Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ТОЛЬЯТТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2004 года

Центральный районный суд г. Тольятти в составе председательствующего Панкратовой Т.В. при секретаре Пиксасовой С.Н., с участием прокурора Федорина В.М., представителя Тольяттинской городской Думы Смирновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Самарской области о признании недействующим правового акта,

установил:

Заместитель прокурора Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и общественных интересов о признании недействующими некоторых положений Устава г. Тольятти.
В судебном заседании Федорин В.М. заявление поддержал, отказавшись от признания недействующим п. 5 ст. 20 Устава, поскольку имеется решение суда по данному вопросу, и пояснив, что некоторые положения Устава г. Тольятти, принятого решением Тольяттинской городской Думы, не соответствуют действующему законодательству и подлежат признанию недействующими. Пункт 1 ст. 1 Устава, в котором определено понятие местного самоуправления в городе, противоречит п. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", поскольку в Уставе дано иное понятие, чем в Законе. Пункт 2 ст. 1 Устава противоречит п. 1 ст. 3 указанного Закона, поскольку в Уставе дан исчерпывающий перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, чем ограничиваются права граждан. Пункт 4 ст. 32 Устава противоречит Бюджетному кодексу, которым предусмотрено создание только целевых внебюджетных фондов, а Устав допускается формирование внебюджетных и валютных фондов. Статьи 79 и 89 Устава противоречат ст. 32 Бюджетного кодекса, устанавливающего принцип полноты отражения расходов бюджетов, а также ст. 41 БК РФ. Статья 88 Устава противоречит ст. ст. 41 - 46, 60, 62 БК РФ, поскольку в ней не учитываются доходы от кредитов, а также допускается получение доходов от займов и лотерей. Статья 45 Устава противоречит ст. 27 Закона Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области", ограничивая право граждан на осуществление местного самоуправления.
Представитель Тольяттинской городской Думы Смирнова Е.В. заявление признала в части несоответствия законодательству п.п. 1, 2 ст. 1 Устава. В остальной части требования не признала, полагая, что оспариваемые пункты соответствуют действующему законодательству. Полагает, что нет необходимости включать в Устав все положения Бюджетного кодекса РФ, поскольку в деятельности органы руководствуются не только Уставом, но и всем действующим законодательством.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Суд считает возможным принять отказ от требования о признании недействующим п. 5 ст. 20 Устава, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут признаны судом недействительными.
Пункт 1 ст. 1 Устава, в котором определено понятие местного самоуправления в городе, противоречит п. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", поскольку в Уставе дано иное понятие, чем в Законе, и подлежит признанию недействующим.
Пункт 2 ст. 1 Устава противоречит п. 1 ст. 3 указанного Закона, поскольку в Уставе дан исчерпывающий перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, чем ограничиваются права граждан и что противоречит законодательству, и подлежит признанию недействующим.
Пункт 4 ст. 32 Устава относит к компетенции мэра организацию работы по формированию городских внебюджетных и валютных фондов, что противоречит Бюджетному кодексу, который предусматривает возможность создания только целевых внебюджетных фондов, поэтому указанный пункт Устава подлежит признанию недействующим.
Из ст. 43 Устава видно, что в ст. 45 Устава речь идет об органе управления поселка в составе района в городе.
Согласно ст. 2 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" сельские населенные пункты в составе городских поселений не являются сельскими поселениями, также в данной статье дано понятие муниципального образования, и сельское поселение в составе городского поселения не отнесено к муниципальному образованию.
Суд считает, что ст. 45 Устава, который определяет порядок назначения главы поселковой администрации, не противоречит действующему законодательству и не нарушает ничьих прав, поскольку законодательством не предусмотрен порядок избрания (назначения) главы администрации населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием.
Пункт 5 ст. 27 Закона Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области", на который ссылается прокурор в обоснование своих требований, изменен и говорит о подотчетности выборных должностных лиц населению и представительному органу местного самоуправления, а не определяет порядок избрания главы администрации населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием.
По мнению прокурора, ст. 79 и ст. 89 Устава противоречат ст. 32 БК РФ, устанавливающей принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.
Суд считает, что указанные положения Устава не противоречат действующему законодательству и не нарушают чьи-либо законные права и интересы.
Ст. 79 Устава содержит понятие "финансовые ресурсы" и их состав, указывая, что финансовые ресурсы состоят из финансовых средств, получаемых на законных основаниях. Согласно ст. 2 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Кроме того, ст. 79 Устава не противоречит и ст. 41 БК РФ, который предусматривает виды доходов и не содержит исчерпывающего перечня доходов.
Статья 89 Устава, регулирующая дополнительные доходы бюджета и порядок их использования, также не противоречит ст. ст. 32, 41 БК РФ. В указанной норме говорится о профиците бюджета, т.е. о превышении доходов бюджета над его расходами. Бюджетный кодекс не содержит понятия "профицит бюджета", вместе с тем вопросы расходования профицита бюджета регламентированы ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ". Ст. 5 указанного Закона гарантирует право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местного бюджета, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов. Дума, являясь представительным органом местного самоуправления, в ст. 89 Устава определила порядок распоряжения данными денежными средствами. Кроме того, наличие дополнительных расходов не нарушает принципа полноты отражения доходов и расходов, поскольку из оспариваемой статьи не видно, что данные средства не отражаются в бюджете.
По мнению прокурора, ст. 88 Устава противоречит законодательству в части включения в доход местных бюджетов поступления от местных займов и лотерей, а также невключения в данную статью положений п. 3 ст. 41 БК РФ, что дает возможность данные доходы нигде не учитывать.
Суд считает, что указанная статья не противоречит действующему законодательству.
Законодательством предусмотрена возможность выпуска муниципальных займов и проведение лотерей. Включение доходов от проведения местных лотерей и размещения муниципальных займов в доход местного бюджета не противоречит БК РФ, в том числе ст. 41, которая не содержит исчерпывающего перечня видов доходов.
Отсутствие в оспариваемой статье Устава норм п. 3 ст. 41 БК РФ также не является противоречием законодательству, поскольку в своей деятельности органы представительной власти и органы местного самоуправления должны руководствоваться не только Уставом, но всем действующим законодательством, которое невозможно в полном объеме перенести в Устав города.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 252 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия п. 1, 2 ст. 1 Устава, п. 4 ст. 32 Устава г. Тольятти, утвержденного Решением Тольяттинской городской Думы № 243 от 22.05.1996 с последующими изменениями и дополнениями.
В остальной части отказать.
Обязать Тольяттинскую городскую Думу в десятидневный срок со дня вступления решения суда в силу опубликовать сообщение о принятом решении в средствах массовой информации, в которых был опубликован оспариваемый нормативный акт.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru