АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. по делу № А74-3718/2009
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2009 года.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кольмиллер Ю.Б.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "IP-Телеком", г. Саяногорск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
о признании незаконным и отмене Постановления от 25.08.2009 № 59-ккт по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Овчинников А.А., директор (решение единственного учредителя № 01 от 28.03.2007);
налогового органа: Приходько И.В. по доверенности от 26.03.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "IP-Телеком" (далее - ООО "IP-Телеком") обратилось Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) от 25.08.2009 № 59 по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО "IP-Телеком" поддержал требование, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. В подтверждение требования пояснил, что приходный кассовый ордер № 239 на сумму 8.310 руб. был составлен 15.07.2009 в день фактического получения выручки. Из-за отсутствия электроэнергии в этот день фискальный отчет с ККМ ОРИОН-100К снять не представлялось возможным. Сменный отчет № 545 на сумму 8310 руб. был снят в начале рабочего дня 16.07.2009 в 10 час. 39 мин. за предыдущий рабочий день (график работы предприятия с 10 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин.). Аналогичная ситуация сложилась по приходному ордеру № 245 от 23.07.2009 г. на сумму 11.600 руб. Сменный отчет № 551 на сумму 11.600 руб. был снят в начале рабочего дня 24.07.2009 в 10 час. 19 мин. Данные обстоятельства подтверждаются справкой об отсутствии электроэнергии за 15.07.2009 и 23.07.2009, сменными отчетами № 545 от 16.07.2009, № 551 от 24.07.2009.
Представитель налогового органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, сославшись на доводы, приведенные в отзыве. Пояснил, что за проверяемый период с 10.07.2009 по 10.08.2009 выявлено 2 случая неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу заявителя, что является нарушением требований пунктов 13, 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, и пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.1993 № 104. Допущенные в оспариваемом Постановлении опечатки (описки) исправлены сообщением об исправлении опечатки (описки) от 01.09.2009 № 03-24/14101. С учетом данного сообщения, дату вынесения Постановления № 59-ккт следует читать как 25.08.2009, а дату протокола № 59-ккт, указанную в постановлении, как 18.08.2009.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
ООО "IP-Телеком" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия 09.04.2007, о чем выдано свидетельство серии 19 № 000682750.
Поручением заместителя начальника налогового органа от 12.08.2009 № 216 заместителю начальника отдела оперативного контроля налогового органа поручено провести проверку применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, полноты оприходования кассовой выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг ООО "IP-Телеком" за период с 10.07.2009 по 10.08.2009.
18.08.2009 в ходе указанной проверки, проведенной по адресу: г. Саяногорск, ул. Пионерская, д. 7, Дом быта, 4 этаж, помещение № 14, в присутствии директора ООО "IP-Телеком" Овчинникова А.А., выявлено 2 случая неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу заявителя на сумму 16.760 руб., о чем составлен акт проверки полноты учета выручки от 18.08.2009 № 75. Акт проверки вручен директору ООО "IP-Телеком" Овчинникову А.А. в день его составления, что подтверждается соответствующей подписью.
18.08.2009 заместителем начальника отдела оперативного контроля налогового органа в присутствии директора ООО "IP-Телеком" Овчинникова А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 59-ккт о совершении заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В протоколе зафиксировано 2 случая неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу заявителя на сумму 16.750 руб. за период с 10.07.2009 по 10.08.2009, что является нарушением требований пунктов 13, 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, и пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.1993 № 104.
Протокол вручен директору ООО "IP-Телеком" Овчинникову А.А. в день составления, что подтверждается его подписью. В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.08.2009 в 10 час. 00 мин.
25.08.2009 начальником налогового органа вынесено Постановление № 59-ккт, которым за вышеуказанные действия (бездействие) заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 руб.
При изготовлении текста постановления налоговым органом допущены опечатки (описки) в указании даты постановления и даты протокола об административном правонарушении. Данные опечатки исправлены сообщением об исправлении опечатки (описки) от 01.09.2009 № 03-24/14101, согласно которому дату вынесения Постановления № 59-ккт следует читать как 25.08.2009, а дату протокола № 59-ккт, указанную в Постановлении, как 18.08.2009.
Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель в установленный законом срок оспорил его в арбитражном суде.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в предмет доказывания входят обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения, наличии соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, и законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Закона, осуществляют контроль за полнотой учета выручки указанными лицами, проверяют документы, связанные с применением указанными лицами контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводят проверки выдачи указанными лицами кассовых чеков, а также налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на лиц, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом ФНС России от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" установлено, что протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять, в том числе, заместитель начальника отдела, должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня.
Таким образом, должностные лица налогового органа провели проверку, составили протокол об административном правонарушении и рассмотрели дело об административном правонарушении в пределах полномочий, предоставленных указанными выше нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктами 3, 13, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пункты 11, 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных Центральным банком Российской Федерации и Госналогслужбой Российской Федерации 18.08.1993 N№ 51, ВЗ-6-13/272, и пункты 6.1, 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации 30.08.1993 № 104, устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка). Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в книгу кассира-операциониста. По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
При расхождении фактическая сумма выручки определяется путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), представитель администрации с кассиром должен выяснить причину расхождений. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы книги кассира-операциониста. По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает ежедневное оприходование денежных средств в кассу предприятия, то есть совершение определенных действий по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления.
Как видно из материалов дела, в том числе из кассовых отчетов, сводного реестра полноты учета выручки предприятия - расчет оприходования наличных денежных средств (приложение к акту проверки от 18.08.2009 № 75), книги кассира-операциониста (кассовая книга), приходных кассовых ордеров за период с 10.07.2009 по 10.08.2009, квитанций к приходным кассовым ордерам за период с 10.07.2009 по 10.08.2009, налоговый орган при проведении проверки установил 2 случая неоприходования денежных средств в кассу заявителя за период с 10.07.2009 по 10.08.2009 на общую сумму 16.750 руб.
Так, 15.07.2009 заявителю поступили наличные денежные средства в виде абонентской платы в сумме 8.310 руб. Их прием оформлен приходным кассовым ордером и квитанцией к нему от 15.07.2009 № 239 на сумму 8.310 руб. В кассу заявителя данная сумма 15.07.2009 оприходована не была. В книгу кассира-операциониста (кассовая книга) указанная сумма внесена 16.07.2009. Через кассовый аппарат данная сумма пробита также 16.07.2009, о чем свидетельствует кассовый отчет за 16.07.2009.
23.07.2009 заявителю поступили наличные денежные средства в виде абонентской платы в сумме 11.600 руб. Их прием оформлен приходным кассовым ордером и квитанцией к нему от 23.07.2009 № 245 на сумму 11.600 руб. В кассу заявителя данная сумма 23.07.2009 оприходована не была. В книгу кассира-операциониста (кассовая книга) указанная сумма внесена 24.07.2009. Через кассовый аппарат данная сумма пробита также 24.07.2009, о чем свидетельствует кассовый отчет за 24.07.2009.
Таким образом, наличие в действиях ООО "IP-Телеком" объективной стороны вменяемого правонарушения является доказанным.
Арбитражный суд, проверив соблюдение налоговым органом требований КоАП РФ в отношении порядка привлечения заявителя к административной ответственности, пришел к следующим выводам.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора ООО "IP-Телеком" Овчинникова А.А. и вручен ему в момент составления. Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения административного дела директор заявителя извещен надлежащим образом путем указания данных сведений в протоколе.
Оспариваемое Постановление вынесено в присутствии директора заявителя и вручено ему в день вынесения. Постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Оспариваемое Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, налоговым органом соблюдены порядок привлечения заявителя к административной ответственности и гарантии лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование невозможности соблюдения Порядка ведения кассовых операций заявитель ссылается на отсутствие электроэнергии в дни фактического получения выручки. В связи с этим, фискальные отчеты с ККМ ОРИОН-100К снять не представлялось возможным. Сменные отчеты за предыдущий рабочий день были сняты в начале следующего рабочего дня. В подтверждение данных обстоятельств заявителем представлена справка общества с ограниченной ответственностью "Глория" (далее - ООО "Глория") от 20.08.2009 № 24, согласно которой в арендованном ООО "IP-Телеком" помещении по адресу: г. Саяногорск, ул. Пионерская, д. 7, офис 4-14, 15.07.2009 в период с 16 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. и 23.07.2009 в период с 18 час. 00 мин. до 20 час. 30 мин. имели место перебои с электроэнергией в связи с проведением работ по замене линии электроснабжения данного помещения.
Арбитражный суд исследовал представленную заявителем справку ООО "Глория" от 20.08.2009 № 24 и пришел к выводу о том, что она не может служить доказательством отсутствия в действиях заявителя состава спорного правонарушения. Так, ООО "Глория" является арендодателем помещения, арендуемого заявителем, в котором проводилась проверка. Поскольку названные лица являются взаимосвязанными, к справке ООО "Глория" следует относиться критически. Кроме того, ООО "Глория" не является специализированной организацией, уполномоченной проводить электротехнические работы и выдавать соответствующие справки.
Кроме того, арбитражный суд учитывает, что отсутствие электроэнергии 15.07.2009 и 23.07.2009 не препятствовало заявителю учесть поступление наличных денег в книге кассира-операциониста (кассовой книге), чего сделано не было.
Кассовые отчеты № 545 от 16.07.2009 и № 551 от 24.07.2009, на которые ссылается заявитель, свидетельствуют об оприходовании в кассу 16.07.2009 и 24.07.2009 наличных денежных средств, полученных 15.07.2009 и 23.07.2009. То есть данные документы подтверждают совершение заявителем спорного правонарушения.
Доводы заявителя и представленные им документы не свидетельствуют о применении им мер, направленных на соблюдение требований, предусмотренных Порядком ведения кассовых операций. То есть действия заявителя, выразившиеся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, являются виновными.
Допущенные в оспариваемом Постановлении опечатки (описки) исправлены налоговым органом сообщением об исправлении опечатки (описки) от 01.09.2009 № 03-24/14101, не затрагивают содержание постановления и не привели к ущемлению прав заявителя.
Таким образом, налоговым органом доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 15.1 КоАП РФ.
Оспариваемым Постановлением заявителю назначено минимальное наказание по статье 15.1 КоАП.
Принимая во внимание неоднократность совершения заявителем правонарушения, выразившегося в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, в течение сравнительно короткого периода времени (с 10.07.2009 по 10.08.2009), характер правонарушения, имеющего заведомую направленность на пренебрежение установленными законодательством правилами, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражный суд полагает, что основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения в рассматриваемом случае отсутствуют.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемое Постановление налогового органа по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным. В связи с этим, учитывая положения части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования заявителя следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "IP-Телеком", расположенного в г. Саяногорске, ул. Индустриальная, 23Н, свидетельство от 09.04.2007 серии 19 № 000682750, о признании незаконным и отмене Постановления Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия от 25.08.2009 № 59-ккт по делу об административном правонарушении, принятого в г. Саяногорске, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Е.В.КАСПИРОВИЧ