Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика

Документ не применяется.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2007 г. по делу № А71-8205/2007-Г8

Резолютивная часть принятого решения объявлена в судебном заседании 20 декабря 2007 года. В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Кожевниковой А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Кожевниковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Жилищно-ремонтное предприятие № 8", г. Ижевск,
к 1. Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
2. Министерству финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск,
при участии третьих лиц:
1. Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск,
2. Управления по социальной защите населения Администрации города Ижевска
о взыскании 497645 руб. 93 коп. в возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации;
при участии представителей:
от истца - Малей С.А., по доверенности от 15.11.2007 г.,
от ответчиков - 1. Не явился (уведомление № 283016),
2. Дергачева Н.В., по доверенности № 5 от 12.01.2007 г.,
от третьих лиц - 1. Викулова М.В. по доверенности № 12 от 23.07.2007 г.,
2. Панкова Ю.И., по доверенности № 450 от 16.10.2007 г.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Жилищно-ремонтное предприятие № 8" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике и Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании 497645 руб. 93 коп. в возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в ноябре-декабре 2005 года.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В представленном им отзыве на иск требования истца отклонены со ссылкой на то, что надлежащим ответчиком по делу в силу ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" является Министерство финансов Удмуртской Республики.
Представитель Министерства финансов Удмуртской Республики требования истца оспорил по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск, дополнительно пояснил, что все денежные средства, предусмотренные Законом "О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год", были израсходованы в полном объеме по целевому назначению, кредиторская задолженность бюджета Удмуртской Республики по обеспечению мер социальной поддержки ветеранам труда отсутствует, что подтверждается отчетом об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 01.01.2006 г. Ответчик указал, что истцом не представлено доказательств наличия убытков, размер убытков, незаконность действиями (бездействием) государственных органов Удмуртской Республики и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов Удмуртской Республики и образовавшимися убытками. Кроме того, Министерство финансов Удмуртской Республики не является органом государственной власти, обязанным представлять интересы Удмуртской Республики как публично-правового образования в данном споре, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики требования истца оспорил, пояснив, что бюджет по расходам на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в 2005 году исполнен полностью и в срок.
Представитель Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска, являющегося правопредшественником Управления по социальной защите населения Администрации города Ижевска, в представленном им отзыве указал, что Управление выполнило обязательства по договору № 50-В от 17.03.2005 г. на возмещение расходов от предоставления льгот на сумму 4130000 руб., то есть в пределах доведенных лимитов. Обязательства по доп. соглашению № 202 от 19.12.2005 г., устанавливающему возмещение расходов в большей сумме, чем определено в договоре, не исполнены на сумму, составляющую разницу 497645 руб. 93 коп., так как дополнительные лимиты бюджетных обязательств за 2005 год в связи с недостаточностью денежных средств выделены не были.
Как следует из материалов дела, между МУП г. Ижевска "Жилищно-ремонтное предприятие № 8" (Организация) и Управлением по социальной защите населения Администрации города Ижевска (Администрация) заключен договор № 50 В от 17.03.2005 г., в соответствии с условиями которого истец во исполнение Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства УР № 155 от 24.12.2004 г. обязался предоставлять в 2005 году меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с установленными тарифами и нормами потребления "Ветеранам труда РФ", зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обслуживание которых осуществляет Организация.
В соответствии с п. 2.1.3 договора Организация обязана ежемесячно, в срок до 5 числа, следующего за отчетным, предоставлять Администрации списки ветеранов, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием основания предоставления, а также счет-фактуру, отчет об оказании услуг ветеранам и сумме средств с указанием тарифов.
Согласно п. 2.2.2 договора Администрация обязана возмещать расходы, возникшие у Организации с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года, от предоставления мер социальной поддержки на сумму 4130000 руб. за счет средств и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики и за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
19.12.2005 г. сторонами было подписано дополнительное соглашение № 202 к договору № 50 В от 17.03.2005 г., согласно которому п. 2.2.2 изложен в следующей редакции: "Возмещать расходы, возникшие у Организации с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года от предоставления льгот на сумму 4627645 руб. 93 коп. за счет средств и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики и за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.".
Являясь обслуживающей организацией, истец предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, в частности льготы, предусмотренные ст.ст. 15, 16, 22 Федерального закона "О ветеранах" № 5-ФЗ от 21.01.1995, в виде 50 процентной оплаты коммунальных услуг.
Из представленных истцом документов видно, что обязательства по договору № 50 В от 17.03.2005 г. исполнены им в полном объеме. Организацией были предоставлены льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг на общую сумму 4627645 руб. 93 коп., что подтверждается Актами сверок списков "Ветеранов труда РФ" и Актами сверок взаимных расчетов, представленными истцом в материалы дела.
Управлением социальной защиты населения Администрации г. Ижевска компенсированы расходы истца за январь-октябрь 2005 года в сумме 4130000 руб. 00 коп., в том числе частично перечислены денежные средства за ноябрь 2005 г. по п/п № 675 от 21.12.2005 г. в сумме 291755 руб. 71 коп.
Оставшаяся сумма в размере 497645 руб. 93 коп. не оплачена до настоящего времени.
Уклонение ответчиков от возмещения понесенных расходов, послужило истцу основанием в соответствии со ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации для обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнения лиц участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 названного Закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статья 22 названного Закона предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", введенной Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Удмуртской Республики "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике" от 23.12.2004 г. № 89-РЗ установлено в качестве одной из мер социальной поддержки ветеранов труда предоставление скидки 50% по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Положение о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 г. № 155 утверждено Положение "О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". В соответствии с названным Положением финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда производится Министерством социальной защиты населения УР за счет и в пределах средств бюджета УР, выделенных на эти цели, путем заключения договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п. 8 названного Положения организации, предоставляющие гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а в декабре текущего года - до 20 декабря представляют в уполномоченные органы заверенные руководителем и главным бухгалтером списки граждан с указанием категории, основания предоставления мер социальной поддержки и размера занимаемой площади, а также счет-фактуру на сумму средств, подлежащих возмещению.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики № 91-РЗ от 24.12.2005 г. "О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год" на предоставление льгот ветеранам труда по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах" было предусмотрено 341017 тыс. руб.
Законом Удмуртской Республики "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2005 год" № 31-РЗ от 27.06.2006 г. утвержден отчет об исполнении бюджета по кассовому исполнению расходов (т.е. по фактическому перечислению денежных средств), в частности на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда израсходовано 360210 тыс. руб.
Вместе с тем, счет-фактура № 121 от 20.12.2005 г. на сумму 497645 руб. 93 коп., направленная истцом в Управление социальной защиты населения Администрации г. Ижевска, не оплачена. Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики не возместило расходы по предоставлению мер по социальной поддержке "Ветеранам труда РФ", ссылаясь на отсутствие денежных средств и недостаточность выделенных лимитов.
В соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря и принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. При этом до 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что убытки от предоставления льгот на основании Федерального закона "О ветеранах" понесены истцом в результате бездействия органов исполнительной власти Удмуртской Республики (Министерства социальной защиты населения) и местного самоуправления (Управления по социальной защите населения Администрации), не исполняющих возложенные на них действующим законодательством обязанности, поэтому требование истца о взыскании убытков заявлены правомерно.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 г. № 155 (пункт 4 Положения) финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда производится за счет и в пределах средств бюджета УР.
В соответствии с п. 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при взыскании убытков за счет казны в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) ответчиками выступают публично-правовые образования, к расходным обязательствам которых было отнесено финансирование соответствующих льгот. При этом взыскание производится и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которой выступают финансовые органы.
Правовым основанием исковых требований является неисполнение распорядителем бюджетных средств публичных обязательств по финансированию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". Обязанность Удмуртской Республики по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Удмуртской Республики может быть прекращено только путем его исполнения.
Размер убытков подтвержден представленными по делу доказательствами. Неисполнение обязательств по возмещению затрат в связи с предоставлением льгот не отрицает Управление по социальной защите населения Администрации города Ижевска.
При рассмотрении дела установлено, что сумма заявленных требований проверялась распорядителем бюджетных средств и соответствует видам и объемам оказанных истцом услуг ветеранам.
Доводы ответчиков о том, что истцом не представлено надлежащих доказательств произведенных расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам, опровергаются представленными по делу доказательствами.
При изложенных обстоятельствах суд признал исковые требования правомерными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению за счет казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в размере 497645 руб. 93 коп., на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом принятого по делу решения и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы оплате государственной пошлины относятся на ответчика - Министерство финансов Удмуртской Республики, но поскольку он освобожден от ее уплаты, то госпошлина подлежит возврату истцу на основании ст. 333.35, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 333.35, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск, в пользу муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Жилищно-ремонтное предприятие № 8", г. Ижевск, 497645 руб. 93 коп. в возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации.
3. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, г. Ижевск, отказать.
4. Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета 11452 руб. 92 коп. госпошлины, оплаченной платежным поручением № 985 от 17.09.2007 г.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а так же в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.aas.arbitr.ru.

Судья
А.В.КОЖЕВНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru