Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2009 г. № А82-716/2009-18

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.,
при ведении протокола судебного заседания Сорокиной С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению крестьянского хозяйства Щаповой Раисы Николаевны
к администрации Переславского муниципального района Ярославской области
о признании незаконным действия администрации Переславского муниципального района Ярославской области в лице отдела градостроительства и архитектуры Переславского муниципального района, выразившегося в отказе в выдаче крестьянскому хозяйству Щаповой Раисы Николаевны градостроительного плана земельного участка на расширение под цех деревообработки склада № 3, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:11:061101:0019 по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Троицкое,
при участии
от заявителя - Зекалашвили З.В. - представитель по доверенности от 01.09.2008, Осипова Н.В. - представитель по доверенности от 19.12.2008,
от ответчика - Тремзина Н.В. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 04.04.2008,

установил:

крестьянское хозяйство Щаповой Раисы Николаевны обратилось в суд с заявлением о признании незаконным действия администрации Переславского муниципального района Ярославской области в лице отдела градостроительства и архитектуры Переславского муниципального района, выразившегося в отказе в выдаче крестьянскому хозяйству Щаповой Раисы Николаевны градостроительного плана земельного участка на расширение под цех деревообработки склада № 3, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:11:061101:0019 по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Троицкое.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, представил проект расширения существующего склада строительных материалов № 3 под цех деревообработки.
Ответчик требования не признал, пояснив, что в соответствии с целевым назначением предоставленного заявителю земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) с учетом положений статьи 77 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельный участок не может быть использован для цеха деревообработки.
Рассмотрев имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.
Заявитель является собственником земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 153788 кв. м по адресу: Ярославская область, Переславский район, Добриловский сельский округ, с кадастровым номером 76:11:061101:0019.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2008 серии 76АА 636578 и кадастровым планом земельного участка от 28.05.2007.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 42 от 22.05.2008, выданного главным архитектором Переславского муниципального района Ярославской области, заявитель 24.06.2008 зарегистрировал право собственности на склад № 3 площадью 1394,5 кв. м, расположенный на указанном земельном участке, о чем имеется соответствующее свидетельство от 24.06.2008 серии 76АА 716799.
22.08.2008 заявитель обратился к главе Переславского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка на расширение существующего склада строительных материалов № 3 под цех деревообработки.
Письмом от 24.10.2008 за подписью начальника отдела градостроительства и архитектуры администрации района заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка, так как целевое назначение земельного участка предусмотрено для ведения крестьянского производства, а не для промышленного строительства и требует перевода земель из одной категории в другую.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 АПК РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконным обжалуемого отказа ответчика необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы предоставления градостроительного плана регулируются Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ).
В частности, согласно статье 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
В соответствии с пунктом 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории.
Правовой режим земельного участка, как указано в статье 7 ЗК РФ, определяется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что земельный участок, как относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, был предоставлен заявителю для сельскохозяйственного использования.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются также ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно пункту 3 статьи 1 которого оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Проанализировав нормы действующего по спорному вопросу законодательства, суд полагает, что выдача градостроительного плана земельного участка на расширение существующего склада строительных материалов № 3 под цех деревообработки с указанием в градостроительном плане вида разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства не соответствует требованиям закона. Иной вид разрешенного использования, отличный от сведений, содержащихся в кадастровом плане земельного участка, в градостроительном плане указан быть не может.
Доводы заявителя о том, что цех деревообработки будет использован им как вспомогательное производство для обслуживания основной деятельности, не принимаются судом во внимание.
Из имеющего в материалах дела проекта расширения существующего склада строительных материалов № 3 под цех деревообработки следует, что в результате реконструкции значительно увеличится площадь объекта капитального строительства: будет построен склад готовой продукции площадью 615 кв. м, блок сушильных камер - 486 кв. м. Для обслуживания цеха деревообработки необходима площадь земельного участка 20000 кв. м, проектом предусмотрено наличие бетонных площадок площадью 504 кв. м, щебеночных площадок и проездов - 15071 кв. м. Указанное производство будет размещено на территории земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2007) сельское хозяйство и обработка древесины и производство изделий из дерева являются самостоятельными видами деятельности и входят в различные разделы ОК.
При таких обстоятельствах суд полагает, что выдача испрашиваемого заявителем градостроительного плана земельного участка противоречила бы указанному выше законодательству.
С учетом изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.
Расходы по госпошлине суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на заявителя. При подаче заявления им излишне была уплачена госпошлина в размере 2000 руб., которая подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления крестьянского хозяйства Щаповой Раисы Николаевны о признании незаконным действия администрации Переславского муниципального района Ярославской области в лице отдела градостроительства и архитектуры Переславского муниципального района, выразившегося в отказе в выдаче крестьянскому хозяйству Щаповой Раисы Николаевны градостроительного плана земельного участка на расширение под цех деревообработки склада № 3, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:11:061101:0019 по адресу: Ярославская область, Переславский район, д. Троицкое, отказать.
Возвратить крестьянскому хозяйству Щаповой Раисы Николаевны из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 4 от 15.01.2009 госпошлину в сумме 2000 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ (подлинное платежное поручение находится в деле).
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок со дня его принятия.

Судья
СОРОКИНА С.Р.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru