АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. по делу № А14-9230/2008/278/24
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по О-му району Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Н. 123,20 рубля финансовых санкций. При этом заявитель ссылается на нарушение ответчиком срока представления индивидуальных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчик заявленные требования не признал, в представленном отзыве просил признать требование о взыскании санкций незаконным и отменить. Ответчик либо его представитель в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом изложенного, дело рассматривалось в порядке ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд установил.
Индивидуальный предприниматель Н. зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, регистрационный N.
Заявителем была проведена проверка соблюдения ответчиком срока представления индивидуальных сведений о стаже и заработке за 2007 год. По результатам проверки было принято решение № 883 от 20.06.2008 г. о привлечении ответчика к ответственности за нарушение срока представления вышеуказанных сведений в виде взыскания 123,20 рубля финансовых санкций.
Ответчику были направлено требование № 16243 от 20.06.2008 г. об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.
Ответчик принятое решение и направленное требование не оспорил, в добровольном порядке суммы штрафа не уплатил, в связи с чем заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм штрафа с ответчика.
Пунктом 7 ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что органы внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 30, статьи 34.1, части 2 статьи 82 НК РФ органы государственного внебюджетного фонда при осуществлении функций налогового контроля в пределах их компетенции наделяются правами и обязанностями налоговых органов.
В соответствии со статьей 31 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски (заявления), в том числе и о взыскании финансовых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о пенсионном страховании.
Таким образом, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении своих полномочий по контролю действует на основе специального законодательства и норм НК РФ и его обращение с настоящими требованиями основано на нормах действующего законодательства.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" № 165-ФЗ имеет дату 16.07.1999, а не 16.09.1999.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.09.1999 г. № 165-ФЗ (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное пенсионное страхование является обязательной составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.
Органы Пенсионного фонда, выступая в качестве страховщика, на основании пункта 4 части 1 статьи 11 вышеуказанного закона, имеют право налагать на страхователей финансовые санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 1 Закона № 165-ФЗ был принят Федеральный закон № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. (далее Закон № 167-ФЗ), устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования. Настоящим Законом (абзацем 3 статьи 2) закреплена возможность применения к правоотношениям, возникающим из уплаты обязательных платежей и контроля за указанной уплатой, норм законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено пенсионным законодательством.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (далее Закон № 27-ФЗ), устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального учета, был принят в целях контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсий.
Как установлено частью 1 статьи 11 Закона РФ № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Закона РФ № 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивает страховые взносы. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, сами представляют индивидуальные сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.
Вышеназванные сведения страхователь обязан представить один раз в год, но не позднее 1 марта (часть 2 статьи 11 Закона РФ № 27-ФЗ). В силу части 3 статьи 17 названного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчик не представил индивидуальные сведения о стаже и заработке за 2007 год, в то время как указанные сведения должны были быть представлены не позднее 01.03.2008 г.
Вместе с тем, в силу ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом органом Пенсионного фонда должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) органа Пенсионного фонда рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта орган Пенсионного фонда извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Как установлено судом, в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании № 132 от 06.05.2008 г., указана дата его рассмотрения 11.06.2008 г. в 10 часов. Однако решение о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании принято 20.06.2008 г. в его отсутствие, при этом доказательства извещении ответчика о дате, времени и месте фактического рассмотрения акта заявителем не представлены.
Таким образом, ответчику не обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, Арбитражный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины действующим законодательством при обращении в суд. Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина по настоящему делу взысканию либо возврату не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 216 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.