Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУВАНДЫКСКИЙ РАЙОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
(XXXI заседание II созыв)

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2008 г. № 368/243-СД

О целевой программе
"Борьба с природно-очаговыми инфекциями
в муниципальном образовании Кувандыкский район
на 2009 - 2011 гг."

Принято
Советом депутатов
муниципального образования
Кувандыкский район
Оренбургской области
от 29 октября 2008 г. № 368

На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" Совет депутатов муниципального образования Кувандыкский район
РЕШИЛ:

1. Утвердить целевую программу "Борьба с природно-очаговыми инфекциями в муниципальном образовании Кувандыкский район на 2009 - 2011 гг.".

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава
муниципального образования
Кувандыкский район
Оренбургской области
В.Н.СУКАЧ





Приложение
к решению
Совета депутатов
муниципального образования
Кувандыкский район
Оренбургской области
от 30 октября 2008 г. № 368/243-СД

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Борьба с природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями
в муниципальном образовании Кувандыкский район
на 2009 - 2011 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основание         Постановление главного государственного санитарного врача
для разработки    по Оренбургской области от 28.08.2008 № 13 "О мерах по
                  предупреждению заболеваний людей геморрагической
                  лихорадкой с почечным синдромом в Оренбургской области
                  осенью 2008 г." и решение областной санитарно-
                  противоэпидемической комиссии № 1 от 9 апреля 2008 года
                  "О ходе выполнения решения областной санитарно-
                  противоэпидемической комиссии № 2 от 30.08.2007 и
                  профилактике клещевого энцефалита среди населения
                  области"
Заказчик          Филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по
                  Оренбургской области в г. Кувандык, Кувандыкском районе,
                  Саракташском районе, Беляевском районе"

Разработчики      Филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по
                  Оренбургской области в г. Кувандык, Кувандыкском районе,
                  Саракташском районе, Беляевском районе",
                  Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
                  по Оренбургской области

Исполнители       Филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по
                  Оренбургской области в г. Кувандык, Кувандыкском районе,
                  Саракташском районе, Беляевском районе",
                  Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
                  по Оренбургской области,
                  редакция газеты "Новый путь", ГУ "Кувандыкское
             ветуправление"

Основная цель

1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения района по природно-очаговым инфекциям: ГЛПС. Недопущение групповой заболеваемости в организованных коллективах.
2. Защита населения города и района путем проведения таких мероприятий, как дератизация, дезинсекция, дезинфекция, текущий и предупредительный санитарный и эпидемиологический контроль, зоолого-паразитологические и лабораторные исследования, от переносчиков и резервуаров возбудителей инфекционных заболеваний - грызунов и насекомых по месту жительства и обитающих в открытых стациях.
3. Оказание эффективной лечебно-диагностической и лечебно-профилактической помощи населению района при возникновении случаев заболевания зоонозами.

Основные задачи

Для достижения поставленных целей программой предусмотрено решение следующих задач:
1. Разработка и определение основных принципов деятельности медицинской, санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб района с целью снижения уровня заболеваемости и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территориях с природной очаговостью.
2. Проведение комплекса эпизоотических, эпидемиологических, лабораторных, клинико-диагностических исследований по системе социально-экологического мониторинга с делением территории района по типу очага и показателям риска заражения.
3. Выработка и реализация методик оценки эпизоотической (грызуны, сельхозживотные) и эпидемиологической обстановки с целью прогноза ожидаемой ситуации по зоонозам (основанного на ретроспективном анализе соотношений активности очагов и показателей состояния окружающей среды): ГЛПС на территории района.
4. Снижение (сдерживание) численности ряда переносчиков и резервуаров инфекции (грызуны, насекомые и др.) до эпидемиологически безопасного уровня и временного уничтожения их микропопуляций в открытых стациях и на объектах.
5. Организация обучения групп повышенного риска заражения природно-очаговыми инфекциями и проведение санитарно-просветительной работы силами медицинской, ветеринарной и санитарной служб среди населения района. Совершенствование подготовки кадров.
6. Оптимизация санитарного надзора за организацией безопасной жизнедеятельности населения города и района, проведением лесотехнических, санитарных, ветеринарно-санитарных, общесанитарных мероприятий учреждениями различных форм собственности и частными лицами с учетом проживания (пребывания) людей на территории природного очага ГЛПС.

Срок реализации     2009 - 2011 годы

Источник            Местный бюджет, общий объем финансирования - 1496,9
финансирования      тыс. руб., в том числе по годам:
                    2009 - 455,9 тыс. руб.
                    2010 - 504,4 тыс. руб.
                    2011 - 536,6 тыс. руб.

Ожидаемые результаты

Реализация программы должна обеспечить улучшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости геморрагической лихорадки с почечным синдромом среди населения района, снижение (сдерживание) численности ряда переносчиков и резервуаров инфекции (грызуны, насекомые и др.) до эпидемиологически безопасного уровня и временного уничтожения их микропопуляции в открытых стациях и на объектах, укрепление материально-технической базы Кувандыкского филиала ФГУЗ.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В Кувандыкском районе на протяжении ряда лет отмечается ухудшение эпидемиологической ситуации по природно-очаговым и зооантропонозным инфекциям. Показатели заболеваемости ГЛПС в Оренбургской области в 2007 году составляли 10,6 на 100 тыс. населения, в Кувандыкском районе - 43,6 на 100 тыс. населения. Уровень заболеваемости населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) превышает среднеобластные показатели в 4,1 раза.
Ухудшение ситуации связано с тем, что территория города и района находятся в зоне воздействия активных природных очагов. В передаче природно-очаговых инфекций синантропные грызуны и грызуны, обитающие в открытых стациях, а также насекомые, клещи при определенных условиях (пространственное распространение, численность макро- и микропопуляций, ход течения эпизоотического и эпидемиологического процесса) играют важную роль. Природные очаги характеризуются неоднородным размещением в пространстве и выраженными колебаниями активности во времени. Для эффективной профилактики этих заболеваний необходима система научно обоснованных и территориально дифференцированных профилактических и противоэпидемических мероприятий. Хозяйственно-бытовая деятельность населения (особенно увлечение горожан огородничеством и садоводством) обусловила широкий контакт с природными очагами, в связи с чем риску заражения подвергаются разнообразные группы населения. Основными причинами поддержания напряженной ситуации по данным инфекциям на территории района являются:
1. Неблагополучная эпизоотическая обстановка по ГЛПС среди грызунов, мигрирующих в населенные пункты в поисках корма, в которую вовлекаются и синантропные грызуны, обитающие на данной территории.
2. Недостатки в организации жизнедеятельности населения на энзоотичных территориях (неудовлетворительное осуществление комплекса общесанитарных мероприятий на объектах и территории города и района: очистка территории, удаление отбросов, осуществлении мер по грызунонепроницаемости объектов и др.), несвоевременное (без учета эффективности) проведение дератизационных мероприятий и отказ от их проведения организациями, учреждениями, хозяйствами, частными предпринимателями по причине отсутствия денежных средств на эти цели.
3. Недостатки в организации медико-санитарного обеспечения населения по причине недостаточного финансирования (снижение количества точек многолетнего и разового наблюдения за численностью грызунов, возникновением среди них эпизоотий, пораженностью отдельных зверьков вирусами; ухудшение прогнозирования эпизоотической ситуации среди грызунов, диких животных и эпидемической ситуации среди населения в связи с уменьшением количества полевого материала и сокращением объема зоолого-паразитологических обследований; поздняя диагностика данных заболеваний в связи со слабой материально-технической базой лечебных учреждений).

Система программных мероприятий

Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер, направлены на решение конкретных задач, взаимосвязанных и сконцентрированных во времени, по ресурсам, исполнителям и финансовым средствам.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Выполнение мероприятий Программы позволит снизить темпы прироста заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, в том числе заболеваемости детей, минимизировать социально-экономические последствия, снизить смертность и увеличить продолжительность жизни населения района.

Система организации контроля

Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется администрацией муниципального образования Кувандыкский район, ход и результаты их выполнения рассматриваются на заседаниях Совета депутатов. Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на их реализацию.
Разработка и определение основных принципов деятельности медицинской, санитарной, ветеринарной и др. служб района с целью снижения уровня заболеваемости природно-очаговыми инфекциями и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях с природной очаговостью.
Государственная политика в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактики природно-очаговых заболеваний основывается на следующих принципах:
приоритетность вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по природно-очаговым инфекциям;
первоочередная государственная поддержка (налоговая, инвестиционная, кредитная, льготная) мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды и условий жизнедеятельности населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по зооантропонозам;
обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического, производственного и общественного контроля за соблюдением санитарного законодательства РФ на территории Кувандыкского района;
приоритетное финансирование гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия по природно-очаговым инфекциям и зооантропонозам.
Проведение комплекса эпизоотологических, эпидемиологических, лабораторных, клинико-диагностических исследований по системе социально-экологического мониторинга с делением территории по типу очага и показателям риска заражения.
Разработанные и внедренные в практику системы эпидемиологического надзора за зооантропонозными инфекциями требуют дальнейшего совершенствования. Для этого программой предусматривается:
совершенствование системы сбора статистических данных по эпиддиагностики зооантропонозов с целью повышения ее информативности и оперативности;
создание адекватной системы информационного обеспечения по этим вопросам учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы на районном уровне;
выработка и реализация методик оценки эпизоотической и эпидемиологической обстановки с целью прогноза ожидаемой ситуации по природно-очаговым и зооантропонозным инфекциям.
Прогнозирование ситуации по зоонозам, - общими для людей и животных, природно-очаговыми болезнями продолжает оставаться одной из актуальных задач практической медицины. Для эффективной профилактики зоонозов необходима система научно обоснованных и территориально дифференцированных противоэпидемических мероприятий. Прогнозирование активности очагов является первой стадией планирования мер специфической и неспецифической профилактики.
Методы прогнозирования на данном этапе в целом разработаны еще слабо. Полной проработанной системы методов оценки эпизоотической и эпидемической обстановки на государственном и региональном уровне еще нет.
Для восполнения этого пробела программой предусматривается:
изучение медико-географических (эпидемиологических, эпизоотических) описаний и др. материалов, определение задач и целей санитарно-эпидемиологической разведки в точках разового и многолетнего наблюдения. Определение целей, задач санитарно-эпидемиологической разведки конкретных населенных пунктов;
оценка эпизоотической и эпидемиологической ситуации на территории города и района с использованием современных методов моделирования природы, а также индикаторных подходов, опробованных в биологических и географических исследованиях.
Снижение (сдерживание) численности ряда переносчиков и резервуаров инфекции (грызуны, насекомые и др.) до эпидемиологически безопасного уровня и временного уничтожения их микропопуляции в открытых стациях и на объектах.
На территории района местами обитания различных переносчиков и резервуаров возбудителей инфекционных заболеваний, в т.ч. и природно-очаговых, служит как природная среда, так и антропогенный ландшафт, включая созданные человеком различные строения и сооружения в черте населенных пунктов и в открытой природе (дачи, сады-огороды, оздоровительные лагеря, полевые станы и др.). В целях сдерживания (снижения) численности переносчиков и резервуаров природно-очаговых инфекций программой предусматривается:
проведение ежегодной 2-туровой дератизации (по эпидпоказаниям) территории населенных пунктов, объектов, животноводческих комплексов, где зарегистрирована повышенная численность грызунов, удельный вес инфицированных особей зверьков - превышает эпидемиологически безопасный уровень, а также создание барьерных зон вокруг населенных пунктов, лагерей, домов отдыха, полевых станов шириной 300 - 500 метров перед их открытием;
проведение истребительных мероприятий (территория населенного пункта, объекты, животноводческие комплексы, барьерные зоны вокруг населенных пунктов и лагерей полевых станов) при возникновении 2-х и более случаев природно-очаговых инфекций, имеющих связь с конкретным участком территории населенного пункта, где произошло предполагаемое заражение (дератизация, дезинсекция);
проведение интегрированных интенсивных истребительных мероприятий в домах (квартирах) стойко заселенных грызунами, насекомыми - планово.
Совершенствование подготовки кадров, организация обучения населения из групп повышенного риска заражения природно-очаговыми инфекциями
Для реализации организационных, санитарно-эпидемиологических, лечебно-профилактических, ветеринарно-санитарных мероприятий по проблеме профилактики зооантропонозов и природно-очаговых инфекций первостепенное значение имеет улучшение подготовки кадров и обучение правилам жизнедеятельности на этих территориях населения и особенно лиц групп риска. В этих целях программой предусматривается:
подготовка и издание в 2009 - 2011 годах специальных учебных и методических материалов, тематических обзоров, бюллетеней по профилактике и диагностике зооантропонозов и природно-очаговых инфекций;
создание тематических радиопередач.
Укрепление материально-технической и лабораторной базы санитарной службы района. Создание районного резерва средств неспецифической профилактики.
За последние годы материально-техническая база санитарно-эпидемиологических, лечебно-профилактических, ветеринарных учреждений развивалась крайне медленными темпами. Возникли трудности в осуществлении комплекса ведущих мероприятий по профилактике природно-очаговых инфекций и их диагностики (дератизация, зоологопаразитологические обследования, лабораторная диагностика) по причине недостаточного финансирования.
Отсутствовали резервы материальных сил и средств на случай осложнения ситуации по этим болезням.
Для решения этих вопросов программой предусматривается:
обеспечение материально-технической базы Кувандыкского филиала ФГУЗ.
обеспечение медицинских работников средствами защиты, создание необходимых условий труда и производственной санитарии.
Управление, механизм реализации и финансирование программы
Эффективность реализации программы в значительной степени будет зависеть от постоянного контроля и комплексной оценки хода ее выполнения с последующей корректировкой, а также разработки и реализации программы с утверждением ее в администрации Кувандыкского района.
Программой предусмотрены:
назначение руководителей программы на территориальном уровне, организация консультативных советов при них;
проведение систематического мониторинга, независимой комплексной оценки реализации программы и при необходимости ее корректировки, разработка соответствующих критериев и методик. Финансирование программы из районного бюджета на весь период ее реализации предусмотрено в размере 1496,9 рублей.
Разработано технико-экономическое обоснование мероприятий согласно приложению.
Эти средства будут использованы для реализации разделов программы.
Реализация программных мероприятий будет проводиться во взаимодействии различных служб района, согласно приложению к программе.





Приложение
к программе

Перечень
мероприятий по снижению численности переносчиков
и резервуаров инфекций (грызуны, насекомые и др.)
до эпидемически безопасного уровня и временного уничтожения
их микропопуляции в открытых стациях и на объектах

┌──┬───────────────┬────────────┬───────────┬─────────────────┬──────────────┐
│№ │               │Исполнитель │ Стоимость │    Стоимость    │   Источник   │
│  │               │            │(тыс. руб.)│   (тыс. руб.)   │финансирования│
│  │               │            │   Всего   │ в т.ч. по годам │              │
│  │               │            │           ├─────┬─────┬─────┼──────────────┤
│  │               │            │           │2009 │2010 │2011 │              │
├──┼───────────────┼────────────┼───────────┼─────┼─────┼─────┼──────────────┤
│1 │       2       │     3      │     4     │  5  │  6  │  7  │      8       │
├──┼───────────────┼────────────┼───────────┼─────┼─────┼─────┼──────────────┤
│1.│Осуществление  │Кувандыкский│Согласно   │     │     │     │Местный бюджет│
│  │дератизационных│филиал ФГУЗ │объемов    │     │     │     │              │
│  │мер на         │            │выполненных│     │     │     │              │
│  │территории     │            │работ      │     │     │     │              │
│  │города и района│            │           │     │     │     │              │
│  │в 2 тура:      │            │           │     │     │     │              │
│  │- на площади   │            │  1496,9   │455,9│504,4│536,6│              │
│  │3090 тыс. кв. м│            │           │     │     │     │              │
│  │в 14 населенных│            │           │     │     │     │              │
│  │пунктах;       │            │           │     │     │     │              │
│  │- на площади   │            │           │     │     │     │              │
│  │6000 кв. м     │            │           │     │     │     │              │
│  │открытых       │            │           │     │     │     │              │
│  │территорий     │            │           │     │     │     │              │
├──┼───────────────┼────────────┼───────────┼─────┼─────┼─────┼──────────────┤
│  │Итого          │            │  1496,9   │455,9│504,4│536,6│              │
└──┴───────────────┴────────────┴───────────┴─────┴─────┴─────┴──────────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru