Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 ноября 2009 г. № 910-ра

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях обеспечения единообразия в оформлении проектов правовых актов Губернатора Тверской области, Администрации Тверской области и проектов нормативных правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Тверской области:
1. Утвердить Правила оформления проектов правовых актов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Тверской области (прилагаются).
2. Областным исполнительным органам государственной власти Тверской области и аппарату Губернатора Тверской области обеспечить соблюдение Правил оформления проектов правовых актов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Тверской области.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу по истечении 30 дней со дня его подписания.

Губернатор Тверской области
Д.В.ЗЕЛЕНИН





Приложение
Утверждены распоряжением
администрации Тверской области
от 10 ноября 2009 г. № 910-ра

ПРАВИЛА
оформления проектов правовых актов, разрабатываемых
исполнительными органами государственной власти
Тверской области

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила в целях обеспечения единообразия в подготовке проектов правовых актов определяют юридико-технические требования к оформлению проектов правовых актов Губернатора Тверской области и Администрации Тверской области, а также проектов нормативных правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Тверской области.
1.2. При принятии решения о разработке проекта правового акта следует всесторонне оценить необходимость его принятия. С этой целью рекомендуется:
изучить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, Тверской области, а также ознакомиться с практикой их применения;
четко уяснить предмет правового регулирования проекта правового акта, относятся ли данные правоотношения к ведению Губернатора Тверской области, Администрации Тверской области или областных исполнительных органов государственной власти Тверской области;
проанализировать затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации правового акта.
1.3. Проект правового акта должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Тверской области, а в части подготовки и оформления - настоящим Правилам.
1.4. Проект правового акта может быть оформлен в виде:
проекта нового правового акта;
проекта правового акта о внесении изменений в действующий правовой акт;
проекта правового акта о признании утратившим силу действующего правового акта.
1.5. Подготовка проекта нового правового акта осуществляется в случаях, когда:
требуется правовое регулирование отношений, не урегулированных иными правовыми актами;
необходимо внести в действующий правовой акт изменения, затрагивающие большую (значительную) часть его текста.
1.6. Подготовка проекта правового акта о внесении изменений в действующий правовой акт осуществляется в случаях, когда необходимо:
- изменить редакцию преамбулы, структурной единицы правового акта;
- заменить слова, цифры;
- дополнить правовой акт преамбулой, структурной единицей, предложением, словами, цифрами;
- признать утратившей силу структурную единицу правового акта, исключить предложение, слова, цифры.
1.7. Подготовка проекта правового акта о признании утратившим силу действующего правового акта осуществляется в случаях, когда:
- правовой акт противоречит федеральному законодательству, законодательству Тверской области и данное противоречие невозможно устранить путем внесения изменений в правовой акт;
- необходимо устранить ситуацию, при которой несколько правовых актов по-разному регулируют одни и те же общественные отношения;
- отпала необходимость в правовом регулировании данных общественных отношений.
1.8. Проект правового акта должен быть сформулирован таким образом, чтобы он наилучшим образом отвечал целям, которые перед ним стоят, а его содержание было доступно и понятно. Положения проекта правового акта должны быть изложены лаконично, ясно и доступно для понимания.
1.9. Термины и определения в проекте правового акта должны употребляться только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.
1.10. При использовании понятий, которые отсутствуют в федеральном законодательстве и законодательстве Тверской области, а также технических и других специальных понятий необходимо дать их определения. Определения понятий должны полностью раскрывать их содержание.
Определения наиболее важных понятий, многократно употребляемых в проекте и являющихся общими для всех его норм, целесообразно указывать в отдельной структурной единице правового акта.
Пример:
"1. Основные понятия:
велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем;
водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.".
Не следует давать определения понятий, не применяемых в дальнейшем в проекте правового акта.
При использовании определений понятий, закрепленных в законодательстве, необходимо сделать ссылку, что указанные понятия используются в значении, определенном федеральным (областным) законодательством.
1.11. В проекте правового акта необходимо избегать дублирования норм, содержащихся в актах федерального законодательства и законодательства Тверской области, за исключением случаев, когда воспроизведение положений данных актов обусловлено необходимостью последовательного и системного изложения норм в проекте правового акта.

II. Структура проекта правового акта

2.1. Структура проекта правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.
2.2. Проект правового акта состоит, как правило, из следующих частей:
наименование;
преамбула;
правовые предписания (положения), составляющие основное содержание правового акта;
заключительные (переходные) положения;
положение о возможном контроле исполнения правового акта;
положение о вступлении в силу правового акта.
2.3. Наименование проекта правового акта должно точно и по возможности кратко отражать предмет его правового регулирования и давать общее представление о его содержании.
2.4. Преамбула (введение) - самостоятельная часть проекта правового акта, которая предваряет текст проекта, определяет его цели, задачи, основание принятия акта.
Преамбула может содержать указание на законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми принимается правовой акт.
Преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания, не формулирует предмет регулирования проекта, не нумеруется.
Примеры:
"В целях реализации (в соответствии) закона Тверской области от 27.11.2003 № 76-ЗО "О социальных гарантиях приемным семьям и оплате труда приемных родителей" Администрация Тверской области постановляет:" - если правовой акт, в соответствии с которым проект правового акта разрабатывается, предусматривает возможность его разработки (принятия);
"Во исполнение закона Тверской области от 27.11.2003 № 76-ЗО "О социальных гарантиях приемным семьям и оплате труда приемных родителей" - если правовой акт, в соответствии с которым проект правового акта разрабатывается, предписывает (обязывает) разработать (принять) его;
"В связи с совершенствованием структуры исполнительных органов государственной власти Тверской области Администрация Тверской области постановляет:".
2.5. Деление проекта правового акта на структурные единицы упрощает пользование им и внесение в него изменений, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро в нем ориентироваться.
В правовом акте, как правило, употребляются следующие структурные единицы: раздел, пункт, подпункт, абзац.
2.6. Раздел нумеруется римскими цифрами, может иметь наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Пример:

"Раздел II
Порядок и условия установления компенсационных выплат".

2.7. Пункт является основной структурной единицей правового акта, имеющей порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой.
Пример:
"1. Охотой признаются выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.".
2.8. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита, с закрывающей круглой скобкой.
Пример:
"а) ДЦП составляются исполнительным органом государственной власти Тверской области - администратором ДЦП - при наличии следующих оснований:".
В необходимых случаях пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы. Абзац является самой мелкой структурной единицей, не подлежащей дальнейшему делению. Каждая строка, входящая в перечисление, считается самостоятельным абзацем.
Пример:
"1. Признать охотничьими угодьями общего пользования территорию Калининского и Конаковского районов Тверской области площадью 24000 га согласно описанию границ территории: (абзац первый)
северная граница - от населенного пункта Новая Ведерня вниз по течению реки Малая Созь через населенные пункты Васильково, Захарьино, Головино, Дальнее-Хорошево; (абзац второй)
восточная граница - от населенного пункта Дальнее-Хорошево по проселочной дороге через населенные пункты Кудрявцево, Ременицы, Высокое, Трясцино; (абзац третий)
южная граница - от населенного пункта Трясцино по проселочной дороге до населенного пункта Горки, по фарватеру реки Волги, вверх по течению до населенного пункта Игуменка; (абзац четвертый)
западная граница - от населенного пункта Игуменка, по левому берегу реки Волга до населенного пункта Лисицы, далее - по дороге до населенного пункта Новая Ведерня.". (абзац пятый)
2.9. Объемный и сложный по своему построению проект правового акта дополнительно может делиться на подразделы, главы.
Подраздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование подраздела печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера подраздела.
Пример:
"Подраздел I. Общие положения об обязательствах".
Подразделы могут делиться на главы. Глава нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера главы.
Пример:
"Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности".
2.10. Нумерация разделов и других структурных единиц проекта правового акта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация пунктов каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию пунктов и подпунктов правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц правового акта.
Если дополнения вносятся в конец правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, пунктов, подпунктов (Например, последним был пункт 7 - дополнить пунктом 8).
Если дополнения вносятся в конец пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию подпунктов.
2.11. В заключительных (переходных) положениях могут содержаться:
положения, рассчитанные на временное применение;
вопросы правопреемства;
положения, являющиеся производными от содержания предписания принимаемого правового акта;
положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:
приведение в соответствие принимаемому правовому акту иных правовых актов, на содержание которых он непосредственно влияет;
формирование состава органов, образуемых принимаемым актом;
подготовка и внесение соответствующих предложений.
2.12. В структурных единицах о вступлении в силу проектов правовых актов должно употребляться понятие "вступление в силу".
2.13. При необходимости многократного употребления наименования органа, сочетания слов в рамках одного правового акта при первом его упоминании может применяться следующая форма введения сокращения:
Пример:
"1. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Тверской области (далее - Комиссия) образуется для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, взаимодействия органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Тверской области, а также выработки конкретных предложений по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.".
Если в тексте правового акта вместе с введенным сокращением остается необходимость использовать полное сочетание слов, то при таком сокращении может применяться следующая форма:
Пример:
"Настоящее Положение устанавливает порядок определения размеров арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Тверской области (далее также - земельные участки).".
Наименования упоминаемых в проекте правового акта органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления конкретных муниципальных образований, организаций приводятся в полном соответствии с их официальными наименованиями.
Обобщенные формулировки исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в проекте правового акта должны использоваться следующим образом:
исполнительные органы государственной власти Тверской области (Администрация Тверской области, областные исполнительные органы государственной власти Тверской области, территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области);
областные исполнительные органы государственной власти Тверской области (департаменты, комитеты, управления и отделы Тверской области);
органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений).
2.14. Приложения являются неотъемлемой частью правового акта и имеют ту же юридическую силу, что и сам правовой акт. Каждое приложение оформляется с новой страницы. Приложения обозначаются арабскими цифрами без знака N. При ссылках на приложения в тексте правового акта знак № также не указывается. Если приложение является единственным, то номер приложения не указывается.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста проекта правового акта.
Приложение должно иметь наименование и реквизиты, которые связывают его с основным текстом проекта правового акта. Наименование приложения располагается по центру страницы.
Пример:

                                              "Приложение 1
                                              к постановлению Администрации
                                              Тверской области
                                              от _______________ № ________

Положение о предоставлении субсидий юридическим лицам,
являющимся негосударственными некоммерческими организациями,
на реализацию целевых социальных программ
(социальных проектов)".

При наличии в правовом акте нескольких приложений они нумеруются в последовательном порядке по мере ссылки на них в тексте правового акта.
2.15. Приложения к правовым актам также могут иметь приложения. К оформлению указанных приложений предъявляются требования, указанные в пункте 2.14 настоящих Правил, за исключением реквизитов.
Пример:

                                             "Приложение 1
                                             к Положению о предоставлении
                                             субсидий юридическим лицам,
                                             являющимся негосударственными
                                             некоммерческими организациями,
                                             на реализацию целевых
                                             социальных программ
                                             (социальных проектов)

Типовая форма договора о предоставлении гранта
Тверской области".

III. Особенности оформления проектов правовых актов
о внесении изменений в правовой акт, о признании
утратившим силу правового акта

3.1. Внесением изменений в правовой акт считаются:
- замена, дополнение или исключение слов, цифр, предложений;
- дополнение правового акта новыми структурными единицами или изложение структурных единиц в новой редакции;
- приостановление действия правового акта или его структурных единиц.
]]>
3.2. Внесение изменений в правовые акты оформляется самостоятельным правовым актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными структурными единицами.
3.3. Изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
3.4. Внесение в основной правовой акт правовых норм временного характера не допускается. При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный правовой акт.
3.5. Независимо от конкретного содержания проекта правового акта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте проекта правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурной единицы акта, дополнение структурной единицы акта, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.
Пример:
"О внесении изменения (изменений) в постановление Администрации Тверской области "...".
Пример:
"Внести в постановление Администрации Тверской области от ... № ... "..." следующие изменения:
а) подпункт "в" пункта 1 дополнить предложением следующего содержания: "Суммы отчисленных средств в размере до 1,5 процента себестоимости производимой продукции (работ, услуг) включаются организациями (хозяйствующими субъектами) в себестоимость продукции (работ, услуг)".".
3.6. В наименовании проекта правового акта, как правило, указываются дата принятия и номер правового акта, в который вносятся изменения, при этом не указывается наименование правового акта.
Пример:
"Постановление Администрации Тверской области от 16.02.2009 № 42-па "О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 27.02.2007 № 44-па".
3.7. Внесение изменений одним правовым актом в несколько правовых актов допускается, если данные правовые акты либо вносимые в них изменения связаны единой тематикой.
По тем же основаниям в одном правовом акте могут объединяться положения о признании утратившим силу одного правового акта и внесении изменений в другой правовой акт.
В таких случаях в наименовании проекта правового акта может применяться следующая формулировка:
Примеры:
"О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Тверской области по вопросам установления стипендий".
"О внесении изменений в отдельные правовые акты Губернатора Тверской области, Администрации Тверской области по вопросам деятельности совещательных органов".
3.8. Вносимые в правовые акты изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. При этом сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
"пункт 4 раздела IV Постановления признать утратившим силу".
3.9. Если нет необходимости полностью излагать изменяемые структурные единицы в новой редакции, в их текст вносятся уточнения путем исключения, дополнения или замены отдельных слов, цифр.
Примеры:
"из подпункта "а" пункта 3 слова "группой депутатов" исключить".
3.10. При внесении изменений в приложение к правовому акту текст изменений включается в основной текст правового акта, а не является приложением к нему.
Пример:
"Внести в приложение к постановлению Администрации Тверской области от ... № ... "О ..." изменение, исключив в абзаце седьмом слова "выделенной для организации государственного биологического природного заказника регионального значения".".
3.11. Если существует необходимость изложить изменяемое приложение к правовому акту в новой редакции, то новая редакция приложения оформляется как приложение к изменяющему правовому акту.
Пример:
"Положение о предоставлении субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственными некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов), утвержденное постановлением Администрации Тверской области от ... № ... "..." изложить в новой редакции (прилагается).

                                              Приложение
                                              к постановлению Администрации
                                              Тверской области
                                              от ______________ № _________
                                              (указывается правовой акт,
                                              которым вносятся указанные
                                              изменения)

                                              "Приложение 1
                                              к постановлению Администрации
                                              Тверской области
                                              от _______________ № ________
                                              (указывается правовой акт,
                                              которым утверждено данное
                                              приложение)

Положение о предоставлении субсидий юридическим лицам,
являющимся негосударственными некоммерческими организациями,
на реализацию целевых социальных программ
(социальных проектов)

... (излагается Положение в новой редакции)".

3.12. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифра" ("цифры"), а не "число" ("числа").
Пример:
"цифры "12, 14, 125" заменить соответственно цифрами "13, 15, 126".
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
"слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
3.13. Включение в текст вносимых изменений знаков препинания обязательно.
Примеры:
"слова "пунктом 4," исключить";";
"в пункте 3 слова "и иных обязанных лиц" заменить словами ", налоговых агентов, их представителей".".
3.14. Текст вносимых изменений заключается в кавычки, которыми должен охватываться и номер структурной единицы.
Пример:
"а) Администрация Тверской области ...".
3.15. Если подлежащий изложению в новой редакции текст оканчивается таблицей, то кавычки ставятся после таблицы.
3.16. При необходимости дополнить правовой акт таблицей, содержащей большое количество столбцов, столбцы, как правило, нумеруются.
Пример:

"Реестр
выданных и оплаченных свидетельств на приобретение жилья

┌───┬─────────────┬───────────────┬────────────┬───────────────┬──────────┐
│ № │    Номер    │     Ф.И.О.    │   Размер   │  Перечислено  │   Дата   │
│п/п│свидетельства│   получателя  │  средств   │ средств всего │  оплаты  │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────────┼───────────────┼──────────┤
│ 1 │      2      │       3       │     4      │       5       │    6     │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────────┼───────────────┼──────────┤
│   │             │               │            │               │          │
".

Если таблица не умещается на одной странице, то часть ее переносится на другую. При этом следующая страница начинается с нумерации столбцов, а наименование таблицы не указывается.
3.17. В целях сохранения структуры:
а) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
б) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы правового акта, к которой относится абзац;
в) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
3.18. При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
"пункт 1 после слов "на разработку" дополнить словами "технико-экономического обоснования, выполнение изыскательских работ и изготовление", после слов "документации на" дополнить словами "восстановление и".".
3.19. В случае, если дополняется словами структурная единица пункта правового акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
"абзац второй пункта 3 Порядка дополнить словами "либо технический план здания, сооружения или помещения".".
3.20. Внесение изменений в действующий правовой акт путем изложения его в новой редакции, как правило, не допускается.
3.21. При необходимости изложить одну структурную единицу правового акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
"Внести в пункт 6 постановления Администрации Тверской области от ... № ... "О ..." изменение, изложив его в следующей редакции:
"6. Отказ в назначении адресной социальной помощи по указанным основаниям заявитель вправе обжаловать в департаменте социальной защиты населения Тверской области и/или в суде в порядке и сроки, установленные законодательством.".
3.22. При необходимости внести однотипные изменения в структурную единицу правового акта применяется следующая формулировка:
Примеры:
"по тексту пункта 1 слова "КО = 1,5" заменить словами "КО = 1,7";";
"В пункте 1, подпункте "а" пункта 2 и пункте 3 слова "в 2008 - 2010 годах" заменить словами "в 2009 - 2011 годах".";
"в абзацах четвертом, пятом и десятом слово "регулирование" исключить;".
3.23. В случае признания утратившими силу структурных единиц сохраняется прежняя нумерация оставшихся в тексте правового акта структурных единиц.
3.24. При признании утратившим силу правового акта признаются утратившими силу и правовые акты, которыми вносились изменения в настоящий правовой акт.
3.25. Если в правовом акте осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не одну только эту структурную единицу.
3.26. Если подлежащие признанию утратившими силу пункт, подпункт, абзац содержат указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт (подпункт, абзац), а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
3.27. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
"Признать утратившим силу пункт 2 приложения к постановлению Администрации Тверской области от ... № ... "Об ...".".
3.28. При употреблении в проектах правовых актов терминов "исключить", "признать утратившим силу" или "отменить" следует руководствоваться следующим.
Исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц правового акта.
Структурные единицы правового акта (пункты, подпункты, абзацы) подлежат признанию утратившими силу.
Правовой акт или его отдельные структурные единицы не могут быть признаны утратившими силу, если они не вступили в силу. Не вступившие в силу, но потерявшие свое значение структурные единицы правового акта подлежат исключению. Если отпала необходимость в правовом акте, который не вступил в силу, применяется термин "отменить".
3.29. При признании утратившим силу правового акта, которым, в свою очередь, также признавался утратившим силу другой правовой акт, уточнение по второму акту не делается.
3.30. Для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены непосредственно в правовом акте, а также в целях уточнения отдельных положений правового акта к отдельным его частям (пунктам, подпунктам, абзацам, отдельным словосочетаниям или словам) может быть сделана сноска, обозначаемая специальным символом, прописанным с применением верхнего индекса. Например: "*", "**" и так далее.
В проектах правовых актов используются сноски, помещаемые в конце каждой страницы проекта.
Если сноска сделана в тексте таблицы, то она помещается сразу после таблицы.
В проекте правового акта для оформления текста сноски используется шрифт, размер которого должен быть меньше размера шрифта основного текста.
Применяемые в проекте правовых актов тексты сносок не должны содержать нормативных предписаний.

IV. Порядок употребления ссылок в проектах правовых актов

4.1. Ссылки в структурных единицах проекта правового акта на другие его структурные единицы, а также на федеральные правовые акты, законы Тверской области, их отдельные положения используются в случаях, если необходимо показать взаимную связь указанных положений либо избежать повторений.
4.2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты недопустимы. Ссылки в правовых актах могут даваться на правовые акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
4.3. При необходимости сделать в проекте правового акта ссылку на правовой акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование акта.
Пример:
"10. Рекомендовать органам местного самоуправления сельских (городских) поселений Тверской области, которые решают в полном объеме вопросы местного значения, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при организации и осуществлении мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунальных комплексов и социальной сферы поселений к работе в предстоящий осенне-зимний период и его прохождении:".
При необходимости сделать ссылку в проекте правого акта на несколько правовых актов их перечисление осуществляется в следующей последовательности: Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Тверской области, законы Тверской области, иные нормативные правовые акты Тверской области. При равенстве актов по юридической силе сначала указывается акт с более ранней датой принятия. При равных датах - с наименьшим номером.
4.4. При упоминании в тексте проекта правового акта Конституции Российской Федерации, кодексов Российской Федерации, Устава Тверской области дата их принятия и другие реквизиты не указываются.
Примеры:
"в соответствии с Конституцией Российской Федерации";
"в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации";
"в соответствии с Уставом Тверской области".
4.5. При неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт при первом его упоминании может применяться следующая форма введения сокращения:
Пример:
"в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях").".
4.6. При ссылке в проекте на конкретный федеральный закон слово "Федеральный" пишется с заглавной буквы.
Пример:
"В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Администрация Тверской области постановляет:".
При ссылке в проекте на конкретный закон Тверской области слово "закон" пишется со строчной буквы.
Пример:
"В соответствии с законом Тверской области от 29.12.2004 № 88-ЗО "Об оплате труда работников государственных учреждений Тверской области" Администрация Тверской области постановляет:".
4.7. Абзацы при ссылке на них в тексте проекта обозначаются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается пункт или подпункт, в составе которого он находится.
Пример:
"в соответствии с абзацем вторым пункта 3".
4.8. Подпункты при ссылке на них в тексте проекта обозначаются арабскими цифрами, заключенными в кавычки.
Пример:
"на основании подпункта "а" пункта 14".
4.9. Ссылка в правовом акте на собственные положения дается с использованием слова "настоящий".
Пример:
"в соответствии с требованиями настоящего постановления".
4.10. При ссылке в тексте проекта на структурную единицу (раздел, пункт, подпункт) точка после последней цифры не ставится. Сокращение обозначения структурной единицы (п., абз., пп.) при ссылке на нее не допускается.
Пример:
"Пункт 5 раздела II изложить в следующей редакции:
"5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возлагается на управление региональной безопасности Тверской области.".".
4.11. Рекомендуется вместо ссылки на конкретный федеральный закон, закон Тверской области использовать ссылки общего характера с указанием сферы регулирования.
Примеры:
"в соответствии с законодательством Тверской области о государственной гражданской службе";
"федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации об экологическом контроле".
4.12. При необходимости сослаться в проекте правового акта на всю совокупность федеральных нормативных правовых актов следует использовать выражение "федеральное законодательство".
Если необходимо сослаться на всю совокупность нормативных правовых актов Тверской области, то используется выражение "законодательство Тверской области".
В случае, если необходимо сослаться на всю совокупность федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Тверской области, то используется выражение "федеральное законодательство и законодательство Тверской области".
При необходимости сделать ссылку общего характера на федеральные законы используется понятие "федеральные законы".
При необходимости сделать ссылку общего характера на законы Тверской области используется понятие "законы Тверской области".
При этом в проекте правового акта необходимо соблюдать единообразие в применении данных понятий.
4.13. При необходимости сослаться в проекте правового акта на какой-либо порядок, утвержденный Администрацией Тверской области, необходимо указать, каким именно правовым актом Администрации Тверской области этот порядок утвержден (с реквизитами и наименованием правового акта).
Пример:
"В соответствии с Порядком проведения независимой экспертизы проектов стандартов государственных услуг, проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 20.12.2007 № 402-па "О Порядке проведения независимой экспертизы проектов стандартов государственных услуг, проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", ...".

V. Порядок применения настоящих Правил

5.1. Проекты правовых актов разрабатываются и оформляются исполнительными органами государственной власти Тверской области в соответствии с настоящими Правилами.
5.2. В случае разработки проекта правового акта о внесении изменений в правовой акт, принятый до утверждения настоящих Правил, последние применяются в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения формы и содержания правового акта. При ссылках на структурные единицы действующих на момент принятия настоящих Правил правовых актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц правовых актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных правовых актах.
5.3. В случае разработки проекта правового акта о внесении изменений в правовой акт, принятый после утверждения настоящих Правил, настоящие Правила подлежат применению в полном объеме.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru