Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2009 года

ПО ДЕЛУ № 09-01-10-04/313-ВО
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии, состоявшемся 21.10.2009.
Рассмотрев материалы дела № 09-01-10-04/313-ВО о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Суровикиномежрайгаз" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия установила:
10.07.2009 в УФАС по Волгоградской области поступило заявление администрации Суровикинского района на действия ОАО "Суровикиномежрайгаз", заключающиеся в навязывании гражданам невыгодных условий договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) жилого дома. В администрацию Суровикинского района поступают многочисленные обращения граждан - потребителей газа, которые не согласны с предлагаемыми ОАО "Суровикиномежрайгаз" условиями договоров на ТО ВДГО, в частности:
- 100-процентной оплатой неоказанных услуг;
- взимание платы за техническое обслуживание счетчика, которое согласно технической документации проводится не должно.
21.07.2009 Управление направило запрос № 04-16/3828 главе администрации Суровикинского муниципального района, в связи с чем был получен ответ № 1204 от 03.08.3009.
Представлен договор № 88 от 10.04.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жилого дома, заключенный между ОАО "Суровикиномежрайгаз" и гражданином Зарецким В.А. Договор заключен с протоколом разногласий по п. 3.1, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.4, п. 5.2, а также разногласий по оформлению сметы.
30.04.2009 ОАО "Суровикиномежрайгаз" направило ответ Зарецкому В.А. (исх. № 206), согласно которому общество отказалось принимать оплату от Зарецкого В.А. за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования по факту выполнения работ.
Прокурор Суровикинского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц. Решением от 29.05.2009 Суровикинский районный суд Волгоградской области обязал ОАО "Суровикиномежрайгаз" внести изменения в п. 5.2 договора (договора присоединения) на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жилого дома в части оплаты аванса в размере 100% годовой стоимости услуг и привести договор на оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Отделом экономического анализа Управления проведен предварительный анализ состояния и оценки конкурентной среды (служебная записка № 622 от 01.09.2009). Согласно выводам аналитического отчета ОАО "Суровикиномежрайгаз" является единственной специализированной организацией, имеющей право на оказание услуг по ТО ВДГО в границах Суровикинского района. Таким образом, предположительно доля ОАО "Суровикиномежрайгаз" составляет 100%. Следовательно, имеются признаки доминирующего положения у ОАО "Суровикиномежрайгаз" на рынке услуг по ТО ВДГО в границах Суровикинского района.
В связи с изложенными обстоятельствами Определением от 2 сентября 2009 года было возбуждено настоящее дело о нарушении ОАО "Суровикиномежрайгаз" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2009, выразившемся в действиях занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, а именно:
1. Отказ ОАО "Суровикиномежрайгаз" внести изменения в п. 5.2 договора № 88 в части оплаты услуги после ее оказания.
2. Взимание платы за техническое обслуживание счетчика, которое согласно эксплуатационной документации изготовителя проводиться не должно (п. 4.2).
На заседании Комиссии 17.09.2009 и в письменных объяснениях представитель ОАО "Суровикиномежрайгаз" факт нарушения не признал и пояснил следующее:
"В отношении общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 Закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг). ОАО "Суровикиномежрайгаз" не занимает доминирующего положения на рынке услуг по ТО ВДГО. Следовательно, ОАО "Суровикиномежрайгаз" не является субъектом правонарушения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно определению УФАС по Волгоградской области заявителем был представлен договор № 88 от 10.04.2009, заключенный между обществом и Зарецким В.А.
Данный вывод не соответствует действительности. Договор № 88 от 10.04.2009 не заключен, о чем свидетельствует отсутствие подписи Зарецкого В.А. в указанном договоре.
Кроме того, Зарецкий В.А. направил в ОАО "Суровикиномежрайгаз" протокол разногласий к проекту договора № 88 от 10.04.2009.
Согласно ст. 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является ее акцептом. Следовательно, договор № 88 от 10.04.2009 не заключен ввиду отсутствия акцепта В.А. Зарецким.
В тоже время между ОАО "Суровикиномежрайгаз" и В.А Зарецким заключен договор № 318 от 13.07.2009 на оказание услуг по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению.
Согласно пункту 5.2 договора абонент оплачивает исполнителю стоимость фактически оказанных услуг в момент оказания услуг в соответствии с настоящим договором.
Как видно из п. 5.2 договора № 318, в договоре нет условия 100-процентной предоплаты неоказанных услуг.
Таким образом, администрация Суровикинского района Волгоградской области безосновательно заявила о наличии в договоре, заключенном между ОАО "Суровикиномежрайгаз" и В.А. Зарецким, условия о 100-процентной предоплате. Утверждение заявителя о том, что ОАО "Суровикиномежрайгаз" отказалось принимать оплату от Зарецкого В.А. за ТО ВДГО по факту выполненных работ, не соответствует действительности. Письмо от 30.04.2009 № 206 не содержит в себе отказа принимать оплату, как и какого-либо другого отказа. Кроме того, указанное письмо является частью переписки по условиям договора № 88, который не был заключен, и не относится к взаимоотношениям В.А. Зарецкого и ОАО "Суровикиномежрайгаз" по техническому обслуживанию ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению.
Таким образом, не соответствуют действительности факты, изложенные в заявлении администрации Суровикинского района Волгоградской области, послужившие основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Суровикиномежрайгаз". Следовательно, нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.".
Кроме того, ОАО "Суровикиномежрайгаз" просило учесть тот факт, что "по состоянию на 19.10.2009 в Суровикинском районе газифицировано 6308 частных домов и квартир, из них заключили договоры на техническое обслуживание ВДГО 1880. Как видно из количества газифицированных подворий и числа заключенных договоров на ТО ВДГО, доля ОАО "Суровикиномежрайгаз" на рынке технического обслуживания внутридомового газового оборудования составляет 29,8%. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%".
Присутствующий на заседании Комиссии 21.10.2009 представитель администрации Суровикинского района поддержал свои требования, изложенные в заявлении, и добавил следующее: "с марта 2009 года в администрацию Суровикинского района стали массово поступать устные и письменные обращения жителей г. Суровикино на действия ОАО "Суровикиномежрайгаз" об обязательном заключении договора на ТО ВДГО со 100-процентной оплатой неоказанной услуги по техническому обслуживанию ВДГО. Однако ОАО "Суровикиномежрайгаз" отказывается вносить изменения в договоры, что подтверждается многочисленными обращениями граждан в отдел по защите прав потребителей (протокол заседания Комиссии от 21.10.2009, письмо исх. № 1204 от 03.08.2009)".
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав доводы сторон, исследовав доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, Управлением был подготовлен аналитический отчет № 759 от 21.10.2009 по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, присоединенного к сетям, эксплуатируемым ОАО "Суровикиномежрайгаз" в границах Суровикинского и Чернышковского муниципальных районов Волгоградской области.
Согласно выводам аналитического отчета № 759 от 21.10.2009 в границах расположения ВДГО, присоединенного к газовым сетям, эксплуатируемым ОАО "Суровикиномежрайгаз", кроме ОАО "Суровикиномежрайгаз" не выявлено иных организаций, оказывающих услуги по ТО ВДГО. Таким образом, выявилась единственная организация, предоставляющая услуги по ТО ВДГО на территории нахождения ВДГО жителей Суровикинского и Чернышковского муниципальных районов, - ОАО "Суровикиномежрайгаз".
В соответствии с данными аналитического отчета и имеющимися в деле материалами Комиссия признала общество доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по техническому и аварийному обслуживанию ВДГО в границах Суровикинского и Чернышковского муниципальных районов Волгоградской области с долей 100%.
Согласно п. 4 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим. Подобных доказательств ОАО "Суровикиномежрайгаз" не представило.
2. В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно п. 93 Постановления Правительства от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а не Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549 утвержден Порядок поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с п. 95 указанного порядка газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией. Специализированная организация - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы (п. 3 Порядка поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан).
В соответствии с п. "к" п. 21 Порядка абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Для заключения договора на поставку газа с газоснабжающей организацией необходимо приложить копию договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (пп. "к" п. 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан), в противном случае в заключении договора будет отказано (пп. "б" п. 13 Правил), отсутствие указанного договора является основанием для приостановления поставки газа потребителю (пп. "е" п. 45 Правил).
Соответственно, нормативно закреплена обязанность потребителя газа обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования, нести бремя его содержания, в том числе путем заключения договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.
Согласно Постановлению Правительства № 549 от 21.07.2008 методологическое обеспечение деятельности по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В связи с этим УФАС по Волгоградской области направляло запрос (исх. № 04-16/4852 от 13.12.2008) в отдел газового надзора Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору, который предоставил перечень организаций, осуществляющих ТО ВДГО на территории Волгоградской области (письмо от 30.12.2008 № 01/3778). Одной из таких организаций является ОАО "Суровикиномежрайгаз".
На заседании Комиссии представитель ОАО "Суровикиномежрайгаз" подтвердил тот факт, что ОАО "Суровикиномежрайгаз" является специализированной организацией, правомочной осуществлять техническое обслуживание ВДГО. Иные организации, осуществляющие данный вид услуги на соответствующей территории, обществом не названы (протокол от 17.09.2009).
Следовательно, у потребителей газа, проживающих на территории Суровикинского и Чернышковского районов, нет возможности осуществить выбор иной организации, осуществляющей техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение.
3. Довод ответчика относительно того, что ОАО "Суровикиномежрайгаз" не навязывало невыгодных для Зарецкого В.А. условий договора № 88 от 10.04.2009, поскольку:
- договор № 88 от 10.04.2009 не заключен, о чем свидетельствует отсутствие подписи Зарецкого В.А. в указанном договоре;
- Зарецкий В.А. направил в ОАО "Суровикиномежрайгаз" протокол разногласий к проекту договора № 88 от 10.04.2009. Согласно ст. 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является ее акцептом. Следовательно, договор № 88 от 10.04.2009 не заключен ввиду отсутствия акцепта А.В. Зарецким,
отклоняется Комиссией по следующим основаниям:
1. 30.03.2009 Зарецкий В.А. обратился в ОАО "Суровикиномежрайгаз" с заявлением о заключении договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Зарецкому В.А. был представлен договор № 88 от 10.04.2009 на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жилого дома. Не согласившись с предлагаемыми обществом условиями договора, Зарецкий В.А. направил протокол разногласий от 17.04.2009. ОАО "Суровикиномежрайгаз" в письме № 206 от 30.04.2009 отказало Зарецкому В.А. внести изменения в п. 5.2 договора.
Зарецкий В.А. предлагал оплачивать исполнителю стоимость выполненных работ согласно акту в течение 10 календарных дней после предъявления исполнителем согласованной с заказчиком суммы выполненной работы; продлить срок гарантийных обязательств с 6 месяцев до 12 месяцев; исключить п. 4.2 "Проверка показаний счетчика и снятие контрольных показаний". Пункт 4.2 договора № 88 от 10.04.2009 ОАО "Суровикиномежрайгаз" исключило из текста договора.
2. На заседании Комиссии 21.10.2009 представитель администрации Суровикинского района пояснил, что в связи с тем, что прокуратура Суровикинского района подала иск в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "Суровикиномежрайгаз" об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей на основании того, что прокурорской проверкой выявлены нарушения, заключающиеся во взимании ОАО "Суровикиномежрайгаз" с граждан, заключающих с обществом договор на ТО ВДГО, аванса в размере 100% годовой стоимости услуг, рассмотрение спора о заключаемом договоре № 88 от 10.04.2009 с Зарецким В.А. было передано на разрешение суда, где гражданин выступал в качестве свидетеля.
Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением от 29.05.2009 Суровикинский районный суд установил, что прокуратура выявила нарушения законодательства о защите прав потребителей. В п. 5.2 типового договора на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жилого дома, заключаемого между ОАО "Суровикиномежрайгаз" и гражданами, указано, что абонент оплачивает исполнителю аванс в размере 100% годовой стоимости услуг в течение 10 дней с момента подписания договора, а при продлении срока действия договора - до первого числа месяца года, следующего за отчетным.
В соответствии с ч. 1 ст. 428 ГК РФ договор на ТО ВДГО является договором присоединения, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах или и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Суд установил, что собственник жилого дома, выполняя обязанность по заключению договора на ТО ВДГО, обращаясь к ОАО "Суровикиномежрайгаз", фактически являющейся единственной специализированной организацией на территории Суровикинского и Чернышковского районов, оказывающей данную услуг, вынужден заключать договор, присоединяясь к его условиям, которые определены ответчиком и в части оплаты услуги противоречат требованиям ст. 735 ГК РФ.
Условия договора на ТО ВДГО разработаны ОАО "Суровикиномежрайгаз" в типовом договоре, условия договора, предлагаемого к заключению всем абонентам, идентичны, изменения вносятся только в приложение - количество и описание обслуживаемых объектов. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заключаемый ОАО "Суровикиномежрайгаз" договор на ТО ВДГО является договором присоединения.
Также суд пришел к выводу о том, что ОАО "Суровикиномежрайгаз" отказало Зарецкому В.А. согласовать внесение изменений в п. 5.2 договора № 88.
Согласно п. 2 ст. 37 ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после принятия потребителем. И лишь с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. Соответственно, действия ОАО "Суровикиномежрайгаз" противоречат действующему законодательству в части понуждения абонентов к заключению договоров на ТО ВДГО.
Волгоградский областной суд кассационным определением от 20.08.2009 оставил решение суда первой инстанции в законной силе.
В рамках рассмотрения настоящего дела ОАО "Суровикиномежрайгаз" представило договоры на ТО ВДГО, заключенные с гражданами до 01.07.2009. Все представленные договоры, заключенные ОАО "Суровикиномежрайгаз" с населением Суровикинского и Чернышковского районов, содержат аналогичные условия. Во всех договорах на оказание услуг по ТО ВДГО жилого дома предусмотрена 100-процентная предоплата неоказанной услуги. Представитель ОАО "Суровикиномежрайгаз" на заседании Комиссии 21.10.2009 отметил, что в заключаемых в настоящее время обществом договорах на ТО ВДГО предусмотрено четыре формы оплаты услуги по ТО ВДГО. Такую форму договора ОАО "Суровикиномежрайгаз" применяет с июля 2009 года (протокол заседания Комиссии от 21.10.2009).
Согласно Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 № 239. Согласно п. 17 указанного Порядка обслуживание приборов учета газа производится в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителей.
Во всех представленных ОАО "Суровикиномежрайгаз" договорах, заключенных до 01.07.2009, предусмотрена плата за техническое обслуживание бытового газового счетчика. Между тем подтверждения необходимости включения в договор данного условия не представлено. В ответ на запрос от 21.07.2009 № 04-16/3828 администрация Суровикинского района представила паспорта счетчиков газа мембранного типа МКМ G (4; 6), типа ВК G (1,6; 2,5; 4), типа ВК Т G (1,6; 2,5; 4) с температурной компенсацией, которые установлены у жителей Суровикинского района. Согласно п. 7 паспорта производство технического обслуживания счетчик не требует.
Таким образом, в случае отсутствия прямого указания в технической документации о необходимости технического обслуживания бытового газового счетчика специализированная организация не вправе взимать стоимость технического обслуживания бытового газового счетчика.
ОАО "Суровикиномежрайгаз" представило заключенный между обществом и гражданином В.А. Зарецким договор № 318 от 13.07.2009. Согласно заключенному договору абонент оплачивает исполнителю стоимость фактически оказанных услуг в момент оказания услуг в соответствии с договором (п. 5.2). Стоимость услуг по договору не включает в себя техническое обслуживание бытового газового счетчика.
Комиссия оценивала поведение общества при заключении договора № 88 от 10.04.2009.
Статья 10 Закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Согласно разъяснениям ФАС от 12.11.2008 № АГ/29484 по вопросам применения статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части установления фактов навязывания лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, невыгодных условий договоров, в случае если организация занимает доминирующее положение, ее обычные действия по согласованию условий договора (обмен протоколами разногласий, проведение согласительных процедур и т.д.) признаются навязыванием невыгодных условий договора. Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Для наличия состава правонарушения, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", необходимы следующие условия: хозяйствующий субъект, его доминирующее положение и наступление одного из перечисленных последствий.
ОАО "Суровикиномежрайгаз", обладая рыночной властью, позволяющей влиять на общие условия обращения товара, используя свое доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО, навязывало Зарецкому В.А. невыгодные условия договора № 88 от 10.04.2009 посредством требования 100-процентной оплаты за неоказанные услуги.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Суровикиномежрайгаз" нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Суровикиномежрайгаз" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
И.Н.БОРИСОВА
А.В.ГАДЖИЕВА
В.Ю.МАРКИНА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 28 октября 2009 года

ПО ДЕЛУ № 09-01-10-04/313-ВО

(извлечение)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 28.10.2009 по делу № 09-01-10-04/313-ВО о нарушении ОАО "Суровикиномежрайгаз" (404413, Волгоградская область, г. Суровикино, пер. Овражный, 18) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) предписывает:
1. ОАО "Суровикиномежрайгаз" прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Лицам, с которыми ОАО "Суровикиномежрайгаз" заключило договоры на оказание услуг по ТО ВДГО жилого дома, направить предложение об изменении п. 5.2 договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилого дома в части установления различных вариантов оплаты услуг, в том числе оплаты аванса в размере 100% годовой стоимости услуг.
3. В случае заключения договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилого дома с гражданами Суровикинского и Чернышковского районов ОАО "Суровикиномежрайгаз" не допускать злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, присоединенного к сетям, эксплуатируемым обществом, а именно:
- не требовать 100-процентную предоплату за услуги ТО ВДГО;
- не включать в договор положение о техническом обслуживании бытового газового счетчика и взимать за это плату в случае указания в эксплуатационной документации (на бытовой газовый счетчик) изготовителя на отсутствие необходимости его технического обслуживания.
4. По пункту 2: срок исполнения предписания 10 дней с момента его получения. Доказательства исполнения представить в течение трех дней с момента исполнения предписания.
5. Доказательства исполнения предписания по пункту 3 представить в течение трех дней после заключения очередного договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилого дома.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
И.Н.БОРИСОВА
А.В.ГАДЖИЕВА
В.Ю.МАРКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru