Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область

О применении документа см. примечание в

Справке
15 сентября 2008 годаN 2369/497-IV-ОЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 29 августа 2008 г. № 2369

(в ред. Закона Оренбургской области
от 06.11.2009 № 3185/731-IV-ОЗ)

Настоящий Закон определяет меры по осуществлению профилактических мероприятий, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов от коррупционных проявлений в деятельности органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, областных и муниципальных учреждений и предприятий.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в сфере профилактики коррупции в Оренбургской области

Правовое регулирование отношений в сфере профилактики коррупции в Оренбургской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, настоящим Законом и иными нормативными актами Российской Федерации и Оренбургской области.

Статья 2. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, обеспечение надлежащей деятельности государственных органов власти Оренбургской области, лиц, замещающих государственные должности области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы области, муниципальных служащих путем предупреждения коррупционных правонарушений.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупционных факторов;
антикоррупционная политика - деятельность, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции;
антикоррупционная экспертиза правовых актов, договоров и соглашений - деятельность по выявлению и описанию коррупционных факторов, относящихся к нормативным правовым актам Оренбургской области, к их проектам, а также к договорам и соглашениям, с разработкой рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;
коррупция - деятельность лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, должности гражданской и муниципальной службы, заключающаяся в использовании должностных полномочий и связанных с ними возможностей для личного обогащения либо предоставлении имущественных и неимущественных благ и преимуществ перед другими лицами.

Статья 4. Задачи антикоррупционной политики

Задачами антикоррупционной политики являются:
устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
снижение возможности совершения коррупционных действий и потерь от них;
увеличение позитивных последствий от действий в рамках Закона и во благо общественных интересов;
вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Статья 5. Основные принципы профилактики коррупции

Профилактика коррупции осуществляется на следующих основных принципах:
приоритета профилактических мер, направленных на искоренение условий, порождающих коррупцию;
обеспечения необходимой правовой регламентации деятельности государственных органов Оренбургской области и органов местного самоуправления, гласности такой деятельности, общественного контроля за ней;
совершенствования структуры органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления, а также процедуры принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
взаимодействия органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления и общества в сфере профилактики коррупции.

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 6. Профилактика коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих мер:
разработки и реализации областной, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ;
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов, а также заключаемых договоров и соглашений;
проведения антикоррупционного мониторинга;
осуществления антикоррупционного образования и пропаганды;
опубликования отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;
оказания поддержки деятельности общественных объединений, осуществляющих деятельность в целях профилактики коррупции;
иных мер, предусмотренных законодательством.

Статья 7. Пресечение коррупционных правонарушений

Пресечение коррупционных правонарушений и привлечение виновных к ответственности регулируются нормами законодательства Российской Федерации и не являются предметом настоящего Закона.

Глава III. СИСТЕМА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 8. Антикоррупционные программы

Антикоррупционные программы являются комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на профилактику коррупции в Оренбургской области.
Порядок разработки и финансирования проектов антикоррупционных программ устанавливается Правительством Оренбургской области.
Органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные антикоррупционные программы.

Статья 8.1. Общий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области и проектов нормативных правовых актов Оренбургской области

(введена Законом Оренбургской области от 06.11.2009 № 3185/731-IV-ОЗ)

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Оренбургской области и проектов нормативных правовых актов Оренбургской области проводится:
законодательным и исполнительными органами государственной власти Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области;
другими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Заключение по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов или по результатам мониторинга применения нормативных правовых актов носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которые издали этот акт, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Институты гражданского общества и отдельные граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения заявителю направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует указание способа устранения выявленных коррупционных факторов.

Статья 9. Антикоррупционная экспертиза законов Оренбургской области, проектов законов Оренбургской области

(в ред. Закона Оренбургской области от 06.11.2009 № 3185/731-IV-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Антикоррупционная экспертиза законов Оренбургской области и проектов законов Оренбургской области направлена на выявление и устранение несовершенства правовых норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, препятствующих свободному осуществлению физическими и юридическими лицами своих прав и обязанностей.
Антикоррупционная экспертиза проектов законов Оренбургской области до их рассмотрения депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области проводится государственно-правовым управлением аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области и правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области (далее - правовые управления).
Антикоррупционная экспертиза законов Оренбургской области проводится в ходе мониторинга их применения правовыми управлениями.
В случаях возникновения противоречий между правовыми управлениями в выводах антикоррупционной экспертизы по закону Оренбургской области или по проекту закона Оренбургской области антикоррупционные экспертизы правовых управлений направляются в комиссию по проведению антикоррупционной экспертизы законов Оренбургской области и проектов законов Оренбургской области (далее - комиссия).
Положение о комиссии и ее состав утверждаются совместным распоряжением Губернатора Оренбургской области и председателя Законодательного Собрания Оренбургской области.
В состав комиссии могут быть включены специалисты или эксперты научных организаций.

Статья 10. Антикоррупционная экспертиза правовых актов органов исполнительной власти области и местного самоуправления

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принимаемых Губернатором Оренбургской области и Правительством Оренбургской области, их проектов проводится по решениям Губернатора Оренбургской области и Правительства Оренбургской области в порядке, установленном Губернатором Оренбургской области.
В необходимых случаях по решению Губернатора Оренбургской области или председателя Правительства - первого вице-губернатора Оренбургской области антикоррупционная экспертиза может проводиться и по правовым актам органов исполнительной власти Оренбургской области, не носящим нормативный характер, в том числе по договорам и соглашениям, заключаемым от имени Оренбургской области.
(в ред. Закона Оренбургской области от 06.11.2009 № 3185/731-IV-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы местного самоуправления вправе осуществлять антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов, соглашений и договоров.

Статья 11. Заключение антикоррупционной экспертизы

(в ред. Закона Оренбургской области от 06.11.2009 № 3185/731-IV-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативных правовых актов Оренбургской области и проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта правового акта и соответствующих коррупционных факторов. В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, описательной и заключительной частей и подписывается лицом (лицами), ее проводившим (проводившими).
В вводной части указываются наименование правового акта, по которому проведена экспертиза, отношения, на урегулирование которых он направлен, основания для проведения экспертизы.
В описательной части излагаются коррупционные факторы, имеющиеся в изученном правовом акте, степень их влияния на общий уровень коррупционности правового акта, способы устранения или уменьшения данных факторов за счет изменения отдельных формулировок правового акта.
В заключительной части дается вывод о результатах, включающих в себя суждения о коррупциогенности правового акта.
2. Коррупционными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
3. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти, выражаются в следующем:
1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц);
6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
7) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
8) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
9) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
4. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в следующем:
1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
4) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных служащих в коррупциогенных отраслях;
5) отсутствии мер ответственности органов государственной власти (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти (их должностных лиц, государственных служащих);
7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
5. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с нормами настоящей статьи к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.

Статья 11.1. Учет результатов экспертизы на коррупциогенность

(введена Законом Оренбургской области от 06.11.2009 № 3185/731-IV-ОЗ)

Положения проекта правового акта Оренбургской области, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта его разработчиками.
В случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик проекта правового акта выносит указанный проект на рассмотрение Губернатора Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Законодательного Собрания Оренбургской области с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.

Статья 12. Антикоррупционный мониторинг

Антикоррупционный мониторинг проводится Правительством Оренбургской области не реже одного раза в год и включает в себя мониторинг профилактики коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики в целях:
обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем анализа документов, обработки и оценки данных о проявлениях коррупции;
оценки состояния профилактики коррупции в Оренбургской области посредством реализуемых антикоррупционных программ;
разработки прогнозов состояния и тенденций развития антикоррупционной политики.
Результаты мониторинга являются основой для разработки проекта антикоррупционной программы или дополнений к ней.
В городах и районах области антикоррупционный мониторинг может также проводиться по решениям органов местного самоуправления.

Статья 13. Антикоррупционное образование и пропаганда

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
Организация антикоррупционного образования возлагается на министерство образования Оренбургской области и осуществляется им на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении Оренбургской области, в соответствии с федеральным законодательством.
Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам профилактики коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти.
Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на Правительство Оренбургской области и осуществляется в соответствии с законодательством.
Осуществление антикоррупционных мероприятий образовательного и пропагандистского характера в муниципальных образованиях реализуется в рамках законодательства о местном самоуправлении.

Статья 14. Оказание государственной поддержки деятельности общественных объединений, создаваемых в целях профилактики коррупции

Государственная поддержка деятельности общественных объединений, создаваемых в целях профилактики коррупции, представляет собой совокупность мер, принимаемых органами государственной власти для создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений.

Статья 15. Отчеты о реализации мер антикоррупционной политики

Правительство Оренбургской области ежегодно 1 февраля готовит отчет о реализации антикоррупционной политики в Оренбургской области за истекший год. В отчет включаются данные о результатах реализации антикоррупционных программ, выполнении иных обязательных для субъектов антикоррупционной политики положений настоящего Закона.
Отчет представляется в Законодательное Собрание Оренбургской области и прокурору Оренбургской области.
Данный отчет подлежит официальному опубликованию Правительством Оренбургской области, за исключением содержащихся в нем сведений, не подлежащих в соответствии с федеральным законодательством разглашению.
Органы местного самоуправления вправе составлять аналогичные отчеты и доводить их содержание до сведения населения.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 16. Организация деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики

Руководители органов государственной власти Оренбургской области своими правовыми актами могут определять лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений. Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, взаимодействуют с комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованными в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами и законами Оренбургской области.

Статья 17. Совещательные органы

Органы исполнительной власти Оренбургской области могут создавать совещательные органы из числа представителей заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем профилактики коррупции. В состав таких органов в обязательном порядке включаются представители общественных организаций, которые созданы в целях профилактики коррупции.
Аналогичные органы решениями органов местного самоуправления могут создаваться и на муниципальном уровне.

Статья 18. Финансовое обеспечение антикоррупционной политики

Финансовое обеспечение реализации антикоррупционной политики осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах средств, предусмотренных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Финансирование реализации антикоррупционных мероприятий на муниципальном уровне осуществляется в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ
г. Оренбург, Дом Советов
15 сентября 2008 года
№ 2369/497-IV-ОЗ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru