СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУВАНДЫКСКИЙ РАЙОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
(XXXI заседание II созыв)
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2008 г. № 368/243-СД
О целевой программе
"Борьба с природно-очаговыми инфекциями
в муниципальном образовании Кувандыкский район
на 2009 - 2011 гг."
Принято
Советом депутатов
муниципального образования
Кувандыкский район
Оренбургской области
от 29 октября 2008 г. № 368
На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" Совет депутатов муниципального образования Кувандыкский район
РЕШИЛ:
1. Утвердить целевую программу
"Борьба с природно-очаговыми инфекциями в муниципальном образовании Кувандыкский район на 2009 - 2011 гг.".
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава
муниципального образования
Кувандыкский район
Оренбургской области
В.Н.СУКАЧ
Приложение
к решению
Совета депутатов
муниципального образования
Кувандыкский район
Оренбургской области
от 30 октября 2008 г. № 368/243-СД
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Борьба с природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями
в муниципальном образовании Кувандыкский район
на 2009 - 2011 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основание Постановление
главного государственного санитарного врача
для разработки по Оренбургской области от 28.08.2008 № 13 "О мерах по
предупреждению заболеваний людей геморрагической
лихорадкой с почечным синдромом в Оренбургской области
осенью 2008 г." и решение областной санитарно-
противоэпидемической комиссии № 1 от 9 апреля 2008 года
"О ходе выполнения решения областной санитарно-
противоэпидемической комиссии № 2 от 30.08.2007 и
профилактике клещевого энцефалита среди населения
области"
Заказчик Филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по
Оренбургской области в г. Кувандык, Кувандыкском районе,
Саракташском районе, Беляевском районе"
Разработчики Филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по
Оренбургской области в г. Кувандык, Кувандыкском районе,
Саракташском районе, Беляевском районе",
Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
по Оренбургской области
Исполнители Филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по
Оренбургской области в г. Кувандык, Кувандыкском районе,
Саракташском районе, Беляевском районе",
Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
по Оренбургской области,
редакция газеты "Новый путь", ГУ "Кувандыкское
ветуправление"
Основная цель
1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения района по природно-очаговым инфекциям: ГЛПС. Недопущение групповой заболеваемости в организованных коллективах.
2. Защита населения города и района путем проведения таких мероприятий, как дератизация, дезинсекция, дезинфекция, текущий и предупредительный санитарный и эпидемиологический контроль, зоолого-паразитологические и лабораторные исследования, от переносчиков и резервуаров возбудителей инфекционных заболеваний - грызунов и насекомых по месту жительства и обитающих в открытых стациях.
3. Оказание эффективной лечебно-диагностической и лечебно-профилактической помощи населению района при возникновении случаев заболевания зоонозами.
Основные задачи
Для достижения поставленных целей программой предусмотрено решение следующих задач:
1. Разработка и определение основных принципов деятельности медицинской, санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб района с целью снижения уровня заболеваемости и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территориях с природной очаговостью.
2. Проведение комплекса эпизоотических, эпидемиологических, лабораторных, клинико-диагностических исследований по системе социально-экологического мониторинга с делением территории района по типу очага и показателям риска заражения.
3. Выработка и реализация методик оценки эпизоотической (грызуны, сельхозживотные) и эпидемиологической обстановки с целью прогноза ожидаемой ситуации по зоонозам (основанного на ретроспективном анализе соотношений активности очагов и показателей состояния окружающей среды): ГЛПС на территории района.
4. Снижение (сдерживание) численности ряда переносчиков и резервуаров инфекции (грызуны, насекомые и др.) до эпидемиологически безопасного уровня и временного уничтожения их микропопуляций в открытых стациях и на объектах.
5. Организация обучения групп повышенного риска заражения природно-очаговыми инфекциями и проведение санитарно-просветительной работы силами медицинской, ветеринарной и санитарной служб среди населения района. Совершенствование подготовки кадров.
6. Оптимизация санитарного надзора за организацией безопасной жизнедеятельности населения города и района, проведением лесотехнических, санитарных, ветеринарно-санитарных, общесанитарных мероприятий учреждениями различных форм собственности и частными лицами с учетом проживания (пребывания) людей на территории природного очага ГЛПС.
Срок реализации 2009 - 2011 годы
Источник Местный бюджет, общий объем финансирования - 1496,9
финансирования тыс. руб., в том числе по годам:
2009 - 455,9 тыс. руб.
2010 - 504,4 тыс. руб.
2011 - 536,6 тыс. руб.
Ожидаемые результаты
Реализация программы должна обеспечить улучшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости геморрагической лихорадки с почечным синдромом среди населения района, снижение (сдерживание) численности ряда переносчиков и резервуаров инфекции (грызуны, насекомые и др.) до эпидемиологически безопасного уровня и временного уничтожения их микропопуляции в открытых стациях и на объектах, укрепление материально-технической базы Кувандыкского филиала ФГУЗ.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Кувандыкском районе на протяжении ряда лет отмечается ухудшение эпидемиологической ситуации по природно-очаговым и зооантропонозным инфекциям. Показатели заболеваемости ГЛПС в Оренбургской области в 2007 году составляли 10,6 на 100 тыс. населения, в Кувандыкском районе - 43,6 на 100 тыс. населения. Уровень заболеваемости населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) превышает среднеобластные показатели в 4,1 раза.
Ухудшение ситуации связано с тем, что территория города и района находятся в зоне воздействия активных природных очагов. В передаче природно-очаговых инфекций синантропные грызуны и грызуны, обитающие в открытых стациях, а также насекомые, клещи при определенных условиях (пространственное распространение, численность макро- и микропопуляций, ход течения эпизоотического и эпидемиологического процесса) играют важную роль. Природные очаги характеризуются неоднородным размещением в пространстве и выраженными колебаниями активности во времени. Для эффективной профилактики этих заболеваний необходима система научно обоснованных и территориально дифференцированных профилактических и противоэпидемических мероприятий. Хозяйственно-бытовая деятельность населения (особенно увлечение горожан огородничеством и садоводством) обусловила широкий контакт с природными очагами, в связи с чем риску заражения подвергаются разнообразные группы населения. Основными причинами поддержания напряженной ситуации по данным инфекциям на территории района являются:
1. Неблагополучная эпизоотическая обстановка по ГЛПС среди грызунов, мигрирующих в населенные пункты в поисках корма, в которую вовлекаются и синантропные грызуны, обитающие на данной территории.
2. Недостатки в организации жизнедеятельности населения на энзоотичных территориях (неудовлетворительное осуществление комплекса общесанитарных мероприятий на объектах и территории города и района: очистка территории, удаление отбросов, осуществлении мер по грызунонепроницаемости объектов и др.), несвоевременное (без учета эффективности) проведение дератизационных мероприятий и отказ от их проведения организациями, учреждениями, хозяйствами, частными предпринимателями по причине отсутствия денежных средств на эти цели.
3. Недостатки в организации медико-санитарного обеспечения населения по причине недостаточного финансирования (снижение количества точек многолетнего и разового наблюдения за численностью грызунов, возникновением среди них эпизоотий, пораженностью отдельных зверьков вирусами; ухудшение прогнозирования эпизоотической ситуации среди грызунов, диких животных и эпидемической ситуации среди населения в связи с уменьшением количества полевого материала и сокращением объема зоолого-паразитологических обследований; поздняя диагностика данных заболеваний в связи со слабой материально-технической базой лечебных учреждений).
Система программных мероприятий
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер, направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных и сконцентрированных во времени, по ресурсам, исполнителям и финансовым средствам.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит снизить темпы прироста заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, в том числе заболеваемости детей, минимизировать социально-экономические последствия, снизить смертность и увеличить продолжительность жизни населения района.
Система организации контроля
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется администрацией муниципального образования Кувандыкский район, ход и результаты их выполнения рассматриваются на заседаниях Совета депутатов. Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на их реализацию.
Разработка и определение основных принципов деятельности медицинской, санитарной, ветеринарной и др. служб района с целью снижения уровня заболеваемости природно-очаговыми инфекциями и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях с природной очаговостью.
Государственная политика в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактики природно-очаговых заболеваний основывается на следующих принципах:
приоритетность вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по природно-очаговым инфекциям;
первоочередная государственная поддержка (налоговая, инвестиционная, кредитная, льготная) мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды и условий жизнедеятельности населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по зооантропонозам;
обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического, производственного и общественного контроля за соблюдением санитарного законодательства РФ на территории Кувандыкского района;
приоритетное финансирование гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия по природно-очаговым инфекциям и зооантропонозам.
Проведение комплекса эпизоотологических, эпидемиологических, лабораторных, клинико-диагностических исследований по системе социально-экологического мониторинга с делением территории по типу очага и показателям риска заражения.
Разработанные и внедренные в практику системы эпидемиологического надзора за зооантропонозными инфекциями требуют дальнейшего совершенствования. Для этого программой предусматривается:
совершенствование системы сбора статистических данных по эпиддиагностики зооантропонозов с целью повышения ее информативности и оперативности;
создание адекватной системы информационного обеспечения по этим вопросам учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы на районном уровне;
выработка и реализация методик оценки эпизоотической и эпидемиологической обстановки с целью прогноза ожидаемой ситуации по природно-очаговым и зооантропонозным инфекциям.
Прогнозирование ситуации по зоонозам, - общими для людей и животных, природно-очаговыми болезнями продолжает оставаться одной из актуальных задач практической медицины. Для эффективной профилактики зоонозов необходима система научно обоснованных и территориально дифференцированных противоэпидемических мероприятий. Прогнозирование активности очагов является первой стадией планирования мер специфической и неспецифической профилактики.
Методы прогнозирования на данном этапе в целом разработаны еще слабо. Полной проработанной системы методов оценки эпизоотической и эпидемической обстановки на государственном и региональном уровне еще нет.
Для восполнения этого пробела программой предусматривается:
изучение медико-географических (эпидемиологических, эпизоотических) описаний и др. материалов, определение задач и целей санитарно-эпидемиологической разведки в точках разового и многолетнего наблюдения. Определение целей, задач санитарно-эпидемиологической разведки конкретных населенных пунктов;
оценка эпизоотической и эпидемиологической ситуации на территории города и района с использованием современных методов моделирования природы, а также индикаторных подходов, опробованных в биологических и географических исследованиях.
Снижение (сдерживание) численности ряда переносчиков и резервуаров инфекции (грызуны, насекомые и др.) до эпидемиологически безопасного уровня и временного уничтожения их микропопуляции в открытых стациях и на объектах.
На территории района местами обитания различных переносчиков и резервуаров возбудителей инфекционных заболеваний, в т.ч. и природно-очаговых, служит как природная среда, так и антропогенный ландшафт, включая созданные человеком различные строения и сооружения в черте населенных пунктов и в открытой природе (дачи, сады-огороды, оздоровительные лагеря, полевые станы и др.). В целях сдерживания (снижения) численности переносчиков и резервуаров природно-очаговых инфекций программой предусматривается:
проведение ежегодной 2-туровой дератизации (по эпидпоказаниям) территории населенных пунктов, объектов, животноводческих комплексов, где зарегистрирована повышенная численность грызунов, удельный вес инфицированных особей зверьков - превышает эпидемиологически безопасный уровень, а также создание барьерных зон вокруг населенных пунктов, лагерей, домов отдыха, полевых станов шириной 300 - 500 метров перед их открытием;
проведение истребительных мероприятий (территория населенного пункта, объекты, животноводческие комплексы, барьерные зоны вокруг населенных пунктов и лагерей полевых станов) при возникновении 2-х и более случаев природно-очаговых инфекций, имеющих связь с конкретным участком территории населенного пункта, где произошло предполагаемое заражение (дератизация, дезинсекция);
проведение интегрированных интенсивных истребительных мероприятий в домах (квартирах) стойко заселенных грызунами, насекомыми - планово.
Совершенствование подготовки кадров, организация обучения населения из групп повышенного риска заражения природно-очаговыми инфекциями
Для реализации организационных, санитарно-эпидемиологических, лечебно-профилактических, ветеринарно-санитарных мероприятий по проблеме профилактики зооантропонозов и природно-очаговых инфекций первостепенное значение имеет улучшение подготовки кадров и обучение правилам жизнедеятельности на этих территориях населения и особенно лиц групп риска. В этих целях программой предусматривается:
подготовка и издание в 2009 - 2011 годах специальных учебных и методических материалов, тематических обзоров, бюллетеней по профилактике и диагностике зооантропонозов и природно-очаговых инфекций;
создание тематических радиопередач.
Укрепление материально-технической и лабораторной базы санитарной службы района. Создание районного резерва средств неспецифической профилактики.
За последние годы материально-техническая база санитарно-эпидемиологических, лечебно-профилактических, ветеринарных учреждений развивалась крайне медленными темпами. Возникли трудности в осуществлении комплекса ведущих мероприятий по профилактике природно-очаговых инфекций и их диагностики (дератизация, зоологопаразитологические обследования, лабораторная диагностика) по причине недостаточного финансирования.
Отсутствовали резервы материальных сил и средств на случай осложнения ситуации по этим болезням.
Для решения этих вопросов программой предусматривается:
обеспечение материально-технической базы Кувандыкского филиала ФГУЗ.
обеспечение медицинских работников средствами защиты, создание необходимых условий труда и производственной санитарии.
Управление, механизм реализации и финансирование программы
Эффективность реализации программы в значительной степени будет зависеть от постоянного контроля и комплексной оценки хода ее выполнения с последующей корректировкой, а также разработки и реализации программы с утверждением ее в администрации Кувандыкского района.
Программой предусмотрены:
назначение руководителей программы на территориальном уровне, организация консультативных советов при них;
проведение систематического мониторинга, независимой комплексной оценки реализации программы и при необходимости ее корректировки, разработка соответствующих критериев и методик. Финансирование программы из районного бюджета на весь период ее реализации предусмотрено в размере 1496,9 рублей.
Разработано технико-экономическое обоснование мероприятий согласно приложению
.
Эти средства будут использованы для реализации разделов программы.
Реализация программных мероприятий будет проводиться во взаимодействии различных служб района, согласно приложению
к программе.
Приложение
к программе
Перечень
мероприятий по снижению численности переносчиков
и резервуаров инфекций (грызуны, насекомые и др.)
до эпидемически безопасного уровня и временного уничтожения
их микропопуляции в открытых стациях и на объектах
┌──┬───────────────┬────────────┬───────────┬─────────────────┬──────────────┐
│№ │ │Исполнитель │ Стоимость │ Стоимость │ Источник │
│ │ │ │(тыс. руб.)│ (тыс. руб.) │финансирования│
│ │ │ │ Всего │ в т.ч. по годам │ │
│ │ │ │ ├─────┬─────┬─────┼──────────────┤
│ │ │ │ │2009 │2010 │2011 │ │
├──┼───────────────┼────────────┼───────────┼─────┼─────┼─────┼──────────────┤
│1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │
├──┼───────────────┼────────────┼───────────┼─────┼─────┼─────┼──────────────┤
│1.│Осуществление │Кувандыкский│Согласно │ │ │ │Местный бюджет│
│ │дератизационных│филиал ФГУЗ │объемов │ │ │ │ │
│ │мер на │ │выполненных│ │ │ │ │
│ │территории │ │работ │ │ │ │ │
│ │города и района│ │ │ │ │ │ │
│ │в 2 тура: │ │ │ │ │ │ │
│ │- на площади │ │ 1496,9 │455,9│504,4│536,6│ │
│ │3090 тыс. кв. м│ │ │ │ │ │ │
│ │в 14 населенных│ │ │ │ │ │ │
│ │пунктах; │ │ │ │ │ │ │
│ │- на площади │ │ │ │ │ │ │
│ │6000 кв. м │ │ │ │ │ │ │
│ │открытых │ │ │ │ │ │ │
│ │территорий │ │ │ │ │ │ │
├──┼───────────────┼────────────┼───────────┼─────┼─────┼─────┼──────────────┤
│ │Итого │ │ 1496,9 │455,9│504,4│536,6│ │
└──┴───────────────┴────────────┴───────────┴─────┴─────┴─────┴──────────────┘