Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр

О КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2020 ГОДЫ

В целях комплексного решения проблемы экологической безопасности экономического развития и улучшения среды обитания жителей в Саратовской области, в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Саратовской области на 2010 - 2020 годы (далее - Концепция).
2. Комитету охраны окружающей среды и природопользования области во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями разработать План мероприятий по реализации Концепции и обеспечить комплексное решение вопросов экологической безопасности Саратовской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щербакова А.А.

Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ





Приложение
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр

КОНЦЕПЦИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2020 ГОДЫ

1. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Законом Саратовской области "Об областной целевой программе "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009 - 2013 годы".
Концепция учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Саратовской области в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Мировой опыт показывает, что основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф является экологизация социально-экономической системы как всего государства, так и его регионов. Экологическая безопасность области как составная часть национальной безопасности страны является обязательным условием устойчивого развития региона и выступает основой сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды.
По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения и ученых России 23 процента всех заболеваний и 25 процентов всех случаев раковых заболеваний обусловлены воздействием факторов окружающей среды. В крупных городах России вклад реальных нагрузок на состояние здоровья населения составляет в отношении социальных факторов и образа жизни 30,5 процента; городской и внутрижилищной среды - 16 процентов; производственной среды - 18,5 процента; биологических факторов - 11 процентов. По данным последних десятилетий для области характерно существенное снижение естественного прироста населения из-за высокого уровня смертности, который сопровождался низкими показателями рождаемости, высокой смертностью среди трудоспособного населения и значительным увеличением социально значимой патологии.
В целом уровень экологической нагрузки на экономику региона значительно ниже, чем в развитых странах. Саратовская область обладает достаточно большими ресурсами пресной воды, земельными ресурсами, запасами углеводородного сырья, общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в Саратовской области формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.
Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:
загрязнение водных объектов;
загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов автотранспорта и промышленных предприятий;
постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных, опасность загрязнения окружающей природной среды от неорганизованного хранения бытовых и промышленных отходов;
загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны;
развитие и активизация экзогенных геологических процессов, из которых оползневые и абразионные являются опасными;
проживание значительного числа людей в экологически неблагоприятных условиях, в том числе в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, на территориях с недостаточным обеспечением питьевой водой;
загрязнение окружающей среды в результате не полной утилизации добываемого из недр газа (природного и попутного).
Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды по наиболее крупным городам: Саратову, Балаково, Вольску, Марксу, Балашову. На территории области функционирует ряд потенциально опасных производств, в том числе Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, Саратовский НПЗ, магистральные нефтегазопроводы, аммиакопровод, завод по уничтожению химического оружия, ФГУП ГосНИИОХТ "Шиханы".

2. Угрозы (вызовы) экологической безопасности
на долгосрочный период

Угроза физическому здоровью жителей области в результате потребления загрязненной воды, загрязненных продуктов питания, вдыхания загрязненного воздуха, приводящих к сокращению жизни и старению населения области, созданию негативной демографической ситуации.
Водные ресурсы являются важнейшей средообразующей составляющей жизни общества, определяющей его социальное, экологическое и экономическое благополучие. Зарегулирование стока р. Волги, рек Большой и Малый Узень, Большой Иргиз, других малых рек области привело к изменению их гидрологического режима. Возрастающая антропогенная нагрузка на водные и наземные экосистемы привела к изменению их состава и структурно-функциональной организации.
Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40 процентов населения сталкивается с проблемой качества воды). Отсутствуют водоочистные сооружения на хозяйственно-питьевых водопроводах в Перелюбском, Питерском, Федоровском, Дергачевском, Краснокутском, Краснопартизанском, Балаковском районах. Отмечается неудовлетворительная эксплуатация объектов водоснабжения сельских поселений.
Степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. Неэффективная работа очистных сооружений приводит к увеличению в водных объектах концентрации опасных веществ, в том числе тяжелых металлов и органики. Отсутствуют современные, эффективные канализационные очистные сооружения в городах Вольск, Красный Кут, Красноармейск, Аркадак, Аткарск, в Пугачевском, Перелюбском, Ивантеевском, Дергачевском, Новобурасском, Балтайском, Калининском, Краснокутском районах, других населенных пунктах.
Угрозами в сфере продовольственной безопасности являются:
снижение объемов сельскохозяйственного производства продуктов питания в результате истощения земельных ресурсов;
производство продуктов питания, загрязненных в результате применения химических средств защиты растений;
применение методов генной инженерии при производстве продуктов питания;
бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает около 56 процентов городского населения.
Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов. Анализ показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, уровень озеленения г. Саратова по зеленым насаждениям общего пользования составляет всего 10 процентов при норме для крупного промышленного центра 55 процентов. Подобная ситуация отмечается и в других крупных поселениях области.
Динамика основных экологических показателей развития региона показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от мобильных и стационарных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки).
Угроза истощения невозобновляемых природных ресурсов, ведущих к снижению экономического потенциала, а в дальнейшем при истощении почв и снижении биологических ресурсов, к сокращению сельскохозяйственного производства продуктов питания.
На территории области существует реальная опасность деградации почв, истощения ландшафтов, снижения продуктивности сельскохозяйственных земель.
Все виды нарушения почвенного покрова, в том числе применяемая зернопаровая система земледелия, приводят к дестабилизации сложившегося экологического равновесия в области.
Существует реальная угроза развитию экономики области в результате нерационального использования невозобновляемых природных ресурсов, а также дефицит в долгосрочной перспективе топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов.
В сфере обеспечения химической и биологической безопасности опасность представляют следующие факторы:
наличие на территории области опасных химических производств, химического оружия;
трансграничные заносы на территорию области неэндемичных патогенов;
несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующие испытания;
применение на территории области опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ;
наличие на территории области непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;
наличие бесхозяйных скотомогильников, представляющих реальную угрозу возникновения эпизоотий и эпидемий;
наличие в поселениях области безнадзорных животных, ухудшающих санитарно-эпидемическую обстановку;
накопление на территории области биологических и медицинских отходов, проблема утилизации медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений, лекарственных средств с просроченным сроком годности;
скопившиеся на территории области отходы, свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых веществ.
Прогноз основных опасностей и угроз природного и техногенного характера показывает, что на территории области остается высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
В этих условиях низкое бюджетное финансирование, ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

3. Цель и задачи концепции

Целью концепции является обеспечение защиты природных систем и населения области от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, способствующей устойчивому и динамичному развитию экономики региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
снижение антропогенного воздействия на окружающую среду;
снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов среды обитания;
предотвращение загрязнения (радиоактивного, химического, биологического, виброакустического) среды обитания человека;
сохранение биоразнообразия, предотвращение опустынивания и деградации земель;
реабилитация зон экологического неблагополучия;
предупреждение истощения и загрязнения водных ресурсов;
ликвидация и предотвращение загрязнения воздушного бассейна, радиоактивного, биологического и химического загрязнений;
предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, обеспечение утилизации твердых бытовых отходов не менее 50 процентов от общего объема образования отходов;
предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
регулирование численности безнадзорных животных на территории населенных пунктов области;
контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов;
рациональное использование извлеченного из недр углеводородного сырья.
Решение поставленной цели и задач предполагают поэтапную реализацию положений Концепции.
Первый этап (2010 - 2013 годы) - снижение уровня загрязнения окружающей среды, стабилизация показателей качества окружающей среды и совершенствование экологических требований к природопользованию. Реализация областной целевой программы "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009 - 2013 годы", завершение реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004 - 2010 годы", разработка проекта и реализация областной целевой программы "Чистая вода". Предусматривается разработка проекта областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".
Второй этап (2014 - 2020 годы) - улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития региона. Разработка проекта и реализация областной целевой программы "Экологическая безопасность Саратовской области на 2014 - 2020 годы". Реализация областной целевой программы "Химическая и биологическая безопасность".

4. Обеспечение экологической безопасности

К основным мерам обеспечения экологической безопасности Саратовской области относится совершенствование правового режима устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, внедрение экологически безопасных технологий и систем экологического менеджмента на предприятиях и иные меры, способствующие снижению или минимизации негативного воздействия промышленной, производственной или хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Приоритетные направления
по обеспечению экологической безопасности

Выделяются четыре основных приоритетных направления обеспечения экологической безопасности и улучшения среды обитания человека.
Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников, находящихся на территории области.
Экологизация производства включает следующие мероприятия:
1. Разработка и внедрение на предприятиях области методики расчета экологической нагрузки на окружающую среду от промышленных предприятий, транспорта и организаций с учетом токсического воздействия загрязняющих веществ на атмосферу, водный бассейн, земную поверхность и недра.
2. Модернизация производства, ориентированная на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической, тепловой энергий на объектах коммунального хозяйства области, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов.
3. Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. Внедрение новых и реконструкция существующих систем улавливания загрязняющих веществ, совершенствование технологических процессов, введение в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений, ликвидация источников загрязнения.
4. Реализация мероприятий по улучшению качества топлива с доведением качества выпускаемого дизельного топлива до норм стандарта "Евро-3", "Евро-4". Реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива на ОАО "Саратовский НПЗ".
5. Развитие производства альтернативных, возобновляемых источников энергии. Организация производств биоустановок, ветроустановок, солнечных батарей, оборудования для переработки отходов производства и потребления, использования вторичных ресурсов, конструкций и материалов экодомов.
6. Реализация на каждом предприятии и производстве технических регламентов по предотвращению загрязнения производственной среды включая:
снижение радиоактивного загрязнения;
предупреждение биологического загрязнения;
снижение неионизирующего излучения (электрических и магнитных полей промышленной частоты, лазерного и ультрафиолетового излучения);
снижение виброакустических воздействий (шум, инфразвук, ультразвук, вибрация).
7. Внедрение новых методов автоматизированного контроля параметров окружающей среды путем:
использования бесконтактных методов контроля параметров среды для оперативного получения необходимых данных, в том числе дистанционное лазерное зондирование атмосферы;
использование комплексной системы на основе универсальной телеметрической платформы, связанной с размещенными в регионе измерителями и датчиками, контролирующие вредные выбросы, а также метеорологические, гидрологические и сейсмические параметры.
Экологизация на транспорте включает следующие направления:
улучшение материально-технической базы объектов транспортной инфраструктуры;
внедрение и расширение использования альтернативных видов топлива, в том числе газомоторного;
капитальный ремонт и приобретение нового подвижного состава транспортных средств общего пользования с учетом экологических норм;
модернизация системы организации дорожного движения в городах и районных центрах области;
улучшение содержания дорог, строительство объездных дорог для автотранспорта, строительство многоуровневых паркингов, перевод транспорта на газовое топливо, контроль качества ввозимых и реализуемых нефтепродуктов;
модернизация автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУД) и сфетофорных объектов в городах и районных центрах области.
Экологизация в сфере обращения с отходами производства и потребления включает следующие мероприятия:
1. Снижение влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды во всех сферах хозяйственной деятельности. Внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий на предприятиях области. Технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации устаревшего оборудования.
2. Внедрение новых технологий по вторичному использованию промышленных и бытовых отходов в производстве.
3. Сокращение объема образования и размещения отходов производства и потребления, создание условий для безопасного захоронения особо опасных отходов. Реформирование системы организации сбора, размещения, переработки и утилизации отходов производства и потребления, привлечение к этому виду деятельности предприятий малого бизнеса.
4. Разработка и реализация проектов по раздельному сбору и сортировке твердых бытовых отходов в городах области. Разработка и внедрение технологий по утилизации специфических видов отходов: осадков сточных вод очистных сооружений, отходов животноводческих и птицеводческих комплексов, а также биологических и медицинских отходов, представляющих собой особую опасность для населения.
5. Внедрение в практику сельского хозяйства новейших научных способов по переработке отходов производства животноводческой отрасли с получением гуминовых удобрений и их использование.
6. Утилизация осадков сточных вод, использование в качестве органо-минерального удобрения при соблюдении норм экологической безопасности, применение при рекультивации техногенно нарушенных территорий, карьеров, свалок для создания лесопарковых зон.
7. Сооружение комплексов полной переработки твердых бытовых отходов в городах Саратове, Балаково, Энгельсе за счет средств инвесторов.
Рациональное использование углеводородного сырья включает следующие мероприятия:
1. Разработка и реализация комплекса мер по доведению уровня утилизации природного и попутного нефтяного газа на нефтегазодобывающих предприятиях области до 95 процентов.
2. Создание производства малотоннажных блочно-модульных комплексов глубокой переработки попутного нефтяного газа.
Обеспечение химической и биологической безопасности включает следующие направления:
1. Организация работ по переводу потенциально опасных объектов в предприятия важнейших отраслей экономики, учитывая экологическую безопасность и интересы Саратовской области в получении продукции и услуг, востребованных на российском и зарубежном рынках.
2. Обезвреживание промышленных отходов 1 и 2-го классов опасности.
3. Обезвреживание (уничтожение) непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.
4. Развитие методов утилизации биологических отходов, строительство, ремонт и реконструкция скотомогильников.
Целевым ориентиром реализации первого направления является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли.
Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания, работы и отдыха населения.
Создание экологически безопасной среды обитания населения, включая достаточное обеспечение чистой питьевой водой, экологически безопасными продуктами питания, чистым воздухом.
Обеспечение качества питьевой воды в соответствии с установленными нормами включает следующие мероприятия:
1. Интенсификация добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Возможность использования пресных подземных вод может быть определена после проведения поисковых и разведочных работ в районах, испытывающих дефицит питьевой воды.
2. Ликвидация, консервация, тампонаж старых нефтяных и гидрогеологических скважин, представляющих в настоящее время угрозу загрязнения подземных вод.
3. Применение современных технологических решений водоподготовки.
4. Внедрение высокоэффективных методов очистки сточных вод, реконструкция старых канализационных очистных сооружений.
5. Реконструкция источников питьевого водоснабжения, улучшение проточности рек, проведение дноуглубительных работ.
6. Реконструкция и строительство водопроводных очистных сооружений с полным комплексом очистных сооружений и обеззараживанием воды.
7. Обеспечение резервного питьевого водоснабжения за счет использования подземных источников водоснабжения, включая родники.
8. Повышение защищенности поверхностных источников, используемых для питьевого водоснабжения путем обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обустройства водоохранных зон, предотвращения сброса неочищенных сточных вод в водоисточник.
9. Преимущественное использование биологических методов очистки водоемов - источников питьевого водоснабжения населения.
Продовольственная безопасность обеспечивается за счет:
развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания;
предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата зернового рынка иностранными компаниями;
предотвращения бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги;
организации производства экологически чистых продуктов сельскохозяйственного производства, развитие на территории области систем органического земледелия.
Чистый воздух - третья составляющая экологии человека. Необходимо осуществление следующих мероприятий:
1. Снижение и предотвращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных и стационарных источников загрязнения.
2. Очистка воздушного бассейна путем сохранения и развития зеленого фонда городских и сельских поселений.

]]>
3. Проведение мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 15 мая 2008 г. № 207-П "О ежегодном проведении операции "Чистый воздух".

Чистый город

1. Разработка и реализация генеральной схемы очистки населенных пунктов области от промышленных и бытовых отходов.
2. Обеспечение утилизации и использования вторичных ресурсов не менее 50 процентов от общего количества образующихся твердых бытовых отходов.
3. Ликвидация несанкционированных свалок на территории области и обеспечение селективного сбора и мусоросортировки твердых бытовых отходов.
4. Проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных в населенных пунктах области.

Обеспечение экологической безопасности жилья, одежды,
бытовой техники и предметов домашнего обихода

1. Обеспечение безопасности одежды, бытовой техники и предметов домашнего обихода путем соблюдения требований технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
2. Расширение экологически чистых территорий, внедрение экологического домостроения. Развитие механизма строительства доступного экологического жилья. Разработка и реализация программы "Экодом":
организация массового строительства энергоэффективных, экологически безопасных домов, доступных малообеспеченному населению области;
реконструкция существующего индивидуального жилого фонда с учетом экологии человека;
производство в области всех необходимых для строительства экологически безопасных материалов и конструкций;
решение проблемы по выделению под строительство экодомов необходимой (экологически оптимальной) площади земельного участка, позволяющей создать экологически чистую среду обитания;
создание необходимого уровня озеленения территории;
рациональное использование в частном секторе альтернативных возобновляемых источников энергии (биогазовых установок, ветроустановок, солнечных батарей и т.д.);
разработка плана поэтапного выноса экологически опасных производств из зоны жилой застройки и/или отселения жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий, благоустройство санитарно-защитных зон предприятий.
Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 году являются:
сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза;
снижение количества безнадзорных животных на 90 процентов.
К 2020 году необходимо полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в городах: Саратов, Балаково, Энгельс, Вольск, Балашов, где проживают более 1 млн. жителей области.
Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор включает экологически ориентированный бизнес в различных отраслях народного хозяйства. Роль государства заключается в регулировании осуществления экологического аудита, допустимых уровней загрязнения окружающей среды и нормативов платы за загрязнение окружающей среды, организации мониторинга воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, контроле в сфере охраны окружающей среды, контроле выполнения технических регламентов.
Особое внимание должно уделяться привлечению частного капитала в природоохранную сферу. Использование частного капитала позволит более эффективно распоряжаться природными ресурсами и увеличить ответственность потенциальных природопользователей.
Особое внимание должно быть уделено стимулированию мероприятий в области охраны окружающей среды.
Предусматривается привлечение инвестиций в расширение сферы утилизации и переработки твердых бытовых отходов. Перспективным направлением инвестиционной деятельности является создание мусоро-сортировочных комплексов, предприятий по вторичной переработке отходов производства и потребления, предприятий по использованию вторичных ресурсов.
Другим перспективным направлением инвестиций является открытие новых производств биогазовых установок, ветроустановок, солнечных батарей и других альтернативных возобновляемых источников энергии.
Для области актуальна задача капитализации ее экологического потенциала, что должно найти выражение в развитии экологического туризма, развитии системы снабжения населения чистой бутилированной водой, применении местных строительных материалов в малоэтажном строительстве экологически чистых домов и др.
Целевыми показателями прогресса в этом направлении являются рост и развитие экологического рынка товаров и услуг в 5 раз, расширение занятости до 3 тысяч рабочих мест.
Четвертое направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Применение новых методов территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающих экологические требования.
2. Озеленение территории городов с высокой экологической нагрузкой не менее гигиенических норм.
3. Проведение работ по организации, благоустройству и озеленению санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Разработка проектов санитарно-защитных зон, соблюдение границ санитарно-защитных зон на всех стадиях разработки градостроительной документации.
4. Поэтапный вывод промышленных предприятий, расположенных вплотную к жилой застройке, в существующие и во вновь организуемые промышленные зоны.
5. Реорганизация производственных территорий в городах Саратове, Энгельсе, Балаково, Вольске, Балашове путем сокращения территории производственного использования, ликвидации экологоопасных объектов, реорганизуемых промзон и опасных производств.
6. Оценка и прогноз развития экзогенных геологических процессов. Проведение работ по предотвращению и защите населенных пунктов области от негативного воздействия вод, охрана водных ресурсов, стабилизация оползневых зон селитебных территорий.
7. Применение новых методов землепользования, улучшение плодородия земель, применение новых методов обработки земли, позволяющих сохранить плодородие используемых земель, применение безопасных для окружающей среды удобрений, развитие биологических методов защиты растений, мелиорация земель, учитывающая требования охраны окружающей среды.
8. Разработка и реализация методов восстановления нарушенных земель путем применения комплекса мелиоративных и рекультивационных работ.
9. Применение технологий возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающих получение экологически чистой продукции.
10. Для нейтрализации загрязненного воздуха применение "мокрых" и "сухих" биореакторов, перспективных биотехнологий с использованием сорбентов и микробных сообществ.
11. Очистка почв от различного химического загрязнения с применением биодеструкторов либо бактериальных препаратов, разрушающих загрязнение до конечных продуктов (вода и углекислота) и восстанавливающие естественные свойства почв.
12. Применение компостирования, позволяющего получать ценный продукт для внесения в почву в качестве удобрения.
13. Определение площадей и степени деградации почв области на качественно новом уровне, предполагающем использование дистанционных методов наблюдения и применение ГИС-технологий. Конечная цель предлагаемых методов - создание оперативной компьютерной системы оценки экологического состояния нарушенных земель. Переход к автоматизированному управлению земельными ресурсами позволит оперативно получать данные о состоянии нарушенных земель, своевременно применять необходимые мелиоративные и рекультивационные мероприятия по восстановлению почвенного плодородия, создавать экологически безопасные системы землепользования.
14. Создание системы особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических районах области, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.
Целевыми показателями прогресса в этом направлении должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.
Наиболее эффективной мерой сохранения биоразнообразия является создание особо охраняемых природных территорий. В настоящее время площадь особо охраняемых природных территорий составляет 137,2 тыс. га, или 1,37 процента от площади области, что совершенно недостаточно для сохранения экологического баланса биологического разнообразия и ниже мировых стандартов. Предусматривается увеличить площадь особо охраняемых природных территорий до 686 тыс. га.
Обеспечение экологической эффективности экономики является не только особым направлением экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня экологического воздействия в 2 - 2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сохранения природы в развитых европейских странах. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) возрастет до 1 - 1,5 процентов валового регионального продукта в 2020 году.

5. Предотвращение и снижение
экологических последствий чрезвычайных ситуаций

Основной задачей в указанной области является выявление и сведение к минимуму экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Необходимо проведение комплекса мероприятий:
своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций, несущих негативные экологические последствия;
обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций и их негативных экологических последствий;
предотвращение диверсий и техногенных аварий, негативно влияющих на окружающую среду;
создание резервных систем водоснабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
предотвращение применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды;
предотвращение пожаров, вызывающих уничтожение природных и аграрных экосистем;
предотвращение ввоза и распространения видов живых организмов, вызывающих нарушения в данных экосистемах.

6. Контроль за использованием и распространением
чужеродных видов и генетически измененных организмов

Основной задачей в этой области является организация контроля над ввозом, использованием и распространением на территории области чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Предусматривается:
обеспечение эффективной работы карантинных служб, предотвращение проникновения и несанкционированного ввоза на территорию области чужеродных видов и генетически измененных организмов, а также вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
разработка и реализация системы мероприятий по предотвращению неконтролируемого распространения чужеродных видов и генетически измененных организмов в природной среде и ликвидации последствий этих процессов;
контроль и обеспечение безопасного использования чужеродных видов и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте.

7. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

Основные задачи в указанной сфере - создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.
Предусматривается:
обеспечение реализации законодательных актов;
реализация системы государственных стандартов России в области охраны окружающей среды, международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, реализация предприятиями технических регламентов и стандартов на выпускаемую продукцию в соответствии с Федеральном законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", учитывающих экологическую безопасность;
стимулирование промышленных предприятий и организаций по разработке и внедрению систем экологического менеджмента по международному стандарту ИСО-14001:2004 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению";
совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба, нанесенного экологическими правонарушениями и/или экологически опасными видами деятельности.

8. Экономические и финансовые механизмы

Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации, а не Экономическая доктрина Российской Федерации.

В соответствии с Экономической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, предусматривается:
включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);
создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их использование на сохранение и восстановление природной среды, в том числе биоразнообразия;
разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения;
обеспечение бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти области;
создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников;
установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду;
содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации;
внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров и отходов;
создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования;
формирование условий для стимулирования благотворительности в области охраны природы.

9. Экологический мониторинг
и система экосоциальных комплексных индикаторов

Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.
Предусматривается:
совершенствование государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
формирование территориальной системы наблюдения за состоянием основных компонентов окружающей среды, техническое и материальное обеспечение функционирования системы;
совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга окружающей среды;
обеспечение достоверности и совместимости информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды;
выявление и обозначение на местности территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и населения;
обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах, информационное обеспечение граждан о результатах оценки эффективности проведения природоохранных мероприятий;
инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и мест захоронений опасных отходов;
формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на региональном и муниципальном уровнях;
инвентаризация территории для выявления и сохранения земель, пригодных для производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным значением;
разработка экологического паспорта территории в целях хранения и предоставления различным группам пользователей информации о состоянии окружающей среды и природно-ресурсного потенциала территории, об уровне техногенного воздействия на окружающую среду, о потенциально экологически опасных объектах, об объектах, подлежащих экологическому контролю, о природных и антропогенных процессах, представляющих потенциальную угрозу для жизни людей и хозяйственной деятельности на территории области.
Предусматривается выявление ключевых базовых индикаторов для Саратовской области, отражающих важные экологические проблемы и предназначенных для информирования пользователей о фундаментальных вопросах устойчивого развития, способных достаточно полно отразить ситуацию в регионе. Определение дополнительных индикаторов позволит оценить специфику территории Саратовской области и эффективность природопользования.
Для Саратовской области будут рассчитаны показатели природоемкости, интенсивности загрязнений, удельные показатели, а также проведена их сравнительная оценка с показателями по Приволжскому федеральному округу для выявления объективной картины развития территории.
Будут выявлены индикаторы по следующим направлениям:
устойчивое использование, состояние и охрана земельных ресурсов и почв;
устойчивое использование, состояние и охрана поверхностных и подземных вод;
состояние и охрана атмосферного воздуха;
устойчивое лесопользование, состояние лесных ресурсов и лесовосстановление;
устойчивость состояния особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия;
устойчивое использование полезных ископаемых и охрана недр;
устойчивое обращение с опасными отходами производства и потребления.

10. Научное обеспечение

Основные задачи научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды - развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, обнаружение новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.
Предусматривается:
разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития региона;
исследование биологических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости природных систем;
создание и внедрение экологически эффективных, ресурсо- и природосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
формирование научных принципов и применение технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство;
разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;
анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
создание методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, для использования при принятии решений в различных отраслях экономики области;
установление основ определения экологических рисков в целях создания системы управления качеством природной среды;
разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений окружающей среды и утилизации опасных отходов;
изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды;
разработка научных основ использования водных ресурсов для хозяйственно-питьевых и рекреационных целей;
разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

11. Экологическое образование и просвещение

Основной задачей в этих областях является повышение экологической грамотности населения, образовательного уровня и профессиональных знаний и навыков в области экологии, воспитание экологической культуры.
Предусматривается:
усиление поддержки деятельности системы образования и просвещения;
придание большей значимости, активное использование потенциала и возможностей дополнительного экологического образования;
включение специализированных программ экологического образования и формирования экологической культуры в целевые программы развития территорий;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
повышение информированности предпринимателей о законодательстве в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом решения экологических проблем;
публикация материалов о состоянии окружающей среды в средствах массовой информации.

12. Развитие гражданского общества как условие
реализации политики в области экологии

Основной задачей в этой области является содействие экологической грамотности гражданского общества.
Предусматривается:
совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;
поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности;
создание условий для поддержания и развития традиционного, экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов;
содействие развитию общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru