Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. № 784

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В целях стимулирования дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан, повышения результативности отраслевого управления и конкурентоспособности республиканской экономики Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан.
2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан при планировании и осуществлении мероприятий в области внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, разработке и реализации республиканских программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Концепции внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан, утвержденной настоящим Постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 16 ноября 2009 г. № 784

КОНЦЕПЦИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Общие положения Концепции ........................................ 3
    2. Особенности сложившейся текущей ситуации ......................... 3
    3. Правовая основа Концепции ........................................ 4
    4. Мировые тенденции в экономике .................................... 4
    5. Основные  принципы   внешнеэкономической   деятельности   Республики
Татарстан ............................................................... 5
    6. Цели   и  задачи    внешнеэкономической   деятельности    Республики
Татарстан ............................................................... 5
    7.  Анализ      состояния     внешнеэкономической   и   межрегиональной
деятельности Республики Татарстан ....................................... 6
    7.1. Внешняя торговля ............................................... 6
    7.1.1. Экспорт ...................................................... 7
    7.1.2. Импорт ....................................................... 8
    7.2. Инвестиционная деятельность .................................... 9
    7.3. Межрегиональные связи ......................................... 11
    8. Мероприятия   по   повышению   добавленной   стоимости   в  экспорте
традиционных кластеров ................................................. 13
    9. Формирование  экспортного  потенциала   новых   или   воссоздаваемых
кластеров .............................................................. 16
    10. Механизмы повышения эффективности  внешнеэкономической деятельности
предприятий  Республики   Татарстан   через   формирование   поддерживающей
среды .................................................................. 22
    11. Географическая диверсификация внешнеэкономических и межрегиональных
связей Республики Татарстан ............................................ 24
    11.1. Географическая      диверсификация   внешнеэкономических   связей
Республики Татарстан ................................................... 24
    11.2. Географическая     диверсификация      межрегиональных     связей
Республики Татарстан ................................................... 25
    12. Механизмы    инвестиционной     политики,   обеспечивающие   доступ
к  технологиям   производства  товаров   и  услуг   с  высокой  добавленной
стоимостью ............................................................. 26

1. Общие положения Концепции

Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан (далее - Концепция) определяет цели, основные задачи, а также базовый инструментарий внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан на период до 2020 года, равно как и качественные критерии достижения требуемых результатов. Количественные значения целевых показателей внешнеэкономической деятельности должны фиксироваться в программах, формируемых на 3 - 5-летний период.
В составе внешнеэкономической деятельности выделяются:
внешняя и межрегиональная торговля товарами и услугами;
трансграничные инвестиции (ввоз и вывоз капитала);
международная промышленная и научно-техническая кооперация.
Концепция учитывает основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 25.05.2009, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 гг., Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г., а также других документов стратегического характера, влияющих на внешнеэкономическую деятельность республики.
Концепция также учитывает принципиальные положения, изложенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 и Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан от 12.11.2008.
Концепция разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.10.2008 № 1855-р.
При разработке Концепции принимались во внимание основные ориентиры и базовые подходы к формированию внешнеэкономической деятельности, изложенные в Концепции внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан на период до 2000 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.1993 № 759, и механизм ее реализации. В этом отношении настоящая Концепция является продолжением государственной политики Республики Татарстан в области внешнеэкономической деятельности, формирующейся с учетом особенностей и специфики современных экономических условий.
Положения и рекомендации Концепции предназначены для разработки республиканских программ, конкретизирующих цели и инструменты внешнеэкономической деятельности по отношению к отдельным кластерам или отраслям, а также временным периодам до 2020 года.

2. Особенности сложившейся текущей ситуации

Со времени подготовки предыдущей концепции внешнеэкономической деятельности существенно изменились внешние по отношению к Республике Татарстан условия, в которых осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Эти изменения затрагивают, в первую очередь, правовую базу, на которой строится реализация Концепции, а также существенные изменения трендов развития мировой экономики, обозначившиеся в период разработки Концепции. Кроме того, Концепция учитывает факт вхождения значительной части предприятий Республики Татарстан в общероссийские холдинги, переход государства от прямого участия во внешнеэкономической деятельности к стимулированию деятельности предприятий и организаций, соответствующей целям и задачам, поставленным Правительством Республики Татарстан.

3. Правовая основа Концепции

Как и ранее, регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан осуществляется законами и другими нормативными актами органов государственной власти Республики Татарстан в рамках действующего законодательства Российской Федерации, которое за период действия предыдущей концепции можно считать в основном сформировавшимся.
В силу ст. 71 Конституции Российской Федерации внешнеэкономические отношения Российской Федерации, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование - предмет исключительного ведения Российской Федерации. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов относятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Вопросы, требующие согласования с Российской Федерацией, решаются в соответствии с порядком, установленным законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" Республика Татарстан осуществляет внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях (предприятия, организации и ассоциации, межрегиональные правительственные связи и т.д.).
С учетом положений федерального законодательства в республике разработаны и действуют законы Республики Татарстан от 19.07.1994 № 2180-XII "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" и от 25.11.1998 № 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан".
Некоторые вопросы, относящиеся к внешнеэкономической деятельности, получили свое отражение в указах Президента Республики Татарстан и регламентируются в ряде Постановлений Правительства Республики Татарстан (от 03.04.2000 № 215 "О совершенствовании внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Республики Татарстан", от 31.12.1993 № 759 "О стратегии внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан и механизме ее реализации").

4. Мировые тенденции в экономике

Глобальный финансовый кризис, развивающийся в период подготовки настоящей Концепции, существенно изменил основные тенденции развития мировой экономики. Замедление процессов глобализации и даже разворот многих государств к политике протекционизма существенно изменяет характер мирохозяйственных связей. Быстро сокращается доступность и глобальная мобильность капитала. Изменение длинной волны экономического цикла изменяет основные направления инвестиций в экономике промышленно развитых стран. Резко усиливается конкуренция на международных рынках как вследствие закрытия части из них различными протекционистскими барьерами, так и в результате снижения платежеспособного спроса.

5. Основные принципы внешнеэкономической деятельности
Республики Татарстан

Основными принципами осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан являются:
обусловленность внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан целевыми ориентирами и приоритетными направлениями социально-экономической политики Российской Федерации и Республики Татарстан, главными из которых являются: перевод экономики на инновационный путь развития, содействие диверсификации производства, повышение производительности труда;
формирование и закрепление профиля международной и региональной специализации Республики Татарстан, рассчитанного на достижение уровня как минимум глобальной конкурентоспособности в выбранных сегментах экономической деятельности для использования возможностей мирового и регионального разделения труда;
географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая освоение новых рынков, а также закрепление позиций республиканских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках;
регулирование участия иностранных инвесторов в деятельности отраслей и кластеров, имеющих стратегический характер для Республики Татарстан или Российской Федерации в целом;
ориентация на развитие экспорта высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также наращивание добавленной стоимости в традиционном экспорте;
необходимость интеграции деятельности с транснациональными компаниями;
развитие торговли с регионами Российской Федерации в условиях усиления конкуренции на внешних рынках.

6. Цели и задачи внешнеэкономической деятельности
Республики Татарстан

Целью внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан в долгосрочной перспективе является повышение трансрегиональной и международной конкурентоспособности ее экономики путем увеличения доли кластеров на территории Республики Татарстан, производящих товары и услуги с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособных на мировом уровне.
Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:
повышение доли продукции более глубокой переработки в экспорте традиционных экспортных отраслей - топливно-энергетического комплекса, нефтехимии и транспортном машиностроении;
воссоздание экспортного потенциала проблемных кластеров, таких, как авиастроение и информационные технологии;
вывод на внешние рынки продукции пищевого (сельскохозяйственного и биотехнологического) кластера в условиях растущего мирового дефицита продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
создание механизмов обеспечения доступа к технологиям производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
организация ведения достоверной статистики внешнеэкономической и трансрегиональной деятельности предприятий, дополняющей имеющуюся таможенную статистику;
размещение на территории Республики Татарстан значительной части предприятий по производству потребительских товаров, возникающих в процессе импортозамещения, вызванного падением покупательной способности рубля на внешних рынках.

7. Анализ состояния внешнеэкономической
и межрегиональной деятельности Республики Татарстан

7.1. Внешняя торговля

Республика Татарстан как один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России является активным участником ее внешнеэкономической деятельности. Так, по итогам 2008 г. республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации по объемам внешнеторгового оборота.
До III квартала 2008 года объем внешней торговли Республики Татарстан стабильно рос. В 2008 году товарооборот увеличился по сравнению с 2003 годом более чем в 4,5 раза и достиг рекордного объема в 21,4 млрд долларов США.
Активная экономическая политика и рост цен на энергоносители позволили увеличить долю Республики Татарстан во внешнеторговом обороте Российской Федерации с 2,5% в 2003 году до 2,9% в 2008 году.

Динамика внешнеторгового оборота Республики Татарстан
в 2003 - 2008 годах

┌─────────────────────┬───────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┐
│    Наименование     │2003 г.│2004 г.│2005 г. │2006 г. │2007 г. │2008 г. │
│     показателя      │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Внешнеторговый оборот│4709,9 │6452,5 │10083,4 │12465,9 │15279,2 │21373,4 │
│Республики Татарстан,│       │       │        │        │        │        │
│млн долларов США     │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны дальнего      │3803,6 │5035,5 │7479,1  │8795,2  │11179,1 │18490,9 │
│зарубежья            │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны СНГ           │906,3  │1417   │2604,3  │3670,7  │4100,1  │2882,5  │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе:         │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Экспорт,             │4220,4 │5871,7 │9373,2  │11367,0 │13502,9 │18445,8 │
│млн долларов США     │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны дальнего      │3507,2 │4714,6 │7029,8  │7993,5  │9792,3  │16071,1 │
│зарубежья            │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны СНГ           │713,2  │1157,1 │2343,4  │3373,5  │3710,6  │2374,7  │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Импорт,              │489,5  │580,8  │710,2   │1098,9  │1776,3  │2927,6  │
│млн долларов США     │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны дальнего      │296,4  │320,9  │449,3   │801,7   │1386,8  │2419,8  │
│зарубежья            │       │       │        │        │        │        │
├─────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Страны СНГ           │193,1  │259,9  │260,9   │297,2   │389,5   │507,8   │
└─────────────────────┴───────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┘

По официальной статистике, в структуре товарооборота за последние шесть лет доля экспорта в среднем составляла 90%, импорта - 10%. Такое соотношение обусловлено тем, что почти весь импорт потребительских товаров осуществляется в настоящее время через оптовых поставщиков, осуществляющих таможенные операции за пределами Татарстана. Оценочное значение величины потребления импортных товаров и услуг почти в 3 раза превышает показатели таможенной статистики Татарстана.
География внешнеторговых связей Республики Татарстан достаточно широка. В 2003 году торговля осуществлялась с партнерами из 114 стран мира, основными партнерами являлись Швейцария (25,6%), Украина (12,4%), Нидерланды (11,3%), Чехия (7,2%) и Финляндия (6,5%). В 2003 году в большей степени торговля осуществлялась со странами дальнего зарубежья. Доля товарооборота этих стран в общем объеме товарооборота в среднем составляет 80%. Доля товарооборота стран ближнего зарубежья составляет 20% соответственно. Структура внешней торговли в значительной степени определялась и определяется наличием зарубежных внешнеторговых подразделений у крупнейших экспортеров республики (Швейцария - ОАО "Татнефть", Финляндия - ОАО "Нижнекамскнефтехим").
К 2008 году наблюдался рост доли стран дальнего зарубежья до 87% и сокращение доли стран ближнего зарубежья до 13% в общем объеме внешнеторгового оборота Республики Татарстан, что обусловлено дальнейшим ростом доли нефти и нефтепродуктов в экспорте Республики Татарстан (в 2003 г. доля нефти и нефтепродуктов составила 74%, а в 2008 г. - 81%) и практически полной переориентацией экспортных поставок нефти на страны дальнего зарубежья.

7.1.1. Экспорт

Республика Татарстан входит в число регионов - крупнейших экспортеров среди субъектов Российской Федерации (ее доля в общероссийском объеме экспорта составила 3,3%) и занимает четвертое место в общем объеме экспорта Российской Федерации среди всех ее субъектов.
Ежегодный рост экспорта по сравнению с предыдущим годом в среднем составляет 35%. За рассматриваемый период экспорт в денежном выражении вырос в 4,4 раза.
При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился в 5 раз и составил 16,1 млрд долларов США, в страны ближнего зарубежья - в 3 раза и составил 2,4 млрд долларов США.
В 2008 г. по сравнению с 2003 г. наблюдался рост стоимостных объемов почти всех основных групп экспортируемых товаров: нефть сырая - в 4,4 раза (при росте физических объемов в 1,1 раза), нефтепродукты - в 8 раз (при росте физических объемов в 2 раза), пластмасса и изделия из нее - в 5 раз (при росте физических объемов в 2 раза), каучук - в 6 раз (при росте физических объемов в 2 раза), продукция машиностроения - в 4 раза (в том числе увеличение экспорта автомобилей грузовых - в 4,4 раза; запасных частей и оборудования автомобилей - в 13 раз).
За период 2003 - 2008 гг. 99% стоимостного объема экспорта приходилось на три отрасли промышленности <1>:
--------------------------------
<1> В разделах 7.1.1 "Экспорт" и 7.1.2 "Импорт" указаны средние значения величин за 2003 - 2008 годы.

топливная промышленность - 79,4%. Основные товарные группы: нефть сырая и нефтепродукты - 83% и 17% соответственно;
химия и нефтехимия - 12,3%. Основные товарные группы: каучук, резина и изделия из них, органические и химические соединения, пластмассы и изделия из них - 45%, 25% и 12% соответственно. Динамика экспорта продукции химии и нефтехимии за период 2003 - 2008 гг. показывает положительный рост основных товарных групп этой отрасли: каучука, резины и изделий из них; пластмасс и изделий из них, в то время как с 2006 г. прослеживается спад поставок на экспорт органических и химических соединений в денежном выражении;
машиностроение - 7,2%. Основные товарные группы: автомобили грузовые, летательные аппараты и части, оборудование автомобилей - 27%, 24% и 16% соответственно. Динамика экспорта продукции машиностроения в денежном выражении за период 2003 - 2008 гг. показывает положительный рост экспортных поставок частей и оборудования автомобилей, по грузовым автомобилям прослеживается небольшой спад только в 2008 году.
В течение анализируемого периода доля продукции машиностроения (с учетом продукции металлургии) в экспорте (в стоимостном выражении) носила неравномерный характер: 2003 г. - 8,2%, 2004 г. - 7,6%, 2005 г. - 6,1%, 2006 г. - 7,3%, 2007 г. - 7,9% и 2008 г. - 6,9%.

7.1.2. Импорт

Импорт составляет в среднем за 2003 - 2008 гг. 10% всего объема внешнеторговых операций, учитываемых органами таможенной статистики в Республике Татарстан. Из них за анализируемый период в среднем приходится 75% на страны дальнего зарубежья и 25% - на страны ближнего зарубежья.
Ежегодный рост импорта по сравнению с предыдущим годом в среднем составляет 44%. За рассматриваемый период импорт в денежном выражении вырос в 6 раз. Темпы роста импорта, как и в целом по России, превышали темпы роста экспорта.
При этом импорт из стран дальнего зарубежья увеличился в 8 раз и составил 2,4 млрд долларов США, из стран ближнего зарубежья - в 2 раза и составил 0,4 млрд долларов США.
В 2008 г. по сравнению с 2003 г. наблюдался рост стоимостных объемов почти всех основных групп импортируемых товаров: соединений органической химии - в 7 раз (при росте физических объемов в 4 раза), пластмасс - в 14 раз (при росте физических объемов в 11 раз), продукции машиностроения - в 8 раз (в том числе увеличение импорта автомобилей грузовых - в 291 раз; частей и оборудования автомобилей - в 17 раз; оборудования механического - в 5 раз, оборудования электрического - в 8 раз и только по автомобилям легковым наблюдается спад в денежном выражении с 7,1 млн долларов США в 2003 г. до 5,6 млн долларов США в 2008 г.); продукции металлургии - в 3 раза (при этом также наблюдается спад в 2005 году).
За рассматриваемый период 86% стоимостного объема импорта приходилось на продукцию двух отраслей промышленности: машиностроение - 16,1%, химия и нефтехимия - 9,5 процента.
За анализируемый период прослеживается тенденция ежегодного роста объема импортных поставок продукции машиностроения: в 2004 г. - на 23,5%, в 2005 г. - на 35,8%, в 2006 г. - на 72,7%, в 2007 г. - на 58,6% и в 2008 г. - на 68,4%, что говорит об ускорении переоснащения предприятий Республики Татарстан в рассматриваемый период.

]]>
по округам Российской Федерации (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование округа              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Дальневосточный                               │   1%   │   2%   │   2%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Северо-Западный                               │   8%   │   7%   │   7%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сибирский                                     │   7%   │   6%   │   6%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Южный                                         │   8%   │   9%   │   9%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Уральский                                     │  12%   │  13%   │  14%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Приволжский                                   │  23%   │  21%   │  20%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Центральный                                   │  41%   │  42%   │  42%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры ввоза товаров в Республику Татарстан
по округам Российской Федерации (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование округа              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Дальневосточный                               │   0%   │   0%   │   1%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Северо-Западный                               │   5%   │   7%   │   8%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сибирский                                     │   5%   │   4%   │   2%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Южный                                         │  11%   │  13%   │  14%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Уральский                                     │  15%   │  13%   │  12%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Приволжский                                   │  20%   │  21%   │  20%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Центральный                                   │  44%   │  42%   │  43%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Приволжский федеральный округ (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые                           │  17%   │  22%   │  23%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сырая нефть                                   │   7%   │   3%   │   1%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения                         │  10%   │  11%   │  12%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей                 │   7%   │   8%   │   9%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые                           │   4%   │   5%   │   6%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для легковых автомобилей                 │   7%   │   7%   │   7%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  48%   │  44%   │  42%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Приволжского федерального округа
(на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Легковые автомобили                           │  17%   │  18%   │  20%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов                │   7%   │   8%   │   9%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Бензины автомобильные                         │  12%   │   6%   │   3%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Трубы стальные                                │   3%   │   3%   │   2%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Топливо дизельное                             │  11%   │  12%   │  13%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Пиво                                          │   4%   │   5%   │   5%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые                           │   2%   │   3%   │   3%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  44%   │  45%   │  45%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Центральный федеральный округ (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые                           │  22%   │  21%   │  20%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сырая нефть                                   │  17%   │   9%   │   4%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения                         │  25%   │  27%   │  29%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей                 │   6%   │   7%   │   8%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые                           │   4%   │   8%   │  10%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для легковых автомобилей                 │   2%   │   2%   │   2%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  24%   │  26%   │  27%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Центрального федерального округа
(на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│              Наименование товара             │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Легковые автомобили                           │  13%   │  15%   │  17%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов                │  14%   │  18%   │  20%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  73%   │  67%   │  63%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Уральский федеральный округ (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые                           │  45%   │  46%   │  46%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения                         │   1%   │   1%   │   0%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей                 │   7%   │   8%   │   9%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые                           │   8%   │  11%   │  15%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  38%   │  35%   │  30%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Уральского федерального округа
(на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов                │  52%   │  55%   │  59%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Трубы стальные                                │  24%   │  27%   │  28%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  24%   │  18%   │  13%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры вывоза основных товаров
из Республики Татарстан в Северо-Западный федеральный округ
(на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые                           │  37%   │  40%   │  30%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения                         │   6%   │   4%   │   3%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые                           │   8%   │  10%   │  12%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей                 │   4%   │   4%   │   4%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  45%   │  42%   │  51%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Северо-Западного
федерального округа (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Легковые автомобили                           │  32%   │  39%   │  41%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов                │  13%   │   9%   │   8%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Пиво                                          │  14%   │  13%   │  13%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  41%   │  39%   │  38%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Сибирский федеральный округ (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые                           │  52%   │  57%   │  65%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей                 │   8%   │  10%   │  11%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые                           │   2%   │   2%   │   1%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  38%   │  31%   │  23%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры ввоза основных товаров
в Республику Татарстан из Сибирского федерального округа
(на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Готовый прокат черных металлов                │  31%   │  38%   │  42%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Бензины автомобильные                         │   5%   │   3%   │   2%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  64%   │  59%   │  56%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘

Прогноз
структуры вывоза основных товаров из Республики Татарстан
в Южный федеральный округ (на базе имеющихся трендов)

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│             Наименование товара              │2009 год│2015 год│2020 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые                           │  39%   │  41%   │  45%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Полимерные соединения                         │   2%   │   1%   │   1%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для грузовых автомобилей                 │  15%   │  15%   │  15%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые                           │  14%   │  15%   │  16%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Шины для легковых автомобилей                 │  11%   │  12%   │  13%   │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Прочее                                        │  19%   │  16%   │  10%   │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru