Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


Руководителю управления Федеральной
антимонопольной службы
по Саратовской области
Ремезову Н.И.

ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 14 августа 2009 года

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Прокуратурой Саратовской области проведена проверка по обращению СРОО "Ассоциация предпринимателей Поволжья" по вопросу законности действий ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", в ходе которой установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В соответствии с п. 2 Устава ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" учреждение создано в целях реализации государственной политики в области транспорта, направленной на организацию услуг по перевозке пассажиров с применением регулируемого тарифа и реализацию мер социальной поддержки льготных категорий граждан.
Для достижения вышеуказанных целей учреждение:
- организует выполнение заданий Правительства Саратовской области по перевозке льготных категорий граждан, в том числе с применением социальных и разовых проездных билетов;
- распределяет между перевозчиками субсидии из средств областного бюджета, за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты;
- организует проверку правильности применения методик распределения между перевозчиками субсидий и выручки за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 № 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" определено, что государственное учреждение возмещает перевозчикам выпадающие доходы от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан, на основании договоров с перевозчиками.
В силу государственного задания № 6, утв. приказом министерства по развитию транспортного комплекса области от 19.01.2009 г. № 9 (с изменениями от 02.04.2009 г.), ГАУ СО "Управление пассажирских перевозок" распределяет полученные субсидии в соответствии с методикой распределения выпадающих доходов от осуществления перевозок граждан по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения между перевозчиками согласно приложению № 7 (п. 13 раздел IV).
Аналогичным образом согласно государственному заданию № 7, утв. приказом министерства по развитию транспортного комплекса области от 19.01.2009 г. № 10 (с изменениями от 02.04.2009 г.), ГАУ СО "Управление пассажирских перевозок" распределяет полученные субсидии в соответствии с методикой распределения выпадающих доходов от осуществления перевозок граждан по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения между перевозчиками согласно приложению № 7 (п. 15 раздел IV).
Таким образом, обязанность по распределению между перевозчиками выпадающих доходов от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан возложена на ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок".
Несмотря на установленный законодательством запрет наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти, ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" заключило договора о распределении между перевозчиками субсидии из средств областного бюджета, за фактически предоставленные социальные и разовые проездные билеты, с хозяйствующими субъектами, которые в т.ч. осуществляют и пассажирские перевозки.
Так, на территориях Базарно-Карабулакского и Новобурасского муниципальных районов подписаны и действуют договоры № 02-03/22 и № 02-03/23, где ОАО "Базарно-Карабулакское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика. При этом в соответствии с п. 1 указанного договора уполномоченная организация возмещает перевозчику выпадающие доходы от осуществления перевозок льготных категорий граждан по социальным проездным билетам в городском и пригородном сообщении.
ОАО "Базарно-Карабулакское автотранспортное предприятие", как уполномоченная организация, заключило договор с ОАО "Базарно-Карабулакское пассажирское автотранспортное предприятие", связанных с реализацией единых социальных проездных билетов и порядок распределения компенсационных выплат.
В Калининском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/40, где ООО "Калининское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
ООО "Калининское автотранспортное предприятие", как уполномоченная организация, заключило договор с ИП М., ИП К., в котором определен порядок возмещения затрат ООО "Калининское автотранспортное предприятие", связанных с реализацией единых социальных проездных билетов и порядок распределения компенсационных выплат.
В Энгельсском муниципальном районе заключены четырехсторонние договора на организацию перевозки льготных категорий граждан на территории Саратовской области и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан. По условиям, учет транспортной работы, расчет суммы возмещения перевозчику выпадающих доходов производится коммерческой организацией - ОАО "Центральная диспетчерская служба" (организация № 2), которая хотя и не осуществляет перевозки, но будучи хозяйствующим субъектом, наделена функциями органа власти.
Так, ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" заключены следующие договора:
- № 02-03/227 от 03.02.2009 г. с МУ "Центральная диспетчерская служба" (организация № 1), ОАО "Центральная диспетчерская служба" (организация № 2) и ИП П.В.Н. (перевозчик);
- № 02-03/224 от 03.02.2009 г. с МУ "Центральная диспетчерская служба" (организация № 1), ОАО "Центральная диспетчерская служба" (организация № 2) и ОАО "Автоколонна № 40" (перевозчик);
- № 02-03/225 от 03.02.2009 г. с МУ "Центральная диспетчерская служба" (организация № 1), ОАО "Центральная диспетчерская служба" (организация № 2) и ОАО "Энгельсское АТП № 1" (перевозчик);
- № 02-03/226 от 03.02.2009 г. с МУ "Центральная диспетчерская служба" (организация № 1), ОАО "Центральная диспетчерская служба" (организация № 2) и ООО "Транс Экспресс-Сервис" (перевозчик);
- № 07-09/56 от 08.05.2009 г. с МУ "Центральная диспетчерская служба" (организация № 1), ОАО "Центральная диспетчерская служба" (организация № 2) и ИП К.А.И. (перевозчик);
- № 07-09/57 от 08.05.2009 г. с МУ "Центральная диспетчерская служба" (организация № 1), ОАО "Центральная диспетчерская служба" (организация № 2) и ИП Д.И.В. (перевозчик).
Аналогичная ситуация и в Краснокутском муниципальном районе, где по условиям договоров на организацию перевозки льготных категорий граждан на территории Саратовской области и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан расчет суммы возмещения перевозчику выпадающих доходов производится коммерческой организацией - ОАО "Краснокутская автобаза":
- № 02-03/132 от 22.01.2009 г. с ОАО "Краснокутская автобаза" (уполномоченная организация) и ИП Л.О.В. (перевозчик);
- № 02-03/131 от 22.01.2009 г. с ОАО "Краснокутская автобаза" (уполномоченная организация) и ИП Г.Л.Н. (перевозчик);
- № 02-03/133 от 22.01.2009 г. с ОАО "Краснокутская автобаза" (уполномоченная организация) и ИП М.Т.М. (перевозчик);
- № 02-03/134 от 22.01.2009 г. с ОАО "Краснокутская автобаза" (уполномоченная организация) и ИП Г.С.Н. (перевозчик).
По договору № 02-03/44 от 22.01.2009 г. ОАО "Краснокутская автобаза" выступает и как уполномоченная организация, и как перевозчик.
В Ртищевском муниципальном районе также в роли уполномоченной организации выступает коммерческая организация - ГУП Саратовской области Фирма "Автовокзал":
- договор № 02-03/135 с ГУП Саратовской области Фирма "Автовокзал" (уполномоченная организация) и ИП З.П.В. (перевозчик);
- договор № 02-03/137 с ГУП Саратовской области Фирма "Автовокзал" (уполномоченная организация) и ИП З.П.В. (перевозчик)
На территории Вольского муниципального района подписаны и действуют договора:
- № 02-03/125 от 22.01.2009 г. с МУП "Центральная диспетчерская служба" (уполномоченная организация) и ООО "Арсенал" (перевозчик);
- № 02-03/123 от 22.01.2009 г. с МУП "Центральная диспетчерская служба" (уполномоченная организация) и ООО "Волжские зори" (перевозчик);
- № 02-03/127 от 22.01.2009 г. с МУП "Центральная диспетчерская служба" (уполномоченная организация) и ООО "Карат" (перевозчик);
- № 02-03/129 от 22.01.2009 г. с МУП "Центральная диспетчерская служба" (уполномоченная организация) и ООО "Каскад" (перевозчик);
- № 02-03-122 от 22.01.2009 г. с ГУП "Вольсктрансавто-2" (уполномоченная организация) и ООО "Арсенал" (перевозчик);
- № 02-03-120 от 22.01.2009 г. с ГУП "Вольсктрансавто-2" (уполномоченная организация) и ОАО "Вольсктрансавто-1" (перевозчик)
По договору № 02-03/121 от 22.01.2009 г. ГУП "Вольсктрансавто-2" выступает и как уполномоченная организация, и как перевозчик.
В рамках договора № 02-03/58 от 22.01.2009 г. ООО "Романовское автотранспортное предприятие" выступает и как уполномоченная организация и как перевозчик.
Кроме того, по Романовскому муниципальному району заключены следующие договора:
- № 02-03/109 от 22.01.2009 г. с ООО "Романовское автотранспортное предприятие" (уполномоченная организация) и ОАО "Балпасс-1" (перевозчик);
- № 02-03/111 от 22.01.2009 г. с ООО "Романовское автотранспортное предприятие" (уполномоченная организация) и ОАО "Балпасс-2" (перевозчик).
На территории Александрово-Гайского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/17, где ОАО "Алгайское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации) и в роли перевозчика.
В Марксовском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/47, где ОАО "Марксовское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Ершовского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/35, где ОАО "Ершовское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Советском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/57, где ОАО "Энгельсское автотранспортное предприятие № 1" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Хвалынского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/67, где ОАО "Хвалынское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Татищевском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/63, где ОАО "Пассажиравтотранс № 1" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Красноармейского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/42, где ОАО "Красноармейское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Воскресенском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/32, где ОАО "Саратовский автобусный парк" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Лысогорского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/46, где ООО "Лысогорское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Балтайском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/31а, где ОАО "Балтайское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Духовницкого муниципального района подписан и действует договор № 02-03/35, где МУП "Транспортник" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Озинском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/50, где ОАО "Озинское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Петровского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/51, где ОАО "Петровское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Ивантеевском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/39, где ОАО "Ивантеевское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Новоузенского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/48, где ОАО "Новоузенское автотранспортное предприятие" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Аткарском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/21, где МП "Аткарское ПАТП" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Аркадакского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/19, где ООО "Аркадакское ПАТП" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Дергачевском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/33, где ОАО "Дергачевское ПАТП" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Екатериновского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/36, где ОАО "Екатериновское АТП" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Турковском муниципальном районе подписан и действует договор № 02-03/65, где ОАО "Турковское АТП" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
На территории Ровенского муниципального района подписан и действует договор № 02-03/55, где ОАО "Ровенское АТП" выступает и в роли уполномоченной организации и в роли перевозчика.
В Балашовском муниципальном районе также в роли уполномоченной организации выступает коммерческая организация - МУП БМР "Балашовское ПАТП":
- договор № 02-03/144 с МУП БМР "Балашовское ПАТП" (уполномоченная организация) и Балашовское районное отделение "Всероссийское общество инвалидов" (перевозчик);
- договор № 02-03/30 от 22.01.2009 г. с МУП БМР "Балашовское ПАТП" (уполномоченная организация) и ОАО "Балашовское пассажирское автотранспортное общество № 2" (перевозчик);
- договор № 02-03/30 от 22.01.2009 г. с МУП БМР "Балашовское ПАТП" (уполномоченная организация) и ОАО "Балашовское пассажирское автотранспортное общество № 2" (перевозчик)
- договор № 02-03/28 от 22.01.2009 г. с МУП БМР "Балашовское ПАТП" (уполномоченная организация) и ОАО "Балашовское пассажирское автотранспортное общество № 1" (перевозчик);
- договор № 02-03/140 от 22.01.2009 г. с МУП БМР "Балашовское ПАТП" (уполномоченная организация) и ИП Л.К.М. (перевозчик);
договор № 02-03/142 от 22.01.2009 г. с МУП БМР "Балашовское ПАТП" (уполномоченная организация) и ООО "Титан" (перевозчик).
В рамках договора № 02-03/26 от 22.01.2009 г. МУП БМР "Балашовское ПАТП" выступает и как уполномоченная организация и как перевозчик.
Таким образом, уполномоченные организации являются такими же перевозчиками, как и остальные предприниматели и организации, работающие на рынке оказания услуг пассажирских автомобильных перевозок и при этом выполняют функции органа власти, что создает основания для ограничения конкуренции.
Таким образом, действия ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" по наделению хозяйствующих субъектов функциями органа власти, а именно: по передаче полномочий по возмещению, компенсационных средств перевозчикам в соответствии с выполненной транспортной работой по перевозке льготной категории граждан, приводят к ограничению конкуренции на рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров автотранспортом и нарушают ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, утвержденная приложением № 2 к договорам, заключенным ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" с уполномоченными организациями и перевозчиками, методика распределения выпадающих доходов между перевозчиками от осуществления перевозки льготных категорий граждан, может привести к ограничению прав перевозчиков на справедливое возмещение расходов, возникающих от осуществления перевозок льготных категорий граждан, являющихся владельцами автобусов малой вместимости, а также работающих на маршрутах меньшей протяженности.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 г. № 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан", определен размер возмещения выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан за каждый проданный по цене 50 рублей и за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет.
В соответствии с методикой, распределение между перевозчиками сумм выпадающих доходов производится пропорционально транспортной работе, выраженной в машино-место-километрах работы на маршруте, с применением коэффициентов, учитывающих количество перевозимых льготных пассажиров на каждом маршруте.
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени на нормативном уровне не разработана, поэтому при расчете понесенных расходов следует основываться на Порядке заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", № 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", № 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утв. постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 января 2007 г. № 9.
Определение количества пассажиров с платным проездом, перевезенных маршрутными автобусами и маршрутными таксомоторами во внутригородском и пригородном сообщениях определяется по правилам, установленным в п.п. 53, 54, 55 настоящего порядка, не предусматривающих таких показателей, как полная стоимость движения движения и их общий пробег.
Таким образом, включение ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" в методику распределения выпадающих доходов между перевозчиками от осуществления перевозки льготных категорий граждан, таких показателей как машино-место-километры работы может привести к ограничению прав перевозчиков на справедливое возмещение расходов, возникающих от осуществления перевозок льготных категорий граждан автобусами малой вместимости, а также на маршрутах меньшей протяженности, что является нарушением п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 39 Федерального закона "о защите конкуренции",

предлагаю:

рассмотреть настоящее представление и по указанным фактам возбудить и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Признать ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" нарушившим пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Принять меры в пределах компетенции антимонопольного органа.
О дате рассмотрения дела уведомить прокуратуру области.

Заместитель прокурора области,
советник юстиции
Т.В.МАСЛОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru