Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2009 г. по делу № А79-2331/2009

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 03 июня 2009 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи
судей,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуальных предпринимателей А., Д., Р.Ю., г. Алатырь Чувашской Республики,
к Собранию депутатов города Алатыря Чувашской Республики, г. Алатырь Чувашской Республики,
о признании недействующими решения внеочередного Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 и Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 "О внесении изменений и дополнений в Решение Собрания депутатов от 03.10.05 № 42 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности",
при участии:
заявителей А., Р.Ю., их представителя - В. по доверенности от 23.01.2009
от ответчика - Р.Г., Л. (решение Собрание депутатов г. Алатыря IV созыва от 12.03.09 № 20/91-4),

установил:

индивидуальные предприниматели А., Д., Р.Ю. обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Собранию депутатов города Алатыря Чувашской Республики о признании недействующими пункта 1.3 решения внеочередного собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 "О внесении изменений и дополнений в Решение Собрания депутатов от 03.10.05 № 42 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и пункта 6 приложения к решению внеочередного собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4, абзаца 3 резолютивной части решения Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 "О внесении изменений и дополнений в Решение Собрания депутатов от 03.10.05 № 42 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Заявление мотивировано тем, что Собранием депутатов г. Алатыря от 03.10.05 № 42 было принято решение "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". В соответствии с приложением к данному решению корректирующий коэффициент к базовой доходности (К2) применительно к виду предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров установлен 0,7.
Пунктом 1.3 решения внеочередного Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 исключен п. 3 решения Собрания депутатов г. Алатыря от 03.10.05 № 42, которым было предусмотрено, что при определении корректирующего коэффициента к базовой доходности К2 учтены особенности ведения предпринимательской деятельности, влияющий на результат деятельности.
Пунктом 6 приложения к указанному решению значение коэффициента К2 на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров увеличено в два раза и с 01.01.09 определено в размере 0,8.
Абзацем 3 решения Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 внесены изменения в решение Собрания депутатов г. Алатыря от 03.10.05 № 42 и в п. 6 приложения к решению Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4, значение корректирующего коэффициента К2 установлено 0,6, вступающее в силу с 01.01.09.
По мнению заявителей, значение корректирующего коэффициента определено произвольно, решение не основано на аналитических, статистических и иных данных, подтверждающих экономическую обоснованность установления повышенного корректирующего коэффициента. Собрание депутатов руководствовалось только бюджетными интересами, т.е. необходимостью восполнения доходной части местного бюджета, но не экономическим расчетом.
Пункт 1.3 решения и пункт 6 приложения к решению внеочередного Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4, абзац 3 резолютивной части решения Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 не соответствует статьям 54, 57 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 6 и главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и экономические интересы предпринимателей.
В заседании суда заявители А., Р.Ю. и их представитель заявленные требования поддержали. Также пояснили, что значение корректирующего коэффициента К2 в размере 0,6 установлено решением Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 и действует с 01.01.09, т.е. корректирующий коэффициент установлен после начала календарного года.
Представители Собрания депутатов города Алатыря Чувашской Республики требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснили, что вопрос об установлении размера корректирующего коэффициента рассматривался согласительной комиссией в присутствии индивидуальных предпринимателей.
Органам местного самоуправления делегированы полномочия по установлению корректирующего коэффициента для вида деятельности - пассажирские перевозки от 0,005 до 1 включительно. Установленный на 2009 год К2 равный 0,6 не превышает предельно допустимый размер коэффициента. Представили расчет корректирующего коэффициента (К2) по администрации г. Алатыря.
Поскольку решением Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 корректирующий коэффициент уменьшен с 0,8 до 0,6, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации указанный акт имеет обратную силу и может применяться с 01.01.09.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, настоящее дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с частью 2 статьи 192, частями 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый акт, а также нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются:
- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса;
- значение коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Кодекса, или значение данного коэффициента, учитывающие особенности введения предпринимательской деятельности.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса указано, что по решениям представительных органов муниципальных районов система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения, и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности введена в действие на территории г. Алатырь решением Собрания депутатов III созыва от 03.10.05 № 42 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом III указанного решения значение корректирующего коэффициента к базовой доходности (К2) установлено согласно приложению к указанному решению.
В соответствии с приложением к решению Собрания депутатов 3 созыва от 03.10.05 № 42 корректирующий коэффициент к базовой доходности (К2) применительно к виду предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров установлен 0,7, автобусами пассажировместимостью свыше 14 мест значение К2 равнялось 0,9.
Пунктом 6 приложения к решению внеочередного Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 значения коэффициента К2 на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров увеличено с 01.01.09 до 0,8. Пунктом 1.3 решения исключены из п. 3 решения Собрания депутатов г. Алатыря от 03.10.05 № 42 слова "при определении корректирующего коэффициента к базовой доходности К2 учтены особенности введения предпринимательской деятельности, влияющие на результат деятельности".
Текст решения опубликован в приложении к общественно-политической газете "Алатырские вести" от 08.11.08 № 142-143 (12518 - 12519).
Абзацем 3 решения Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 изменено установленное п. 6 приложения к решению Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 значение корректирующего коэффициента К2 на 0,6, вступающим в силу с 01.01.09.
Текст решения опубликован в приложении к общественно-политической газете "Алатырские вести" от 07.03.09 № 27-28 (12570 - 12571).
Таким образом, оспариваемые решения являются нормативными правовыми актами, поскольку приняты представительным органом г. Алатыря в установленном порядке и форме, устанавливают корректирующий коэффициент (К2) применительно к виду предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, обязательные для неопределенного круга лиц, которые осуществляет данный вид предпринимательской деятельности, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами.
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
Корректирующий коэффициент базовой доходности не является обязательным элементом налогообложения, предусмотренным статьей 17 Кодекса.
Коэффициент К2 согласно пункту 6 статьи 346.29 Кодекса корректирует базовую доходность, установленную пунктом 3 статьи 346.29 Кодекса путем умножения базовой доходности на коэффициент К2.
Таким образом, корректирующий коэффициент К2 является показателем, понижающим базовую доходность.
В пункте 7 статьи 346.29 Кодекса установлено, что значение корректирующего коэффициента "К2" определяется для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Пунктом 1 статьи 346.27 Кодекса установлено, что К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.
В материалы дела Собранием депутатов г. Алатыря представлены документы в обоснование введения корректирующего коэффициента к базовой доходности (К2) применительно к виду предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, в том числе расчет корректирующего коэффициента (л.д. 145 - 153).
Таким образом, представительный орган г. Алатыря определил корректирующий коэффициент (К2) равный 0,6, принимая во внимание особенности ведения предпринимательской деятельности в населенных пунктах и вне населенных пунктов. При этом он действовал в пределах полномочий, так как имел право устанавливать значение этого коэффициента с учетом влияния на результат предпринимательской деятельности конкретных факторов, а также их совокупности, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса.
Поскольку установленное решением Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 значение корректирующего коэффициента по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, равный 0,6 принято компетентным органом, значение корректирующего коэффициента находится в рамках предельных значений, определяемых пунктом 7 статьи 346.29 Кодекса, при его определении были учтены факторы, влияющие на результат предпринимательской деятельности, предусмотренные статьей 346.27 Кодекса, судом нарушений каких-либо прав и интересов заявителей не усматривается.
Доводы заявителей по существу сводятся к тому, что установленное решением Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 налоговое регулирование ухудшило положение предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров. Однако заявителями не принято во внимание, что в соответствии с приложением к решению Собрания депутатов III созыва от 03.10.05 № 42 корректирующий коэффициент к базовой доходности (К2) применительно к оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров был установлен в размере 0,7, автобусами пассажировместимостью свыше 14 мест значение К2 равнялось 0,9.
Решением внеочередного Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 значение коэффициента К2 на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров с 01.01.09 установлен 0,8. Решением Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 корректирующий коэффициент уменьшен с 0,8 до 0,6.
В силу пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 Кодекса).
Поскольку принятым решением Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 корректирующий коэффициент (К2) уменьшен с 0,8 до 0,6 и в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Кодекса указано на его применение с 01.01.09, оспариваемый заявителями пункт 6 приложения к решению внеочередного Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 в части установления корректирующего коэффициента к данному виду предпринимательской деятельности с 01.01.09 равной 0,8 признается прекратившим свое действие.
В соответствии со статьей 346.30 Кодекса налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.
Согласно статье 346.32 Кодекса налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода
Следовательно, к моменту исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход за 1 квартал 2009 года, решение внеочередного Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 в части установления корректирующего коэффициента к виду предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров применению не подлежал и на основании указанного акта не были реализованы права граждан и организаций. Каких-либо нарушений прав и интересов заявителей решением внеочередного Собрания депутатов г. Алатыря IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 судом не установлено.
Таким образом, отсутствие предусмотренных статьями 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых и достаточных для признания нормативного правового акта недействительным, является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований предпринимателей.
От предпринимателя Д. 06.04.09 поступило заявление, в котором он отказался от заявленных требований.
Поскольку арбитражным судом проверена законность нормативных правовых актов представительного органа г. Алатыря в части установления корректирующего коэффициента (К2) к виду предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, судом принимается отказ заявителя Д. от заявленных требований, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и прекращает производство по делу в этой части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителей.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

индивидуальным предпринимателям А., Р.Ю. в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными пункта 1.3 решения и пункта 6 приложения к решению внеочередного собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 05.11.08 № 62/26-4 и абзаца 3 постановляющей части Собрания депутатов г. Алатырь IV созыва от 26.02.09 № 09/30-4 "О внесении изменений и дополнений в Решение Собрания депутатов от 03.10.05 № 42 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" отказать.
Производство по заявлению индивидуального предпринимателя Д. прекратить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru