ГЛАВА ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2009 г. № 1257
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением
Губернатора Хабаровского края от 30 июля 2008 года № 100 "Об утверждении Положения о службе медицины катастроф министерства здравоохранения Хабаровского края", в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Верхнебуреинского муниципального района постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о службе медицины катастроф Верхнебуреинского муниципального района.
2. Руководителю отдела здравоохранения Верхнебуреинского муниципального района Чернову В.Л.:
2.1. Издать распорядительные документы и обеспечить мероприятия по организации деятельности службы медицины катастроф Верхнебуреинского муниципального района в соответствии с Положением
, утвержденным настоящим постановлением.
2.1.1. В срок до 01.05.2010 утвердить состав сил и средств службы медицины катастроф Верхнебуреинского муниципального района, предназначенных для медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Верхнебуреинского муниципального района и обеспечить постоянную готовность органов управления, формирований и учреждений.
2.1.2. В срок до 01.07.2010 определить перечень и разработать планирующие документы службы медицины катастроф Верхнебуреинского муниципального района.
2.2. Обеспечить взаимодействие со службой медицины катастроф министерства здравоохранения Хабаровского края, лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Хабаровского края, других министерств и ведомств, негосударственных учреждений здравоохранения.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района Маслова А.М.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
И.о. главы администрации района
Н.В.Компановский
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
главы Верхнебуреинского
муниципального района
от 11 ноября 2009 г. № 1257
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования службы медицины катастроф Верхнебуреинского муниципального района (далее - Служба).
1.2. Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях (далее - чрезвычайные ситуации).
1.3. Служба входит в состав функциональной подсистемы службы медицины катастроф министерства здравоохранения Хабаровского края, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняет основные задачи при непосредственном взаимодействии с подразделениями Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями медико-санитарном обеспечении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями администрации Верхнебуреинского муниципального района, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального района, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
1.4. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Хабаровского края, постановлениями и распоряжениями Правительства и Губернатора Хабаровского края, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказами и распоряжениями министерства здравоохранения края, решениями межведомственной комиссии совета безопасности при Губернаторе Хабаровского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, постановлениями и распоряжениями главы района, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи
Основными задачами Службы являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- координация и руководство силами и средствами Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, систем связи и оповещения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация взаимодействия со структурными подразделениями администрации Верхнебуреинского муниципального района, учреждениями здравоохранения края, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в подготовке и обеспечении готовности лечебно-профилактических учреждений муниципального района к работе в чрезвычайных ситуациях;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территории;
- внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов Службы;
- участие в создании резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для Службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований Службы, обеспечение экстренных поставок медицинского имущества для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- иные задачи в области защиты населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Организационная структура
3.1. Служба создается и функционирует на муниципальном и объектовом уровнях.
3.2. Руководителями Службы являются:
- на муниципальном уровне - руководитель отдела здравоохранения Верхнебуреинского муниципального района;
- на объектовом уровне - главный врач медицинского учреждения.
3.3. Постоянно действующими органами управления Службы являются:
- на муниципальном уровне - отдел здравоохранения Верхнебуреинского муниципального района;
- на объектовом уровне - должностные лица медицинских учреждений, уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими должностными обязанностями.
Полномочия постоянно действующих органов управления Службы определяются соответствующими положениями о них, уставом и должностными обязанностями указанных органов управления.
3.4. На муниципальном уровне Служба представлена:
3.4.1. Управлением здравоохранения, уполномоченным на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.5. На объектовом уровне Служба представлена:
3.5.1. Должностными лицами медицинских организаций, уполномоченными решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими должностными обязанностями.
3.5.2. Лечебно-профилактическими учреждениями (поликлиники, стационарные отделения и др.) и нештатными медицинскими формированиями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.6. Для проведения работ по предупреждению и медико-санитарному обеспечению ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на муниципальном и объектовом уровнях создаются (выделяются) силы и средства Службы. К силам и средствам Службы относятся:
- лечебно-профилактические учреждения, предназначенные в соответствии с возложенными на них обязанностями медико-санитарного обеспечения предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- медицинские нештатные формирования:
- бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, акушерско-гинекологические, инфекционные, реаниматологические),
- бригады скорой медицинской помощи (врачебные и фельдшерские),
- бригада первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады),
- бригады доврачебной помощи.
3.7. Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований Службы, а также лечебно-профилактических учреждений, на базе которых они создаются, определяются руководителями (начальниками) Службы соответствующего уровня, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.
Порядок деятельности и задачи нештатных формирований, их состав и структура определяются положениями о них.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя. Оснащение нештатных формирований медицинским имуществом осуществляется в соответствии с табелем оснащения.
4. Организация деятельности Службы
4.1. В зависимости от обстановки функционирование Службы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях органы управления, силы и средства Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением главы муниципального района, органов местного самоуправления, руководителей объектов, на территории которых может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, для соответствующих органов управления, сил и средств Службы могут устанавливаться следующие режимы функционирования:
- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления Службы, являются:
4.2.1. В режиме повседневной деятельности:
- текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;
- реализация целевых программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- оценка и прогнозирование медико-тактической обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях;
- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- создание формирований Службы, обеспечение их готовности к работе в чрезвычайных ситуациях;
- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования медицинских дежурно-диспетчерской службы;
- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
- проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;
- организация и поддержание взаимодействия между входящими в Службу органами управления, формированиями и учреждениями;
- организация взаимодействия со структурными подразделениями администрации Верхнебуреинского муниципального района и учреждениями министерства здравоохранения, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в создании, накопление, освежение, контроль за хранением и использованием резервов медицинского имущества;
- участие в обучении населения, личного состава аварийно-спасательных формирований и служб, других учреждений и организаций оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- ведение статистической отчетности, обобщение опыта работы Службы по медико-санитарному обеспечению ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- осуществление иных мероприятий, обеспечивающих функционирование и деятельность Службы.
4.2.2. В режиме повышенной готовности:
- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
- усиление медицинской дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу административного персонала учреждений здравоохранения, обеспечение их транспортными средствами и связью;
- прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;
- постоянный сбор, обработка и передача органам управления данных о прогнозируемой медико-санитарной обстановке и медико-санитарных последствиях чрезвычайной ситуации;
- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
- уточнение планов взаимодействия с органами управления муниципального района и учреждениями министерства здравоохранения, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, планов медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению, устойчивости и безопасности функционирования учреждений здравоохранения в чрезвычайных ситуациях;
- приведение при необходимости сил Службы в готовность к медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их восполнение;
- осуществление иных мероприятий по обеспечению готовности Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях.
4.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- оповещение личного состава органов управления, учреждений и формирований Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
- непрерывный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения по ликвидации чрезвычайной ситуации;
- введение в действие плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп, сил и средств Службы;
- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны чрезвычайной ситуации;
- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных во взаимодействии с органами министерства внутренних дел муниципального района;
- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации, их материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов;
- выполнение иных мероприятий и работ при медико-санитарном обеспечении населения при чрезвычайной ситуации.
4.3. Мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной или возникшей ситуации и могут относиться ко всей Службе муниципального района или к отдельному лечебно-профилактическому учреждению.
4.4. Ликвидация медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации является приоритетной задачей Службы.
Мероприятия медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуются и выполняются органами управления, силами и средствами муниципального уровня Службы на территории и объектах которых возникла чрезвычайная ситуация. Решение о привлечении и использовании необходимых сил и средств Службы к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций принимаются в зависимости от их масштабов и характера по решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям или руководителями Службы муниципального уровня.
4.5. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает: лечебно-эвакуационное, санитарно-гигиеническое, противоэпидемическое обеспечение; медицинские мероприятия по защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций; снабжение медицинским имуществом осуществляется в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, планами взаимодействия органов управления, формирований и учреждений Службы, а также по решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. Для медико-санитарного обеспечения используются находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические учреждения независимо от их ведомственной подчиненности.
4.6. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуется Службой на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению и заключается в последовательном и преемственном оказании пораженным медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации (первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной) в сочетании с их эвакуацией в лечебные учреждения, способные обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в полном объеме.
Во всех случаях в догоспитальный период силами и средствами Службы должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни пораженных (больных), предупреждению тяжелых осложнений, обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения их состояния.
4.7. Мероприятия по медицинской защите, санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение в чрезвычайных ситуациях организуются и обеспечиваются органами управления, силами и средствами Службы во взаимодействии с подразделениями Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.8. Медицинское снабжение представляет комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений Службы и организуется в соответствии с Положением по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденным первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 14 марта 1998 г.
Для обеспечения выполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, проводимых Службой, создается резерв медицинских ресурсов (запасов медикаментов, медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, медицинской техники и оборудования медицинского назначения):
- медицинский резерв медицинских ресурсов - решением главы района;
- объектовые резервы медицинских ресурсов - решением главного врача лечебного учреждения.
4.9. Резерв медицинских ресурсов создается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимального использования имеющихся медицинских сил для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объем резервов медицинских ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов устанавливаются создающими их органами - администрацией муниципального района и главными врачами районных больниц.
Резервы медицинских ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайной ситуации.
4.10. Специальная подготовка личного состава органов управления, учреждений и формирований Службы к работе и действиям при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуется и проводится путем проведения командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок. Планирование мероприятий по подготовке Службы осуществляется на всех ее уровнях.
Подготовка Службы к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (химические аварии, транспортные катастрофы, природные чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, эпидемии и др.), содержание и организация конкретных мероприятий по медико-санитарному обеспечению при их ликвидации регламентируются соответствующими руководствами.
4.11. Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является план медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается органами управления Службы соответствующего уровня, подписывается начальником Службы и утверждается председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям Верхнебуреинского муниципального района.
План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод Службы в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Во всех документах и разделах плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях должно быть четко определено содержание и порядок выполнения комплекса мероприятий, возложенных в соответствии с настоящим Положением на Службу.
4.12. В планах взаимодействия Службы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с органами управления, подразделениями и формированиями единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях необходимо предусмотреть:
- постоянную помощь Службе в повышении ее готовности к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- немедленное информирование органов управления Службы о введении режимов повышенной готовности в чрезвычайной ситуации, об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, результатах разведки и принятых решений по ее ликвидации;
- обеспечение первоочередного выдвижения сил и средств Службы в зону чрезвычайной ситуации;
- создание благоприятных условий для работы сил и средств Службы в зоне чрезвычайной ситуации, при этом основное внимание должно быть обращено: на обеспечение силами и средствами аварийно-спасательных служб быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление их от очагов пожаров, с местности, зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание на месте поражения первой медицинской помощи, вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания пораженным доврачебной (первой врачебной) помощи; на выделение помещений для развертывания медицинских формирований и расширения коечной сети лечебно-профилактических учреждений; на оказание помощи медицинским формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в обеспечении их транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами; на организацию охраны медицинских формирований, учреждений и транспортных средств, обеспечивающих эвакуацию пораженных.
5. Финансирование Службы
и ее материально-техническое обеспечение
5.1. Финансовое обеспечение деятельности Службы осуществляется за счет средств муниципального бюджета.
5.2. Резерв материально-технических средств и медицинского имущества Службы создается:
- муниципального уровня - за счет средств муниципального бюджета;
- объектового уровня - за счет средств лечебных учреждений.