Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2009 г. № 15/45-ЗС

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Рассмотрев законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", руководствуясь статьей 47 Устава Иркутской области, Законодательное Собрание постановляет:

1. Поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (прилагается).

2. Направить настоящее постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан.

Председатель
Законодательного Собрания
Л.М.БЕРЛИНА





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 28 октября 2009 года
№ 15/45-ЗС

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2009 г. № 401-IV ГС

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Государственный Совет Республики Татарстан постановляет:

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (прилагается).

2. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Татарстан с просьбой поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан.

3. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сибагатуллина Фатиха Саубановича, депутата Государственного Совета Республики Татарстан Васильева Валерия Павловича представлять данный законопроект при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН



Внесен
Государственным Советом
Республики Татарстан

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2007, № 21, ст. 2455) следующие изменения:
1) статью 44 изложить в следующей редакции:
"Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

1. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок.
2. Право собственности на земельный участок может быть также прекращено по иным основаниям, установленным настоящим Кодексом и федеральными законами";
2) дополнить статьей 54(1) следующего содержания:
"Статья 54(1). Условия и порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц, являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

1. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка осуществляется:
1) по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса;
2) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
3. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Содержание указанного предупреждения должно соответствовать содержанию предупреждения, предусмотренного пунктом 3 статьи 54 настоящего Кодекса.
4. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о принудительном прекращении права собственности на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
5. При получении материалов от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, о неустранении собственником земельного участка нарушений земельного законодательства в срок, указанный в предупреждении, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования с уведомлением об этом собственника земельного участка в пятидневный срок с момента принятия решения об изъятии.
Со дня принятия решения собственник земельного участка не вправе продавать, дарить, отчуждать иными способами указанный земельный участок.
Ограничение права собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Если собственник земельного участка в месячный срок с момента получения уведомления о принятом решении письменно уведомит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о своем согласии исполнить решение об изъятии земельного участка, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления организует проведение публичных торгов по продаже земельного участка.
7. Если собственник земельного участка в месячный срок с момента получения уведомления о принятом решении письменно не уведомит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о своем согласии исполнить решение об изъятии земельного участка, то уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права собственности на земельный участок и его продаже с публичных торгов.
8. По истечении десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении права на земельный участок уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. После государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в трехмесячный срок организует проведение публичных торгов по продаже земельного участка.
10. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
11. По результатам публичных торгов по продаже земельного участка земельный участок переходит к новому собственнику, а лицо, в отношении земельного участка которого было принято решение об изъятии, получает денежную сумму, полученную в результате торгов, за вычетом расходов на проведение торгов.
12. В случае объявления торгов несостоявшимися уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.
13. Начальная цена земельного участка на вторичных торгах решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления снижается на пятнадцать процентов, если их проведение вызвано следующими причинами:
1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;
3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества.
Начальная цена земельного участка на вторичных торгах не снижается, если их проведение вызвано тем, что лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость земельного участка в полном объеме.
14. В случае объявления вторичных торгов по продаже земельного участка несостоявшимися по причине отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок, этот земельный участок переходит в собственность субъекта Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, в собственность муниципального образования с выплатой бывшему собственнику земельного участка денежной суммы в размере на двадцать пять процентов ниже его начальной цены на первичных торгах, за вычетом расходов, связанных с проведением торгов.
15. Прекращение права собственности на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда".

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципах:
- учета значения земли как основы жизни и деятельности человека;
- приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Эта норма касается, в частности, и защиты права собственности на земельные участки. Однако следует учитывать также и общественный характер земельных отношений. И права собственника земельного участка не могут в то же время вступать в противоречие с интересами государства, местного самоуправления или местного населения. В связи с этим Земельным кодексом предусмотрены как обязанности собственника земельного участка, так и определенные ограничения его прав.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, своевременно производить платежи за землю, а также нести иные предусмотренные законодательством обязанности.
В Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрена в отношении землевладельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, т.е. лиц, не являющихся собственниками земельных участков (статьи 45 - 47 ЗК РФ), возможность прекращения их прав на землю при несоблюдении обязанностей по использованию и охране земельного участка в принудительном порядке по правилам статьи 54 ЗК РФ. В то же время в отношении собственника земельного участка такой механизм в Земельном кодексе РФ не определен.
Собственники земельных участков в ряде случаев также не исполняют свои обязанности и нарушают земельное законодательство. Поэтому в земельном и гражданском законодательстве предусматривается принудительное прекращение прав собственности на землю в случае нарушения требований земельного законодательства. Так, в соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Статьями 284, 285 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, а также в случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Статья 286 Гражданского кодекса Российской Федерации направлена на регулирование порядка изъятия земельного участка у его собственника ввиду его ненадлежащего использования. Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено.
С целью устранения этого пробела в земельном законодательстве и разработан проект настоящего федерального закона. Т.е. законопроектом преследуется цель установления мер ответственности собственника земельного участка за нарушение земельного законодательства и порядка прекращения его прав на земельный участок при наличии этих нарушений.
Для этого предлагается дополнить Земельный кодекс Российской Федерации новой статьей 54(1), предусматривающей определение условий и порядка принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
Законопроектом предлагается установить, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок в случае его ненадлежащего использования осуществляется при:
1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Также в данной статье определен порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок в случае его ненадлежащего использования, имеющий в основе судебное решение и продажу земельного участка с публичных торгов.
И только в случае, если собственник земельного участка согласен с его изъятием при нарушении им земельного законодательства, земельный участок может быть отчужден новому собственнику с публичных торгов без решения суда.
Средства от продажи земельного участка за вычетом расходов на проведение торгов поступают бывшему собственнику земельного участка.



ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, не предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.



ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ДАННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА

В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребуется внесения изменений, дополнений, приостановления, признания утратившими силу или принятия других нормативных правовых актов Российской Федерации, за исключением уточнения некоторых понятий в Градостроительном кодексе Российской Федерации, таких как этапы освоения земельных участков при строительстве объектов недвижимости.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru