Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. по делу № А74-3718/2009

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2009 года.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кольмиллер Ю.Б.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "IP-Телеком", г. Саяногорск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
о признании незаконным и отмене Постановления от 25.08.2009 № 59-ккт по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Овчинников А.А., директор (решение единственного учредителя № 01 от 28.03.2007);
налогового органа: Приходько И.В. по доверенности от 26.03.2009.

Общество с ограниченной ответственностью "IP-Телеком" (далее - ООО "IP-Телеком") обратилось Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) от 25.08.2009 № 59 по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель ООО "IP-Телеком" поддержал требование, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. В подтверждение требования пояснил, что приходный кассовый ордер № 239 на сумму 8.310 руб. был составлен 15.07.2009 в день фактического получения выручки. Из-за отсутствия электроэнергии в этот день фискальный отчет с ККМ ОРИОН-100К снять не представлялось возможным. Сменный отчет № 545 на сумму 8310 руб. был снят в начале рабочего дня 16.07.2009 в 10 час. 39 мин. за предыдущий рабочий день (график работы предприятия с 10 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин.). Аналогичная ситуация сложилась по приходному ордеру № 245 от 23.07.2009 г. на сумму 11.600 руб. Сменный отчет № 551 на сумму 11.600 руб. был снят в начале рабочего дня 24.07.2009 в 10 час. 19 мин. Данные обстоятельства подтверждаются справкой об отсутствии электроэнергии за 15.07.2009 и 23.07.2009, сменными отчетами № 545 от 16.07.2009, № 551 от 24.07.2009.
Представитель налогового органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, сославшись на доводы, приведенные в отзыве. Пояснил, что за проверяемый период с 10.07.2009 по 10.08.2009 выявлено 2 случая неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу заявителя, что является нарушением требований пунктов 13, 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, и пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.1993 № 104. Допущенные в оспариваемом Постановлении опечатки (описки) исправлены сообщением об исправлении опечатки (описки) от 01.09.2009 № 03-24/14101. С учетом данного сообщения, дату вынесения Постановления № 59-ккт следует читать как 25.08.2009, а дату протокола № 59-ккт, указанную в постановлении, как 18.08.2009.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
ООО "IP-Телеком" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия 09.04.2007, о чем выдано свидетельство серии 19 № 000682750.
Поручением заместителя начальника налогового органа от 12.08.2009 № 216 заместителю начальника отдела оперативного контроля налогового органа поручено провести проверку применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, полноты оприходования кассовой выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг ООО "IP-Телеком" за период с 10.07.2009 по 10.08.2009.
18.08.2009 в ходе указанной проверки, проведенной по адресу: г. Саяногорск, ул. Пионерская, д. 7, Дом быта, 4 этаж, помещение № 14, в присутствии директора ООО "IP-Телеком" Овчинникова А.А., выявлено 2 случая неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу заявителя на сумму 16.760 руб., о чем составлен акт проверки полноты учета выручки от 18.08.2009 № 75. Акт проверки вручен директору ООО "IP-Телеком" Овчинникову А.А. в день его составления, что подтверждается соответствующей подписью.
18.08.2009 заместителем начальника отдела оперативного контроля налогового органа в присутствии директора ООО "IP-Телеком" Овчинникова А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 59-ккт о совершении заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В протоколе зафиксировано 2 случая неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу заявителя на сумму 16.750 руб. за период с 10.07.2009 по 10.08.2009, что является нарушением требований пунктов 13, 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, и пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.1993 № 104.
Протокол вручен директору ООО "IP-Телеком" Овчинникову А.А. в день составления, что подтверждается его подписью. В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.08.2009 в 10 час. 00 мин.
25.08.2009 начальником налогового органа вынесено Постановление № 59-ккт, которым за вышеуказанные действия (бездействие) заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 руб.
При изготовлении текста постановления налоговым органом допущены опечатки (описки) в указании даты постановления и даты протокола об административном правонарушении. Данные опечатки исправлены сообщением об исправлении опечатки (описки) от 01.09.2009 № 03-24/14101, согласно которому дату вынесения Постановления № 59-ккт следует читать как 25.08.2009, а дату протокола № 59-ккт, указанную в Постановлении, как 18.08.2009.
Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель в установленный законом срок оспорил его в арбитражном суде.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в предмет доказывания входят обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения, наличии соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, и законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Закона, осуществляют контроль за полнотой учета выручки указанными лицами, проверяют документы, связанные с применением указанными лицами контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводят проверки выдачи указанными лицами кассовых чеков, а также налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на лиц, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом ФНС России от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" установлено, что протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять, в том числе, заместитель начальника отдела, должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня.
Таким образом, должностные лица налогового органа провели проверку, составили протокол об административном правонарушении и рассмотрели дело об административном правонарушении в пределах полномочий, предоставленных указанными выше нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктами 3, 13, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пункты 11, 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных Центральным банком Российской Федерации и Госналогслужбой Российской Федерации 18.08.1993 N№ 51, ВЗ-6-13/272, и пункты 6.1, 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации 30.08.1993 № 104, устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка). Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в книгу кассира-операциониста. По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
При расхождении фактическая сумма выручки определяется путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), представитель администрации с кассиром должен выяснить причину расхождений. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы книги кассира-операциониста. По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает ежедневное оприходование денежных средств в кассу предприятия, то есть совершение определенных действий по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления.
Как видно из материалов дела, в том числе из кассовых отчетов, сводного реестра полноты учета выручки предприятия - расчет оприходования наличных денежных средств (приложение к акту проверки от 18.08.2009 № 75), книги кассира-операциониста (кассовая книга), приходных кассовых ордеров за период с 10.07.2009 по 10.08.2009, квитанций к приходным кассовым ордерам за период с 10.07.2009 по 10.08.2009, налоговый орган при проведении проверки установил 2 случая неоприходования денежных средств в кассу заявителя за период с 10.07.2009 по 10.08.2009 на общую сумму 16.750 руб.
Так, 15.07.2009 заявителю поступили наличные денежные средства в виде абонентской платы в сумме 8.310 руб. Их прием оформлен приходным кассовым ордером и квитанцией к нему от 15.07.2009 № 239 на сумму 8.310 руб. В кассу заявителя данная сумма 15.07.2009 оприходована не была. В книгу кассира-операциониста (кассовая книга) указанная сумма внесена 16.07.2009. Через кассовый аппарат данная сумма пробита также 16.07.2009, о чем свидетельствует кассовый отчет за 16.07.2009.
23.07.2009 заявителю поступили наличные денежные средства в виде абонентской платы в сумме 11.600 руб. Их прием оформлен приходным кассовым ордером и квитанцией к нему от 23.07.2009 № 245 на сумму 11.600 руб. В кассу заявителя данная сумма 23.07.2009 оприходована не была. В книгу кассира-операциониста (кассовая книга) указанная сумма внесена 24.07.2009. Через кассовый аппарат данная сумма пробита также 24.07.2009, о чем свидетельствует кассовый отчет за 24.07.2009.
Таким образом, наличие в действиях ООО "IP-Телеком" объективной стороны вменяемого правонарушения является доказанным.
Арбитражный суд, проверив соблюдение налоговым органом требований КоАП РФ в отношении порядка привлечения заявителя к административной ответственности, пришел к следующим выводам.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора ООО "IP-Телеком" Овчинникова А.А. и вручен ему в момент составления. Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения административного дела директор заявителя извещен надлежащим образом путем указания данных сведений в протоколе.
Оспариваемое Постановление вынесено в присутствии директора заявителя и вручено ему в день вынесения. Постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Оспариваемое Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, налоговым органом соблюдены порядок привлечения заявителя к административной ответственности и гарантии лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование невозможности соблюдения Порядка ведения кассовых операций заявитель ссылается на отсутствие электроэнергии в дни фактического получения выручки. В связи с этим, фискальные отчеты с ККМ ОРИОН-100К снять не представлялось возможным. Сменные отчеты за предыдущий рабочий день были сняты в начале следующего рабочего дня. В подтверждение данных обстоятельств заявителем представлена справка общества с ограниченной ответственностью "Глория" (далее - ООО "Глория") от 20.08.2009 № 24, согласно которой в арендованном ООО "IP-Телеком" помещении по адресу: г. Саяногорск, ул. Пионерская, д. 7, офис 4-14, 15.07.2009 в период с 16 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. и 23.07.2009 в период с 18 час. 00 мин. до 20 час. 30 мин. имели место перебои с электроэнергией в связи с проведением работ по замене линии электроснабжения данного помещения.
Арбитражный суд исследовал представленную заявителем справку ООО "Глория" от 20.08.2009 № 24 и пришел к выводу о том, что она не может служить доказательством отсутствия в действиях заявителя состава спорного правонарушения. Так, ООО "Глория" является арендодателем помещения, арендуемого заявителем, в котором проводилась проверка. Поскольку названные лица являются взаимосвязанными, к справке ООО "Глория" следует относиться критически. Кроме того, ООО "Глория" не является специализированной организацией, уполномоченной проводить электротехнические работы и выдавать соответствующие справки.
Кроме того, арбитражный суд учитывает, что отсутствие электроэнергии 15.07.2009 и 23.07.2009 не препятствовало заявителю учесть поступление наличных денег в книге кассира-операциониста (кассовой книге), чего сделано не было.
Кассовые отчеты № 545 от 16.07.2009 и № 551 от 24.07.2009, на которые ссылается заявитель, свидетельствуют об оприходовании в кассу 16.07.2009 и 24.07.2009 наличных денежных средств, полученных 15.07.2009 и 23.07.2009. То есть данные документы подтверждают совершение заявителем спорного правонарушения.
Доводы заявителя и представленные им документы не свидетельствуют о применении им мер, направленных на соблюдение требований, предусмотренных Порядком ведения кассовых операций. То есть действия заявителя, выразившиеся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, являются виновными.
Допущенные в оспариваемом Постановлении опечатки (описки) исправлены налоговым органом сообщением об исправлении опечатки (описки) от 01.09.2009 № 03-24/14101, не затрагивают содержание постановления и не привели к ущемлению прав заявителя.
Таким образом, налоговым органом доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 15.1 КоАП РФ.
Оспариваемым Постановлением заявителю назначено минимальное наказание по статье 15.1 КоАП.
Принимая во внимание неоднократность совершения заявителем правонарушения, выразившегося в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, в течение сравнительно короткого периода времени (с 10.07.2009 по 10.08.2009), характер правонарушения, имеющего заведомую направленность на пренебрежение установленными законодательством правилами, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражный суд полагает, что основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения в рассматриваемом случае отсутствуют.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемое Постановление налогового органа по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным. В связи с этим, учитывая положения части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования заявителя следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "IP-Телеком", расположенного в г. Саяногорске, ул. Индустриальная, 23Н, свидетельство от 09.04.2007 серии 19 № 000682750, о признании незаконным и отмене Постановления Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия от 25.08.2009 № 59-ккт по делу об административном правонарушении, принятого в г. Саяногорске, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья
Е.В.КАСПИРОВИЧ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru