Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 18 сентября 2009 г. № 1055н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2009 Г. № 106
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА
ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПРОВЕДЕНИЕ
АТТЕСТАЦИИ ВРАЧЕЙ, ПРОВИЗОРОВ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ЗАНИМАЮЩИХ ВРАЧЕБНЫЕ
И ПРОВИЗОРСКИЕ ДОЛЖНОСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, С ЦЕЛЬЮ ПРИСВОЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ)
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ", АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УСЛУГИ "ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ АПТЕЧНЫХ,
МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
С ЦЕЛЬЮ ПРИСВОЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ)
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. № 106 "Об утверждении административного регламента Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Проведение аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим профессиональным образованием, занимающих врачебные и провизорские должности в системе здравоохранения Волгоградской области, с целью присвоения (подтверждения) квалификационных категорий", административного регламента Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Проведение аттестации специалистов аптечных, медицинских и иных организаций Волгоградской области со средним медицинским и фармацевтическим образованием с целью присвоения (подтверждения) квалификационных категорий" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены административный регламент Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области "Проведение аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим профессиональным образованием, занимающих врачебные и провизорские должности в системе здравоохранения Волгоградской области, с целью присвоения (подтверждения) квалификационных категорий" (далее - Регламент № 1); административный регламент Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области "Проведение аттестации специалистов аптечных, медицинских и иных организаций Волгоградской области со средним медицинским и фармацевтическим образованием с целью присвоения (подтверждения) квалификационных категорий" (далее - Регламент № 2).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере организации административной процедуры по проведению аттестации медицинских и фармацевтических работников.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2009 № 175-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 04.05.2008 № 331);
- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 № 314 "О порядке получения квалификационных категорий" (в редакции от 19.03.2009 № 128н);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 09.12.1999 № 863 "Об утверждении Положения о Комитете по здравоохранению Администрации Волгоградской области" (в редакции от 05.09.2008 № 1183).
Согласно пунктам "н", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и координация вопросов здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 3, а не часть 3 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится самостоятельное формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере здравоохранения, установление порядка их организации и деятельности; развитие организаций здравоохранения субъекта Российской Федерации; материально-техническое обеспечение таких организаций.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим Постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет по здравоохранению входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Согласно пункту 4.10 Положения о Комитете по здравоохранению Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 09.12.1999 № 863, функцией Комитета является участие в организации подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров совместно с соответствующими профессиональными ассоциациями.
Пунктом 6.3.2 Положения установлено, что председатель Комитета издает в пределах компетенции Комитета приказы и распоряжения.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако в тексте рассматриваемого Приказа выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Согласно абзацу 3 пункта 3.1.3 Регламента № 1 аттестационная комиссия в срок от 30 календарных дней, но не позднее 90 календарных дней от даты регистрации заявления и документов, поступивших от соискателя, на заседании рассматривает документы и предложение эксперта и принимает аттестационный экзамен у соискателя.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 3.1.3 Регламента № 2.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.
Согласно пункту 3.4 Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 № 314, аттестационная комиссия рассматривает представленные документы в течение двух месяцев со дня их поступления (регистрации) и принимает решения о присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в увеличении предельного срока принятия решения аттестационной комиссией, установленного федеральным законодателем, с 2 месяцев до 90 календарных дней.
2. В соответствии с пунктом 3.2.8 Регламента № 1 в рассмотрении обращения получателю государственной услуги отказывается в следующих случаях:
- в случае отсутствия сведений об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), об обратившемся лице (фамилия, имя, отчество физического лица, подпись, наименование юридического лица, почтовый адрес для ответа);
- в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, содержит нецензурные выражения;
- в случае если получателем представлено дубликатное обращение (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные заявителем в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ), при этом заявителю могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 3.2.8 Регламента № 2.
Как следует из содержания абзацев 8 - 13 пункта 3.2.10 Регламента № 1 и абзацев 8 - 13 пункта 3.2.10 Регламента № 2, основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо оснований, указанных в пункте 3.2.8 Регламента, также может являться:
- указание автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа;
- поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
- некорректность содержания электронного сообщения;
- невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 - 4 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации расширительного перечня оснований отказа в рассмотрении обращений граждан по сравнению с перечнем, определенным федеральным законом, чем нарушены права граждан, предусмотренные статьей 33 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в тексте исследуемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В пункте 1.2 Регламента № 1 содержится ссылка на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.03.2008 № 112н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации".
Ссылка на указанный нормативный правовой акт также имеется в пункте 2.4.4 Регламента № 1 и пункте 1.2 Регламента № 2.
Вместе с тем, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.03.2008 № 112н признан утратившим силу в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2009 № 210н.
Таким образом, наличие ссылки в исследуемом Приказе на недействующий нормативный правовой акт необоснованно.
2. Не соблюдена нумерация пунктов:
- два пункта 3.1.6 в Регламенте № 1;
- несколько пунктов 4 в приложениях № 2 Регламента № 1 и Регламента № 2.
В тексте исследуемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 4 февраля 2009 г. № 20.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. № 106 "Об утверждении административного регламента Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Проведение аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим профессиональным образованием, занимающих врачебные и провизорские должности в системе здравоохранения Волгоградской области, с целью присвоения (подтверждения) квалификационных категорий", административного регламента Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Проведение аттестации специалистов аптечных, медицинских и иных организаций Волгоградской области со средним медицинским и фармацевтическим образованием с целью присвоения (подтверждения) квалификационных категорий" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru