Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ханты-Мансийский АО


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2009 г. по делу № А75-7702/2008

Резолютивная часть определения оглашена 27 января 2009 года.
Полный текст определения изготовлен 30 января 2009 года.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
в составе: председательствующего судьи Кущевой Т.П., судей Загоруйко Н.Б., Истоминой Л.С. при ведении протокола судьей Кущевой Т.П., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Сибпромстрой"
к Администрации города Сургута
третье лицо: прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
об оспаривании нормативного правового акта
при участии: от истца: не явился
от ответчика: Щербак В.В. - по доверенности от 01.07.2008
от третьего лица - не явился

установил:

Закрытое акционерное общество "Сибпромстрой" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления Администрации города Сургута от 07.12.2007 № 3999 "О предоставлении земельных участков под строительство".
Свои требования заявитель обосновал тем, что оспариваемое Постановление не соответствует пункту 4 статьи 2, статьям 11, 29, 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответчик, Администрация города, с заявленными требованиями не согласна и считает, что оспариваемое Постановление соответствует пункту 4 статьи 2, статьям 11, 29, 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, и не возлагает дополнительных обязанностей на заявителя.
До начала судебного заседания заявитель отказался от заявленных требований и просит прекратить производство по делу.
Согласно пункту 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2003 № 2 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу пункта 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе:
об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
По смыслу указанной статьи в системной связи со статьями 14, 15, 19 данного Федерального закона понятие "решения органов местного самоуправления" включает в себя как нормативные, так и индивидуальные правовые акты органов местного самоуправления.
Следовательно, Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такой подход подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Информационном письме от 13.08.2004 № 80.
На основании изложенного и в соответствии с частью 1 статьи 27, пунктом 1 статьи 29, частью 1 статьи 192 АПК РФ, статьей 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заявление ЗАО "Сибпромстрой" о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению по существу заявленных требований, учитывая субъектный состав спорного правоотношения и экономический характер спора.
Согласно статье 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что отсутствуют основания для признания Постановления не соответствующим Закону и не действующим в оспариваемой части.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Сургута 7 декабря 2007 года принято Постановление № 3999 "О предоставлении земельных участков для строительства", подписанное главой города.
Пунктами 1 и 2 указанного Постановления установлено, что предоставление земельных участков на территории города для строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов, за исключением объектов инженерно-технического обеспечения транспортной инфраструктуры, осуществляемых за счет средств заинтересованных лиц и в случае, прямо предусмотренных законодательством.
Решения о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта могут быть приняты только по тем заявлениям граждан и юридических лиц, по которым до вступления в действие настоящего постановления выданы акты о выборе земельных участков.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слова "Положение" имеется в виду слово "Постановление".

Указанное Положение было опубликовано в средствах массовой информации 15 декабря 2007 года.
Оценив доводы сторон, представленные в материалы дела доказательства, проверив оспариваемое Постановление "О предоставлении земельных участков для строительства" на соответствие законодательству, суд пришел к следующим выводам.
Закрытое акционерное общество "Сибпромстрой" (основной государственный номер 1028600589490, дата присвоения ОГРН 26.10.2002) создано для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и для строительства зданий и сооружений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 27 статьи 39 Устава города Администрация города осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Пунктом 1 статьи 29 Кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обмерять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Анализируя нормы земельного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи, суд приходит к выводу о правомерности принятия оспариваемого нормативного акта о предоставлении земельных участков для строительства посредством проведения торгов.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлены доказательства, что оспариваемое Положение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на него обязанности и создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного в удовлетворении требований ЗАО "Сибпромстрой" о признании Постановления недействующим следует отказать, так как оспариваемые пункты Постановления не нарушают права и законные интересы заявителя.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 мая 2008 года по делу А-75-2539/2008 в удовлетворении требований ООО "СеверСтройСити" о признании недействующим Постановления Администрации города Сургута № 3999 от 07.12.2007 "О предоставлении земельных участков для строительства" отказано.
Пунктом 7 статьи 194 АПК РФ установлено, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Кроме того, заявитель отказался от заявленных требований.
В соответствии с пунктом 8 статьи 194 АПК РФ отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
Судебная коллегия, оценив представленные доказательства в совокупности, считает возможным прекратить производство по делу.
Руководствуясь статьями 150, 183 - 184, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Производство по заявлению Закрытого акционерного общества "Сибпромстрой" - прекратить.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возвратить из федерального бюджета Закрытому акционерному обществу "Сибпромстрой" государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 12.11.2008 № 1615.
Определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение одного месяца в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через суд, принявший решение.

Председательствующий
Т.П.КУЩЕВА

Судьи
Н.Б.ЗАГОРУЙКО
Л.С.ИСТОМИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru