Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2009 года

ПО ДЕЛУ № 09-06/03-367

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установила:
В УФАС по Волгоградской области 29.09.2009 (вх. № 5991) поступила жалоба ООО "Максима-Волга", в которой обжалуются действия заказчика - Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области и уполномоченного органа - Комитета экономики Администрации Волгоградской области при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году.
Управление ФАС России по Волгоградской области, рассмотрев жалобу ООО "Максима-Волга" и представленные материалы, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.
Из жалобы ООО "Максима-Волга" следует, что на официальном сайте были размещены извещение о проведении и документация об открытом аукционе на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году, заказчиком проведения которого является Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области, а уполномоченным органом при проведении - Комитет экономики Администрации Волгоградской области.
При этом заказчик и уполномоченный орган нарушили ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ о том, что требования документации об аукционе устанавливаются в том числе в соответствии с пунктами 2, 4 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ:
- требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Часть 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ устанавливает, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Однако представленный перечень кондитерских изделий в техническом задании (раздел 4 документации об аукционе) не содержит конкретных характеристик по наименованиям продукции, что затрудняет при необходимости представить эквивалент товара.
Кроме того, из документации об аукционе, в том числе из технического задания, не вполне понятно количество разыгрываемых лотов, а следовательно, не представляется возможным подать заявку на участие в аукционе должным образом.
В документации об аукционе, в том числе в проекте государственного контракта, не указано конкретное место поставки товара в г. Волгограде.
Также нарушает права и законные интересы участника размещения заказа (потенциального поставщика) установленный в документации заказчиком порядок оплаты за поставляемую продукцию, а именно не указан четкий порядок оплаты.
Кроме того, в техническом задании документации об аукционе установлено требование к участнику размещения заказа:
- о наличие площадки для безопасной парковки автотранспорта (в то же время доставка входит в цену контракта, а хранение товара в цену контракта не включено);
- о наличии складских помещений, с предоставлением заказчику адресов складских помещений для хранения и выдачи новогодних подарков.
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом нарушается ч. 2.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, согласно которой не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа, предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Также в пункте 2 технического задания документации об аукционе предусмотрено, что кондитерские изделия должны быть изготовлены по ГОСТам и СанПиН 2.3.2.1078-01. В составе новогоднего подарка кондитерские изделия, изготовленные по ТУ, не допускаются.
ООО "Максима-Волга" считает, что при разработке документации об аукционе заказчик и уполномоченный орган нарушили законодательство о размещении заказов и законодательство о защите конкуренции.
На заседании комиссии представитель заказчика - Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области и представитель уполномоченного органа - Комитета экономики Администрации Волгоградской области по существу жалобы пояснили следующее:
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг.
На основании части 4 статьи 34 и пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 3 статьи 33 и пункта 5 части 4 статьи 21 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ указание на место поставки товара, выполнения работ должно содержать и извещение о проведении открытого аукциона.
В газете "Волгоградская правда" от 09.09.2009 № 167 было опубликовано извещение о приглашении к участию в открытом аукционе на право заключения государственного контракта Волгоградской области для государственных нужд Волгоградской области. Предметом государственного контракта является поставка новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году, местом поставки определен г. Волгоград.
На основании подпункта 1.2.1 пункта 1.2 раздела 1 "Общие условия проведения аукциона" любое заинтересованное лицо приглашается принять участие в аукционе на поставку товаров, информация о которых содержится в разделе 4 "Техническое задание" документации об аукционе, в соответствии с процедурами и условиями, приведенными в документации об аукционе, в том числе в проекте государственного контракта.
В пункте 14 раздела 4 "Техническое задание" документации об открытом аукционе на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году содержится характеристика кондитерских изделий, входящих в состав одного новогоднего подарка, которая включает: группу и подгруппу продукции (шоколад, конфеты и карамель), количество продукции, вес, ГОСТ, количество наименований в группе, примерный набор конфет или эквивалент. Данная характеристика кондитерской продукции отражена в таблице.
В документации об открытом аукционе на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году содержится единственный лот, по которому проводится аукцион. Каких-либо показателей, дающих основание полагать о содержании большего количества лотов в документации, нет.
В пункте 7 раздела 4 "Техническое задание" указано требование к поставщику о необходимости предоставить заказчику не позднее 10 ноября 2009 года расположение складских помещений для хранения и выдачи новогодних подарков. Данные складские помещения должны находиться в г. Волгограде как административном центре Волгоградской области. Конкретное расположение складских помещений для хранения и выдачи новогодних подарков должен определить сам поставщик. В государственном контракте отражено место поставки - г. Волгоград как административный центр Волгоградской области. Если на момент заключения контракта поставщик готов указать конкретный адрес складских помещений, то он будет внесен в государственный контракт.
    Разделом  2  "Информационная  карта  аукциона" документации об аукционе
определено,  что  местом,  сроком  (периодом)   и  условием поставки товара
                                             t
являются г. Волгоград, декабрь 2009 года.
В разделе 2 "Информационная карта аукциона" в пункте "Форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг" определена форма оплаты безналичным расчетом, по мере поступления средств из областного бюджета. В проекте государственного контракта в пункте 6.1 определен срок действия контракта до 31 декабря 2009 года. Из чего следует, что обязательства сторон по исполнению условий и обязательств должны быть исполнены сторонами до окончания действия контракта.
В разделе 4 "Техническое задание" предъявляются установленные СанПиН 2.3.2.1324-03 гигиенические требования к месту хранения кондитерской продукции и формирования новогодних подарков, к транспортным средствам. В техническом задании нет требования доказательства наличия данных складских помещений и транспортных средств.
Поскольку выдача подарков поставщиком будет осуществляться организациям, расположенным на всей территории Волгоградской области, что составляет около 200 получателей, в документации было установлено требование по обеспечению безопасной парковки автотранспорта для получателей новогодних подарков, что отражено в государственном контракте в п. 2.3.10.
Пунктом 6 раздела 4 "Техническое задание" документации об аукционе установлены требования к хранению кондитерской продукции и формированию новогодних подарков. Хранение кондитерской продукции и формирование новогодних подарков должны осуществляться в специально оборудованных и охраняемых помещениях, соответствующих требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно пунктам 9, 10 и 11 раздела 4 "Техническое задание" документации об аукционе организация-поставщик должна иметь площадку для парковки автотранспорта, прибывшего для получения новогодних подарков в г. Волгограде, выдача новогодних подарков должна осуществляться в соответствии с графиком, утвержденным заказчиком, период выдачи новогодних подарков - с 1 декабря 2009 года по 18 декабря 2009 года.
В соответствии с государственным контрактом в обязанности поставщика входит:
- известить покупателя о месте расположения складских помещений для хранения и выдачи новогодних подарков в г. Волгограде;
- выдать новогодние подарки в соответствии с графиком получения подарков с 1 декабря 2009 года по 18 декабря 2009 года из складских помещений, расположенных г. Волгограде;
- обеспечить формирование и хранение новогодних подарков в специально оборудованных для этих целей охраняемых помещениях, соответствующих санитарным требованиям (п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов");
- обеспечить безопасную парковку автотранспорта, прибывшего для получения новогодних подарков в месте их выдачи в городе Волгограде.
В соответствии с государственным контрактом в обязанности покупателя входит:
- представить поставщику график получения подарков к 20 ноября 2009 года, где указываются даты получения новогодних подарков, их количество и получатели - юридические лица;
- осуществить проверку мест хранения и выдачи новогодних подарков на соответствие требованиям государственного контракта путем осмотра и проверки документов на помещения с последующим составлением акта, подписываемого уполномоченными представителями сторон;
- осуществить приемку новогодних подарков на соответствие их требованиям по количеству, ассортименту, качеству, а также по условиям хранения и транспортировки, по качеству упаковки путем проверки соответствующих документов и поставленных новогодних подарков (выборочно) с последующим составлением акта, подписываемого уполномоченными представителями сторон государственного контракта. Таким образом, исходя из условий документации об аукционе, в том числе государственного контракта, сформулированы требования к условиям исполнения государственного контракта, а именно к порядку хранения и поставки товара. Товар должен быть поставлен на территорию г. Волгограда, товару должны быть обеспечены надлежащие условия хранения, включая период выдачи подарков с 1 по 18 декабря 2009 года, т.е. до момента их получения юридическими лицами, указанными заказчиком. Юридические лица получают новогодние подарки по месту их хранения и вывозят их собственным транспортом.
Данные требования сформулированы в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а также статьями 458 и 510 Гражданского кодекса РФ и не относятся к требованиям, которые не должны устанавливаться на основании части 2.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Учитывая отсутствие нарушений действующего законодательства в действиях заказчика - Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области, уполномоченный орган и заказчик попросили в удовлетворении жалобы ООО "Максима-Волга" отказать.
Выслушав доводы сторон, и ознакомившись с представленными документами, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что жалоба ООО "Максима-Волга" является необоснованной по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из пункта 1 части 4 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ следует, что документация об аукционе должна содержать сведения, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом торгов, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом торгов, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 4 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара.
В соответствии с пунктом 4.2 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что документация должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара.
В пункте 14 раздела 4 "Техническое задание" документации об открытом аукционе на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году, утвержденной заказчиком - Комитетом по делам молодежи Администрации Волгоградской области, установлены требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом торгов, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом торгов, их количественных и качественных характеристик, а именно: указаны характеристики кондитерских изделий, входящих в состав одного новогоднего подарка, которые включают: группу и подгруппу продукции (шоколад, конфеты и карамель), количество продукции, вес, ГОСТ, количество наименований в группе, примерный набор конфет или эквивалент. Данная характеристика кондитерской продукции обозначена в виде таблицы.
Следовательно, документация об аукционе содержит все сведения, предусмотренные п. 2 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
В разделе 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе установлено, что местом, сроком (периодом) и условием поставки товара являются г. Волгоград, декабрь 2009 года. Таким образом, в документации о проведении данного аукциона заказчиком были обозначены место, условия и сроки (периоды) поставки товара в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Статьей 190 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В разделе 2 "Информационная карта аукциона" в пункте "Форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг" определена форма оплаты безналичным расчетом, по мере поступления средств из областного бюджета. Таким образом, документация об аукционе содержит срок и порядок оплаты, установленный заказчиком в соответствии с положениями п. 4.2 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и ст. 190 ГК РФ.
Согласно части 2.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Документация об аукционе на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году не содержит требований о наличии у участника размещения заказа площадки для безопасной парковки автотранспорта и складских помещений.
Требования "Технического задания" документации к месту хранения кондитерской продукции и формирования новогодних подарков (с последующим указанием адресов заказчику) и к транспортным средствам поставщика, на которые указывает ООО "Максима-Волга" в своей жалобе, регулируют порядок исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам данных торгов, и не нарушают положения ч. 2.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Положения пункта 2 "Технического задания" документации об аукционе о том, что "кондитерские изделия должны быть изготовлены по ГОСТам и СанПиН 2.3.2.1078-01. В составе новогоднего подарка кондитерские изделия, изготовленные по ТУ, не допускаются" являются требованиями, к поставляемому товару, устанавливаемыми заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Следовательно, довод заявителя о неправомерности данного пункта документации об аукционе также является необоснованным.
Внеплановая проверка процедуры проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о размещении заказов нарушений не выявила.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Максима-Волга" Комиссия УФАС по контролю в сфере размещения заказов установила, что заявитель в своей жалобе ссылается на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при разработке документации об аукционе на право заключения государственного контракта на поставку новогодних подарков для детей Волгоградской области в 2009 году.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен специальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Для этого в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (глава 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции") для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд создана для исполнения государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и не является Комиссией по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч. ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решила:
1. Признать жалобу ООО "Максима-Волга" необоснованной.
2. Передать материалы данного дела в отдел защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС России по Волгоградской области для рассмотрения вопроса о возбуждения производства по делу о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
А.Д.ЧУПАХИНА

Члены Комиссии
О.Е.АГАРКОВА
Д.В.ПОГОРЕЛЕЦ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru