Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2009 г. № А82-3598/2009-39

Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2009.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Борзоноговой Ольги Анатольевны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ярославской области
об оспаривании постановления № 04-06 от 13.02.2009 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии
от заявителя: Борзоногова О.А.,
от административного органа: Добросердова И.Е. - доверенность от 12.01.2009 № 04-08/121,

установил:

индивидуальный предприниматель Борзоногова Ольга Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 Ярославской области от 13.02.2009 № 04-06 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Постановление заявителем оспаривается по тому основанию, что в его действиях отсутствует вина в совершении правонарушения. Предприниматель указывает, что уведомление налоговой инспекции о снятии ККМ с учета ею не получено, в карточке ККМ № 1570, выданной в июне 2008 г., нормативный срок амортизации не указан. Кроме того, указывает на нарушение административным органом при рассмотрении дела требований статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на получение доказательств с существенными процессуальными нарушениями.
Административный орган считает вынесенное постановление законным, указывает, что уведомление о снятии ККТ направлялось предпринимателю по адресу регистрации и было получено, возможно, кем-то из родственников. При рассмотрении дела ходатайство предпринимателя было рассмотрено, но, учитывая истечение срока рассмотрения дела об административном правонарушении, установленного частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ, ходатайство не было удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией ФНС № 8 по Ярославской области 16.01.2009 проведена проверка торговой точки (магазина "Автозапчасти"), принадлежащей предпринимателю, расположенной по адресу: Ярославская обл., г. Углич, ул. Ярославская, д. 16-а, по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
В ходе проверки установлен факт реализации влажных полотенец для чистки фар, стекол, зеркал с применением контрольно-кассовой машины марки "Астра 100Ф", заводской номер 37791, исключенной из Государственного реестра ККТ и снятой с учета налоговым органом в связи с истечением нормативного срока амортизации, что является нарушением Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт".
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа составлен протокол об административном правонарушении № 04-06 от 29.01.2008, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении предпринимателя Борзоноговой О.А. к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 (далее - Закон) все предприниматели наряду с организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
Согласно статье 3 Закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, аппараты кассовые (средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда) отнесены к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно).
Неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать в том числе использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.
Как усматривается из обстоятельств дела, используемая заявителем контрольно-кассовая машина "Астра 100Ф", 2001 г.в., заводской номер 37701, зарегистрирована 10.12.2001 в Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Ярославской области в книге учета контрольно-кассовой техники под № 1570.
На основании протокола заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии от 12.03.2004 № 1/77-2004 г. данная модель исключена из Государственного реестра с 01.10.2004.
Таким образом, срок амортизации указанной контрольно-кассовой машины истек 10.12.2008, и данная машина применению не подлежит.
Доводы заявителя о том, что налоговый орган не выполнил обязанность по извещению предпринимателя за 30 дней до истечении срока применения ККТ о снятии ее с учета со ссылкой на Приказ Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36, судом отклоняется, поскольку указанный Приказ утратил свою силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ от 19.05.2008 № ММ-3-2/220@, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 07.06.2008).
Согласно пункту 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.
Материалами дела подтверждается, что налоговый орган исполнил свою обязанность по уведомлению предпринимателя.
Вместе с тем суд считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством, которое состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом для возбуждения дела послужило выявление в ходе проведения контрольной закупки факта применения предпринимателем контрольно-кассовой машины, исключенной из реестра и снятой налоговым органом с учета.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием. При этом налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Статьей 4 указанного Закона установлено, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются в том числе наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершавших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом согласно Определению Конституционного суда РФ от 14.07.1998 № 86-О под противоправным деянием рассматриваемый Федеральный закон подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление.
Согласно статье 7 ФЗ № 54-ФЗ, статье 7 Закона РФ от 21.03.1994 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункту 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
Названные нормы предоставляют право налоговым органам проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ. Вместе с тем указанные нормативные акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что осуществление должностным лицом Инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Иных доказательств эксплуатации предпринимателем указанной контрольно-кассовой машины, полученных с соблюдением требований КоАП РФ, административным органом не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
С учетом изложенного суд полагает привлечение предпринимателя к административной ответственности незаконным, а постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене.
Кроме того, суду представляется ошибочным довод административного органа об отсутствии возможности отложения рассмотрения дела по ходатайству предпринимателя в связи с истечением пятнадцатидневного срока, установленного частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ, поскольку данный срок не является пресекательным, рассмотрение дела по истечении указанного срока не влечет незаконность вынесенного постановления при условии соблюдения иных процессуальных норм.
В соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Как установлено в судебном заседании, предприниматель передала телефонограммой ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с похоронами ее близкого человека. Ходатайство предпринимателя удовлетворено не было.
Вместе с тем суд полагает, что смерть близкого человека является обстоятельством экстраординарного характера. Учитывая, что похороны проходили в день рассмотрения дела об административном правонарушении, а также принимая во внимание срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, и положения части 2 статьи 29.6 КоАП, суд полагает, что у административного органа имелись основания для удовлетворения ходатайства и предоставления предпринимателю возможности реализации его прав, в том числе права на защиту.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области от 13.02.2009 № 04-06 о привлечении индивидуального предпринимателя Борзоноговой Ольги Анатольевны к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).

Судья
Т.Б.КРАСНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru