Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. по делу № А43-12140/2009-15-300

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Игнатовой Ирины Ивановны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Игнатовой И.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", г. Кстово Нижегородской области
к ответчику: Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Горьковская железная дорога", г. Нижний Новгород
о взыскании 142.345 рублей 00 копеек
При участии в заседании представителей:
от истца: не явился
от ответчика: не явился

установил:

иск заявлен о взыскании пени в сумме 162346 руб. 00 коп. за просрочку доставки порожних вагонов.
Истец и ответчик, уведомленные надлежащим образом о времени судебного разбирательства, в заседание не явились.
При таких обстоятельствах, спор рассматривается по имеющимся в деле документам в отсутствие сторон - статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве от 01.09.2009 № 70/1 исковые требования не признает, так как в соответствии с пунктом 2.7 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 № 25, при перевозке опасных грузов грузоотправителем наносятся на цистерны знаки опасности, знаки опасности и номера ООН с таких цистерн после выгрузки не снимаются, срок их доставки необходимо рассчитывать с учетом одних дополнительных суток на опасность.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил сумму исковых требований и просил взыскать пени за просрочку грузов (порожних вагонов) в сумме 142345 рублей с учетом возражений ответчика, изложенных в отзыве.
Суд ходатайство истца удовлетворил - статьи 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные документы, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в январе 2009 года ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Горьковская железная дорога" нарушило сроки доставки порожних вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными, в которых указаны сроки начала и окончания перевозки (л.д. 15 - 45).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 27 от 18.06.2003, а не от 18.06.2006.

Согласно статье 33 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки перевозки установлены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2006 № 27. В соответствии с упомянутыми Правилами ответчик допустил просрочку доставки вагонов.
По правилам пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки.
16.02.2008 в адрес ответчика была направлена претензия № 64-0-2444, ответом на претензию (извещение № 27 от 13.03.2009 - лист дела 14) ответчик факт просрочки в доставке порожних вагонов признал в сумме 71293 руб. 00 коп. В остальной части исковые требования отклонил.
Данные обстоятельства и послужили истцу основанием для обращения с иском в арбитражный суд о взыскании 142345 руб. 00 коп. пеней за просрочку доставки порожних вагонов.
В соответствии с частью 1 статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки.
Часть 1 статьи 29 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" в качестве оснований, освобождающих перевозчика от ответственности содержит обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные не зависящие от перевозчика и владельца инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок.
Частью 1 статьи 20 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", на перевозчика возложена обязанность подавать для перевозки технически исправные вагоны и определять их техническую пригодность.
Таким образом, техническая исправность вагонов и возникшие в пути следования неисправности полностью зависят от перевозчика и не являются основанием для освобождения от ответственности за задержку вагонов.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании пени в размере 142345 руб. 00 коп. является законным и обоснованным.
О нарушении сроков доставки порожних вагонов свидетельствуют представленные в материалы дела железнодорожные накладные, в которых указаны сроки начала и окончания перевозки (л.д. 15 - 45).
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании пени в размере 142345 руб. 00 коп. является законным и обоснованным с учетом возражений ответчика, изложенных в отзыве.
Вместе с тем, в силу положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. В этом смысле у суда по существу возникает обязанность установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и другие.
Таким образом, применяя статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд должен установить реальное соотношение предъявленной неустойки и последствий невыполнения должником обязательства по договору, дабы соблюсти правовой принцип возмещения имущественного ущерба, согласно которому не допускается применения мер карательного характера за нарушение договорных обязательств.
В данном конкретном случае суд, оценив характер взаимоотношений сторон, принимая во внимание компенсационную природу неустойки и отсутствие убытков у истца, считает необходимым применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить подлежащую взысканию неустойку до 71172 руб. 50 коп.
Суд полагает, что такой размер ответственности достаточен для обеспечения восстановления нарушенных прав истца и соответствует принципам добросовестности и разумности.
Довод ответчика о том, что на основании пункта 6.5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 27, срок доставки груза по накладным № ЭЧ424686, ЭЧ264290, № ЭЧ288995, № ЭЧ509962, № ЭЧ510035 должен быть продлен, судом рассмотрен и отклоняется в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 33 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами произошла вследствие того, что фронт выгрузки был занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены платы за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно пункту 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27 (далее Правила), сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов в пути следования, связанной с обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки дорогой составляется акт общей формы в двух экземплярах, а в графе накладной "Отметки железной дороги" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка установленной формы, которая удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Таким образом, в силу императивных требований данных Правил, факт увеличения срока доставки груза по причинам, не зависящим от перевозчика, должен подтверждаться надлежащим образом оформленными документами.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Отсутствие надлежащим образом оформленных упомянутых выше документов не позволяет перевозчику ссылаться на них как на доказательства, подтверждающие отсутствие его вины.
Ответчик не представил суду документов, оформленных в соответствии с требованиями пункта 6 Правил. Имеющиеся в накладных отметки о составлении актов общей формы не удостоверены подписью уполномоченного представителя перевозчика. Также ответчик не представил доказательства направления актов общей формы истцу.
Следовательно, довод ответчика об отсутствии его вины в просрочке доставки груза по данным накладным судом не принимается.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180, 181, 182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Горьковская железная дорога", г. Н.Новгород, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", г. Кстово Нижегородской области, 71172 руб. 50 коп. пеней, а также расходы по госпошлине - 4346 руб. 90 коп.
В остальной сумме исковых требований отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", г. Кстово Нижегородской области возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб. 02 коп. по платежному поручению № 22 от 02.04.2009.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
И.И.ИГНАТОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru