АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2009 г. по делу № А43-12139/2009-2-381
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2009 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2009 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Дроздовой Светланы Аркадьевны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дроздовой С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску: Закрытого акционерного общества "Инжилс", г. Нижний Новгород,
к ответчику: Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Нижний Новгород,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства инвестиционной политики Нижегородской области, г. Нижний Новгород,
о понуждении заключить договор
При участии в судебном заседании представителей:
от истца: - Кошевской В.А., ген. директор, протокол № 2 от 09.07.2007 г., паспорт <...>,
- Мамаев Ф.С., доверенность от 10.08.2009 г.
от ответчика: - Гусева О.Л., доверенность № 07-151 от 22.12.08 г.
от третьего лица: - Преподобная Н.А., доверенность № 33 от 02.03.2009 г.
Сущность спора: - об обязании Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области заключить с истцом договор аренды земельного участка площадью 7508 кв. м для строительства зданий многофункционального использования (жилые дома № 9, № 10 по генплану), сроком на пять лет, по ул. Бетанкура в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода, на основании пункта 8 статьи 31, статей 32, 59, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления
Правительства Нижегородской области от 02.04.09 г. № 173.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании требования истца не признал, поскольку:
1) истец не указал норму права, в соответствии с которой Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области обязано заключить договор аренды земельного участка;
2) истец не доказал факт уклонения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от заключения договора, следовательно не доказал право на обращение в суд с подобным иском;
3) согласно Порядку
взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов, утвержденному Постановлением
Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 г. № 46, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области заключает договор аренды земельного участка после принятия Правительством Нижегородской области распоряжения о предоставлении земельного участка и направления Министерством инвестиционной политики пакета документов, необходимых для заключения договора, а при продаже права на заключение договора аренды, заключает договор аренды по результатам торгов в установленный законодательством срок после подписания протокола. Учитывая, что Правительство Нижегородской области распоряжения о предоставлении земельного участка истцу не принимало, истец в торгах по продаже права аренды участия не принимал, то у Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отсутствует обязанность по заключению с истцом договора аренды земельного участка;
4) оснований для предоставления истцу земельного участка без торгов не имеется, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные абз. 4 п. 15 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.01 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Министерство инвестиционной политики Нижегородской области в отзыве на иск и в судебном заседании в лице представителя поддержало позицию, изложенную ответчиком.
Как видно из исковых материалов, Распоряжением Администрации г. Нижнего Новгорода № 6523-р от 30.12.05 г. ЗАО "Инжилс" разрешено проектирование жилых домов № 9 и № 10 (по генплану) по ул. Бетанкура в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода, в границах, согласно чертежу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижнего Новгорода № 1608. Одновременно данный земельный участок зарезервирован за ЗАО "Инжилс" на срок до 01.12.2007 г.
Земельный участок сформирован в размере 7508 +(-) 30 кв. м, с присвоением кадастрового номера 52:18: 0030407:20
16 декабря 2008 года ЗАО "Инжилс" подало в отдел по работе с инвестиционными заявками аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области пакет документов для рассмотрения на Инвестиционном совете при Губернаторе Нижегородской области вопроса о выделении вышеуказанного земельного участка под строительство многофункциональных зданий с квартирами на верхних этажах по ул. Бетанкура в Канавинском районе.
24 декабря 2008 года ЗАО "Инжилс" обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с письмом № 465, где содержалась просьба о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов, на основании п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, поскольку положения статей 30.1, 30.2, 38.1 Земельного кодекса РФ не распространяются на правоотношения, возникшие до 01.10.2005 г., что было установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.06.06 г. по делу № А43-7871/2006-43-307.
Письмом № 311/333-06-14 от 15.01.2009 г. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области сообщило об отсутствии компетенции по вопросу принятия решений о предоставлении земельных участков под строительство и рекомендовало заявителю обратиться в аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области.
Решением Инвестиционного совета от 18.03.2009 г. № 3720-80-2906 ЗАО "Инжилс" рекомендовано обратиться в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области для решения вопроса о возможности принятия участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства зданий.
Считая решение Инвестсовета от 18.03.09 г. неправомерным, ЗАО "Инжилс" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд при этом указывает на следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации г. Нижнего Новгорода от 30.12.05 г. № 6523-р предварительно согласовано место размещения домов № 9, № 10 по ул. Бетанкура, в связи с чем проведение торгов не является обязательным.
Арбитражный суд при рассмотрении дела № А43-7871/2006-43-307 сделал вывод о нераспространении порядка, содержащегося в статьях 30.1, 38.1 Земельного кодекса РФ на правоотношения, возникшие у ЗАО "Инжилс" по вопросу предоставления земельного участка под строительство домов № 9, № 10 по ул. Бетанкура.
ЗАО "Инжилс" подало заявку на предоставление земельного участка 16.12.08 г., в связи с чем, на основании п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ имеет право на предоставление земельного участка без торгов.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с кодексом, или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предоставлении земельного участка для строительства принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующих органов, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Законом
Нижегородской области от 13 декабря 2005 г. № 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", вступившим в законную силу 01.01.06 г., определен порядок распоряжения земельными участками на территории Нижегородской области.
В соответствии с данным Законом
было принято Постановление
Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 г. № 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 г. № 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов".
Пунктом 3
данного Постановления был определен уполномоченный орган по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов и размещении временных объектов - это Министерство инвестиционной политики Нижегородской области.
Пунктом 4
данного Постановления был утвержден Порядок
взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов.
Согласно утвержденному Порядку
Мингосимущество заключает договор аренды земельного участка после принятия Правительством Нижегородской области распоряжения о предоставлении земельного участка и направлении Министерством инвестиционной политики пакета документов необходимых для заключения договора (п. 2.1.9
Порядка), а при продаже права на заключение договора аренды заключает договор аренды земельного участка по результатам торгов в установленный срок после подписания протокола (п. 2.2.8
Порядка).
Статья 8 Гражданского кодекса РФ предусматривает основания возникновения гражданских прав и обязанностей, одним из которых является акт государственного органа, органа местного самоуправления, который предусмотрен законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Учитывая, что Правительство Нижегородской области распоряжения о предоставлении земельного участка истцу не принимало, то следует признать, что у Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отсутствует обязанность по заключению с истцом договора аренды земельного участка.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
В абзацах 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006 г.) определено, что до 01.03.2007 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 г. не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона. Данная норма в силу пункта 4 статьи 38 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2005 г.
Таким образом, переходными положениями Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006 г.) установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов: по времени - до 01.03.2007 г. и при условии предоставления земельного участка такому лицу решением о предварительном согласовании до 01.10.2005 г.
Между тем распоряжение о предварительном согласовании места размещения жилых домов приятно Администрацией г. Нижнего Новгорода 30.12.2005 г., то есть после 01 октября 2005 г.
Обращение истца о предоставлении земельного участка последовало в 2008 году, в то время как возможность получения земельного участка без торгов существовала до 01 марта 2007 г.
Из изложенного следует, что истцом не соблюдены условия, установленные пунктом 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006 г.) для предоставления земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов.
Довод истца о наличии у него прав по освоению земельного участка, подтвержденных решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.06.06 г. по делу № А43-7871/2006-43-307, не может быть положен в основу удовлетворения данного иска, так как в рамках дела № А43-7871/2006-43-307 рассматривался вопрос о законности распоряжения Администрации г. Нижнего Новгорода от 30.12.05 г. № 6523-р.
При рассмотрении этого дела суд пришел к выводу, что вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта на территории г. Нижнего Новгорода и резервировании земельного участка на период проектирования отнесен к полномочиям Администрации г. Нижнего Новгорода, в связи с чем признал вышеуказанное распоряжение соответствующим нормам действующего законодательства.
Одновременно на странице 6 решения суд указал, что оспариваемое распоряжение не является документом о предоставлении земельного участка в аренду под строительство.
Ссылка истца на Постановление
Правительства Нижегородской области от 02.04.09 г. № 173 "Об утверждении административного регламента Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области по исполнению государственной функции "Предоставление в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Нижнего Новгорода, и земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, на которых расположены здания, строения, сооружения" также отклоняется судом, поскольку регулирует иную функцию Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, не связанную с предоставлением земельных участков для строительства объектов недвижимости.
На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
1. В удовлетворении исковых требований истцу отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого акта.
Судья
ДРОЗДОВА С.А.