 30249,0 тыс. руб. на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи. Данные средства за счет федерального бюджета планируются к поступлению в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов" на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в Областной клинической больнице и Научно-практическом центре специализированных видов медицинской помощи.
Увеличение расходов на здравоохранение в сумме 11333,1 тыс. руб. вызвано отражением в областном бюджете суммы неиспользованного по состоянию на 01.01.2009 остатка средств на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, после трансплантации органов и тканей.
Также за счет отражения неиспользованных в 2008 году средств в сумме 99,5 тыс. руб., поступивших из федерального бюджета, будут увеличены расходы областного бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю, надзору и выдаче лицензий в области охраны здоровья граждан.
Общий объем расходов департамента по физической культуре, спорту и туризму (подразделы 0908 "Физическая культура и спорт" и 0910 "Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта"), предполагается к увеличению на 6203,8 тыс. руб., или на 4,2%, от первоначального объема расходов, утвержденного Законом Владимирской области от 19.12.2008 № 214-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", и будет доведен до 154370,0 тыс. руб.
Так дополнительно планируется включить средства в сумме 43800,0 тыс. руб. на реализацию мероприятий адресной инвестиционной программы в части приобретения в государственную собственность Владимирской области здания физкультурно-оздоровительного клуба, расположенного в г. Владимире (распоряжение Губернатора области от 24.12.2008 № 828-р).
Вместе с тем предлагаются к уменьшению следующие виды расходов:
- на сумму 28669,2 тыс. руб. планируется исключить в полном объеме средства федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации по оформлению и ведению спортивных паспортов в связи с планируемыми изменениями федерального бюджета;
- на сумму 5258,0 тыс. руб., или на 6,5%, от первоначально утвержденного объема по расходам на обеспечение деятельности областных учреждений по отрасли "Физическая культура и спорт", в частности расходы на увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов и частично расходы на содержание имущества, в том числе на проведение ремонтных работ;
- на сумму 3092,0 тыс. руб., или на 14,6%, от первоначально утвержденного объема по расходам на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и укрепление материальной базы спортивных сооружений Владимирской области на 2007 - 2009 годы". Планируются к уменьшению средства, предусмотренные на увеличение стоимости основных средств (в том числе приобретение оборудования);
- на сумму 466,0 тыс. руб., или на 6,6%, от первоначально утвержденного объема на реализацию мероприятий по областной целевой Программе развития туризма во Владимирской области на 2005 - 2009 гг. "Малое Золотое кольцо".;
- на сумму 61,0 тыс. руб., или на 3,0%, от первоначально утвержденного объема по ведомственной целевой программе "Реформирование системы оплаты труда работников государственных учреждений физкультуры и спорта" в части стимулирующих выплат руководителям государственных учреждений;
- на сумму 50,0 тыс. руб., или 55,6%, от запланированного объема на реализацию мероприятий в рамках областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", предусмотренные на приобретение компьютерной техники для создания информационной базы, обработки результатов мониторинга состояния физического здоровья и физического развития. Необходимо отметить, предлагаемые изменения потребуют внесения изменений в Закон Владимирской области от 13.10.2004 № 152-ОЗ "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы".
В целом общий объем отраслевых расходов по департаменту социальной защиты населения (разделы 1000 "Социальная политика" и 1100 "Межбюджетные трансферты") будет сокращен на 69263,5 тыс. руб. (на 1,3%), или до 5416299,5 тыс. руб. При этом предполагается изменение объема ассигнований по различным видам расходов как в сторону уменьшения, так и в сторону их увеличения. Анализ показал, что сокращение расходов в первую очередь затрагивает приобретение оборудования, ремонтные и строительные работы. Кроме того, резервы изысканы за счет отмены финансирования мероприятий областных целевых программ, действие которых приостанавливается до 1 января 2010 года.
Отметим, что, несмотря на сокращение расходов областного бюджета на отрасль, один из приоритетов Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год в части выполнения в полном объеме публичных обязательств государства перед населением будет исполнен. Сохраняются объемы социальной помощи, утвержденные действующим законом об областном бюджете на 2009 год (Закон Владимирской области от 19.12.2008 № 214-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов").
Согласно приложению № 25 к Закону от 19.12.2008 № 214-ОЗ выделена часть расходов областного бюджета, которые предоставляются из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Губернатора Владимирской области, с учетом реально складывающейся экономической ситуации в области. Объем таких расходов для департамента социальной защиты определен в сумме 45880,0 тыс. руб., или 0,8% от утвержденных расходов.
Анализ показал, что рассматриваемым законопроектом предлагается сократить следующие расходы:
- в сумме 95276,5 тыс. руб. (на 8,2%), или до 1062455,5 тыс. руб., расходы на содержание подведомственных учреждений, из них: в сумме 3336,5 тыс. руб. (0,6%), или до 490001,5 тыс. руб., расходы на обеспечение деятельности домов-интернатов для престарелых и инвалидов; в сумме 91940,0 тыс. руб. (13,8%), или до 664394,0 тыс. руб., на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения за счет резервов по текущему содержанию учреждений;
- в сумме 60604,0 тыс. руб. (на 4,4%), или до 1328469,0 тыс. руб., расходы на обеспечение мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла, из них: в сумме 32928,0 тыс. руб. (на 3,1%), или до 1022443,0 тыс. руб., для ветеранов труда; в сумме 27676,0 (на 8,3%), или до 306026,0 тыс. руб., для тружеников тыла. В результате уточнения контингента получателей (ветеранов труда и тружеников тыла по состоянию на 01.03.2009) расчет произведен на их фактическое количество, а также уточнен размер тарифов на ЖКУ. Рост расходов к уровню 2008 года составит 129%;
- в сумме 47186,0 тыс. руб. (на 10,5%), или до 403826,0 тыс. руб., расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2008 - 2010 годы". Из них: в сумме 46986,0 тыс. руб. (на 11,0%), или до 381979,0 тыс. руб., сокращены расходы на выплату ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в связи с уточнением фактической численности получателей по состоянию на 01.03.2009; в сумме 200,0 тыс. руб., или в полном объеме исключены расходы на расширение спектра услуг по оказанию помощи семье и детям в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (в соответствии с приложением № 25 к Закону от 19.12.2008 № 214-ОЗ). Рост расходов в 2009 году к уровню 2008 года составит 217%;
- в сумме 21168,0 тыс. руб. (на 10,6%), или до 178642,0 тыс. руб., расходы территориальных органов социальной защиты населения за счет отмены индексации денежного содержания государственных гражданских служащих с 01.01.2009, а также за счет сокращения объема средств (1,5% от объема субвенции на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) на компенсацию затрат учреждений, в связи с осуществлением переданных полномочий);
- в сумме 18029,0 тыс. руб. сокращены расходы на мероприятия по ведомственной целевой программе "Реформирование системы оплаты труда работников учреждений государственной системы социальной защиты населения Владимирской области на период 2008 - 2010 годы" в части стимулирующих выплат руководителям учреждений;
- в сумме 2870,0 тыс. руб. (на 11,4%), или до 22397,0 тыс. руб., расходы на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, что обусловлено сокращением контингента получателей и уточнением тарифа по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- в сумме 1648,0 тыс. руб. (на 5,0%), или до 31319,0 тыс. руб., расходы по центральному аппарату департамента в связи с отменой индексации денежного содержания государственных гражданских служащих с 01.01.2009;
- в сумме 260,0 тыс. руб., то есть в полном объеме, расходы на реализацию мероприятий программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы";
- в сумме 145,0 тыс. руб. (на 0,8%), или до 18356,0 тыс. руб., расходы на приобретение оборудования по ведомственной целевой программе "Развитие системы социального обслуживания населения Владимирской области на 2009 - 2010 годы";
- в сумме 13,0 тыс. руб. (на 9,2%), или до 128,0 тыс. руб., расходы на поддержку социальных программ общественных организаций инвалидов (скорректированы по уровню фактического исполнения за 2008 год).
Вместе с тем законопроектом предлагается увеличить ассигнования на социальную политику по следующим видам расходов:
- в сумме 100180,5 тыс. руб. в бюджет включены расходы на выплаты единовременной денежной компенсации отдельным категориям граждан вместо получения транспортного средства за счет средств из федерального бюджета. В составе данных расходов отражены средства для обеспечения выплатами 987 человек (в соответствии с заявкой), в том числе остаток неиспользованных средств по состоянию на 01.01.2009;
- в сумме 40795,7 тыс. руб. расходы по Социальной программе Владимирской области на 2009 год, из них: 26124,4 тыс. руб. на укрепление материально-технической базы домов-интернатов для престарелых и инвалидов; 10671,3 тыс. руб. на социальную поддержку малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и к праздничным датам; в сумме 4000,0 тыс. руб. на предоставление компенсаций на строительство газовых сетей;
- в сумме 19000,0 тыс. руб., или до 37221,0 тыс. руб., увеличены расходы на выплату пенсии за выслугу лет государственным служащим и лицам, замещавшим государственные должности. Увеличение расходов связано с внесением изменений в Закон Владимирской области от 27.08.2004 № 135-ОЗ "О государственной гражданской службе Владимирской области" в части увеличения размера назначаемой пенсии;
- в сумме 18160,0 тыс. руб. расходы за счет резервного фонда Президента Российской Федерации, из них: на капитальный ремонт Кольчугинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей (10160,0 тыс. руб.); на капитальный ремонт, приобретение оборудования и программного обеспечения для создания интернет-классов в учреждениях социального обслуживания населения (8000,0 тыс. руб.);
- в сумме 14649,0 тыс. руб. расходы на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности областных государственных учреждений социального обслуживания системы социальной защиты населения Владимирской области на 2009 - 2012 годы" по приведению в нормативное состояние домов-интернатов для престарелых и инвалидов (10519,2 тыс. руб.) и учреждений социального обслуживания населения (4129,8 тыс. руб.);
- в сумме 7124,0 тыс. руб. средства субсидии Кольчугинскому дому милосердия, который в рамках реализации постановления Губернатора области от 26.12.2008 № 943 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Владимирской области в период мирового финансового кризиса" с 01.03.2009 осуществляет свою деятельность в режиме автономного учреждения (постановление Губернатора области от 24.12.2008 № 927 "О создании автономного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Владимирской области "Кольчугинский дом милосердия");
- в сумме 5159,0 тыс. руб. (на 90,9%), или до 10837,0 тыс. руб., увеличены расходы на погребение неработающих граждан и не являющихся пенсионерами. Рост расходов обусловлен внесением изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 30.12.2008) в части увеличения размера социального пособия на погребение в 4 раза (4,0 тыс. руб. против 1,0 тыс. руб.);
- в сумме 4305,0 тыс. руб. предлагается увеличить расходы в связи с отражением неиспользованных остатков целевых средств по состоянию на 01.01.2009, поступающих для Владимирской области из федерального бюджета, из них: в сумме 3671,7 тыс. руб. (на 17,3%), или до 24934,3 тыс. руб., увеличены расходы на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; в сумме 592,4,0 тыс. руб. (на 38,4%), или до 2135,2 тыс. руб., увеличены расходы на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в сумме 40,9 тыс. руб. (в 3,4 раза), или до 52,9 тыс. руб., увеличены компенсационные выплаты при возникновении поствакцинальных осложнений;
- сумме 3502,7 (на 4,2%), или до 87610,2 тыс. руб., увеличены расходы на меры социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России", что соответствует объему средств, предусмотренных на эти цели для Владимирской области в федеральном бюджете;
- в сумме 225,0 по департаменту отражены расходы на дополнительные единовременные денежные выплаты многодетным семьям, награжденным орденом "Родительская слава", что согласуется с заявкой на выделение средств;
- в сумме 67,0 тыс. руб. новые расходы на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, что согласуется с заявкой на выделение средств;
- в сумме 10,5 тыс. руб. в бюджете отражаются новые расходы на финансирование единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам, что согласуется с заявкой на выделение средств.
Анализ предлагаемых к утверждению изменений областного бюджета на реализацию областной адресной инвестиционной программы показал, что объем средств, направляемых на капитальные вложения в рамках областной адресной инвестиционной программы (далее - ОАИП), согласно вносимому законопроекту, предлагается увеличить по сравнению с действующим Законом Владимирской области от 19.12.2008 № 214-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов" на 1095454,7 тыс. руб. (42,7%) до 3661256,7 тыс. руб. Доля расходов на реализацию ОАИП составит 11,4% в общем объеме расходных обязательств областного бюджета на 2009 год.
Увеличение объема средств на реализацию ОАИП предусматривается за счет включения в программу расходов, связанных с обеспечением граждан жильем, повышением комфортности проживания граждан. Предполагается, что концентрация данных расходов в ОАИП позволит Владимирской области выполнить все социальные обязательства перед населением области в условиях финансового кризиса. Из расходов ОАИП предлагается исключить расходы по инвестициям, финансирование которых предполагалось осуществлять через архивный департамент в сумме 1000,0 тыс. руб., государственные учреждения "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" в сумме 1850,0 тыс. руб., "Управление административными зданиями администрации Владимирской области" в сумме 6500,0 тыс. руб. Инвестиции по департаменту транспорта предлагается сократить на 871204,8 тыс. руб. (59,3%), или до 597208,2 тыс. руб., по департаменту строительства и архитектуры на 2124,0 тыс. руб. (0,3%), или до 841465,0 тыс. руб., департаменту развития предпринимательства, торговли и сферы услуг на 13590,0 тыс. руб. (79,9%), или до 3410,0 тыс. руб., департаменту по культуре на 6217,7 тыс. руб. (73,1%), или до 2282,3 тыс. руб., департаменту административных органов и общественной безопасности на 13433,0 тыс. руб. (86,9%), или до 2017,0 тыс. руб., ГУ МЧС по Владимирской области на 47331,0 тыс. руб. (87,6%), или до 6669,0 тыс. руб. При этом расходы по департаменту ЖКХ предлагается увеличить более чем в 12 раз, или до 2014706,9 тыс. руб. Предлагается также расходы а рамках ОАИП осуществлять через департамент образования в сумме 82257,0 тыс. руб. для обеспечения жильем детей-сирот, департамент по физической культуре, спорту и туризму в сумме 43800,0 тыс. руб. и департамент сельского хозяйства и продовольствия в сумме 67441,3 тыс. руб.
По разделу "Межбюджетные трансферты" с учетом изменений расходы областного бюджета на 2009 год предлагается установить в объеме 14962952,3 тыс. руб. (с учетом средств на ОМС), что на 1207648,6 тыс. руб. меньше установленного на 2009 год плана.
Законопроектом предусматривается оставить без изменения размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, которые составляют соответственно 216886 тыс. руб. и 3554619 тыс. руб. При этом не предполагается перераспределение средств дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности относительно первоначально установленного уровня.
Вместе с тем оценка исполнения местных бюджетов только за январь - февраль 2009 года показала, что к аналогичному уровню 2008 года поступление налоговых и неналоговых доходов снизилось более чем на 10%, а к плановым назначениям на январь - февраль 2009 года составило 87%.
Ожидаемое исполнение местных бюджетов по налоговым и неналоговым доходам за 2009 год в условиях финансово-экономического кризиса прогнозируется со снижением на 1224862 тыс. руб., что предопределяет снижение бюджетной обеспеченности с 9500 руб. до 8700 руб. на одного жителя.
По отношению к общему объему безвозмездных перечислений объем регионального фонда финансовой поддержки поселений составит 1,44% против 1,34% запланированных в областном бюджете изначально. Размер фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в общем объеме межбюджетных трансфертов увеличится с 21,9% до 23,75%.
По подразделу "Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)" законопроектом предлагается уменьшение размера субсидий с 3356112,6 тыс. руб. до 2666159,4 тыс. руб., или на 689953,2 тыс. руб. (на 20,6%), в том числе по:
- субсидиям на охрану окружающей среды - на 18144,2 тыс. руб., или 50,2%;
- субсидиям по отрасли здравоохранение - на 204005,8 тыс. руб., или 46,2%;
- субсидиям по отрасли культура - на 42540,0 тыс. руб., или на 73,6%;
- субсидиям по отрасли образование - на 25000,0 тыс. руб., или на 8,3%;
- субсидии по отрасли дорожного хозяйства и транспорта - на 493048,9 тыс. руб., или на 79,3%;
- субсидиям на бюджетные инвестиции - на 15045,5 тыс. руб., или на 2,5%.
При этом объем финансирования в части предоставления субсидий муниципальным образованиям по отрасли жилищно-коммунального хозяйства относительно ранее утвержденных бюджетных назначений предлагается увеличить на 83166,2 тыс. руб., или 6,6%; по иным субсидиям - на 24665,0 тыс. руб., или на 60,2%.
Кроме того, в связи с предполагаемым приостановлением действия до 1 января 2010 года отдельных Законов Владимирской области в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета, законопроектом предусматривается сокращение размера субсидий на сумму 1002735,0 тыс. руб.
При этом законопроектом предлагается исключить финансирование расходов в форме субсидий местным бюджетам на:
- финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) по ОЦП "Развитие здравоохранения Владимирской области на 2006 - 2010 годы" в сумме 182990,0 тыс. руб. с передачей данных средств Фонду обязательного медицинского страхования;
- мероприятия ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие культуры Владимирской области на 2009 - 2011 годы" - 42540,0 тыс. руб.;
- мероприятия ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", подпрограмма "Автомобильные дороги" - 62016,6 тыс. руб.;
- содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) автомобильных дорог общего пользования местного значения по ОЦП "Дорожное хозяйство Владимирской области на 2008 - 2015 гг." - 330000,0 тыс. руб.;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них по ОЦП "Социальное развитие села до 2012 года" - 72245,0 тыс. руб.;
- оказание других видов социальной помощи - 30000,0 тыс. руб.;
- инвестиции по ОЦП "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009 - 2012 годы" - 115000,0 тыс. руб.;
- мероприятия по ОЦП "Приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети и других объектов благоустройства муниципальных образований в 2009 - 2011 годах" - 300000,0 тыс. руб.;
- мероприятия по ОЦП "Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2008 - 2010 годы" - 2500,0 тыс. руб.
Кроме того, мероприятия по внедрению инновационных образовательных программ образования Владимирской области на 2007 - 2010 годы в сумме 25000,0 тыс. руб. предполагается финансировать за счет иных безвозмездных трансфертов.
Необходимо отметить, что законопроектом предусматривается внесение изменений в приложение № 16 к Закону Владимирской области от 19.12.2008 № 214-ОЗ, которым устанавливается распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на 2009 год. С учетом изменений указанным приложением предполагается установить распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального Фонда финансовой поддержки на 2009 год, дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований (за счет средств федерального бюджета), 19 субвенций на реализацию отдельных государственных полномочий, а также 15 субсидий из 37. Распределение иных субсидий в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона Владимирской области от 19.12.2008 № 214-ОЗ утверждается постановлениями Губернатора Владимирской области, что соответствует положениям статьи 139 Бюджетного кодекса РФ.
Размер средств областного бюджета, направляемых в муниципальные образования на софинансирование полномочий органов местного самоуправления, в общем объеме межбюджетных трансфертов снизится с 20,8% до 17,8%.
Проектом закона предлагается уменьшить объемы финансирования по иным безвозмездным трансфертам с 722999,0 тыс. руб. до 547499,0 тыс. руб., или на 175500,0 тыс. руб. (на 24,3%) от утвержденных плановых назначений, что связано, прежде всего, с предполагаемым приостановлением до 01.01.2010 финансирования мероприятий по Закону Владимирской области "О предоставлении бюджетам муниципальных образований Владимирской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение топливом для выработки тепловой энергии в отопительный период". В областном бюджете на эти цели было запланировано 184050,0 тыс. руб.
Законопроектом уточняется сумма финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, которая составляет 148146,0 тыс. руб. или сокращается на 26200,0 тыс. руб. от объема средств утвержденного бюджетом на 2009 год.
Также законопроектом предлагается исключить финансирование расходов на премирование победителей конкурса "Самый благоустроенные город области". На эти цели из областного бюджета планировалось направить 250,0 тыс. руб.
Вместе с тем проектом закона увеличиваются объемы дотации на сбалансированность местных бюджетов на 10000,0 тыс. руб. Общий объем данной дотации предлагается утвердить в объеме 349353,0 тыс. руб., что должно позволить в ходе исполнения местных бюджетов в кризисных условиях обеспечить покрытие недостающих собственных доходных источников в проблемных территориях.
С учетом вышеизложенного считаем возможным принятие закона Владимирской области "О внесении изменений в Закон Владимирской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" с учетом замечаний, изложенных по тексту заключения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru