Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область

О применении документа см. примечание в

Справке
29 мая 2007 годаN 101-ОЗ


НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О РЕФЕРЕНДУМЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением Новгородской областной Думы
от 25.04.2007 № 226-ОД

(в ред. областных законов Новгородской области
от 01.08.2007 № 151-ОЗ, от 01.07.2009 № 557-ОЗ,
от 06.11.2009 № 630-ОЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и пределы действия настоящего областного закона

Настоящий областной закон устанавливает порядок назначения, подготовки и проведения референдума Новгородской области (далее - областной референдум) и определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации их права на участие в областном референдуме.

Статья 2. Основные принципы проведения областного референдума

Граждане Российской Федерации участвуют в областном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в областном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в областном референдуме, в выдвижении инициативы проведения областного референдума, в подготовке и проведении областного референдума, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 3. Законодательство об областном референдуме

1. Законодательство об областном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), иные федеральные законы, Устав Новгородской области, настоящий областной закон.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем областном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В случае проведения областного референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации") период кампании областного референдума исчисляется со дня официального опубликования решения о назначении областного референдума.

3. В случае принятия в период кампании областного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения областного референдума, либо в случае внесения в этот период в областной закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения областного референдума, указанные областной закон и изменения применяются к областному референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления их в силу.

Статья 4. Право на участие в областном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации может участвовать в областном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет и место жительства которого расположено на территории Новгородской области, вправе голосовать на областном референдуме, участвовать в предусмотренных настоящим областным законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению областного референдума.

3. Не имеют права участвовать в областном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Вопросы областного референдума

1. На областной референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Новгородской области или в совместном ведении Российской Федерации и Новгородской области, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом.

2. На областной референдум в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут быть вынесены следующие вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов государственной власти области;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении бюджета Новгородской области (далее - областного бюджета), исполнении и изменении финансовых обязательств области;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения области.

3. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на областной референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

4. Вопросы областного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

5. Вопросы областного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

6. Вопрос областного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на областном референдуме решения.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение областного референдума

1. Областной референдум в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Новгородской области или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Новгородская областная Дума (далее - областная Дума) вправе отказать в назначении областного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения областного референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение областного референдума.

3. Областной референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего областного референдума, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение областного референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

5. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на областной референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение областного референдума по этому вопросу.

Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА.
НАЗНАЧЕНИЕ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 7. Инициатива проведения областного референдума

1. Инициатива проведения областного референдума принадлежит:
1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в областном референдуме;
2) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном Федеральным законом, на областном или более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению областного референдума;
3) Губернатору Новгородской области (далее - Губернатор области) - по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в случае, если в соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" заинтересованным субъектом Российской Федерации является Новгородская область.

2. Для выдвижения инициативы проведения областного референдума, предусмотренной пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению областного референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в областном референдуме, в количестве не менее 20 человек.

3. В случае выдвижения инициативы проведения областного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи, руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению областного референдума.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

4. Выдвижение инициативы проведения областного референдума, предусмотренной пунктом 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", и статьей 9 настоящего областного закона.

5. Для назначения областного референдума инициативная группа по проведению областного референдума, образованная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, должна представить в Избирательную комиссию Новгородской области (далее - избирательная комиссия области) подписи участников областного референдума в поддержку инициативы его проведения.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения областного референдума гражданами Российской Федерации

1. Инициативная группа по проведению областного референдума обращается в избирательную комиссию области с ходатайством о регистрации группы. С момента обращения инициативной группы с таким ходатайством избирательная комиссия области действует в качестве комиссии областного референдума.

2. В ходатайстве инициативной группы по проведению областного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на областной референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы по проведению областного референдума и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Новгородской области. В случае выдвижения инициативы проведения областного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего областного закона, в ходатайстве также указываются наименования этого избирательного объединения, иного общественного объединения, руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения (его регионального отделения). Ходатайство инициативной группы по проведению областного референдума должно быть подписано всеми членами инициативной группы по проведению областного референдума.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению областного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения областного референдума. В случае выдвижения инициативы проведения областного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, указанным в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего областного закона, к ходатайству также должна быть приложена нотариально удостоверенная копия устава этого избирательного объединения, иного общественного объединения.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.07.2009 № 557-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

4. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на областной референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению областного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на областной референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы по проведению областного референдума.

5. Избирательная комиссия области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Новгородской области и настоящего областного закона - о направлении их в областную Думу;
2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума.

6. Областная Дума обязана проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум, требованиям статьи 5 настоящего областного закона в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления в областную Думу ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума и приложенных к нему документов.

7. Областная Дума не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума и приложенных к нему документов обязана уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

8. Если областная Дума признает, что вопрос, выносимый на областной референдум, отвечает требованиям статьи 5 настоящего областного закона, избирательная комиссия области осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению областного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания областной Думой соответствия вопроса, выносимого на областной референдум, требованиям статьи 5 настоящего областного закона.

9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией области и которое выдается инициативной группе по проведению областного референдума, действительно со дня его выдачи и до завершения кампании областного референдума или прекращения процедур по реализации инициативы проведения областного референдума в соответствии с настоящим областным законом.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.08.2007 № 151-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

10. Если областная Дума признает, что вопрос, выносимый на областной референдум, не отвечает требованиям статьи 5 настоящего областного закона, избирательная комиссия области отказывает инициативной группе по проведению областного референдума в регистрации.

11. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению областного референдума ей выдается решение избирательной комиссии области, в котором указываются основания отказа.

12. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума может быть только нарушение инициативной группой по проведению областного референдума Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Новгородской области и областных законов. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 62 настоящего областного закона.

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения областного референдума Губернатором области

1. В целях реализации инициативы проведения областного референдума по вопросу, указанному в пункте 3 части 1 статьи 7 настоящего областного закона, Губернатор области издает указ о выдвижении инициативы проведения областного референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (далее - указ Губернатора области).

2. Указ Губернатора области подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его подписания Губернатором области.

3. Указ Губернатора области направляется Губернатором области в областную Думу в течение трех дней со дня его подписания Губернатором области. К указу Губернатора области прилагаются документы, подтверждающие поддержку Президентом Российской Федерации инициативы образования в составе Российской Федерации нового субъекта и содержащие согласованную формулировку вопроса, указанного в пункте 3 части 1 статьи 7 настоящего областного закона, в соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", а также предложение по дате голосования на областном референдуме.

Статья 10. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения областного референдума

1. В поддержку инициативы проведения областного референдума инициативная группа по проведению областного референдума организует сбор подписей участников областного референдума в порядке, установленном настоящим областным законом.

2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения областного референдума, составляет 1 процент от числа участников областного референдума, зарегистрированных на территории Новгородской области.

3. Подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. Подписные листы изготавливаются за счет средств фонда областного референдума, созданного инициативной группой по проведению областного референдума, по форме согласно приложению к настоящему областному закону. В подписном листе указываются:
1) наименование муниципального образования, на территории которого проводился сбор подписей участников областного референдума;
2) номер регистрационного свидетельства, выданного инициативной группе по проведению областного референдума;
3) дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения областного референдума;
4) субъект выдвижения инициативы проведения областного референдума;
5) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на областной референдум;
6) сведения об изготовителе подписных листов (наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации либо фамилия, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), информация о тираже и дате выпуска, указание об оплате изготовления подписных листов за счет средств фонда областного референдума, созданного инициативной группой по проведению областного референдума.

4. Сбор подписей участников областного референдума в поддержку инициативы проведения областного референдума осуществляется в течение 30 дней со дня оплаты изготовления подписных листов.

5. Участник областного референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения собственноручно, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участниках областного референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника областного референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения областного референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

6. Право сбора подписей участников областного референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению областного референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников областного референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда областного референдума, созданного инициативной группой по проведению областного референдума.

7. Подписи могут собираться только среди участников областного референдума, обладающих правом на участие в областном референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников областного референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.

8. При сборе подписей участников областного референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

9. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы по проведению областного референдума, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

10. После завершения сбора подписей в поддержку инициативы проведения областного референдума инициативная группа по проведению областного референдума подсчитывает общее количество собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения областного референдума, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению областного референдума.

11. Количество представляемых для назначения областного референдума подписей участников областного референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения областного референдума, но не более чем на 10 процентов. Подписные листы должны быть сброшюрованы в виде папок, иметь сквозную нумерацию листов в пределах папки и подписей участников областного референдума в пределах подписного листа.

Статья 11. Представление подписных листов в избирательную комиссию области

1. Для назначения областного референдума уполномоченный представитель инициативной группы по проведению областного референдума не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения областного референдума, представляет в избирательную комиссию области:
1) подписные листы с подписями участников областного референдума, собранными в поддержку проведения областного референдума;
2) протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения областного референдума в двух экземплярах на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией области;
3) копия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, которая изготавливается в избирательной комиссии области с оригинала документа в присутствии уполномоченного представителя инициативной группы по проведению областного референдума, заверяется подписью лица, принявшего документы, указанные в настоящей части, и прилагается к этим документам.

]]>

5. Введенные в ГАС "Выборы" данные об участии участников областного референдума в областном референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования, о результатах областного референдума должны быть оперативно доступны (в режиме "Только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет", в соответствии с порядком, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Глава 9. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ
В ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 62. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в областном референдуме граждан Российской Федерации

1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий областного референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в областном референдуме, могут быть обжалованы в суд.

2. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии области обжалуются в областной суд, решения и действия (бездействие) территориальных комиссий и участковых комиссий областного референдума обжалуются в районные суды.

3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями областного референдума.

4. Решения комиссий областного референдума об итогах голосования, о результатах областного референдума обжалуются в суды соответствующего уровня по подсудности, установленной частью 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение избирательной комиссии области, а также решения нижестоящих комиссий областного референдума, принимавших участие в проведении областного референдума в соответствии с настоящим областным законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты областного референдума.

5. С жалобами на решения и действия (бездействие) комиссий областного референдума, нарушающие право граждан на участие в областном референдуме, в суд могут обратиться участники областного референдума, инициативная группа по проведению областного референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии областного референдума.

6. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим областным законом, суд может отменить решение соответствующей комиссии областного референдума об итогах голосования или результатах областного референдума или иное решение комиссии областного референдума.

7. Решения и действия (бездействие) комиссий областного референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в областном референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию областного референдума, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию областного референдума, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения участковой комиссии областного референдума, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконными действия (бездействие)) и принять решение по существу;
3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконными действия (бездействие)), обязав участковую комиссию областного референдума повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

8. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии области или ее должностного лица, нарушающие право граждан на участие в областном референдуме могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

9. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию областного референдума, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.

10. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в комиссию областного референдума эта комиссия областного референдума приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия областного референдума прекращает ее рассмотрение.

11. По запросам комиссий областного референдума суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение права граждан на участие в областном референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.

12. При рассмотрении комиссией областного референдума жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией областного референдума рассматривается вопрос о нарушении права граждан на участие в областном референдуме, на заседание комиссии областного референдума приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Статья 63. Основания для отмены регистрации инициативной группы по проведению областного референдума, иной группы участников областного референдума

Регистрация инициативной группы по проведению областного референдума, иной группы участников областного референдума может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии области не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:
1) нарушения порядка выдвижения инициативы проведения областного референдума;
2) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению областного референдума, иной группы участников областного референдума порядка проведения агитации по вопросам областного референдума и финансирования кампании областного референдума;
3) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению областного референдума, иной группы участников областного референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;
4) установления факта подкупа участников областного референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению областного референдума, иной группы участников областного референдума;
5) наличия иных оснований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим областным законом.

Статья 64. Отмена решения об итогах голосования, о результатах областного референдума

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего областного закона, вышестоящая комиссия областного референдума до установления ею итогов голосования, определения результатов областного референдума может отменить решение нижестоящей комиссии областного референдума об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников областного референдума - о признании итогов голосования недействительными.

2. После установления итогов голосования, определения результатов областного референдума вышестоящей комиссией областного референдума решение нижестоящей комиссии областного референдума об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии областного референдума об итогах голосования и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией областного референдума решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол комиссии областного референдума об итогах голосования и (или) сводную таблицу данная комиссия областного референдума информирует избирательную комиссию области. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии областного референдума об итогах голосования и (или) сводную таблицу комиссия областного референдума, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой "Повторная".

3. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии областного референдума об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников областного референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов областного референдума были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников областного референдума, суд может признать итоги голосования недействительными.

4. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии областного референдума об итогах голосования, результатах областного референдума в случаях:
1) нарушения правил составления списков участников областного референдума;
2) нарушения порядка формирования комиссий областного референдума;
3) нарушения правил проведения агитации и финансирования кампании областного референдума;
4) использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению областного референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения, установления фактов подкупа участников областного референдума этими лицами и общественными объединениями в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на областной референдум;
5) нарушения порядка голосования и подсчета голосов участников областного референдума (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением);
6) других нарушений законодательства об областном референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников областного референдума.

5. Отмена судом решения о результатах областного референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников областного референдума, влечет признание результатов областного референдума недействительными.

6. В случае признания итогов голосования на участке областного референдума, на соответствующей территории недействительными после составления территориальной комиссией протокола об итогах голосования, составления избирательной комиссией области протокола о результатах областного референдума соответствующая комиссия областного референдума обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах областного референдума с отметкой "Повторный".

7. На основании протоколов комиссий областного референдума об итогах голосования с отметками "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления территориальной комиссией протокола об итогах голосования и сводной таблицы, избирательной комиссией области - протокола о результатах областного референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные территориальной комиссией, избирательной комиссией области, вносятся соответствующие изменения.

Статья 65. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение права на участие в областном референдуме граждан Российской Федерации.

2. Жалоба на решение избирательной комиссии области о регистрации, об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума, иной группы участников областного референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

3. После официального опубликования результатов областного референдума жалоба на нарушение права граждан на участие в областном референдуме, имевшее место в период кампании областного референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов областного референдума.

4. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период кампании областного референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобе, потребуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии областного референдума об итогах голосования, о результатах областного референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства об областном референдуме

Ответственность за нарушение законодательства об областном референдуме устанавливается федеральными законами.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67. О признании утратившим силу областного закона

Признать утратившим силу областной закон от 16.06.2006 № 690-ОЗ "О референдуме Новгородской области" (газета "Новгородские ведомости" от 28.06.2006).

Статья 68. Вступление настоящего областного закона в силу

Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор области
М.М.ПРУСАК
Великий Новгород
29 мая 2007 года
№ 101-ОЗ





Приложение
к областному закону
"О референдуме Новгородской области"

                          ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
__________________________________________________________________
 (наименование муниципального образования, на территории которого
   проводился сбор подписей участников областного референдума)

    Номер регистрационного свидетельства,
выданного       инициативной       группе
по проведению областного референдума        ______________________

    Дата     окончания     срока    сбора
подписей     в    поддержку    инициативы
проведения областного референдума           ______________________

    Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу _______________
__________________________________________________________________
  (инициативная группа граждан либо наименование избирательного
__________________________________________________________________
          объединения, иного общественного объединения)

о проведении областного референдума по вопросу (вопросам):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+
¦ № ¦Фамилия,¦ Год рождения  ¦Адрес места¦Серия и номер¦ Подпись ¦
¦п/п¦  имя,  ¦(в возрасте 18 ¦жительства ¦паспорта или ¦и дата ее¦
¦   ¦отчество¦ лет - число и ¦           ¦ заменяющего ¦внесения ¦
¦   ¦        ¦месяц рождения)¦           ¦его документа¦         ¦
+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+
¦ 1 ¦        ¦               ¦           ¦             ¦         ¦
+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+
¦ 2 ¦        ¦               ¦           ¦             ¦         ¦
+---+--------+---------------+-----------+-------------+---------+

    Подписной лист удостоверяю:
__________________________________________________________________
    (фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет -
__________________________________________________________________
дополнительно число и месяц рождения)), серия, номер и дата выдачи
__________________________________________________________________
     паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,
__________________________________________________________________
         с указанием наименования или кода выдавшего его
__________________________________________________________________
    органа, адрес места жительства лица, собиравшего подписи)

__________________________
    (подпись и дата)

    Уполномоченный    представитель    инициативной    группы   по
проведению областного референдума: _______________________________
                                       (фамилия, имя, отчество)
__________________________
     (подпись и дата)
__________________________________________________________________
    (Сведения  об  изготовителе  подписных  листов  (наименование,
юридический  адрес  и  идентификационный  номер  налогоплательщика
организации  либо  фамилия,  имя,  отчество  лица  и  наименование
субъекта  Российской  Федерации, района, города, иного населенного
пункта, где находится его место жительства), информация о тираже и
дате  выпуска, указание об оплате изготовления подписных листов за
счет средств фонда областного референдума, созданного инициативной
группой по проведению областного референдума)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru