КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. № 784
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В целях стимулирования дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан, повышения результативности отраслевого управления и конкурентоспособности республиканской экономики Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан.
2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан при планировании и осуществлении мероприятий в области внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, разработке и реализации республиканских программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Концепции
внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан, утвержденной настоящим Постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 16 ноября 2009 г. № 784
КОНЦЕПЦИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
СОДЕРЖАНИЕ
1
. Общие положения Концепции ........................................ 3
2
. Особенности сложившейся текущей ситуации ......................... 3
3
. Правовая основа Концепции ........................................ 4
4
. Мировые тенденции в экономике .................................... 4
5
. Основные принципы внешнеэкономической деятельности Республики
Татарстан ............................................................... 5
6
. Цели и задачи внешнеэкономической деятельности Республики
Татарстан ............................................................... 5
7
. Анализ состояния внешнеэкономической и межрегиональной
деятельности Республики Татарстан ....................................... 6
7.1
. Внешняя торговля ............................................... 6
7.1.1
. Экспорт ...................................................... 7
7.1.2
. Импорт ....................................................... 8
7.2
. Инвестиционная деятельность .................................... 9
7.3
. Межрегиональные связи ......................................... 11
8
. Мероприятия по повышению добавленной стоимости в экспорте
традиционных кластеров ................................................. 13
9
. Формирование экспортного потенциала новых или воссоздаваемых
кластеров .............................................................. 16
10
. Механизмы повышения эффективности внешнеэкономической деятельности
предприятий Республики Татарстан через формирование поддерживающей
среды .................................................................. 22
11
. Географическая диверсификация внешнеэкономических и межрегиональных
связей Республики Татарстан ............................................ 24
11.1
. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей
Республики Татарстан ................................................... 24
11.2
. Географическая диверсификация межрегиональных связей
Республики Татарстан ................................................... 25
12
. Механизмы инвестиционной политики, обеспечивающие доступ
к технологиям производства товаров и услуг с высокой добавленной
стоимостью ............................................................. 26
1. Общие положения Концепции
Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан (далее - Концепция) определяет цели, основные задачи, а также базовый инструментарий внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан на период до 2020 года, равно как и качественные критерии достижения требуемых результатов. Количественные значения целевых показателей внешнеэкономической деятельности должны фиксироваться в программах, формируемых на 3 - 5-летний период.
В составе внешнеэкономической деятельности выделяются:
внешняя и межрегиональная торговля товарами и услугами;
трансграничные инвестиции (ввоз и вывоз капитала);
международная промышленная и научно-техническая кооперация.
Концепция учитывает основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 25.05.2009, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Программы
социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 гг., Программы
развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г., а также других документов стратегического характера, влияющих на внешнеэкономическую деятельность республики.
Концепция также учитывает принципиальные положения, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 и Послании
Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан от 12.11.2008.
Концепция разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.10.2008 № 1855-р.
При разработке Концепции принимались во внимание основные ориентиры и базовые подходы к формированию внешнеэкономической деятельности, изложенные в Концепции
внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан на период до 2000 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.1993 № 759, и механизм ее реализации. В этом отношении настоящая Концепция является продолжением государственной политики Республики Татарстан в области внешнеэкономической деятельности, формирующейся с учетом особенностей и специфики современных экономических условий.
Положения и рекомендации Концепции предназначены для разработки республиканских программ, конкретизирующих цели и инструменты внешнеэкономической деятельности по отношению к отдельным кластерам или отраслям, а также временным периодам до 2020 года.
2. Особенности сложившейся текущей ситуации
Со времени подготовки предыдущей концепции внешнеэкономической деятельности существенно изменились внешние по отношению к Республике Татарстан условия, в которых осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Эти изменения затрагивают, в первую очередь, правовую базу, на которой строится реализация Концепции, а также существенные изменения трендов развития мировой экономики, обозначившиеся в период разработки Концепции. Кроме того, Концепция учитывает факт вхождения значительной части предприятий Республики Татарстан в общероссийские холдинги, переход государства от прямого участия во внешнеэкономической деятельности к стимулированию деятельности предприятий и организаций, соответствующей целям и задачам, поставленным Правительством Республики Татарстан.
3. Правовая основа Концепции
Как и ранее, регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан осуществляется законами и другими нормативными актами органов государственной власти Республики Татарстан в рамках действующего законодательства Российской Федерации, которое за период действия предыдущей концепции можно считать в основном сформировавшимся.
В силу ст. 71 Конституции Российской Федерации внешнеэкономические отношения Российской Федерации, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование - предмет исключительного ведения Российской Федерации. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов относятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Вопросы, требующие согласования с Российской Федерацией, решаются в соответствии с порядком, установленным законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" Республика Татарстан осуществляет внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях (предприятия, организации и ассоциации, межрегиональные правительственные связи и т.д.).
С учетом положений федерального законодательства в республике разработаны и действуют законы Республики Татарстан от 19.07.1994 № 2180-XII
"Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" и от 25.11.1998 № 1872
"Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан".
Некоторые вопросы, относящиеся к внешнеэкономической деятельности, получили свое отражение в указах Президента Республики Татарстан и регламентируются в ряде Постановлений Правительства Республики Татарстан (от 03.04.2000 № 215
"О совершенствовании внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Республики Татарстан", от 31.12.1993 № 759
"О стратегии внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан и механизме ее реализации").
4. Мировые тенденции в экономике
Глобальный финансовый кризис, развивающийся в период подготовки настоящей Концепции, существенно изменил основные тенденции развития мировой экономики. Замедление процессов глобализации и даже разворот многих государств к политике протекционизма существенно изменяет характер мирохозяйственных связей. Быстро сокращается доступность и глобальная мобильность капитала. Изменение длинной волны экономического цикла изменяет основные направления инвестиций в экономике промышленно развитых стран. Резко усиливается конкуренция на международных рынках как вследствие закрытия части из них различными протекционистскими барьерами, так и в результате снижения платежеспособного спроса.
5. Основные принципы внешнеэкономической деятельности
Республики Татарстан
Основными принципами осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан являются:
обусловленность внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан целевыми ориентирами и приоритетными направлениями социально-экономической политики Российской Федерации и Республики Татарстан, главными из которых являются: перевод экономики на инновационный путь развития, содействие диверсификации производства, повышение производительности труда;
формирование и закрепление профиля международной и региональной специализации Республики Татарстан, рассчитанного на достижение уровня как минимум глобальной конкурентоспособности в выбранных сегментах экономической деятельности для использования возможностей мирового и регионального разделения труда;
географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая освоение новых рынков, а также закрепление позиций республиканских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках;
регулирование участия иностранных инвесторов в деятельности отраслей и кластеров, имеющих стратегический характер для Республики Татарстан или Российской Федерации в целом;
ориентация на развитие экспорта высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также наращивание добавленной стоимости в традиционном экспорте;
необходимость интеграции деятельности с транснациональными компаниями;
развитие торговли с регионами Российской Федерации в условиях усиления конкуренции на внешних рынках.
6. Цели и задачи внешнеэкономической деятельности
Республики Татарстан
Целью внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан в долгосрочной перспективе является повышение трансрегиональной и международной конкурентоспособности ее экономики путем увеличения доли кластеров на территории Республики Татарстан, производящих товары и услуги с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособных на мировом уровне.
Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
повышение доли продукции более глубокой переработки в экспорте традиционных экспортных отраслей - топливно-энергетического комплекса, нефтехимии и транспортном машиностроении;
воссоздание экспортного потенциала проблемных кластеров, таких, как авиастроение и информационные технологии;
вывод на внешние рынки продукции пищевого (сельскохозяйственного и биотехнологического) кластера в условиях растущего мирового дефицита продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
создание механизмов обеспечения доступа к технологиям производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
организация ведения достоверной статистики внешнеэкономической и трансрегиональной деятельности предприятий, дополняющей имеющуюся таможенную статистику;
размещение на территории Республики Татарстан значительной части предприятий по производству потребительских товаров, возникающих в процессе импортозамещения, вызванного падением покупательной способности рубля на внешних рынках.
7. Анализ состояния внешнеэкономической
и межрегиональной деятельности Республики Татарстан
7.1. Внешняя торговля
Республика Татарстан как один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России является активным участником ее внешнеэкономической деятельности. Так, по итогам 2008 г. республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации по объемам внешнеторгового оборота.
До III квартала 2008 года объем внешней торговли Республики Татарстан стабильно рос. В 2008 году товарооборот увеличился по сравнению с 2003 годом более чем в 4,5 раза и достиг рекордного объема в 21,4 млрд долларов США.
Активная экономическая политика и рост цен на энергоносители позволили увеличить долю Республики Татарстан во внешнеторговом обороте Российской Федерации с 2,5% в 2003 году до 2,9% в 2008 году.
Динамика внешнеторгового оборота Республики Татарстан
в 2003 - 2008 годах
┌─────────────────────┬───────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование │2003 г.│2004 г.│2005 г. │2006 г. │2007 г. │2008 г. │
│ показателя │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Внешнеторговый оборот│4709,9 │6452,5 │10083,4 │12465,9 │15279,2 │21373,4 │
│Республики Татарстан,│ │ │ │ │ │ │
│млн долларов США │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны дальнего │3803,6 │5035,5 │7479,1 │8795,2 │11179,1 │18490,9 │
│зарубежья │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны СНГ │906,3 │1417 │2604,3 │3670,7 │4100,1 │2882,5 │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Экспорт, │4220,4 │5871,7 │9373,2 │11367,0 │13502,9 │18445,8 │
│млн долларов США │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны дальнего │3507,2 │4714,6 │7029,8 │7993,5 │9792,3 │16071,1 │
│зарубежья │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны СНГ │713,2 │1157,1 │2343,4 │3373,5 │3710,6 │2374,7 │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Импорт, │489,5 │580,8 │710,2 │1098,9 │1776,3 │2927,6 │
│млн долларов США │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны дальнего │296,4 │320,9 │449,3 │801,7 │1386,8 │2419,8 │
│зарубежья │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны СНГ │193,1 │259,9 │260,9 │297,2 │389,5 │507,8 │
└─────────────────────┴───────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
По официальной статистике, в структуре товарооборота за последние шесть лет доля экспорта в среднем составляла 90%, импорта - 10%. Такое соотношение обусловлено тем, что почти весь импорт потребительских товаров осуществляется в настоящее время через оптовых поставщиков, осуществляющих таможенные операции за пределами Татарстана. Оценочное значение величины потребления импортных товаров и услуг почти в 3 раза превышает показатели таможенной статистики Татарстана.
География внешнеторговых связей Республики Татарстан достаточно широка. В 2003 году торговля осуществлялась с партнерами из 114 стран мира, основными партнерами являлись Швейцария (25,6%), Украина (12,4%), Нидерланды (11,3%), Чехия (7,2%) и Финляндия (6,5%). В 2003 году в большей степени торговля осуществлялась со странами дальнего зарубежья. Доля товарооборота этих стран в общем объеме товарооборота в среднем составляет 80%. Доля товарооборота стран ближнего зарубежья составляет 20% соответственно. Структура внешней торговли в значительной степени определялась и определяется наличием зарубежных внешнеторговых подразделений у крупнейших экспортеров республики (Швейцария - ОАО "Татнефть", Финляндия - ОАО "Нижнекамскнефтехим").
К 2008 году наблюдался рост доли стран дальнего зарубежья до 87% и сокращение доли стран ближнего зарубежья до 13% в общем объеме внешнеторгового оборота Республики Татарстан, что обусловлено дальнейшим ростом доли нефти и нефтепродуктов в экспорте Республики Татарстан (в 2003 г. доля нефти и нефтепродуктов составила 74%, а в 2008 г. - 81%) и практически полной переориентацией экспортных поставок нефти на страны дальнего зарубежья.
7.1.1. Экспорт
Республика Татарстан входит в число регионов - крупнейших экспортеров среди субъектов Российской Федерации (ее доля в общероссийском объеме экспорта составила 3,3%) и занимает четвертое место в общем объеме экспорта Российской Федерации среди всех ее субъектов.
Ежегодный рост экспорта по сравнению с предыдущим годом в среднем составляет 35%. За рассматриваемый период экспорт в денежном выражении вырос в 4,4 раза.
При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился в 5 раз и составил 16,1 млрд долларов США, в страны ближнего зарубежья - в 3 раза и составил 2,4 млрд долларов США.
В 2008 г. по сравнению с 2003 г. наблюдался рост стоимостных объемов почти всех основных групп экспортируемых товаров: нефть сырая - в 4,4 раза (при росте физических объемов в 1,1 раза), нефтепродукты - в 8 раз (при росте физических объемов в 2 раза), пластмасса и изделия из нее - в 5 раз (при росте физических объемов в 2 раза), каучук - в 6 раз (при росте физических объемов в 2 раза), продукция машиностроения - в 4 раза (в том числе увеличение экспорта автомобилей грузовых - в 4,4 раза; запасных частей и оборудования автомобилей - в 13 раз).
За период 2003 - 2008 гг. 99% стоимостного объема экспорта приходилось на три отрасли промышленности <1>
:
--------------------------------
<1> В разделах 7.1.1
"Экспорт" и 7.1.2
"Импорт" указаны средние значения величин за 2003 - 2008 годы.
топливная промышленность - 79,4%. Основные товарные группы: нефть сырая и нефтепродукты - 83% и 17% соответственно;
химия и нефтехимия - 12,3%. Основные товарные группы: каучук, резина и изделия из них, органические и химические соединения, пластмассы и изделия из них - 45%, 25% и 12% соответственно. Динамика экспорта продукции химии и нефтехимии за период 2003 - 2008 гг. показывает положительный рост основных товарных групп этой отрасли: каучука, резины и изделий из них; пластмасс и изделий из них, в то время как с 2006 г. прослеживается спад поставок на экспорт органических и химических соединений в денежном выражении;
машиностроение - 7,2%. Основные товарные группы: автомобили грузовые, летательные аппараты и части, оборудование автомобилей - 27%, 24% и 16% соответственно. Динамика экспорта продукции машиностроения в денежном выражении за период 2003 - 2008 гг. показывает положительный рост экспортных поставок частей и оборудования автомобилей, по грузовым автомобилям прослеживается небольшой спад только в 2008 году.
В течение анализируемого периода доля продукции машиностроения (с учетом продукции металлургии) в экспорте (в стоимостном выражении) носила неравномерный характер: 2003 г. - 8,2%, 2004 г. - 7,6%, 2005 г. - 6,1%, 2006 г. - 7,3%, 2007 г. - 7,9% и 2008 г. - 6,9%.
7.1.2. Импорт
Импорт составляет в среднем за 2003 - 2008 гг. 10% всего объема внешнеторговых операций, учитываемых органами таможенной статистики в Республике Татарстан. Из них за анализируемый период в среднем приходится 75% на страны дальнего зарубежья и 25% - на страны ближнего зарубежья.
Ежегодный рост импорта по сравнению с предыдущим годом в среднем составляет 44%. За рассматриваемый период импорт в денежном выражении вырос в 6 раз. Темпы роста импорта, как и в целом по России, превышали темпы роста экспорта.
При этом импорт из стран дальнего зарубежья увеличился в 8 раз и составил 2,4 млрд долларов США, из стран ближнего зарубежья - в 2 раза и составил 0,4 млрд долларов США.
В 2008 г. по сравнению с 2003 г. наблюдался рост стоимостных объемов почти всех основных групп импортируемых товаров: соединений органической химии - в 7 раз (при росте физических объемов в 4 раза), пластмасс - в 14 раз (при росте физических объемов в 11 раз), продукции машиностроения - в 8 раз (в том числе увеличение импорта автомобилей грузовых - в 291 раз; частей и оборудования автомобилей - в 17 раз; оборудования механического - в 5 раз, оборудования электрического - в 8 раз и только по автомобилям легковым наблюдается спад в денежном выражении с 7,1 млн долларов США в 2003 г. до 5,6 млн долларов США в 2008 г.); продукции металлургии - в 3 раза (при этом также наблюдается спад в 2005 году).
За рассматриваемый период 86% стоимостного объема импорта приходилось на продукцию двух отраслей промышленности: машиностроение - 16,1%, химия и нефтехимия - 9,5 процента.
За анализируемый период прослеживается тенденция ежегодного роста объема импортных поставок продукции машиностроения: в 2004 г. - на 23,5%, в 2005 г. - на 35,8%, в 2006 г. - на 72,7%, в 2007 г. - на 58,6% и в 2008 г. - на 68,4%, что говорит об ускорении переоснащения предприятий Республики Татарстан в рассматриваемый период.
]]>по округам Российской Федерации (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование округа │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Дальневосточный │ 1% │ 2% │ 2% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Северо-Западный │ 8% │ 7% │ 7% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сибирский │ 7% │ 6% │ 6% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Южный │ 8% │ 9% │ 9% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Уральский │ 12% │ 13% │ 14% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Приволжский │ 23% │ 21% │ 20% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Центральный │ 41% │ 42% │ 42% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры ввоза товаров в Республику Татарстан
по округам Российской Федерации (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование округа │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Дальневосточный │ 0% │ 0% │ 1% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Северо-Западный │ 5% │ 7% │ 8% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сибирский │ 5% │ 4% │ 2% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Южный │ 11% │ 13% │ 14% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Уральский │ 15% │ 13% │ 12% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Приволжский │ 20% │ 21% │ 20% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Центральный │ 44% │ 42% │ 43% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Приволжский федеральный округ (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ 17% │ 22% │ 23% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сырая нефть │ 7% │ 3% │ 1% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения │ 10% │ 11% │ 12% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей │ 7% │ 8% │ 9% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ 4% │ 5% │ 6% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для легковых автомобилей │ 7% │ 7% │ 7% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 48% │ 44% │ 42% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Приволжского федерального округа
(на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Легковые автомобили │ 17% │ 18% │ 20% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов │ 7% │ 8% │ 9% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Бензины автомобильные │ 12% │ 6% │ 3% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Трубы стальные │ 3% │ 3% │ 2% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Топливо дизельное │ 11% │ 12% │ 13% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Пиво │ 4% │ 5% │ 5% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ 2% │ 3% │ 3% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 44% │ 45% │ 45% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Центральный федеральный округ (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ 22% │ 21% │ 20% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сырая нефть │ 17% │ 9% │ 4% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения │ 25% │ 27% │ 29% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей │ 6% │ 7% │ 8% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ 4% │ 8% │ 10% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для легковых автомобилей │ 2% │ 2% │ 2% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 24% │ 26% │ 27% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Центрального федерального округа
(на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Легковые автомобили │ 13% │ 15% │ 17% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов │ 14% │ 18% │ 20% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 73% │ 67% │ 63% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Уральский федеральный округ (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ 45% │ 46% │ 46% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения │ 1% │ 1% │ 0% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей │ 7% │ 8% │ 9% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ 8% │ 11% │ 15% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 38% │ 35% │ 30% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Уральского федерального округа
(на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов │ 52% │ 55% │ 59% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Трубы стальные │ 24% │ 27% │ 28% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 24% │ 18% │ 13% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры вывоза основных товаров
из Республики Татарстан в Северо-Западный федеральный округ
(на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ 37% │ 40% │ 30% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения │ 6% │ 4% │ 3% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ 8% │ 10% │ 12% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей │ 4% │ 4% │ 4% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 45% │ 42% │ 51% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Северо-Западного
федерального округа (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Легковые автомобили │ 32% │ 39% │ 41% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов │ 13% │ 9% │ 8% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Пиво │ 14% │ 13% │ 13% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 41% │ 39% │ 38% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Сибирский федеральный округ (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ 52% │ 57% │ 65% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей │ 8% │ 10% │ 11% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ 2% │ 2% │ 1% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 38% │ 31% │ 23% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Сибирского федерального округа
(на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов │ 31% │ 38% │ 42% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Бензины автомобильные │ 5% │ 3% │ 2% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 64% │ 59% │ 56% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Южный федеральный округ (на базе имеющихся трендов)
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Наименование товара │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ 39% │ 41% │ 45% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения │ 2% │ 1% │ 1% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей │ 15% │ 15% │ 15% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ 14% │ 15% │ 16% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для легковых автомобилей │ 11% │ 12% │ 13% │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее │ 19% │ 16% │ 10% │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘