Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. по делу № А14-9230/2008/278/24

(извлечение)

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по О-му району Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Н. 123,20 рубля финансовых санкций. При этом заявитель ссылается на нарушение ответчиком срока представления индивидуальных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчик заявленные требования не признал, в представленном отзыве просил признать требование о взыскании санкций незаконным и отменить. Ответчик либо его представитель в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом изложенного, дело рассматривалось в порядке ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд установил.
Индивидуальный предприниматель Н. зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, регистрационный N.
Заявителем была проведена проверка соблюдения ответчиком срока представления индивидуальных сведений о стаже и заработке за 2007 год. По результатам проверки было принято решение № 883 от 20.06.2008 г. о привлечении ответчика к ответственности за нарушение срока представления вышеуказанных сведений в виде взыскания 123,20 рубля финансовых санкций.
Ответчику были направлено требование № 16243 от 20.06.2008 г. об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.
Ответчик принятое решение и направленное требование не оспорил, в добровольном порядке суммы штрафа не уплатил, в связи с чем заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм штрафа с ответчика.
Пунктом 7 ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что органы внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 30, статьи 34.1, части 2 статьи 82 НК РФ органы государственного внебюджетного фонда при осуществлении функций налогового контроля в пределах их компетенции наделяются правами и обязанностями налоговых органов.
В соответствии со статьей 31 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски (заявления), в том числе и о взыскании финансовых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о пенсионном страховании.
Таким образом, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении своих полномочий по контролю действует на основе специального законодательства и норм НК РФ и его обращение с настоящими требованиями основано на нормах действующего законодательства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" № 165-ФЗ имеет дату 16.07.1999, а не 16.09.1999.

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.09.1999 г. № 165-ФЗ (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное пенсионное страхование является обязательной составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.
Органы Пенсионного фонда, выступая в качестве страховщика, на основании пункта 4 части 1 статьи 11 вышеуказанного закона, имеют право налагать на страхователей финансовые санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 1 Закона № 165-ФЗ был принят Федеральный закон № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. (далее Закон № 167-ФЗ), устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования. Настоящим Законом (абзацем 3 статьи 2) закреплена возможность применения к правоотношениям, возникающим из уплаты обязательных платежей и контроля за указанной уплатой, норм законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено пенсионным законодательством.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (далее Закон № 27-ФЗ), устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального учета, был принят в целях контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсий.
Как установлено частью 1 статьи 11 Закона РФ № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Закона РФ № 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивает страховые взносы. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, сами представляют индивидуальные сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.
Вышеназванные сведения страхователь обязан представить один раз в год, но не позднее 1 марта (часть 2 статьи 11 Закона РФ № 27-ФЗ). В силу части 3 статьи 17 названного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчик не представил индивидуальные сведения о стаже и заработке за 2007 год, в то время как указанные сведения должны были быть представлены не позднее 01.03.2008 г.
Вместе с тем, в силу ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом органом Пенсионного фонда должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) органа Пенсионного фонда рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта орган Пенсионного фонда извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Как установлено судом, в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании № 132 от 06.05.2008 г., указана дата его рассмотрения 11.06.2008 г. в 10 часов. Однако решение о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании принято 20.06.2008 г. в его отсутствие, при этом доказательства извещении ответчика о дате, времени и месте фактического рассмотрения акта заявителем не представлены.
Таким образом, ответчику не обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, Арбитражный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины действующим законодательством при обращении в суд. Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина по настоящему делу взысканию либо возврату не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 216 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru