Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2009 г. № 1640-П

О РЕАЛИЗАЦИИ
ОРГАНАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является главной формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 года № 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" и постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2006 года № 2263-П "Об организации деятельности территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования" представительными органами городских округов, большинства городских и сельских поселений были приняты положения о ТОС в соответствующих муниципальных образованиях, установлены границы территорий, на которых осуществляется ТОС, разработаны типовые уставы ТОС. На основе данной нормативной правовой базы были проведены собрания, конференции граждан, на которых приняты уставы ТОС, избраны их новые органы.
Многие органы территориального общественного самоуправления конкретно и успешно занимаются благоустройством, озеленением, наведением санитарного порядка на своих территориях, решением социальных вопросов, активно привлекая население, содействуют в решении многих других важных дел, чем оказывают серьезную помощь органам местного самоуправления.
В целях оказания органам местного самоуправления и органам ТОС организационной и методической помощи в период с 14 февраля по 28 марта 2007 года Законодательным Собранием Краснодарского края было проведено 9 зональных совещаний с руководителями органов ТОС, по итогам которых приняты рекомендации и направлены во все муниципальные образования края.
По состоянию на 15 мая 2007 года в Краснодарском крае насчитывалось 6936 ТОС, из которых 2373 (34,2 процента) имели зарегистрированный устав, утвержденные границы своих территорий имели 4005 (57,8 процента) ТОС. Из указанного общего числа ТОС юридическими лицами являлись 69, служебные помещения имели 474 органа ТОС. Было принято 206 муниципальных программ о содействии развитию территориального общественного самоуправления. При взаимодействии с органами местного самоуправления на основе новой нормативной правовой базы совершенствовалась структура ТОС.
Анализ поступившей в Законодательное Собрание Краснодарского края при подготовке данного вопроса информации показал, что в сравнении с 2007 годом произошло сокращение общего числа органов ТОС в муниципальных образованиях Краснодарского края на 19,3 процента. Органы местного самоуправления в ряде муниципальных районов и городских округов, проанализировав деятельность органов ТОС, произвели реорганизацию системы ТОС. В целях повышения эффективности деятельности органов ТОС и их взаимодействия с органами местного самоуправления в большинстве случаев осуществлена процедура объединения ТОС с учетом мнения населения. Например, в муниципальном образовании город Армавир 180 квартальных и домовых комитетов объединены в 10 ТОС на базе существующих микрорайонов. Существенное сокращение числа ТОС произошло в следующих муниципальных образованиях:
город Краснодар - на 810;
Апшеронский район - на 64;
Кущевский район - на 31;
Северский район - на 102;
Усть-Лабинский район - на 46.
Наряду с этим отмечается положительная динамика в процессе приведения в соответствие с действующим законодательством вопросов организации и деятельности ТОС. Возросло количество ТОС, имеющих утвержденные границы и зарегистрированные уставы.
В настоящее время общее число ТОС по краю составляет 5592, из которых зарегистрированный устав имеют 3964 (70,9 процента), утвержденные границы - 5090 (91,0 процента), служебными помещениями обеспечены 495 органов ТОС (8,8 процента).
Несмотря на значительный рост числа ТОС, имеющих зарегистрированные уставы и утвержденные границы, требования статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализованы не полностью.
Сегодня зарегистрированы в качестве юридических лиц только 77 ТОС. Большинство из них находятся в муниципальных образованиях город-курорт Сочи, Туапсинский район, Лабинский район и Тихорецкий район. Это всего на восемь ТОС больше, чем в 2007 году. Статус юридического лица дает ТОС существенные преимущества. Лишь став юридическими лицами, они смогут эффективно заниматься хозяйственной и предпринимательской деятельностью, иметь счет в банке и печать, самостоятельно утверждать и исполнять смету расходов, определять в том числе и размер оплаты труда руководителям ТОС. Тем не менее, процесс получения ТОС статуса юридических лиц идет крайне медленно.
В целом вопросы финансовой поддержки органов ТОС пока еще не достаточно отработаны. Компенсационные выплаты руководителям органов ТОС, которые в среднем по краю составляют около 500 рублей на человека, в городских, сельских поселениях и городских округах очень отличаются и колеблются от 150 до 7000 рублей. В 73 городских и сельских поселениях компенсационные выплаты руководителям органов ТОС не установлены. Например, не установлены компенсационные выплаты в 7 из 12 поселений Апшеронского района, в 9 из 15 поселений Усть-Лабинского района, в 11 из 14 поселений Отрадненского района.
Произошло сокращение числа муниципальных программ, где предусматривалась поддержка ТОС, их стало на 41 программу меньше. В городах-курортах Геленджик и Сочи, а также во всех поселениях таких муниципальных районов, как Брюховецкий район, Кавказский район, Крыловский район, Ленинградский район, Тимашевский район, Щербиновский район, отсутствуют такие программы.
Существуют проблемы с кадровым обеспечением органов ТОС. В настоящее время средний возраст руководителей органов ТОС составляет 53 года, 74 процента из них женщины. Однако в таких муниципальных образованиях, как город Геленджик, город Горячий Ключ, Приморско-Ахтарский район, средний возраст руководителей ТОС составляет 58 лет, в городе Новороссийске - 59 лет, в городе Краснодаре - 62 года.
В части муниципальных районов не выработано на сегодняшний день единой системы взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС. Большинством представительных органов поселений вопросы деятельности ТОС ни на сессиях, ни на заседаниях постоянных комиссий не рассматриваются. Не налажено регулярное обеспечение органов ТОС оперативной информацией о важнейших политических событиях в стране и крае, об изменениях федерального и краевого законодательства. Учеба руководителей ТОС в большинстве поселений не организована.
Таким образом, пока еще возможности органов ТОС используются недостаточно активно, требуется качественное изменение их взаимодействия с органами местного самоуправления.
Постоянной практикой должно быть участие руководителей органов ТОС в работе сессий представительных органов муниципальных образований при обсуждении наиболее важных для населения вопросов. Необходимо определить подходы к такому важному вопросу, как совместные отчеты перед населением о проделанной работе депутатов и руководителей ТОС. Актуальным является оказание органам ТОС организационной и методической помощи по разработке и внесению в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по проблемным для населения вопросам. Нуждается в совершенствовании организация обобщения и распространения лучшего опыта деятельности ТОС, морального и материального поощрения их руководителей. Важнейшей задачей остается максимальное вовлечение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований.
Учитывая изложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Предложить администрации Краснодарского края рассмотреть вопросы:
о разработке проектов типовых муниципальных правовых актов по организации и деятельности ТОС, взаимодействию органов местного самоуправления с органами ТОС;
о дополнении состава Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека представителем ТОС.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований:
разработать и принять муниципальные целевые программы по поддержке деятельности ТОС, укреплению его финансово-экономической основы и осуществлению компенсационных выплат руководителям органов ТОС;
обеспечить утверждение границ территорий, на которых осуществляется ТОС, и регистрацию уставов всех ТОС;
обеспечить участие органов ТОС в краевом конкурсе на звание "Лучший орган территориального общественного самоуправления" и информирование населения о деятельности ТОС;
ввести практику совместных отчетов перед населением депутатов представительных органов муниципальных образований и руководителей органов ТОС;
определить подразделения (должностных лиц), ответственные за взаимодействие с органами ТОС, регламентировать порядок этого взаимодействия, оказать организационную и методическую помощь органам ТОС по регистрации ТОС в качестве юридических лиц, разработке и внесению в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов;
организовать регулярную учебу руководителей и актива ТОС.
3. Рекомендовать руководителям органов ТОС:
обеспечить более широкое участие граждан в проводимых на территории ТОС мероприятиях по санитарной очистке, озеленению и освещению улиц, личных подворий граждан и прилегающих к ним территорий, ликвидации несанкционированных свалок, осуществлению мероприятий, направленных на бережное и экономное расходование населением тепловой и электрической энергии, газа и воды, и решении других вопросов;
регулярно информировать население о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики нашего государства, а также принимаемых органами государственной власти края и органами местного самоуправления мерах по решению экономических и социальных проблем граждан;
ежегодно до принятия местного бюджета вносить предложения в органы местного самоуправления о направлениях осуществления хозяйственной деятельности на основе договоров между органами ТОС и местными администрациями.
4. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий совместно с другими комитетами организовать выездные семинары-совещания с руководителями органов ТОС, разработать информационно-методическое пособие для органов ТОС и направить во все муниципальные образования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий.
6. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru