Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2009 г. по делу № А67-7665/09

(извлечение)

09.11.2009 г. текст решения изготовлен в полном объеме
05.11.2009 г. объявлена резолютивная часть решения суда
Департамент недвижимости Администрации г. Томска обратился в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к ООО "Грифон", Западно-Сибирской межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Грифон" и ООО "Юридическое агентство "Грифон" о выселении из занимаемых ими нежилых помещений N№ 11, 12, 13, 48 согласно техническому паспорту Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" по состоянию на 05.03.2009 г., общей площадью 52,1 кв. м., на первом этаже нежилого здания, расположенного по адресу: г. Томск, ул. А. Беленца, д. 14.
Свои требования истец мотивировал тем, что ответчики без надлежащих правовых оснований занимают указанные нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. ООО "Грифон" отказалось от заключения договора аренды, проект которого был подготовлен МУ "Томское городское имущественное казначейство" на основании п. 2 приказа департамента недвижимости Администрации г. Томска от 29.01.2008 г. № 62. Однако помещения по адресу ул. А. Беленца, 14 им были заняты, что следует из акта проверки объекта от 12.02.2008 г. Приказом от 02.06.2008 г. № 633 истец отменил п. 2 приказа от 29.01.2008 г. № 62 о заключении с ООО "Грифон" договора аренды в связи с отказом последнего от заключения договора аренды. Также по результатам проверок от 13.08.2009 г. и 25.08.2009 г. было выявлено, что спорные помещения помимо ООО "Грифон" занимают Западно-Сибирская межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей "Грифон" и ООО "Юридическое агентство "Грифон".
Определением суда от 06.10.2009 г. в порядке ст. 48 АПК РФ была произведена замена департамента недвижимости Администрации г. Томска на его правопреемника - департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания (ст. 123 АПК РФ).
Представители ООО "Грифон" и Западно-Сибирской межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Грифон", а также представитель третьего лица в судебное заседание не явились, ответчики письменного отзыва на иск не представили. На основании п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, по имеющимся материалам.
Третье лицо представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором требования истца просило удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ООО "Юридическое агентство "Грифон" с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что поскольку копия искового заявления была получена ООО "Юридическое агентство "Грифон" без приложенных к нему копий документов, то обоснованный отзыв представить невозможно. Также указал, что свидетельство о государственной регистрации права собственности на спорные помещения получено истцом только 15.06.2009 г., следовательно, до этой даты истцу помещения не принадлежали, и он не вправе был заключать какие-либо договоры в отношении названных помещений.
Заслушав представителя истца и представителя ООО "Юридическое агентство "Грифон", исследовав материалы дела, суд находит требования департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно Положению о департаменте экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, утвержденному решением Думы города Томска от 30.10.2007 г. № 683 "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 г. № 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации" (далее - Положение о департаменте) департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее по тексту - департамент) является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере экономического развития города и управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.
Согласно разделу 2 Положения о департаменте предметом деятельности департамента является, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, целями деятельности департамента являются, в том числе, эффективное управление использованием и развитием муниципального недвижимого и иного имущества, департамент осуществляет следующие функции в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа:
- в установленном порядке владеет, управляет и распоряжается муниципальной собственностью;
- осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью в пределах компетенции;
- осуществляет контроль за соблюдением условий заключенных договоров в отношении объектов муниципальной собственности, в необходимых случаях принимает меры для изменения условий указанных договоров либо их расторжения.
Согласно разделу 4 Положения о департаменте департамент в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет, в том числе, полномочия по заключению договоров (контрактов) с физическими и юридическими лицами по вопросам своей деятельности; обращается в суд с исками, а также участвует в рассмотрении в суде дел, связанных с деятельностью департамента.
Материалами дела установлено, нежилые помещения общей площадью 372,2 кв. м., расположенные на первом, втором этаже нежилого здания, находящегося по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Алексея Беленца, д. 14, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г. Томск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70 АБ № 340648, выданным 15.06.2009 г. Управлением ФРС по Томской области (л.д. 14).
21.12.2007 г. в департамент недвижимости администрации г. Томска от ООО "Грифон" поступило заявление, в котором оно просит предоставить в аренду нежилые помещения № 13, площадью 14 кв. м., № 12, площадью 18 кв. м., № 11 площадью 11,2 кв. м., расположенные на первом этаже нежилого здания по ул. Беленца, 14, в г. Томске (л.д. 9).
29.01.2008 г. по заявлению от 21.12.2007 г. на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов использования объектов муниципальной собственности, департаментом недвижимости администрации г. Томска был издан приказ № 62, в п. 2 которого было изложено решение комиссии о заключении с ООО "Грифон" договора аренды (л.д. 10 - 11).
02.06.2008 г. приказом департамента недвижимости администрации г. Томска № 663, пункт 2 приказа № 62 от 29.01.2009 г. был отменен в связи с отказом арендатора от оформления договора аренды (л.д. 12).
20.06.2008 г. ООО "Грифон" было получено письмо МУ "Томское городское имущественное казначейство" № 01-22/900 с требованием срочно освободить незаконно занимаемые помещения.
Актами проверки объекта муниципальной собственности от 12.02.2008 г., от 19.09.2008 г., от 13.05.2009 г., от 30.06.2009 г. и от 13.08.2009 г. было установлено, что нежилые помещения первого этажа по адресу ул. Беленца, 14 используются ООО "Грифон" (л.д. 17 - 18).
А актом проверки объекта муниципальной собственности от 25.08.2009 г. было установлено, что помещения N№ 11, 12, 13, 48, общей площадью 52,1 кв. м., расположенные на первом этаже нежилого здания по адресу ул. Беленца, 14, используются ООО "Грифон", Западно-Сибирской межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Грифон" и ООО "Юридическое агентство "Грифон" (л.д. 19).
Поскольку в добровольном порядке ответчики не освободили занимаемые, по мнению истца, без правовых оснований, помещения, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования об обязании ответчиков освободить занимаемые без правовых оснований помещения, суд исходит из следующего.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Поскольку материалами дела подтверждено, что спорные помещения находятся в муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права 70 АБ № 340648, выданное 15.06.2009 г. Управлением ФРС по Томской области (л.д. 14)), факт отсутствия договора аренды указанных помещений ответчиками не оспорен, доказательств наличия каких-либо иных законных оснований пользования данными помещениями ответчиками в материалы дела также не представлено, однако в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о фактическом пользовании ответчиками данными помещениями, то заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика о том, что до даты государственной регистрации права собственности на спорные помещения (15.06.2009 г.), помещения истцу не принадлежали и он не вправе был заключать какие-либо договоры в отношении названных помещений, судом обсужден и отклоняется по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 произведено разграничение государственной собственности. Определенные в приложении № 3 указанного Постановления объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, передаются в муниципальную собственность городов.
В силу п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Кроме того, указанный довод ответчика не подтверждает правомерности пользования им спорными помещениями.
Государственная пошлина по правилам ст. 110 АПК РФ относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 102, ст. 110, ст. 168 - 171, ст. 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

иск департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска к ООО "Грифон", Западно-Сибирской межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Грифон" и ООО "Юридическое агентство "Грифон" удовлетворить в полном объеме.
Обязать ООО "Грифон", Западно-Сибирскую межрегиональную общественную организацию по защите прав потребителей "Грифон" и ООО "Юридическое агентство "Грифон" освободить путем выселения из занимаемых нежилых помещений № 11, 12, 13, 48, общей площадью 52,1 кв. м., расположенных на первом этаже нежилого здания, расположенного по адресу: г. Томск, ул. А. Беленца, 14.
Взыскать с ООО "Грифон", Западно-Сибирской межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Грифон" и ООО "Юридическое агентство "Грифон" в доход федерального бюджета по 666,67 руб. с каждого государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru