Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2009 г. по делу № А71-6632/2009-А24

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева,
при ведении судьей М.Н. Кудрявцевым протокола судебного заседания,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
к арбитражному управляющему Фаррахову Альберту Рабисовичу, гор. Ижевск,
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
заявителя - Данилова З.Г., вед. специалист-эксперт, по доверенности от 13.10.2008 г.,
лица, привлекаемого к административной ответственности, - Фаррахов А.Р, арбитражный управляющий, Науменко О.М., представитель по дов. от 01.01.2009 г.
Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике обратилось с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Фаррахова А.Р. к административной ответственности по п. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.06.2006 г. по делу № А71-65/2005-Г26 СПК "Рассвет", село Ермолаево Киясовского района, признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство сроком на 1 год, конкурсным управляющим имуществом должника утверждена Маркова Елена Геннадиевна.
Определением Арбитражного суда УР от 11.03.2008 г. Маркова Е.Г. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего СПК "Рассвет", конкурсным управляющим предприятия-должника утвержден Фаррахов А.Р.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление) по жалобе Булдаковой Н.Н. (т. 1, л.д. 28) проведена внеплановая проверка деятельности конкурсного управляющего.
По выявленным в ходе проверки нарушениям должностным лицом Управления в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол от 18 мая 2009 г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Согласно протоколу конкурсному управляющему Фаррахову А.Р. вменены следующие нарушения Федерального закона № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В нарушение очередности, установленной п. 3 ст. 134 Закона и ст. 855 ГК РФ, конкурсный управляющий, удовлетворяя требования кредиторов по текущим обязательствам пятой и шестой очереди, не выплатил заработную плату работнику Булдаковой Н.Н. (вторая очередь).
В нарушение п. 1 ст. 143 Закона и решения собрания кредиторов от 3.05.2006 г., которым была установлена периодичность представления конкурсным управляющим отчетов и проведения собраний кредиторов с периодичностью не реже 1 раза в 2 месяца, собрание кредиторов в июне 2008 г. не было проведено.
В нарушение п. 3 ст. 133 Закона отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств собранию кредиторов не представлялся и представлен собранию кредиторов лишь 23.03.2009 г.
В нарушение п. 1 ст. 133 Закона часть денежных средств поступала в кассу предприятия-должника, а именно 1.07.2008 г. за аренду от Никонова М.Ф. поступило 4500 руб., которые были направлены на публикацию в газете "Известия УР" и на подотчет; 4.04.2008 г. поступило возмещение ущерба от Шаньгина А.И. в размере 6030 руб., которые не зачислены на расчетный счет (информация о зачислении вышеуказанных сумм в отчете конкурсного управляющего СПК "Рассвет" об использовании денежных средств должника от 1.10.2008 г. отсутствует).
В объяснении, данном при составлении протокола, Фаррахов А.Р. указал, что не имеет возможности дать объяснения и представить доказательства по некоторым фактам вменяемых нарушений, так как должностным лицом ФРС протокол составлен по фактам, выходящим за пределы жалобы. Правоотношения между СПК "Рассвет" и Булдаковой Н.Н. являются предметом рассмотрения в Киясовском районном суде, факт непроведения собрания кредиторов в июне 2008 г. уже был предметом рассмотрения в арбитражном суде, и в привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности отказано (т. 1, л.д. 17 - 19).
Административной орган после составления протокола обратился с заявлением о привлечении Фаррахова А.Р. к административной ответственности в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Арбитражный управляющий требования Управления не признал, в возражение по заявлению привел следующие доводы.
Основанием для проведения проверки явилась жалоба Булдаковой Н.Н. о невыплате ей заработной платы. Однако должностное лицо, производившее проверку, вышло за предмет жалобы. При этом в нарушение ст. 8 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в уведомлении о проведении проверки не определен круг вопросов, относящихся к предмету проверки (т. 1, л.д. 85 - 87),затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки.
По существу вменяемых ему нарушений Фаррахов А.Р. указал, что в числе документов, переданных ему бывшим управляющим СПК "Рассвет" Марковой Е.Г., трудовой договор и иные документы, подтверждающие наличие трудовых отношений с Булдаковой Н.Н., отсутствуют. В отчетах конкурсного управляющего Марковой Е.Г. сведения о Булдаковой Н.Н., как о работнике кооператива, отсутствуют. Булдакову Н.Н. на работу он не принимал, следовательно, оснований для выплаты заработной платы указанному лицу не имеется.
По факту непроведения собрания кредиторов в период с 04.04. по 04.06.2008 г. конкурсный управляющий указал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности в 1 год, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, и на то, что указанный вопрос уже исследовался при вынесении судебного акта Арбитражного суда УР по делу об административном правонарушении (дело № А71-1352/2008-А24).
По факту непредставления собранию кредиторов отчета об использовании денежных средств Фаррахов А.Р. указал, что в силу ст. 133 Закона отчет об использовании денежных средств представляется в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) только по требованию лиц, участвующих в деле. Такое требование поступило в адрес управляющего в марте 2009 г., соответственно, отчет был представлен 23.03.2009 г.
Фаррахов А.Р. считает неустановленным факт незачисления денежных средств, поступивших в кассу предприятия, на расчетный счет предприятия должника и использование средств из кассы.
Оценив представленные по делу доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в статьях 124 - 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (далее - Закон).
Вопрос о невыплате заработной платы работнику в силу Трудового кодекса РФ относится к трудовым спорам. В соответствии с Трудовым кодексом РФ и ст. 16 Закона трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством.
В Киясовском районном суде рассматривается дело по иску Булдаковой Н.Н. к СПК "Рассвет" о взыскании долга по заработной плате (т. 1, л.д. 132). При наличии трудового спора, рассматриваемого в суде общей юрисдикции, выводы Управления о нарушении конкурсным управляющим очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам являются преждевременными.
По вопросу нарушения периодичности проведения конкурсным управляющим собрания кредиторов и представления отчета о своей деятельности.
Пунктом 1 ст. 143 Закона (в ранее действовавшей редакции) установлено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета. Собранием кредиторов от 3 мая 2008 г. установлена периодичность собрания кредиторов не реже одного раза в 2 месяца. Собрания кредиторов должника проведены Фарраховым А.Р. 4 апреля 2008 г. и 14 - 21 июля 2008 г.
Факт непроведения конкурсным управляющим собрания кредиторов и непредставление отчета о своей деятельности в июне 2008 г. Фарраховым А.Р. не оспаривается.
Однако 4.06.2009 г. по указанному эпизоду истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ. Кроме того, решением арбитражного суда по делу по делу А71-13252/08 в удовлетворении заявления Управления о привлечении Фаррахова А.Р. к административной ответственности по указанному эпизоду уже было отказано в связи с неустановлением вины.
В силу п. 3 ст. 133 Закона отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц. Управлением в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ и ч. 5 ст. 205 АПК РФ не представлено доказательств непредставления отчета по требованию вышеперечисленных лиц.
Выводы Управления о том, что в нарушение п. 7 ст. 12 Закона конкурсный управляющий не представлял в адрес арбитражного суда отчеты, порядок продажи имущества, реестр требований кредиторов и т.д., не соответствуют действительности. Конкурсным управляющим представлены заверенные арбитражным судом копии указанных документов, имеющихся в деле А71-65/2005-Г26 (т. 1, л.д. 106 - 121, 133 - 158, т. 2, л.д. 1 - 26).
Выводы Управления о том, что в нарушение п. 1 ст. 133 Закона конкурсным управляющим осуществлялись приходные и расходные кассовые операции, документально не подтверждены и основаны только на данных отчета об использовании денежных средств. Кроме того, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит императивного запрета на проведение кассовых операций.
При проведении проверки и возбуждении дела об административном правонарушении Управлением допущен ряд процессуальных нарушений.
Порядок проведения проверок деятельности арбитражных управляющих Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами установлен Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 380 (далее - Административный регламент).
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 12 постановления от 15.12.2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона и статьи 28.1 КоАП РФ проверка деятельности арбитражных управляющих входит в обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а к компетенции регулирующего органа относится проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих. Должностное лицо регулирующего органа составляет протокол об административном правонарушении, совершенном арбитражным управляющим, либо выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Дела о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности рассматриваются в соответствии с КоАП РФ и в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Действия управления в отношении арбитражного управляющего не могут быть признаны соответствующими требованиям Административного регламента, поскольку доказательств проведения внеплановой проверки деятельности арбитражного управляющего в связи с обращением физического или юридического лица (распоряжение о проведении проверки, план проведения проверки, акт проверки) в материалах дела не имеется, суду в нарушение ст. 65, 205 АПК РФ административным органом не представлено. Имеющееся в материалах дела уведомление о проведении проверки (т. 1, л.д. 85 - 87) таки доказательством не является.
Поводом для проведения проверки явилась жалоба Булдаковой Н.Н. о том, что конкурсный управляющий не выплатил ей заработную плату. Назначая внеплановую проверку, Управление фактически сделало вывод о нарушении трудовых прав указанного лица, хотя указанный спор в силу вышеназванных норм законодательства отнесен к компетенции суда общей юрисдикции.
С актом проверки конкурсный управляющий не ознакомлен (доказательств обратного суду не представлено), в связи с чем при составлении протокола не мог дать объяснения и представить документы по обстоятельствам правонарушений, не изложенных в жалобе Булдаковой Н.Н., о чем Фаррахов А.Р. указал в письменном объяснении, данном при составлении протокола. Несмотря на указанные доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, возможность представить документы и дать пояснения по обстоятельствам нарушений, не указанным в жалобе Булдаковой Н.Н., ему не была предоставлена, т.е. не была предоставлена возможность реализации прав, предусмотренных ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с постановлением ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах заявление Управления о привлечении конкурсного управляющего Фаррахова А.Р. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 167, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 29.10 КоАП РФ, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике о привлечении арбитражного управляющего Фаррахова Альберта Рабисовича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, г. Екатеринбург, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
М.Н.КУДРЯВЦЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru