Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2009 г. по делу № А76-4517/2009-56-221

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 4 мая 2009 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Худяковой В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курень В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, г. Челябинск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Премьер-Лига", г. Челябинск
о привлечении к административной ответственности по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Д. - специалист-эксперт (удостоверение У № 0188 от 18.04.07 г., доверенность от 26.03.09 № 15/30-30)
от ответчика: Г. - представитель доверенность от 22.04.2009 г., паспорт
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, г. Челябинск (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд Челябинской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Премьер-Лига", г. Челябинск (далее - Общество, ответчик) с заявлением о привлечении к административной ответственности по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ).
В подтверждение факта совершения ответчиком административного правонарушения заявителем представлены акт проверки, протоколы лабораторных испытаний, определение о назначении экспертизы, протокол об административном правонарушении.
Представителем ответчика заявленные требования отклонены, ссылаясь на отсутствие доказательств совершения Обществом административного правонарушения и нарушение порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что на алкогольную продукцию имеются оформленные в соответствии с федеральным законодательством сопроводительные документы: сертификаты соответствия, удостоверения качества, накладные и т.д. Заявитель ссылается также на то, что с определением о назначении экспертизы (л.д. 19) не был ознакомлен законный представитель Общества в нарушение Кодекса.
Заслушав представителей заявителя, ответчика, а также, исследовав все материалы дела арбитражный суд

установил:

как следует из материалов дела, управлением проведена проверка по вопросу соблюдения обществом обязательных требований законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ему оптовом складе по адресу г. Челябинск ул. Троицкий тракт дом 54 склад 17/2.
В ходе проверки управлением было установлено, что общество осуществляет реализацию алкогольной продукции (водки особая из спирта "Люкс" "Мягкий знак" с ароматом дикого грейпфрута в количестве 2582 с/б емкостью 0,5 л дата выработки 29.07.2008 г. производства ООО "Питейный дом" г. Майкоп ул. Пушкина 153, настойки "Хлебная" в количестве 94 бут. емкостью 0,5 л, дата выработки 11.06.2007 г., производства ООО "Завод виноградных Вин. Дионис. Беларусь. Минская область, вино столовое виноградное сухое белое Шардоне алк. 10 - 12 % емкостью 0,7 л датой выработки 19.09.2008 производства республика Молдова).
По результатам проверки составлен акт № 19/04 от 6 марта 2009 года, согласно которому на основании экспертных заключений к протоколам лабораторных испытаний от 10.02.2009 N№ 1331, 1334, 1335 образцы отобранной алкогольной продукции не соответствуют требованиям нормативной документации по показателю - внешний вид. В повторно отобранных пробах в соответствии с экспертным заключением и лабораторным исследованиям от 20.02.2009 N№ 2574, 2583, 2585 несоответствие образцов требованиям стандартов подтвердилось.
Протоколами лабораторных испытаний установлены факты оборота (хранения, реализации) алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р51355-99) по органолептическим и физико-химическим показателям.
По результатам проверки управлением в отношении Общества составлен протокол от 06.03.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.14 Кодекса, и вынесено определение о передаче дела в Арбитражный суд Челябинской области.
В связи с тем, что алкогольная продукция не соответствующая требованиям ГОСТа реализовывалась Обществом, управлением на основании протокола изъятия от 19.02.2009 указанная алкогольная продукция была арестована и передана на ответственное хранение начальнику службы безопасности П.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу абз. 1 п. 140 гл. XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Административная ответственность за оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена ст. 6.14 Кодекса.
Между тем, частью 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 Кодекса, является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 1, 2, 4 ст. 26.4 Кодекса в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Однако в нарушение требований, установленных ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управлением не доказано то обстоятельство, что в момент проведения проверки в исследуемой алкогольной продукции обнаружены посторонние включения именно по внешнему виду, которые могли быть выявлены, в том числе и обществом при визуальном осмотре.
Представленные в материалы дела доказательства (акт отбора проб от 30.01.2009 г. (л.д. 13), протокол взятия проб и образцов от 19.02.2009 года (л.д. 17)), подтверждают факт отсутствия таковых и фиксируют факт однородной партии.
Полно и всесторонне исследовав материалы дела суд пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Так, суд считает, что управлением нарушен порядок проведения экспертизы, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства ознакомления законного представителя общества - директора У. с определением о назначении экспертизы от 19.02.2009 г., что является нарушением положений ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.4 Кодекса в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Судом установлено, что в определении от 19.02.2009 года о назначении экспертизы имеется запись о предупреждении за дачу заведомо ложного заключения эксперта Ф. (л.д. 18). Фактически экспертиза проведена лицом, подпись которого в протоколах лабораторных испытаний N№ 2574п, 2583п, 2585П, от 20.02.2009 года (л.д. 19, 20, 21) не расшифрована. В судебном заседании представитель Управления пояснила, что вместо эксперта Ф. экспертиза проведена экспертом С., имеющим сертификат эксперта № ГСЭН 3.075.5710 от 30.11.2006 года, чья подпись учинена в протоколах лабораторных испытаний N№ 2574п, 2583п, 2585П, от 20.02.2009 года. Представитель заявителя пояснила, что С. за дачу ложного заключения может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.26 КоАП РФ, что исключает представление им ложного заключения.
Между тем, порядок привлечения к административной ответственности предусмотрен Кодексом, в частности, ст. 26.4 предусматривает обязанность предупредить эксперта об ответственности за дачу ложного заключения и нарушение предусмотренного Кодексом порядка лишает предусмотренных Кодексом гарантий защиты лица, в отношении которого ведется дело об административных правонарушениях.
Кроме того, пункт 4 статьи 26.4 Кодекса предусматривает обязанность административного органа до направления определения о назначении экспертизы на исполнение знакомить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить ему права.
По смыслу статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 Кодекса). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Вместе с тем, Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем. Доказательств наличия полномочий у начальника службы безопасности П., которому разъяснены права Общества, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на представление интересов Общества в конкретном административном деле административным органом не представлено.
Кроме того, суд считает, что Управлением также был нарушен порядок отбора проб алкогольной продукции для проведения экспертизы.
Так, в акте отбора проб от 30.01.2009 г. (л.д. 13) указано, что отбор проб произведен в соответствии с ГОСТ Р 52472-2005, ГОСТ Р 51135-98, ГОСТ Р 52404-05.
Между тем, пунктом 4.3 ГОСТа 52472-2005 "Водки и водки особые. Правила приемки и методы анализа" для определения анализа водки определения органолептических и физико-химических показателей водки на соответствие ГОСТ Р 51355 предусмотрено, что горловину каждой бутылки с отобранной пробой обертывают куском ткани или бумаги и обвязывают шпагатом, концы которого пломбируют или опечатывают сургучной печатью на картонной или деревянной бирке с прошнурованной этикеткой, на которой должно быть указано: наименование изготовителя, наименование водки, дата розлива, количество и вместимость бутылок в партии, от которой отобрана проба, дата и место отбора пробы должность фамилия лица отобравшего пробу. Доказательств того, что пробы отобраны в соответствии с требованиями указанного ГОСТа 52472-2005 в материалах дела не имеется. Протокол взятия и отбора проб и образцов от 19.02.2009 г. (л.д. 17) содержит сведения о том, что отобранные пробы упакованы в карточные коробки, заклеены скотчем, опечатаны печатью ООО "Премьер Лига", что не ответствует ГОСТу 52472-2005
Частью 3 ст. 26.2 Кодекса предусмотрено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах с учетом недоказанности состава вменяемого обществу административного правонарушения суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса.
Из содержания Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Суд считает что, что поскольку доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренных действующим законодательством прав общества при проведении экспертизы, в материалах дела отсутствуют, экспертные заключения в протоколах лабораторных испытаний не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, а при отсутствии доказательств подтверждающих факт совершений административного правонарушения в удовлетворении требований о привлечении Общества к административной ответственности должно быть отказано и производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Премьер-Лига" прекращено.
На основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 13.02.2009 г. Управлением наложен Арест на алкогольную продукцию и находящуюся на ответственном хранении, которая 13.02.2009 года передана начальнику службы безопасности П. Поскольку судом производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества прекращено, арест на алкогольную продукцию по протоколу ареста от 13.02.2009 года должен быть снят.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, отказать.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Премьер-Лига", прекратить
Арест, наложенный на алкогольную продукцию и находящуюся на ответственном хранении у начальника службы безопасности П. на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 13.02.2009 г. снять.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной
жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья:
В.В.ХУДЯКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru