Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2009 г. № 762

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
НА 2010 ГОД"

Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2010 год".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на государственного заказчика - координатора программы - Министерство внутренних дел по Республике Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 5 ноября 2009 г. № 762

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2010 ГОД"

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт Программы                                                         3
I. Обоснование проблемы                                                   6
II. Основные цели и задачи Программы                                     14
III. Перечень мероприятий Программы                                      16
IV. Ресурсное обеспечение Программы                                      25
V. Механизм реализации программы                                         25
VI. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности Программы   28
Перечень использованных сокращений                                       31
Приложения

Паспорт
Республиканской целевой программы
"Повышение безопасности дорожного движения
в Республике Татарстан на 2010 год"

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование       │Республиканская   целевая    программа    "Повышение│
│Программы          │безопасности   дорожного   движения   в   Республике│
│                   │Татарстан на 2010 год" (далее - Программа)          │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Дата       принятия│Указ Президента Российской Федерации  от  22.09.2006│
│решения           о│№  1042  "О  первоочередных  мерах  по   обеспечению│
│разработке         │безопасности дорожного движения",                   │
│Программы (дата  ее│распоряжение Правительства Российской  Федерации  от│
│утверждения,       │17.10.2005 № 1707-р,                                │
│наименование      и│Постановление    Кабинета    Министров    Республики│
│номер              │Татарстан  от   24.01.2002   №   28   "О   Концепции│
│соответствующего   │"Повышение   безопасности   дорожного   движения   в│
│нормативного акта) │Республике Татарстан  (на  период  с  2002  по  2010│
│                   │годы)",                                             │
│                   │Постановление Правительственной комиссии  Республики│
│                   │Татарстан  по  обеспечению  безопасности   дорожного│
│                   │движения от 13.12.2006 № 4  "О  мерах  по  повышению│
│                   │безопасности   дорожного   движения   в   Республике│
│                   │Татарстан",                                         │
│                   │Указ Президента Республики Татарстан  от  14.11.2007│
│                   │№ УП-610  "О  дополнительных  мерах  по  обеспечению│
│                   │безопасности   дорожного   движения   в   Республике│
│                   │Татарстан"                                          │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный    │Министерство внутренних дел по Республике Татарстан │
│заказчик -         │                                                    │
│координатор        │                                                    │
│Программы          │                                                    │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственные    │Министерство   внутренних    дел    по    Республике│
│заказчики          │Татарстан,   Министерство   по   делам   гражданской│
│Программы          │обороны   и   чрезвычайным   ситуациям    Республики│
│                   │Татарстан,  Министерство  транспорта   и   дорожного│
│                   │хозяйства   Республики    Татарстан,    Министерство│
│                   │здравоохранения Республики  Татарстан,  Министерство│
│                   │по  делам  молодежи,  спорту  и  туризму  Республики│
│                   │Татарстан,   Министерство   образования   и    науки│
│                   │Республики Татарстан                                │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные           │Министерство   внутренних    дел    по    Республике│
│разработчики       │Татарстан,   Министерство   по   делам   гражданской│
│Программы          │обороны   и   чрезвычайным   ситуациям    Республики│
│                   │Татарстан,  Министерство  транспорта   и   дорожного│
│                   │хозяйства   Республики    Татарстан,    Министерство│
│                   │здравоохранения Республики  Татарстан,  Министерство│
│                   │по  делам  молодежи,  спорту  и  туризму  Республики│
│                   │Татарстан,   Министерство   образования   и    науки│
│                   │Республики Татарстан, УГИБДД МВД по РТ <1>,  ГУ  "НЦ│
│                   │БЖД", ГУ "ДФН и ОП БДД РТ"                          │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели    и    задачи│   Цель  Программы:   сокращение   количества   лиц,│
│Программы          │погибших    в    результате     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий.                                       │
│                   │   Задачи Программы:                                │
│                   │   предупреждение  опасного   поведения   участников│
│                   │дорожного движения;                                 │
│                   │   развитие     системы     подготовки     водителей│
│                   │транспортных  средств  и  их  допуска  к  участию  в│
│                   │дорожном движении;                                  │
│                   │   сокращение     детского     дорожно-транспортного│
│                   │травматизма;                                        │
│                   │   совершенствование    организации         движения│
│                   │транспорта и пешеходов в городах;                   │
│                   │   сокращение   времени   прибытия   соответствующих│
│                   │служб на место  дорожно-транспортного  происшествия,│
│                   │повышение эффективности их деятельности по  оказанию│
│                   │помощи лицам,  пострадавшим  в  дорожно-транспортных│
│                   │происшествиях;                                      │
│                   │   повышение   уровня   безопасности    транспортных│
│                   │средств;                                            │
│                   │   существенное       повышение        эффективности│
│                   │функционирования      системы       государственного│
│                   │управления  в   области   обеспечения   безопасности│
│                   │дорожного   движения   на   республиканском   уровне│
│                   │управления;                                         │
│                   │    совершенствование  правовых  основ  деятельности│
│                   │органов исполнительной власти  Республики  Татарстан│
│                   │и  органов   местного   самоуправления   в   области│
│                   │обеспечения   безопасности    дорожного    движения,│
│                   │исключение пробелов и противоречий  в  регламентации│
│                   │общественных отношений в указанной сфере            │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Важнейший   целевой│   Важнейший   показатель   Программы:    сокращение│
│показатель        и│количества  лиц,  погибших  в  результате   дорожно-│
│индикаторы         │транспортных происшествий.                          │
│                   │   Важнейшие индикаторы Программы:                  │
│                   │   снижение  транспортного  риска  (количество  лиц,│
│                   │погибших    в    результате     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий, на 10 тысяч транспортных средств);    │
│                   │   снижение  социального  риска   (количество   лиц,│
│                   │погибших    в    результате     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий, на 100 тысяч населения);              │
│                   │   снижение  тяжести  последствий  (количество  лиц,│
│                   │погибших    в    результате     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий, на 100 пострадавших);                 │
│                   │   сокращение количества мест концентрации  дорожно-│
│                   │транспортных происшествий;                          │
│                   │   сокращение    количества     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий  по  вине  водителей,  стаж  управления│
│                   │транспортным средством которых не превышает  3  лет,│
│                   │на 10 тысяч транспортных средств;                   │
│                   │   сокращение   количества   детей,    погибших    в│
│                   │результате дорожно-транспортных происшествий;       │
│                   │   сокращение    количества     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий   с   пострадавшими   на    10    тысяч│
│                   │транспортных средств                                │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки    реализации│2010 год                                            │
│Программы          │                                                    │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и  источники│Общий  объем  финансирования  Программы   составляет│
│финансирования     │373,62 млн рублей (из них на капитальные вложения  -│
│Программы          │188,56  млн  рублей,  прочие  нужды  -  185,06   млн│
│                   │рублей).   Источник    финансирования    -    прочие│
│                   │неналоговые  доходы,  направляемые  на   обеспечение│
│                   │безопасности дорожного движения                     │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые  конечные│   Сокращение   к   2010   году   количества    лиц,│
│результаты         │погибающих   в    результате    дорожно-транспортных│
│реализации         │происшествий,  в 1,24 раза,  или    на  168  человек│
│Программы         и│(714 -  882  =  -168),  по сравнению  с  аналогичным│
│показатели         │показателем 2004 года.                              │
│социально-         │   Достижение  запланированных  значений  (важнейших│
│экономической      │индикаторов Программы) по  сравнению  с  аналогичным│
│эффективности      │показателем 2004 года:                              │
│                   │   снижение     транспортного    риска    (- 46,8%),│
│                   │социального  риска (- 26,1%),  тяжести   последствий│
│                   │(- 20,0%);                                          │
│                   │   сокращение количества мест концентрации  дорожно-│
│                   │транспортных происшествий на 11 мест;               │
│                   │   сокращение    количества     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий  по  вине  водителей,  стаж  управления│
│                   │транспортным средством которых не превышает  3  лет,│
│                   │на 10 тысяч транспортных средств (- 32,6%);         │
│                   │   сокращение   количества   детей,    погибших    в│
│                   │результате дорожно-транспортных происшествий,  на  7│
│                   │человек по сравнению с 2004 годом;                  │
│                   │   сокращение    количества     дорожно-транспортных│
│                   │происшествий   с   пострадавшими   на    10    тысяч│
│                   │транспортных средств (- 31,9%) к 2004 году.         │
│                   │   Социально-экономический  эффект   от   реализации│
│                   │Программы составит  2640,46  млн  рублей,  бюджетный│
│                   │эффект - 858,75 млн рублей.                         │
└───────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘

--------------------------------
<1> Перечень сокращений, использованных в Программе и приложениях, приводится на стр. 31.

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1% до 3% внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от них еще выше. Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 800 млрд долларов США в год. При этом, если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется или даже улучшается, в развивающихся государствах ситуация быстро ухудшается за счет резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения БДД и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Республике Татарстан (см. рис. 1).

Рис. 1. Количество ДТП, погибших и раненых
в Республике Татарстан

Рисунок не приводится.

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Татарстана. Только в 2008 году убытки от ДТП составили 30 млрд рублей. Данная цифра рассчитана на основе общемировой практики, в которой принято учитывать смету расходов, включающую в себя:
расходы на амбулаторное и стационарное лечение, транспортировку пострадавших, реабилитацию, специальное лечение детей, санаторную реабилитацию и другое;
недополученную продукцию, включая постоянные расходы в связи с гибелью людей или постоянной нетрудоспособностью, а также временные расходы;
повреждение имущества, ремонт и замену автомобилей, повреждение придорожных коммуникаций и прочее;
административные расходы, а также расходы на расследование причин ДТП, организацию выплаты страховки и судебные издержки;
прочие расходы, включая потерю времени в связи с происшествием (когда, например, задерживается дорожное движение).
Однако принятые заказчиком - координатором Программы - Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, а также другими государственными заказчиками меры по разработке и выполнению принятых и утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2006 - 2009 годах республиканских целевых программ по повышению безопасности дорожного движения позволили добиться определенных положительных результатов по снижению уровня аварийности.
Целью настоящей Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в полтора раза по сравнению с базовым (2004) годом. Следует отметить наличие в республике стабильной динамики данного показателя.
Шесть из семи индикаторов эффективности программных мероприятий в республике имеют положительное значение - это снижение транспортного и социального рисков, тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств; сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств. А значение индикатора "сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий" - отрицательное. При этом количество очагов аварийности увеличилось с 176 в 2004 году до 183 в 2008 году.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Татарстан, следует отнести:
массовое пренебрежение участников дорожного движения требованиями безопасности дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, недостаточный уровень подготовки водителей, приводящий к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожного хозяйства, транспортных средств, средств организации дорожного движения современным требованиям, отставание в системах связи, приводящее к позднему обнаружению дорожно-транспортных происшествий и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим.
В 2008 году в Республике Татарстан отмечается снижение количества ДТП по сравнению с 2006 и 2007 годами. В целом динамика изменений важнейшего показателя и важнейших индикаторов Программы по сравнению с базовым (2004) годом приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели аварийности в Республике Татарстан
за 2004 - 2008 годы

┌──────────────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐
│        Показатель и индикаторы       │ 2004 │ 2005 │ 2006 │ 2007 │ 2008 │
│                                      │ год  │ год  │ год  │ год  │ год  │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Сокращение  количества  лиц,  погибших│ 882  │ 815  │ 754  │ 769  │ 713  │
│в результате      дорожно-транспортных│      │      │      │      │      │
│происшествий, человек                 │      │      │      │      │      │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Снижение      транспортного      риска│ 12,4 │ 11,7 │ 10,0 │ 9,3  │ 7,9  │
│(количество   лиц,   погибших        в│      │      │      │      │      │
│результате        дорожно-транспортных│      │      │      │      │      │
│происшествий,    на      10      тысяч│      │      │      │      │      │
│транспортных средств)                 │      │      │      │      │      │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Снижение      социального        риска│ 23,4 │ 21,7 │ 20,0 │ 20,4 │ 19,0 │
│(количество   лиц, погибших          в│      │      │      │      │      │
│результате        дорожно-транспортных│      │      │      │      │      │
│происшествий, на 100 тысяч населения) │      │      │      │      │      │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Снижение      тяжести      последствий│ 10,0 │ 9,0  │ 7,7  │ 9,1  │ 8,6  │
│(количество      лиц,      погибших  в│      │      │      │      │      │
│результате        дорожно-транспортных│      │      │      │      │      │
│происшествий, на 100 пострадавших)    │      │      │      │      │      │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Сокращение     количества     дорожно-│ 17,2 │ 13,0 │ 9,7  │ 7,1  │ 7,8  │
│транспортных  происшествий   по   вине│      │      │      │      │      │
│водителей,      стаж        управления│      │      │      │      │      │
│транспортным  средством   которых   не│      │      │      │      │      │
│превышает      3  лет,  на  10   тысяч│      │      │      │      │      │
│транспортных средств                  │      │      │      │      │      │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Сокращение    количества        детей,│  39  │  22  │  38  │  39  │  37  │
│погибших   в    результате    дорожно-│      │      │      │      │      │
│транспортных происшествий             │      │      │      │      │      │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Сокращение     количества     дорожно-│ 91,7 │ 95,7 │ 94,1 │ 72,1 │ 66,2 │
│транспортных   происшествий          с│      │      │      │      │      │
│пострадавшими      на      10    тысяч│      │      │      │      │      │
│транспортных средств                  │      │      │      │      │      │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Сокращение      количества        мест│ 176  │ 183  │ 174  │ 133  │ 183  │
│концентрации      дорожно-транспортных│      │      │      │      │      │
│происшествий                          │      │      │      │      │      │
└──────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

Основными причинами совершения ДТП в 2008 году стали:
управление транспортным средством в состоянии опьянения - 388 ДТП (8,1% от общего количества ДТП по вине водителей);
превышение скорости - 1348 ДТП (28,1%);
обгон с нарушением ПДД - 393 ДТП (8,2%);
нарушение правил проезда перекрестков - 977 ДТП (20,3 процента).
Основными видами ДТП являются:
столкновение - 2139 ДТП (35,9% от общего количества ДТП);
наезд на пешеходов - 2351 ДТП (39,4%);
опрокидывание - 786 ДТП (13,2 процента).
Количество ДТП возросло в 22 районах: Тюлячинском - на 42,1%, Кайбицком - на 37,5%, Ютазинском - на 35,0%, Камско-Устьинском - на 23,5%, Пестречинском - на 21,7%, Дрожжановском - на 21,4%, Балтасинском - на 20 процентов.
Рост числа погибших зарегистрирован в 20 районах, особенно в Тюлячинском районе - в 4 раза, Сармановском районе - в 3,7 раза, Аксубаевском и Балтасинском - в 2,3 раза, Кайбицком и Ютазинском - в 2 раза.
Сокращение всех основных показателей аварийности отмечено в Альметьевском, Арском, Азнакаевском, Бавлинском, Верхнеуслонском, Лаишевском, Нижнекамском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Тетюшском районах и на территории г. Набережные Челны.
Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, находившимися за рулем в состоянии опьянения, зарегистрировано 388 происшествий (- 4,9%), повлекших гибель 66 (+ 11,9%) и ранение 621 человека (+ 9,5 процента). Доля таких происшествий уменьшилась с 8,7% за 12 месяцев 2007 г. до 8,1 процента. Допущен рост ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии в 15 районах республики. Значительный рост ДТП отмечен в Алексеевском районе - в 5,5 раза, Сабинском - в 2,5 раза, Тюлячинском - в 2 раза, Зеленодольском - на 77,8%, Лаишевском - на 57,1%, Нижнекамском - на 53,8%, Верхнеуслонском, Дрожжановском, Чистопольском, Черемшанском - на 50 процентов.
14,6%, или 868 ДТП (- 17,8%) совершено из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами. В них погибли 147 (- 16,0%) и получили ранения 778 человек (- 12,1 процента).
По вине данной категории участников дорожного движения допущен рост ДТП в 16 районах республики: в Ютазинском - в 3 раза, Буинском - в 2,8 раза, Аксубаевском - в 2,5 раза, Мамадышском - в 2,3 раза, Дрожжановском - в 2 раза, Кайбицком - на 4 ДТП (за 12 месяцев 2007 г. - 0 ДТП).
На улицах городов и дорогах Татарстана в 2008 году было совершено 615 ДТП с участием детей, в которых 37 детей погибли и 636 получили травмы различной степени тяжести. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков уменьшилось на 1,6%, число погибших - на 5,1%, раненых - на 0,3 процента.
Рост количества ДТП с участием детей зарегистрирован в 23 районах республики: в Тюлячинском - в 5 раз, Ютазинском - в 4 раза, Апастовском - в 2 раза, Пестречинском - на 80,0%, Буинском - на 66,7%, Алькеевском - 4 ДТП (за АППГ - 0), Дрожжановском - 2 ДТП (за АППГ - 0).
В 2008 году по вине водителей государственного транспорта произошло 469 ДТП (- 12,0%), в которых погиб 51 (- 34,6%) и ранены 608 человек (- 16,4 процента). За аналогичный период 2007 года по вине водителей данной категории транспортных средств произошло 533 ДТП, погибли 78, ранены 727 человек. По вине водителей индивидуального транспорта за 12 месяцев 2008 года произошло 4369 ДТП (+ 2,7%), в которых погибли 500 (- 1,4%) и были ранены 6035 человек (+ 0,4 процента). В 2007 году эти показатели выглядели соответственно: - 4254, - 507, - 6009 человек.
Последние годы характеризуются высокими темпами автомобилизации в республике. За этот период значительно увеличился парк легковых автомобилей, их число в настоящее время составляет 737214 единиц, а удельный вес в общей численности парка автомобилей - 82 процента. Эта тенденция является характерной и для районов и городов Республики Татарстан. Наиболее высокими темпами увеличение парка транспортных средств идет в таких городах, как Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск.
Значительным остается число аварий, произошедших по вине владельцев индивидуальных транспортных средств (см. рис. 2). Это объясняется не только увеличением плотности транспортного потока, уровнем профессиональной подготовки водителей, но и рядом других факторов, среди которых важное место занимает низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения.

Рис. 2. Количество ДТП, совершенных по вине владельцев
государственных и индивидуальных транспортных средств

Рисунок не приводится.

Как показывает анализ дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них людей. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия увеличения количества транспортных средств. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения. Зарубежный опыт свидетельствует, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства, даже при росте парка автомобилей, позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4 - 8 процентов.
Основными факторами, влияющими на количество происшествий, являются: время, место, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители транспортных средств, пешеходы). Имеет значение также то, в какое время суток произошло ДТП, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п.
Так, наибольшее количество ДТП в течение дня приходится на промежуток времени с 11.00 до 18.00 часов (44,0% от всех ДТП), наиболее тяжкие последствия от ДТП, произошедших в ночное время, - с 00.00 до 07.00 часов и с 22.00 до 24.00 часов.

]]>
│Министерство  по  делам  гражданской  обороны  и│    9,97     │    -     │
│чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан     │             │          │
├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤
│Министерство     здравоохранения      Республики│     6,8     │          │
│Татарстан                                       │             │          │
├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤
│Министерство  образования  и  науки   Республики│      -      │    -     │
│Татарстан                                       │             │          │
├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤
│Министерство  по  делам   молодежи,   спорту   и│      -      │    -     │
│туризму Республики Татарстан                    │             │          │
├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤
│ГУ "ДФН и ОП БДД РТ"                            │    63,3     │  102,69  │
├────────────────────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤
│Итого                                           │   188,56    │  185,06  │
└────────────────────────────────────────────────┴─────────────┴──────────┘


Приложение № 10
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

┌────┬──────────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────┐
│ №  │                  Показатели                  │   2010   │  После-  │
│п/п │                                              │   год    │  дующие  │
│    │                                              │          │   годы   │
│    │                                              │          │(в среднем│
│    │                                              │          │ за год)  │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 1. │Количество   лиц,   погибших   в    результате│   714    │   714    │
│    │дорожно-транспортных              происшествий│          │          │
│    │(программный показатель), человек             │          │          │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 2. │Количество   лиц,   погибших   в    результате│   987    │   987    │
│    │дорожно-транспортных              происшествий│          │          │
│    │(инерционный  сценарий  развитие  ситуации   в│          │          │
│    │условиях    отсутствия     программно-целевого│          │          │
│    │метода), человек                              │          │          │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 3. │Количество   лиц,   погибших   в    результате│   273    │   273    │
│    │дорожно-транспортных     происшествий      (по│          │          │
│    │сравнению с инерционным сценарием), человек   │          │          │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 4. │Снижение  социально-экономического  ущерба  от│  1042,0  │  1042,0  │
│    │реализации Программы, млн рублей              │          │          │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 5. │Расходы на реализацию Программы, млн рублей   │  373,62  │    -     │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 6. │Индекс инфляции                               │   1,31   │    -     │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 7. │Расходы  на  реализацию  Программы  (в   ценах│  285,21  │    -     │
│    │2006 г.), млн рублей                          │          │          │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 8. │Социально-экономический эффект  от  реализации│  756,79  │  1042,0  │
│    │Программы (в ценах 2006 г.), млн рублей       │          │          │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 9. │Коэффициент дисконтирования                   │   1,36   │   0,5    │
├────┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│10. │Приведенный социально-экономический эффект  от│  556,46  │  2084,0  │
│    │реализации Программы, млн рублей              │          │          │
└────┴──────────────────────────────────────────────┴──────────┴──────────┘


Приложение № 11
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

┌─────┬────────────────────────────────────────────┬──────────┬───────────┐
│  №  │                 Показатели                 │   2010   │ Последую- │
│ п/п │                                            │   год    │ щие годы  │
│     │                                            │          │(в среднем │
│     │                                            │          │  за год)  │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 1.  │Количество  лиц,   погибших   в   результате│          │           │
│     │дорожно-транспортных            происшествий│   714    │    714    │
│     │(программный показатель), человек           │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 2.  │Количество  лиц,   погибших   в   результате│          │           │
│     │дорожно-транспортных            происшествий│          │           │
│     │(инерционный сценарий - развитие ситуации  в│   987    │    987    │
│     │условиях   отсутствия    программно-целевого│          │           │
│     │метода), человек                            │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 3.  │Сокращение  количества   лиц,   погибших   в│          │           │
│     │результате              дорожно-транспортных│   273    │    273    │
│     │происшествий  (по  сравнению  с  инерционным│          │           │
│     │сценарием), человек                         │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 4.  │Снижение социально-экономического ущерба  от│  1042,0  │  1042,0   │
│     │реализации Программы, млн рублей            │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 5.  │Вклад   в    доходы    бюджета    Республики│  390,62  │  390,62   │
│     │Татарстан, млн рублей                       │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 6.  │Расходы на реализацию Программы  из  бюджета│  373,62  │     -     │
│     │Республики Татарстан, млн рублей            │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 7.  │Индекс инфляции                             │   1,31   │     -     │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 8.  │Расходы на реализацию Программы  из  бюджета│          │           │
│     │Республики Татарстан (в ценах 2006 г.),  млн│  285,21  │     -     │
│     │рублей                                      │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 9.  │Бюджетный эффект от реализации Программы  (в│  105,41  │  390,62   │
│     │ценах 2006 г.), млн рублей                  │          │           │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 10. │Коэффициент дисконтирования                 │   1,36   │    0,5    │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤
│ 11. │Приведенный бюджетный эффект  от  реализации│  77,51   │  781,24   │
│     │Программы, млн рублей                       │          │           │
└─────┴────────────────────────────────────────────┴──────────┴───────────┘


Приложение № 12
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

┌─────┬─────────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────┐
│  №  │                 Показатели                  │   2010   │  После-  │
│ п/п │                                             │   год    │  дующие  │
│     │                                             │          │   годы   │
│     │                                             │          │(в среднем│
│     │                                             │          │ за год)  │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 1.  │Сокращение  количества   лиц,   погибших   в │   156    │   156    │
│     │результате              дорожно-транспортных │          │          │
│     │происшествий  (по  сравнению  с  инерционным │          │          │
│     │сценарием -  развитие  ситуации  в  условиях │          │          │
│     │отсутствия   программно-целевого    метода), │          │          │
│     │человек                                      │          │          │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 2.  │Снижение социально-экономического ущерба  от │  595,45  │  595,45  │
│     │реализации мероприятий, млн рублей           │          │          │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 3.  │Расходы  на  реализацию   мероприятий,   млн │  213,6   │    -     │
│     │рублей                                       │          │          │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 4.  │Индекс инфляции                              │   1,31   │    -     │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 5.  │Расходы на реализацию мероприятий  (в  ценах │  163,1   │    -     │
│     │2006 г.), млн рублей                         │          │          │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 6.  │Социально-экономический      эффект       от │  432,35  │  595,45  │
│     │реализации мероприятий (в  ценах  2006  г.), │          │          │
│     │млн рублей                                   │          │          │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 7.  │Коэффициент дисконтирования                  │   1,36   │   0,5    │
├─────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│ 8.  │Приведенный  социально-экономический  эффект │  317,9   │  1190,9  │
│     │от реализации мероприятий, млн рублей        │          │          │
└─────┴─────────────────────────────────────────────┴──────────┴──────────┘


Приложение № 13
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

┌─────┬────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────────┐
│  №  │                 Показатели                 │  2010  │ Последующие │
│ п/п │                                            │  год   │    годы     │
│     │                                            │        │ (в среднем  │
│     │                                            │        │   за год)   │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 1.  │Сокращение    количества  лиц,  погибших   в│  156   │     156     │
│     │результате              дорожно-транспортных│        │             │
│     │происшествий       (по         сравнению   с│        │             │
│     │инерционным         сценарием   -   развитие│        │             │
│     │ситуации   в      условиях        отсутствия│        │             │
│     │программно-целевого метода), человек        │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 2.  │Снижение  социально-экономического    ущерба│ 595,45 │   595,45    │
│     │от реализации мероприятий, млн рублей       │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 3.  │Вклад     в      доходы  бюджета  Республики│ 223,1  │    223,1    │
│     │Татарстан, млн рублей                       │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 4.  │Расходы   на         реализацию  мероприятий│ 213,6  │      -      │
│     │из    бюджета  Республики    Татарстан,  млн│        │             │
│     │рублей                                      │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 5.  │Индекс инфляции                             │  1,31  │      -      │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 6.  │Расходы    на        реализацию  мероприятий│ 163,1  │      -      │
│     │из   бюджета Республики Татарстан  (в  ценах│        │             │
│     │2006 г.), млн рублей                        │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 7.  │Бюджетный эффект от  реализации  мероприятий│  60,0  │    223,1    │
│     │(в ценах 2006 г.), млн рублей               │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 8.  │Коэффициент дисконтирования                 │  1,36  │     0,5     │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 9.  │Приведенный          социально-экономический│  44,1  │    446,2    │
│     │эффект   от реализации мер, млн рублей      │        │             │
└─────┴────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────────┘


Приложение № 14
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ И ПЕШЕХОДОВ В ГОРОДАХ

┌───┬─────────────────────────────────────────────────┬────────┬──────────┐
│ № │                   Показатели                    │  2010  │Последую- │
│п/п│                                                 │  год   │ щие годы │
│   │                                                 │        │(в среднем│
│   │                                                 │        │ за год)  │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│1. │Сокращение   потенциального      количества  лиц,│   81   │    81    │
│   │погибающих   в      результате  ДТП  (инерционный│        │          │
│   │сценарий - развитие   ситуации    в      условиях│        │          │
│   │отсутствия программно-целевого метода), человек  │        │          │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│2. │Снижение социально-экономического ущерба от  реа-│ 309,2  │  309,2   │
│   │лизации мер, млн рублей                          │        │          │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│3. │Расходы на  реализацию  мер  из  республиканского│ 110,8  │    -     │
│   │бюджета, млн рублей                              │        │          │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│4. │Индекс инфляции                                  │  1,31  │    -     │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│5. │Расходы на  реализацию  мер  из  республиканского│  84,6  │    -     │
│   │бюджета (в ценах 2006 г.), млн рублей            │        │          │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│6. │Социально-экономический эффект от реализации  мер│ 224,6  │  309,2   │
│   │(в ценах 2006 г.), млн рублей                    │        │          │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│7. │Коэффициент дисконтирования                      │  1,36  │   0,5    │
├───┼─────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┤
│8. │Приведенный  социально-экономический  эффект   от│ 165,1  │  618,4   │
│   │реализации мер, млн рублей                       │        │          │
└───┴─────────────────────────────────────────────────┴────────┴──────────┘


Приложение № 15
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ
И ИНЖЕНЕРНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПЕШЕХОДОВ
В ГОРОДАХ

┌─────┬──────────────────────────────────────────┬────────────┬───────────┐
│  №  │                Показатели                │    2010    │Последующие│
│ п/п │                                          │    год     │   годы    │
│     │                                          │            │(в среднем │
│     │                                          │            │  за год)  │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.  │Сокращение  количества  лиц,  погибших   в│     81     │    81     │
│     │результате            дорожно-транспортных│            │           │
│     │происшествий (по сравнению  с  инерционным│            │           │
│     │сценарием - развитие ситуации  в  условиях│            │           │
│     │отсутствия  программно-целевого   метода),│            │           │
│     │человек                                   │            │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 2.  │Снижение  социально-экономического  ущерба│   309,2    │   309,2   │
│     │от реализации мероприятий, млн рублей     │            │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 3.  │Вклад   в   доходы   бюджета    Республики│   115,8    │   115,8   │
│     │Татарстан, млн рублей                     │            │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 4.  │Расходы  на  реализацию  мероприятий,  млн│   110,8    │     -     │
│     │рублей                                    │            │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 5.  │Индекс инфляции                           │    1,31    │     -     │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 6.  │Расходы  на  реализацию   мероприятий   (в│    84,6    │     -     │
│     │ценах 2006 г.), млн рублей                │            │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 7.  │Бюджетный     эффект     от     реализации│    31,2    │   115,8   │
│     │мероприятий (в ценах 2006 г.), млн рублей │            │           │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 8.  │Коэффициент дисконтирования               │    1,36    │    0,5    │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┼───────────┤
│ 9.  │Приведенный    бюджетный     эффект     от│    22,9    │   231,6   │
│     │реализации мероприятий, млн рублей        │            │           │
└─────┴──────────────────────────────────────────┴────────────┴───────────┘


Приложение № 16
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ,
ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ

┌─────┬────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────────┐
│  №  │                 Показатели                 │  2010  │ Последующие │
│ п/п │                                            │  год   │    годы     │
│     │                                            │        │ (в среднем  │
│     │                                            │        │   за год)   │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 1.  │Сокращение количества    лиц,  погибающих  в│   36   │     36      │
│     │результате              дорожно-транспортных│        │             │
│     │происшествий  (по  сравнению  с  инерционным│        │             │
│     │сценарием -  развитие  ситуации  в  условиях│        │             │
│     │отсутствия    программно-целевого   метода),│        │             │
│     │человек                                     │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 2.  │Снижение социально-экономического ущерба  от│ 137,4  │    137,4    │
│     │реализации мероприятий, млн рублей          │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 3.  │Расходы  на       реализацию    мероприятий,│  49,2  │      -      │
│     │млн рублей,                                 │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 4.  │Индекс инфляции                             │  1,31  │      -      │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 5.  │Расходы на реализацию мероприятий  (в  ценах│  37,6  │      -      │
│     │2006 г.), млн рублей                        │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 6.  │Социально-экономический       эффект      от│  99,8  │    137,4    │
│     │реализации мероприятий (в  ценах  2006  г.),│        │             │
│     │млн рублей                                  │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 7.  │Коэффициент дисконтирования                 │  1,36  │     0,5     │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 8.  │Приведенный  социально-экономический  эффект│  73,4  │    274,8    │
│     │от реализации мероприятий, млн рублей       │        │             │
└─────┴────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────────┘


Приложение № 17
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан
на 2010 год"

РАСЧЕТ
БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

┌─────┬────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────────┐
│  №  │                 Показатели                 │  2010  │ Последующие │
│ п/п │                                            │  год   │    годы     │
│     │                                            │        │ (в среднем  │
│     │                                            │        │   за год)   │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 1.  │Сокращение  потенциального  количества  лиц,│   36   │     36      │
│     │погибающих     в     результате     дорожно-│        │             │
│     │транспортных происшествий  (по  сравнению  с│        │             │
│     │инерционным сценарием - развитие ситуации  в│        │             │
│     │условиях  отсутствия     программно-целевого│        │             │
│     │метода), человек                            │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 2.  │Снижение социально-экономического ущерба  от│ 137,4  │    137,4    │
│     │реализации мероприятий, млн рублей          │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 3.  │Вклад   в  доходы    бюджета      Республики│  51,5  │    51,5     │
│     │Татарстан, млн рублей                       │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 4.  │Расходы   на реализацию      мероприятий  из│  49,2  │      -      │
│     │бюджета Республики Татарстан, млн рублей    │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 5.  │Индекс инфляции                             │  1,31  │      -      │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 6.  │Расходы на реализацию      мероприятий    из│  37,6  │      -      │
│     │бюджета Республики Татарстан (в  ценах  2006│        │             │
│     │г.), млн рублей                             │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 7.  │Бюджетный эффект от  реализации  мероприятий│  13,9  │    51,5     │
│     │(в ценах 2006 г.), млн рублей               │        │             │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 8.  │Коэффициент дисконтирования                 │  1,36  │     0,5     │
├─────┼────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────────┤
│ 9.  │Приведенный бюджетный эффект  от  реализации│  10,2  │    103,0    │
│     │мероприятий, млн рублей                     │        │             │
└─────┴────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────────┘


Приложение № 18
к Республиканской целевой
программе "Повышение безопасности
дорожного движения
в Республике Татарстан на 2010 год"

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БЮДЖЕТНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

1. Настоящая Методика определяет основания и алгоритм расчета социально-экономической и бюджетной эффективности Программы.
2. Методика содержит описание корректного (непротиворечивого и отражающего правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) принципа расчета эффективности Программы.
3. Методика предназначена для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации Программы.
4. Методика может быть принята в качестве основы для создания нормативных методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных направлений и мероприятий Программы, учитывающих их специфику.
5. В основу настоящей Методики заложены расчет дисконтированного потока стоимости и определение чистого дисконтированного потока стоимости, изложенные в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. № ВК-477.
6. Поток стоимости определяется как увеличение валового внутреннего продукта в текущем и будущих периодах в результате реализации мероприятий Программы.
7. Чистый поток стоимости определяется как поток стоимости за вычетом издержек, необходимых для его обеспечения.
8. Чистый дисконтированный поток стоимости является чистым потоком стоимости, приведенным (через коэффициент дисконтирования) к базовому периоду.
9. При определении результатов мероприятий Программы необходимо учитывать:
прямой финансовый вклад в валовой внутренний продукт;
репродуктивный и культурный вклад в валовой внутренний продукт;
вклад в формирование доходов бюджета Республики Татарстан.
10. Предполагается, что:
прямой финансовый вклад в валовой внутренний продукт определяется как прямое увеличение значения валового внутреннего продукта в результате реализации мероприятий Программы;
репродуктивный и культурный вклад реализуется в будущих периодах и обеспечивает соответствующий прирост валового внутреннего продукта в будущем. Соответственно, их влияние можно оценить как составляющую прогнозных темпов роста валового внутреннего продукта;
текущий финансовый, репродуктивный и культурный вклад в валовой внутренний продукт генерирует соответствующий вклад в формирование бюджета в соответствии с текущей долей бюджета данного уровня в валовом внутреннем продукте.
11. Социально-экономический эффект от реализации Программы определяется как чистый дисконтированный поток стоимости (вклада в валовой внутренний продукт) с учетом прямого финансового, репродуктивного и культурного вклада.
12. При расчете социально-экономического эффекта оценивается общий вклад в формирование валового внутреннего продукта без разбивки по субъектам получения выгод и издержек.
13. Предполагается, что:
результат реализации Программы измерим, то есть имеет определенный показатель или набор показателей, измеримых в количественном выражении;
количественное значение результатов Программы имеет однозначное влияние на формирование вклада в валовой внутренний продукт.
14. Коэффициент дисконтирования следует выбирать исходя из наилучшего из альтернативных способов использования общественных средств.
15. Для расчета социально-экономического эффекта применяется следующая формула:

                                      C
                                       i
                             P№  - --------
                               i          i      PN
                        T          (1 + j)         T
                 NPV = SUM
   -------------- + ----------,
                       i=1             i               T
                                (1 + k)       k (1 + k)

где:
NPV - чистый дисконтированный поток стоимости (эффект от реализации Программы);
Т - срок реализации Программы, лет;
    №  - количественное значение результата Программы в году i;
     i
    №  - количественное значение результата Программы в году T;
     T
Р - удельный вклад в валовой внутренний продукт одного пункта количественного результата мероприятий Программы (цена результата);
    C  - бюджетные затраты на реализацию мероприятий Программы  в году i, c
     i
учетом прогноза цен на соответствующие годы;
j - прогнозные темпы инфляции на срок реализации Программы, выраженные в долях единицы;
к - коэффициент дисконтирования, принятый для соответствующего проекта, выраженный в долях единицы.
В указанном выражении первое слагаемое представляет собой текущий вклад в формирование чистого потока стоимости, второе - остаточный вклад после срока реализации Программы, сформированный в результате реализации Программы (эффект будущих периодов).
16. Бюджетный эффект от реализации Программы определяется как чистый дисконтированный поток вклада в формирование бюджета в результате реализации Программы.
17. При расчете бюджетного эффекта оценивается вклад мероприятий Программы в формирование доходов бюджета с учетом понесенных затрат.
18. Вклад мероприятий Программы в формирование доходов бюджета определяется как доля бюджета в валовом внутреннем продукте.
19. Коэффициент дисконтирования при расчете бюджетного эффекта принимается равным коэффициенту дисконтирования при расчете социально-экономического эффекта.
20. Для расчета показателя бюджетной эффективности применяется следующая формула:

                                      C
                                       bi
                             tP№  - --------
                                i          i    tPN
                         T          (1 + j)        T
                 NPV  = SUM  --------------- + ---------,
                    b   i=1            1               T
                                (1 + k)         k(1 + k)

где:
    NPV  - чистый дисконтированный поток вклада  в формирование  бюджета  b
       b
(бюджетный эффект от реализации Программы);
t - расчетная доля бюджета в валовом внутреннем продукте;
Т - срок реализации Программы, лет;
    №  - количественное значение результата Программы в году i;
     i
    №  - количественное значение результата Программы в году T;
     T
Р - удельный вклад в валовой внутренний продукт одного пункта количественного результата мероприятий Программы (цена результата);
    C   - расходы на реализацию мероприятий Программы в году i, с учетом bi
     bi
прогноза цен на соответствующие годы;
j - прогнозные темпы инфляции на срок реализации Программы, выраженные в долях единицы;
к - коэффициент дисконтирования, принятый для соответствующего направления, выраженный в долях единицы.
В указанном выражении первое слагаемое представляет собой текущий вклад в формирование чистого потока вклада в бюджет, второе - остаточный вклад после срока реализации Программы, сформированный в результате реализации Программы (эффект будущих периодов).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru