МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2008 г. № 2855
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА И
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ДРУГИХ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Мэра г. Ярославля
от 06.04.2009 № 870
, от 01.06.2009 № 1488
,
Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283)
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением
мэра города Ярославля от 30.06.2009 № 2086 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга долгосрочных целевых программ и изменения (корректировки) или досрочного прекращения данных программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации в городе Ярославле"
(в ред. Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283)
(см. текст в предыдущей редакции
)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу
"Профилактика и предупреждение употребления наркотиков и других психоактивных веществ" на 2009 - 2011 годы (приложение).
(в ред. Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Финансирование расходов на реализацию долгосрочной целевой программы
"Профилактика и предупреждение употребления наркотиков и других психоактивных веществ" на 2009 - 2011 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города по соответствующим отраслям городского хозяйства.
(в ред. Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Опубликовать постановление в газете "Городские новости".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по вопросам управления мэрией, международным отношениям, взаимодействию с правоохранительными органами (Ипатов А.А.).
(в ред. Постановления
Мэра г. Ярославля от 06.04.2009 № 870)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5. Постановление вступает в силу с 01.01.2009.
Мэр
города Ярославля
В.В.ВОЛОНЧУНАС
Приложение
к постановлению
мэра г. Ярославля
от 15.10.2008 № 2855
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Мэра г. Ярославля
от 06.04.2009 № 870
, от 01.06.2009 № 1488
,
Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
┌─────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование │Долгосрочная целевая программа "Профилактика и │
│Программы │предупреждение употребления наркотиков и других │
│ │психоактивных веществ" на 2009 - 2011 годы (далее -│
│ │Программа) │
│(в ред. Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283) │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Основание для │Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О │
│разработки Программы │наркотических средствах и психотропных веществах"; │
│ │Федеральный закон от 07.03.2005 № 11-ФЗ "Об │
│ │ограничениях розничной продажи и потребления │
│ │(распития) пива и напитков, изготавливаемых на его │
│ │основе"; │
│ │Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих │
│ │принципах организации местного самоуправления в │
│ │Российской Федерации"; │
│ │Постановление Правительства Российской Федерации от│
│ │13.09.2005 № 561 "О федеральной целевой программе │
│ │"Комплексные меры противодействия злоупотреблению │
│ │наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009│
│ │годы"; │
│ │Приказ Министерства образования Российской │
│ │Федерации от 28.02.2000 № 619 "О концепции │
│ │профилактики злоупотребления психоактивными │
│ │веществами в образовательной среде"; │
│ │постановление
Администрации Ярославской области от │
│ │08.08.2007 № 323-а "Об областной целевой программе │
│ │"Комплексные меры противодействия злоупотреблению │
│ │наркотиками и их незаконному обороту" на 2008 - │
│ │2009 годы" │
│(в ред. Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283) │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик Программы │Органы городского самоуправления │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчик Программы│Управление по взаимодействию с правоохранительными │
│ │органами и воинскими формированиями мэрии города │
│ │Ярославля; │
│ │МУ "Городской научно-методический центр социальной │
│ │политики" │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Руководитель │Заместитель мэра города Ярославля по вопросам │
│Программы │управления мэрией, международным отношениям, │
│ │взаимодействию с правоохранительными органами │
│(в ред. Постановления
Мэра г. Ярославля от 06.04.2009 № 870) │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители Программы│Управление по взаимодействию с правоохранительными │
│ │органами и воинскими формированиями мэрии города │
│ │Ярославля - ответственный исполнитель; │
│ │департамент социально-экономического развития │
│ │города мэрии города Ярославля; │
│ │департамент здравоохранения мэрии города Ярославля;│
│ │департамент образования мэрии города Ярославля; │
│ │управление культуры мэрии города Ярославля; │
│ │управление информационной службы мэрии города │
│ │Ярославля; │
│ │управление по физической культуре и спорту мэрии │
│ │города Ярославля; │
│ │управление по молодежной политике мэрии города │
│ │Ярославля; │
│ │территориальные администрации мэрии города │
│ │Ярославля; │
│ │комиссия по делам несовершеннолетних и защите их │
│ │прав мэрии города Ярославля; │
│ │комиссии по делам несовершеннолетних и защите их │
│ │прав территориальных администраций мэрии города │
│ │Ярославля; │
│ │Управление Федеральной службы Российской Федерации │
│ │по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской │
│ │области; │
│ │Управление внутренних дел по Ярославской области; │
│ │Управление внутренних дел по г. Ярославлю; │
│ │ГУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая │
│ │наркологическая больница"; │
│ │МУ "Городской научно-методический центр социальной │
│ │политики"; │
│ │МУ "Центр изучения общественного мнения и │
│ │социологических исследований" │
│(в ред. Постановлений Мэра г. Ярославля от 06.04.2009 № 870
,│
│от 01.06.2009 № 1488
, Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009│
│№ 3283) │ │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Цели Программы │Всесторонняя профилактика употребления │
│ │наркотических средств и других психоактивных │
│ │веществ; │
│ │создание условий, способствующих сокращению │
│ │наркопотребления и предупреждению вовлечения детей,│
│ │подростков, молодежи и взрослого населения в │
│ │употребление психоактивных веществ (наркотических │
│ │средств, психотропных и токсических веществ, │
│ │алкоголя) │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень разделов │1. Паспорт программы. │
│Программы │2
. Анализ и оценка проблемы, решение которой │
│ │осуществляется путем реализации Программы. │
│ │3
. Цели и задачи Программы. │
│ │4
. Перечень и описание программных мероприятий по │
│ │решению задач и достижению целей Программы. │
│ │5
. Сведения о распределении объемов и источников │
│ │финансирования по годам. │
│ │6
. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах │
│ │для достижения целей и результатов Программы. │
│ │7
. Управление Программой и контроль за ходом ее │
│ │реализации. │
│ │8
. Система индикаторов экономической и социальной │
│ │эффективности реализации Программы. │
│ │9
. Прогноз ожидаемых социально-экономических │
│ │результатов реализации Программы │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки реализации │2009 - 2011 гг. │
│Программы │ │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники │Всего по Программе: 8279,5 тыс. руб., │
│финансирования │в том числе: │
│Программы │городской бюджет - 8279,5, │
│ │2009 г. - 1973,5, │
│ │2010 г. - 3090,0, │
│ │2011 г. - 3216,0 │
│(в ред. Постановления
Мэра г. Ярославля от 01.06.2009 № 1488,│
│Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283) │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Контроль за │Заместитель мэра города Ярославля по вопросам │
│исполнением Программы│социальной политики и культуры; │
│ │управление по взаимодействию с правоохранительными │
│ │органами и воинскими формированиями мэрии города │
│ │Ярославля │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Основные ожидаемые │Удержание наркозависимости населения на минимальном│
│результаты реализации│уровне, не превышающем 18,8 случая (на 10 тыс. │
│Программы │населения) с дальнейшим снижением этого показателя;│
│ │усиление в сознании детей, подростков и молодежи │
│ │антинаркотических установок и взглядов, нацеленных │
│ │на ведение здорового образа жизни, безопасной │
│ │жизнедеятельности; │
│ │повышение уровня взаимодействия с родителями по │
│ │профилактике противодействия употреблению │
│ │наркотических средств и психотропных веществ; │
│ │повышение степени информированности и грамотности │
│ │широкой общественности, родителей по проблемам │
│ │подростковой наркомании, алкоголизма и семейного │
│ │воспитания; │
│ │повышение качества работы специалистов всех │
│ │структур, работающих в сфере профилактики │
│ │употребления наркотических средств и других │
│ │психоактивных веществ и противодействия их │
│ │незаконному обороту; повышение результативности │
│ │работы по выявлению лиц, находящихся в "группе │
│ │риска" │
└─────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В настоящее время в городе Ярославле отмечается тенденция к стабилизации на относительно невысоком уровне показателей наркотизации населения. Этому способствует не только накопленный правоохранительными органами опыт в борьбе с наркопреступностью, но и совместная деятельность правоохранительных структур, учреждений системы здравоохранения и органов городского самоуправления в рамках городских целевых программ "Противодействие распространению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту", действовавших в Ярославле с 2002 г.
Предпринимаемые усилия позволяют контролировать ситуацию, связанную с распространением и употреблением наркотиков, психотропных и токсических веществ, что подтверждается данными ведомственной статистики. Согласно данным Управления внутренних дел по Ярославской области за январь - сентябрь 2008 г. в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. увеличилось число выявленных на территории города Ярославля преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (на 0,8%), при этом количество преступлений, связанных со сбытом наркотиков, уменьшилось на 6,8%.
Практика показывает, что существенного изменения ситуации в лучшую сторону невозможно добиться без постоянной работы по первичной профилактике употребления наркотических средств. Первостепенное значение в деле противодействия вовлечению граждан в зависимость от психоактивных веществ имеет преемственность и последовательность в деятельности. Настоящая Программа предусматривает интенсивную профилактическую работу среди граждан, особенно среди подростков и молодежи. На сегодняшний день основным потребителем наркотиков (70 - 80% от общего числа потребителей) является именно молодежь. Наркотические средства остаются доступными для молодежи, многие осведомлены о местах их сбыта. В числе причин, побуждающих молодых людей пробовать наркотики, чаще всего называют "любопытство", "желание испытать новые ощущения", "из-за неприятностей", "от нечего делать".
По данным анонимного анкетирования, проведенного ГУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая наркологическая больница", среди учащихся профессиональных училищ и школьников старших классов в 2007 г. было зафиксировано уменьшение количества лиц, признавшихся в эпизодическом употреблении наркотических средств. По сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился на 7,3%. Кроме того, в 2007 г. в ходе призыва на военную службу было выявлено на 45% меньше призывников, у которых обнаружены признаки употребления наркотиков.
Эти данные свидетельствуют о наметившейся позитивной тенденции в противодействии употреблению наркотических средств.
Большинство выявленных при наркологических осмотрах специалистами ГУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая наркологическая больница" средств составляют каннабиноиды (марихуана, гашиш) - около 80%. Доля выявленных фактов употребления опиатов составляет 15%. По-прежнему фиксируются случаи употребления стимуляторов (амфетамины, экстази). Тенденция к смещению приоритетов потребления в сторону наркотических средств на основе препаратов конопли в немалой степени вызвана заблуждением о безопасности данного вида наркотических средств и в действительности готовит почву для приобщения к более сильным наркотикам.
Как правило, приобщение к наркотикам происходит на фоне снижения защитных барьеров психики, чему способствует злоупотребление алкогольными напитками, состояние алкогольного или токсического опьянения. Поэтому меры первичной профилактики должны быть нацелены на предотвращение возникновения условий, благоприятствующих росту наркопотребления, и предусматривать действия по отвлечению подростков и молодежи от употребления алкогольных напитков и пива.
В рамках городской целевой программы "Противодействие распространению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту" в школах города реализуются специальные программы по профилактике потребления психоактивных веществ. С 2006 года проводится повторное анкетирование (скрининг) учащихся в соответствии с разработанным специалистами ГУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая наркологическая больница" опросником, позволяющим определить эффективность проделываемой в учреждениях образования профилактической работы в период после предыдущего анкетирования. Проведенное в 2007 году повторное анкетирование учащихся профессиональных училищ и школ города Ярославля показало, что проводимая в школах профилактическая работа достаточно эффективна и имеет свои позитивные результаты. Так, 6,7% опрошенных решили больше никогда не пробовать наркотики; сократилось количество потребителей пива (на 14,7%), вина (на 38%). Благодаря ознакомлению учащихся с научно-просветительской информацией, полученной в ходе профилактических мероприятий, 35,9% из них "задумались о своем здоровье". Несмотря на наметившееся сокращение показателей употребления пива и алкогольных напитков, профилактическую работу на этом направлении следует продолжить, ибо имеют место сдвиги в структуре потребляемых психоактивных веществ: вместо пива подростки все чаще выбирают энергетические напитки, которые при неумеренном потреблении оказывают негативное воздействие на организм и могут привести к серьезным патологиям.
Несмотря на то, что удалось остановить дальнейшее распространение токсикомании (за минувший год этот показатель снизился на 6,3%), эта проблема осталась и требует самого внимательного отношения, так как согласно данным ГУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая наркологическая больница" большинство состоящих под наблюдением несовершеннолетних - это подростки, злоупотребляющие токсическими (ненаркотическими) веществами.
При этом организованного воздействия в рамках образовательного процесса недостаточно. В целях повышения эффективности работы с подростками необходимо деятельное участие родителей в осуществлении профилактики, поскольку именно социальный контекст взросления, ближайшее окружение с присущими ему образом жизни и идеалами оказывает большое влияние на формирование отношения детей, подростков и молодежи к потреблению наркотических средств и психотропных веществ. Только в 18,1% семей принято проводить свободное время вместе и обсуждать проблемы, 36,9% делают это периодически, 24,4% - очень редко, а в 8,5% вообще не принято совместное времяпрепровождение и доверительное общение с детьми.
К сожалению, иногда родители некритично относятся к существующим проблемам, поздно обнаруживают факты употребления ребенком психоактивных веществ и не всегда обращаются за наркологической помощью. В этой связи в данной Программе предусмотрены мероприятия по работе с родителями.
Дальнейшее совершенствование первичной профилактики должно быть нацелено на недопущение вовлечения несовершеннолетних и молодежи в наркозависимость, особенно детей, составляющих "группу риска" (из неполных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, и др.). Основным направлением деятельности в этом случае должны стать обеспечение личностного роста детей и подростков и повышение уровня их социально-психологической адаптации в различных условиях. Большую роль здесь играет формирование верного понимания проблемы наркоопасности и способов противостояния ей со стороны родителей на уровне семьи, а также организация внеучебной занятости детей и подростков и обеспечение информационного сопровождения подобных мероприятий со стороны органов городского самоуправления.
Настоящая Программа предусматривает согласованность действий органов городского самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, муниципальных учреждений в сфере профилактики и предупреждения употребления наркотиков и других психоактивных веществ на основе принципов комплексности, межведомственности и преемственности. Закрепить достигнутые результаты планируется путем целенаправленного воздействия на группы риска (подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, воспитанников средних школ-интернатов, коррекционных школ-интернатов, открытых сменных общеобразовательных школ, детских домов, учащихся профессиональных училищ и профессиональных лицеев).
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
всесторонняя профилактика употребления наркотических средств и других психоактивных веществ;
создание условий, способствующих сокращению наркопотребления и предупреждению вовлечения детей, подростков, молодежи и взрослого населения в употребление психоактивных веществ (наркотических средств, психотропных и токсических веществ, алкоголя).
Задачи:
1. Рационализация межведомственного взаимодействия; объединение образовательных, социальных, медицинских мер в рамках первичной и последующей профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
2. Формирование у населения, в первую очередь у детей, подростков и молодежи, взглядов и установок, ориентированных на ведение здорового образа жизни и отказ от употребления наркотиков, психотропных веществ, токсических веществ и алкоголя.
3. Совершенствование специальных воспитательных программ по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ в системе образовательного процесса для учащейся молодежи.
4. Совершенствование методов профилактической работы путем развития организационно-методического обеспечения деятельности и повышения квалификации специалистов в области профилактики и лечения наркомании, токсикомании и алкоголизма.
5. Проведение системного мониторинга уровня наркозависимости, тенденций ее распространения и результатов лечения лиц, прошедших медико-психологическую реабилитацию.
6. Усиление антинаркотической пропаганды; расширение информационного обеспечения профилактической работы.
7. Улучшение материально-технической оснащенности органов, задействованных в системе профилактики.
4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ И ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ
┌─────┬───────────────────────────┬──────────────┬────────────┬─────────────┬───────────────────────────────┬─────────────────────┐
│ № │ Мероприятия │ Срок │Исполнители │Соисполнители│ Сумма финансирования по годам,│ Источники │
│ п/п │ │ исполнения │ │ │ в тыс. руб. │ финансирования │
│ │ │ │ │ ├───────────────────────┬───────┤ │
│ │ │ │ │ │ по годам │ всего │ │
│ │ │ │ │ ├───────┬───────┬───────┤ │ │
│ │ │ │ │ │2009 г.│2010 г.│2011 г.│ │ │
├─────┼───────────────────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │
├─────┴───────────────────────────┴──────────────┴────────────┴─────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Подраздел 1. Организационные мероприятия │
├─────┬───────────────────────────┬──────────────┬────────────┬─────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│1.1 │Организация рабочих встреч │2009 - 2011 │УФСКН, │ТА │ │ │ │ │ │
│ │представителей УФСКН, │гг., │УВД по ЯО, │ │ │ │ │ │ │
│ │УВД по г. Ярославлю, │ежеквартально │УВПОиВФ, │ │ │ │ │ │ │
│ │территориальных │ │УВД по │ │ │ │ │ │ │
│ │администраций мэрии города │ │г. Ярославлю│ │ │ │ │ │ │
│ │Ярославля с владельцами │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │развлекательных учреждений │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │с целью профилактики │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │правонарушений, связанных с│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │незаконным распространением│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │и употреблением │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │наркотических средств │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(в ред. Постановления
Мэрии г. Ярославля от 28.09.2009 № 3283) │ │ │ │ │ │
│(см. текст в предыдущей редакции
)│ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────┼───────────────────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────────┤
│1.2 │Анализ состояния │2009 - 2011 │УФСКН, │ │ │ │ │ │ │
│ │правопорядка в сфере │гг., │УВД по ЯО, │ │ │ │ │ │ │
│ │незаконного оборота │ежеквартально │УВПОиВФ │ │ │ │ │ │ │
│ │наркотических средств и │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │психотропных веществ в │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │городе Ярославле │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────┼───────────────────────────┼──────────────┼────────────┼─────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────────┤
│1.3 │Анализ ситуации в сфере │2009 - 2011 │ГУЗ ЯОКНБ │УВПОиВФ, │ │ │ │ │ │
│ │немедицинского потребления │гг., │ │ДЗ │ │ │ │ │ │
│ │психоактивных веществ в │ежеквартально │ │ │ │ │ │ │ │
│ │городе Ярославле │ │ │ │ │ │ │ │ │
]]>