Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 г. № 031-06-2399/8

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ВОЗРОЖДЕНИЕ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ГОРОДА ИРКУТСКА В 2009 - 2013 ГГ."

(в ред. постановления мэра г. Иркутска
от 24.12.2008 № 031-06-3366/8,
постановления администрации г. Иркутска
от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)

В целях популяризации и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории г. Иркутска, руководствуясь Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 37, 38, 42 Устава города Иркутска, Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Иркутска, утвержденным постановлением мэра города Иркутска от 24.06.2008 № 031-06-1358/8, постановляю:

1. Утвердить проект ведомственной целевой программы "Возрождение и охрана объектов культурного наследия города Иркутска в 2009 - 2013 гг." (приложение № 1).

2. Постановление мэра г. Иркутска "О проекте решения Думы города Иркутска "О муниципальной целевой программе "Возрождение и охрана объектов культурного наследия города Иркутска в 2009 - 2013 гг." от 30.07.2008 № 031-06-1639/8 отменить.

3. Контрольному отделу организационно-контрольного управления аппарата администрации г. Иркутска (Попова) внести в постановление мэра г. Иркутска от 30.07.2008 № 031-06-1639/8 информационную справку о дате его отмены настоящим постановлением.

4. Присвоить ведомственной целевой программе "Возрождение и охрана объектов культурного наследия города Иркутска в 2009 - 2013 гг." индивидуальный код целевой статьи расходов бюджета города 7955600.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Харитонова Е.А.

В.В.ЯКУБОВСКИЙ





Приложение № 1
к постановлению
мэра г. Иркутска
от 22 октября 2008 года
№ 031-06-2399/8

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ВОЗРОЖДЕНИЕ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ГОРОДА ИРКУТСКА В 2009 - 2013 ГГ."

(в ред. постановления мэра г. Иркутска
от 24.12.2008 № 031-06-3366/8,
постановления администрации г. Иркутска
от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование субъекта  ¦Комитет     по     градостроительной     политике¦
¦бюджетного планирования¦администрации города Иркутска                    ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование программы ¦Ведомственная целевая  программа  "Возрождение  и¦
¦                       ¦охрана  объектов  культурного   наследия   города¦
¦                       ¦Иркутска в 2009 - 2013 гг." (далее - Программа)  ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для          ¦Пункт 41 Комплексного плана администрации  города¦
¦разработки             ¦Иркутска по основным направлениям деятельности  в¦
¦                       ¦2007  году,  утвержденного   распоряжением   мэра¦
¦                       ¦города Иркутска от 31.01.2007 № 031-10-75/7      ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели и задачи программы¦Целями Программы являются:                       ¦
¦                       ¦-  сохранение  объектов   культурного   наследия,¦
¦                       ¦находящихся   в   собственности    муниципального¦
¦                       ¦образования "Город Иркутск";                     ¦
¦                       ¦- изучение историко-культурной ценности  объектов¦
¦                       ¦культурного наследия, расположенных на территории¦
¦                       ¦города Иркутска;                                 ¦
¦                       ¦- улучшение внешнего облика города.              ¦
¦                       ¦Для  достижения  поставленных  целей   необходимо¦
¦                       ¦решение следующих задач:                         ¦
¦                       ¦- выполнение ремонтных и реставрационных работ на¦
¦                       ¦объектах  культурного  наследия,  находящихся   в¦
¦                       ¦собственности муниципального  образования  "Город¦
¦                       ¦Иркутск";                                        ¦
¦                       ¦- контроль  за  состоянием  объектов  культурного¦
¦                       ¦наследия,     находящихся     в     собственности¦
¦                       ¦муниципального образования "Город Иркутск";      ¦
¦                       ¦- проведение  научно-исследовательских  работ  по¦
¦                       ¦историко-культурной оценке  объектов  культурного¦
¦                       ¦наследия, расположенных на территории г. Иркутска¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и источники     ¦Бюджет г. Иркутска (в тыс. руб.):                ¦
¦финансирования         ¦2009 г. - 24100;                                 ¦
¦                       ¦(в  ред.  постановления  мэра  г.   Иркутска   от¦
¦                       ¦24.12.2008 № 031-06-3366/8)                      ¦
¦                       ¦(см. текст в предыдущей редакции)                ¦
¦                       ¦2010 г. - 24100;                                 ¦
¦                       ¦(в ред. постановления администрации  г.  Иркутска¦
¦                       ¦от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)                   ¦
¦                       ¦(см. текст в предыдущей редакции)                ¦
¦                       ¦2011 г. - 72450;                                 ¦
¦                       ¦2012 г. - 73150;                                 ¦
¦                       ¦2013 г. - 73050.                                 ¦
¦                       ¦Итого: 266850                                    ¦
¦                       ¦(в ред. постановления администрации  г.  Иркутска¦
¦                       ¦от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)                   ¦
¦                       ¦(см. текст в предыдущей редакции)                ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Целевые показатели     ¦-   выявление   объектов   культурного   наследия¦
¦                       ¦(памятников   истории   и   культуры)    местного¦
¦                       ¦(муниципального) значения;                       ¦
¦                       ¦- разработка проектов реконструкции  исторических¦
¦                       ¦комплексов;                                      ¦
¦                       ¦-  реставрация  и  капитальный  ремонт   объектов¦
¦                       ¦культурного наследия, находящихся в собственности¦
¦                       ¦муниципального образования "Город Иркутск"       ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки реализации       ¦2009 - 2013 гг.                                  ¦
¦программы              ¦                                                 ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Характеристика         ¦-       подготовка       научно-исследовательской¦
¦программных мероприятий¦документации   по   историко-культурной    оценке¦
¦                       ¦объектов культурного наследия;                   ¦
¦                       ¦-   разработка   и   корректировка   существующих¦
¦                       ¦проектов     реконструкции      градостроительных¦
¦                       ¦ансамблей и комплексов;                          ¦
¦                       ¦- мероприятия по сохранению объектов  культурного¦
¦                       ¦наследия,     находящихся     в     собственности¦
¦                       ¦муниципального образования "Город Иркутск";      ¦
¦                       ¦- создание электронной информационной базы;      ¦
¦                       ¦-   подготовка   перечня   зданий   -    объектов¦
¦                       ¦культурного наследия, не  отвечающих  санитарным,¦
¦                       ¦техническим и противопожарным нормам,  ухудшающих¦
¦                       ¦внешний вид города                               ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные     ¦- внедрение культурного  наследия  в  современный¦
¦результаты реализации  ¦градостроительный процесс;                       ¦
¦программы и показатели ¦-   выявление   объектов   культурного   наследия¦
¦социально-экономической¦(памятников   истории   и   культуры)    местного¦
¦эффективности          ¦(муниципального) значения;                       ¦
¦                       ¦-   разработка   трех   проектов    реконструкции¦
¦                       ¦исторических  комплексов,  в  том  числе:  проект¦
¦                       ¦реконструкции  ансамбля  "Застройка   улицы   3-я¦
¦                       ¦Солдатская",         проект         реконструкции¦
¦                       ¦историко-мемориального  комплекса  "Декабристы  в¦
¦                       ¦Иркутске"  (квартал  106),  проект  реконструкции¦
¦                       ¦заповедной зоны "Желябовский  комплекс"  (квартал¦
¦                       ¦34);                                             ¦
¦                       ¦-  ремонтно-реставрационные  работы  29  объектов¦
¦                       ¦культурного наследия, в том числе: 18 в  границах¦
¦                       ¦историко-мемориального  комплекса  "Декабристы  в¦
¦                       ¦Иркутске", 11 зданий, находящихся в собственности¦
¦                       ¦муниципального образования "Город Иркутск";      ¦
¦                       ¦- увеличение туристического потока               ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Иркутск представляет собой уникальный комплекс памятников природного ландшафта, археологии, истории, архитектуры и градостроительства.
Памятники истории и архитектуры представляют собой все хронологические этапы развития города. Их уникальность представлена наличием всех официальных видов объектов культурного наследия - это отдельные здания и сооружения с историческими территориями, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, объекты археологического наследия, ансамбли, достопримечательные места, культурный слой, объекты, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей, памятные места, природные и культурные ландшафты, а также фрагменты градостроительной планировки.
В начале 90-х годов прошлого столетия велась активная пропаганда по выявлению и сохранению объектов культурного наследия. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 ряду объектов был присвоен статус федерального (общероссийского) значения. В данный перечень вошли как памятники археологии (комплекс памятников "Глазковский некрополь", эпоха неолита), так и памятники градостроительства и архитектуры, насчитывающие в своем составе 48 объектов. В 90-х годах ЮНЕСКО предлагала признать центральную часть Иркутска объектом всемирного наследия. Кроме этого, московский институт искусствоведения им. Лихачева рекомендовал превратить центральную часть города в историко-культурный заповедник. В 2001 году Иркутская область и г. Иркутск вступили в состав членов Российского Союза исторических городов и регионов.
Особую ценность в историко-культурном наследии Иркутска представляет деревянная жилая застройка. Именно деревянная застройка, соединившая народные традиции и приемы профессиональной архитектуры, определяет облик и своеобразие исторического Иркутска. В количественном отношении деревянные дома составляют около 60% от всех объектов культурного наследия.
С основания города дерево было основным строительным материалом. Естественно, деревянные постройки часто горели. В летописи города неоднократно фиксировались пожары, уничтожавшие застройку на значительной территории. Пожар 1879 г. почти полностью истребил застройку исторического центра. Однако во 2 половине XIX - нач. XX века в г. Иркутске по-прежнему преобладали деревянные здания. Несмотря на относительно "недревний" возраст, эти постройки представляют собой уникальное явление, во-первых, уже фактом своего существования, во-вторых, наличием целостных фрагментов застройки, и, в-третьих, благодаря своим архитектурно-композиционным и конструктивным особенностям.
В соответствии с действующим законодательством на территории Иркутской области полномочиями по обеспечению формирования совместно с федеральным органом государственной власти Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и осуществлению государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность, наделен исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее - Служба).
В настоящее время Службой сформировано 1128 записей об объектах историко-культурного наследия, из них по категориям охраны:
- 64 объекта культурного наследия федерального значения;
- 437 объектов культурного наследия регионального значения;
- 627 объектов относится ко вновь выявленным объектам культурного наследия. Реальное количество зданий-памятников гораздо больше. Это объясняется тем, что при выявлении объекта, обладающего исторической, архитектурной или культурной ценностью, статусом памятника наделялись все объекты недвижимости, находившиеся в границах исторических усадеб. Таким образом, за счет включения в список объектов культурного наследия построек вспомогательного назначения (амбары, сараи, флигели) количество памятников составляет более 3500.
В соответствии с проектом охранных зон, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ландшафта г. Иркутска (далее - ПЗО) число зданий - памятников деревянного зодчества на территории г. Иркутска составляет 993.
На данный момент деревянная застройка находится в состоянии, близком к критическому. Состояние памятников характеризуется как неудовлетворительное: отсутствие декоративного оформления фасадов, сгнившие венцы стен, отошедшие или развалившиеся пристрои, пожароопасное состояние электропроводки и печей. Реставрационно-реконструктивные мероприятия с приспособлением зданий для современного использования ведутся только по отношению к единичным объектам, представляющим значительную историко-культурную ценность. Основная масса объектов культурного наследия на сегодняшний день требует проведения ремонтных работ в целях улучшения их внешнего облика и предотвращения разрушения.
Одной из причин утраты объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) стало отсутствие контроля за их сохранением и эксплуатацией, продолжительное время не выполнялись ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. В настоящее время большая часть деревянных памятников используется под жилье. Основной проблемой проведения работ по сохранению памятников является отсутствие у частных домовладельцев финансовой возможности проведения реставрационных работ.
На основании материалов ПЗО, ориентировочная стоимость реставрации всех объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Иркутска, составляет 12881 млн. рублей (в ценах ноября 2006 г.).
Под возрождением объектов культурного наследия в настоящей Программе подразумевается проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Иркутск", предусматривающих в том числе консервацию объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрацию памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы.
Под охраной объектов культурного наследия в настоящей Программе подразумевается система организационных, финансовых, материально-технических, информационных мер, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Таким образом, предметом настоящей ведомственной целевой программы "Возрождение и охрана объектов культурного наследия города Иркутска в 2009 - 2013 гг." являются мероприятия по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Иркутска.
Утверждение ведомственной целевой программы "Возрождение и охрана объектов культурного наследия города Иркутска в 2009 - 2013 гг." является комплексным решением первоочередных проблем города и послужит начальным этапом реализации Концепции к подготовке и празднованию 350-летия основания г. Иркутска, а также политики администрации города в области сохранения объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Иркутск".

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целями Программы являются:
- сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Иркутск";
- изучение историко-культурной ценности объектов культурного наследия, расположенных на территории города Иркутска;
- улучшение внешнего облика города.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- выполнение ремонтных и реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Иркутск";
- контроль за состоянием объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Иркутск";
- проведение научно-исследовательских работ по историко-культурной оценке объектов культурного наследия.

4. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ

(в ред. постановления администрации г. Иркутска

]]>
от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)
(см. текст в предыдущей редакции)

+---+------------------------------------+----------+-------------------------------------------+-----------------+
¦ № ¦      Наименование мероприятий      ¦   Срок   ¦           Объем финансирования            ¦  Ответственный  ¦
¦п/п¦                                    ¦исполнения+--------+----------------------------------+   исполнитель   ¦
¦   ¦                                    ¦          ¦ всего  ¦       в том числе по годам       ¦                 ¦
¦   ¦                                    ¦          ¦        +------+------+------+------+------+                 ¦
¦   ¦                                    ¦          ¦        ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦                 ¦
+---+------------------------------------+----------+--------+------+------+------+------+------+-----------------+
¦1. ¦Подготовка  научно-исследовательской¦В течение ¦    6239¦  2089¦  2800¦   450¦   450¦   450¦Комитет по       ¦
¦   ¦документации по  историко-культурной¦года      ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦градостроительной¦
¦   ¦оценке объектов культурного наследия¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦политике         ¦
¦   ¦                                    ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦администрации    ¦
¦   ¦                                    ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦г. Иркутска      ¦
+---+------------------------------------+----------+--------+------+------+------+------+------+-----------------+
¦2. ¦Разработка      и      корректировка¦В течение ¦    1635¦  1135¦   500¦     0¦     0¦     0¦Комитет по       ¦
¦   ¦существующих проектов  реконструкции¦года      ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦градостроительной¦
¦   ¦градостроительных    ансамблей     и¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦политике         ¦
¦   ¦комплексов                          ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦администрации    ¦
¦   ¦                                    ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦г. Иркутска      ¦
+---+------------------------------------+----------+--------+------+------+------+------+------+-----------------+
¦3. ¦Проведение мероприятий по сохранению¦В течение ¦   35276¦  5876¦  2100¦  8000¦  9700¦  9600¦Комитет по       ¦
¦   ¦объектов    культурного    наследия,¦года      ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦градостроительной¦
¦   ¦находящихся     в      собственности¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦политике         ¦
¦   ¦муниципального  образования   "город¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦администрации    ¦
¦   ¦Иркутск", в том числе:              ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦г. Иркутска      ¦
¦   ¦- инженерные обследования;          ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                 ¦
¦   ¦-    разработка    мероприятий    по¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                 ¦
¦   ¦сохранению здания-памятника;        ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                 ¦
¦   ¦-    выполнение     научно-проектной¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                 ¦
¦   ¦документации;                       ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                 ¦
¦   ¦- ремонтно-реставрационные работы   ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                 ¦
+---+------------------------------------+----------+--------+------+------+------+------+------+-----------------+
¦4. ¦Подготовка  перечня  зданий-объектов¦В течение ¦       0¦     0¦     0¦     0¦     0¦     0¦Комитет по       ¦
¦   ¦культурного наследия, не  отвечающих¦года      ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦градостроительной¦
¦   ¦санитарным,      техническим       и¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦политике         ¦
¦   ¦противопожарным  нормам,  ухудшающих¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦администрации    ¦
¦   ¦внешний вид города                  ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦г. Иркутска      ¦
+---+------------------------------------+----------+--------+------+------+------+------+------+-----------------+
¦   ¦Разработка          научно-проектной¦В течение ¦  223700¦ 15000¦ 18700¦ 64000¦ 63000¦ 63000¦Комитет по       ¦
¦   ¦документации      и       выполнение¦года      ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦градостроительной¦
¦   ¦реставрационных  работ  на  объектах¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦политике         ¦
¦   ¦культурного наследия,  расположенных¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦администрации    ¦
¦   ¦в  границах   историко-мемориального¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦г. Иркутска      ¦
¦   ¦комплекса "Декабристы в Иркутске"   ¦          ¦        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                 ¦
+---+------------------------------------+----------+--------+------+------+------+------+------+-----------------+

Объемы финансирования подлежат корректировке с учетом возможностей бюджета города Иркутска на очередной финансовый год.
Первоначальным этапом реализации Программы является подготовка научно-исследовательской документации по историко-культурной оценке 70 зданий. Необходимое финансирование составляет 6239 тыс. рублей. Программой планируется подготовить материалы в отношении 8 зданий из ансамбля "Застройка улицы 3-я Солдатская" (заповедная ул. Грязнова), 21 здания историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" (в границах улиц Дзержинского, Октябрьской Революции, Энгельса, Декабрьских Событий), 19 зданий комплекса исторической застройки "Трапезниковский" (заповедная зона "Желябовский комплекс" в границах улиц Халтурина, Декабрьских Событий, Ударника, Каландаришвили), 22 объектов культурного наследия, расположенных в Свердловском, Кировском и Куйбышевском районах г. Иркутска, рекомендованных ПОЗ на постановку местной (муниципальной) категории охраны.
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)
(см. текст в предыдущей редакции)
Данная документация будет являться основанием:
- освоения кварталов по индивидуальным программам (например, на территории 93 квартала, расположенного в границах улиц Грязнова, Тимирязева, Лапина, Дзержинского, планируется приспособление существующих зданий для организации музейных экспозиций);
- для решения вопросов о приватизации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, проведения конкурсов на право заключения инвестиционных договоров по реконструкции как отдельных объектов культурного наследия, так и исторических кварталов, передачи в аренду и иные виды пользования;
- создания туристических зон;
- для осуществления работ по внесению предложений об исключении выявленных объектов, утративших историко-культурное значение, из "Сводного списка вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, 2000";
- в отношении объектов, утративших историко-культурное значение и исключенных из "Сводного списка вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, 2000", проведение мероприятий по сносу в целях перемещения на освободившуюся территорию объектов культурного наследия либо предоставления данных земельных участков для нового строительства с учетом градостроительных регламентов;
- подготовка документов для признания объектов культурного наследия памятниками истории и культуры местного (муниципального) значения.
Последнее весьма важно для реализации полномочий органов местного самоуправления г. Иркутска в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Следующим направлением Программы является разработка научно-проектной документации по реставрации и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия и выполнение ремонтно-реставрационных работ.
В настоящее время на территории г. Иркутска 98% зданий-памятников относится к жилому фонду, в котором примерно 2/3 помещений приватизировано. По некоторым зданиям доля муниципалитета составляет незначительную часть в здании-памятнике (например, ул. Пятой Армии, 57, лит. А: общая площадь помещений - 754,8 кв.м, из них приватизировано - 719 кв.м, находится в муниципальной собственности - 35,8 кв.м).
Администрацией города Иркутска ежегодно выделяются денежные средства на обеспечение исправного технического состояния зданий. Проведение мероприятий не включает в себя реставрационные работы и направлено на осуществление ремонта отдельных элементов здания и предупреждение аварийных ситуаций.
В целях рационального использования бюджетных средств на проведение комплексных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия предлагается определить несколько площадок. Наиболее перспективными в развитии туристической сферы и привлечении частных инвесторов являются историко-мемориальный комплекс "Декабристы в Иркутске", комплекс исторической застройки "Трапезниковский" и ансамбль "Застройка улицы 3-я Солдатская". Данные комплексы обладают следующими характеристиками:

+-----------------------------------+---------------------------------------------+------------+-------------+
¦  Наименование градостроительных   ¦         Количество ОКН, в том числе         ¦  Площадь   ¦Относительная¦
¦      ансамблей и комплексов       +------------+-------------+----------+-------+ земельного ¦  плотность  ¦
¦                                   ¦Федерального¦Регионального¦  Вновь   ¦ Всего ¦участка (га)¦застройки ОКН¦
¦                                   ¦  значения  ¦  значения   ¦выявленные¦       ¦            ¦     (%)     ¦
¦                                   ¦            ¦             ¦ объекты  ¦       ¦            ¦             ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+-------+------------+-------------+
¦Ансамбль   "Застройка   улицы   3-я¦           1¦           18¦        29¦     48¦         4,2¦         17,1¦
¦Солдатская"    (заповедная    улица¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
¦Грязнова)                          ¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+-------+------------+-------------+
¦Историко-мемориальный      комплекс¦           8¦           21¦        44¦     73¦         9,6¦         11,4¦
¦"Декабристы в Иркутске" (в границах¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
¦улиц   Дзержинского,    Октябрьской¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
¦Революции,  Энгельса,   Декабрьских¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
¦Событий)                           ¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+-------+------------+-------------+
¦Комплекс   исторической   застройки¦           2¦            7¦        21¦     30¦         4,8¦         13,1¦
¦"Трапезниковский" (заповедная  зона¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
¦"Желябовский комплекс"  в  границах¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
¦улиц     Халтурина,     Декабрьских¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
¦Событий, Ударника, Каландаришвили) ¦            ¦             ¦          ¦       ¦            ¦             ¦
+-----------------------------------+------------+-------------+----------+-------+------------+-------------+

Исходя из комплексного подхода к восстановлению памятников деревянного зодчества и их расположению, согласно разработанному туристическому маршруту, Программой определены 18 объектов культурного наследия, расположенные смежно со зданиями муниципального учреждения "Дом Европы" (историко-мемориальный комплекс "Декабристы в Иркутске"). В отношении данных объектов планируется подготовка научно-проектной документации и проведение ремонтно-реставрационных работ и приспособление к современному использованию.
Расчет вышеуказанных работ производился на основе анализа стоимости и состава работ объекта-аналога ("Дом жилой" по ул. Декабрьских Событий, 77 и "Дом купца Усенко" по ул. Грязнова, 22 в г. Иркутске). Данный вид работ проводился обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская проектная реставрационная мастерская "Традиция" и государственным учреждением культуры "Архитектурно-этнографический музей "Тальцы", обладающими лицензией Министерства культуры РФ на осуществление деятельности в данной сфере.
Показателем единичной стоимости принят 1 куб.м. На основании проведенных расчетов, стоимость научно-исследовательских проектных работ составила 4600 руб./м. Стоимость реставрационных работ и приспособление здания к современному использованию - 20018,6 руб./куб.м. Исходя из данных расчетов стоимость подготовки научно-проектной документации и проведение работ по реставрации и приспособлению к современному использованию 18 зданий, расположенных в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске", составит 223700 тыс. рублей.
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)
(см. текст в предыдущей редакции)
Выполнение ремонтных и реставрационных работ в отношении данных объектов возможно после отселения жильцов из зданий-памятников и последующей регистрации права собственности муниципального образования "Город Иркутск". Данное мероприятие будет осуществляться до 2010 г. в рамках реализации мероприятий целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Иркутске" на 2004 - 2010 гг.
В настоящее время администрацией города Иркутска выдано Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области 43 охранных обязательства на объекты культурного наследия, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Иркутск". В рамках настоящей Программы в отношении 11 объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования "Город Иркутск", планируется провести архитектурные и инженерные обследования, разработать планы мероприятий по сохранению и частично выполнить ремонтные и реставрационные работы. Денежные средства, необходимые для выполнения требований охранных обязательств, составляют 35276 тыс. рублей.
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)
(см. текст в предыдущей редакции)
Переход к комплексному восстановлению памятников не должен исключать необходимость реставрации и приспособления для современного использования отдельных уникальных архитектурных объектов.
В рамках реализации Программы планируется подготовить документы в отношении ряда объектов культурного наследия для включения в Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Иркутска. Проведение приватизации позволит:
- увеличить доходы бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
- вовлечь в гражданский оборот максимальное количество объектов муниципальной собственности;
- привлечь инвестиции в объекты приватизации;
- более эффективное использование имеющегося имущества.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации при отчуждении объектов культурного наследия из муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Такими образом, проведение мероприятий по сохранению вышеуказанных объектов будет осуществлено новыми собственниками объектов культурного наследия.
В связи с большими затратами на подготовку проектных и реставрационных работ одной из задач Программы является решение вопросов о привлечении в порядке и на условиях, определенных Положением об инвестициях в муниципальные объекты недвижимости г. Иркутска, к возрождению объектов культурного наследия частных инвесторов. Вливание новых капитальных вложений в сохранение объектов культурного наследия повлечет уменьшение бюджетных расходов на поддержку удовлетворительного состояния памятников и улучшение архитектурного облика г. Иркутска.
При проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности "Город Иркутск", в рамках исполнения обязательств по договорам аренды планируется привлечение денежных средств арендаторов нежилых помещений.
В соответствии с Положением о порядке передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда г. Иркутска объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) передаются в аренду в соответствии с законодательством РФ при условии их обременения, в установленном законодательством РФ порядке, обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранное обязательство). Таким образом, заключая договор аренды нежилых помещений, расположенных в здании-памятнике, арендатор берет на себя обязательства по содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия с приложением календарного графика проведения соответствующих работ.
Кроме этого, для подготовки инвестиционного предложения планируется разработать проект реконструкции ансамбля "Застройка улицы 3-я Солдатская", корректировка проекта реконструкции историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" (квартал 106), проект реконструкции заповедной зоны "Желябовский комплекс" (квартал 34). Стоимость работ составит 1635 тыс. рублей.
(в ред. постановления администрации г. Иркутска от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)
(см. текст в предыдущей редакции)
Данная документация позволит определить:
- места, возможные для переноса объектов культурного наследия в целях наполнения комплексов;
- собственников и пользователей как объектов недвижимости, так и земельных участков;
- существующее инженерное обеспечение и необходимость его модернизации;
- варианты приспособления объектов культурного наследия к современному использованию.
Кроме этого, в составе работ будет подготовлена сметная документация на проработку проектной документации и выполнение работ по сохранению зданий-памятников. Таким образом, после подготовки вышеуказанных проектов возможно сформировать инвестиционный план комплексной реконструкции кварталов либо отдельно взятой усадьбы.
Разрушение и исчезновение объектов культурного наследия приводит к утрате социальной индивидуальности и ликвидации исторического центра города. Привлечение частных инвесторов позволит адаптировать объекты культурного наследия к современным условиям жизни города и включить их в экономический процесс.
Одним из показательных примеров воссоздания памятников является так называемый "Кружевной дом", находящийся в границах исторического комплекса "Декабристы в Иркутске". В результате проведенных реставрационных работ обустроен гостиничный комплекс, уютное кафе. В одном из зданий разместился комитет по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска. Данный факт не единичный показатель деятельности администрации города.
В соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, проектом зон охраны, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ландшафта г. Иркутска и проектом корректировки транспортной схемы центральной части г. Иркутска планируется реконструкция улиц Подгорная - С.Перовской - Ф.Энгельса.
В формировании планировочной структуры города данная реконструкция улиц преобразовывается как общегородская магистраль регулируемого движения, обеспечивающая связь центральной части с жилыми районами предместья Рабочее.
При расширении улиц под снос попадают выявленные объекты культурного наследия, отнесенные ПЗО к рядовой исторической застройке. В отношении 7 объектов культурного наследия планируется проведение научно-исследовательской документации по историко-культурной оценке зданий. В случае подтверждения предварительных выводов ПЗО планируется их исключение из списка выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с Концепцией подготовки к празднованию 350-летия основания г. Иркутска планируется провести комплекс строительных и ремонтно-реставрационных работ по реконструкции, восстановлению и созданию новых историко-архитектурных и культурных памятников.
Реализация Программы будет осуществлена в течение 2009 - 2013 гг.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска:
- осуществляет общее руководство Программой;
- ежегодно разрабатывает и вносит на утверждение мэру города Иркутска план мероприятий по реализации Программы на очередной финансовый год;
- контролирует ход реализации Программы;
- выполняет контроль результативности Программы ежеквартально в форме мониторинга, в ходе проведения которого собирает и анализирует информацию о результатах работы Программы;
- в год завершения реализации Программы наряду с годовым отчетом о ходе реализации Программы подготавливает и представляет мэру города Иркутска отчет об исполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период реализации.

6. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Социально-экономическая эффективность от реализации Программы заключается в следующем:
- сохранение исторической среды и объектов культурного наследия г. Иркутска;
- разработка трех проектов реконструкции исторических комплексов, в том числе проект реконструкции ансамбля "Застройка улицы 3-я Солдатская", проект реконструкции историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске" (квартал 106), проект реконструкции заповедной зоны "Желябовский комплекс" (квартал 34);
- появление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения;
- ремонтно-реставрационные работы 29 объектов культурного наследия, в том числе 18 в границах историко-мемориального комплекса "Декабристы в Иркутске", 11 зданий, находящихся в собственности муниципального образования "Город Иркутск".

Целевые показатели

(в ред. постановления администрации г. Иркутска
от 30.09.2009 № 031-06-3270/9)
(см. текст в предыдущей редакции)

+---+------------------------+---------+-----------------------------------------------------+
¦ № ¦ Наименование целевого  ¦ Единица ¦            Значение целевого показателя             ¦
¦п/п¦       показателя       ¦измерения+----------+------------+-----------------------------+
¦   ¦                        ¦         ¦    до    ¦в результате¦    В том числе по годам     ¦
¦   ¦                        ¦         ¦реализации¦ реализации +-----+-----+-----+-----+-----+
¦   ¦                        ¦         ¦программы ¦ программы  ¦2009 ¦2010 ¦2011 ¦2012 ¦2013 ¦
+---+------------------------+---------+----------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦1. ¦Научно-исследовательская¦штука    ¦         0¦          87¦   29¦   28¦   10¦   10¦   10¦
¦   ¦документация          по¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦   ¦историко-культурной     ¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦   ¦оценке зданий           ¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+---+------------------------+---------+----------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦2. ¦Проект     реконструкции¦штука    ¦         0¦           3¦    2¦    1¦     ¦     ¦     ¦
¦   ¦исторических комплексов ¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+---+------------------------+---------+----------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦3. ¦Объекты      культурного¦штука    ¦         0¦          29¦     ¦     ¦    7¦   11¦   11¦
¦   ¦наследия,               ¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦   ¦отреставрированные     в¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦   ¦рамках        реализации¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦   ¦программы               ¦         ¦          ¦            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+---+------------------------+---------+----------+------------+-----+-----+-----+-----+-----+

Заместитель мэра -
председатель комитета
по градостроительной политике
администрации г. Иркутска
Е.А.ХАРИТОНОВ

И.о. начальника департамента -
главного архитектора города
департамента архитектуры и
градостроительства комитета по
градостроительной политике
администрации г. Иркутска
А.Г.КРАСИЛЬНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru