Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ПРОКУРАТУРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2009 г. № 21-02-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ СРЕДСТВ РОДИТЕЛЕЙ В КАЧЕСТВЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ
ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА РАЗЛИЧНЫЕ НУЖДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

Начальнику Управления образования
администрации г. Иванова
Юферовой Е.А.

Прокуратурой области проведена проверка исполнения требований законодательства об общедоступности и бесплатности дошкольного образования, а также законности привлечения средств родителей в качестве добровольных пожертвований на различные нужды учреждения.
Указанная проверка проведена выборочно в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях N№ 21, 52, 58, 66, 108, 144, 148, 184 г. Иванова.
Результаты ее свидетельствуют о том, что продолжают иметь место нарушения принципа бесплатности дошкольного образования, проявляющиеся в финансировании родителями воспитанников необходимого для учреждений имущества и предметов хозяйственного назначения.
Конституцией РФ (ч. 1, 2 ст. 43), Законом "Об образовании" (далее - Закон) (п. 3 ст. 5) гарантировано право гражданам на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно п. 8 ст. 41 Закона образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительной организации" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В ходе проверки установлено, что традиционно во всех вышеуказанных МДОУ г. Иванова в 2008 году на нужды учреждения привлекались денежные средства, а также материальные ценности родителей воспитанников.
В 8 проверенных дошкольных учреждениях, за исключением ДОУ № 148, с родителями были заключены договоры о пожертвовании образовательному учреждению денежных средств (с определением их целевого использования).
При изучении договоров установлено, что в 6 детских садах они аналогичны по своему содержанию (примерная форма договора). Вместе с тем в договорах ДОУ N№ 145, 184, 58, 66 в соответствии с п. 1.1 Жертвователю вменена в обязанность безвозмездная передача учреждению денежных средств.
Вопреки требованиям ст. ст. 1, 4, 5 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" о добровольности и свободе выбора целей имущественной и финансовой помощи, суммы пожертвований определены в договорах в фиксированной сумме, а также с указанием периодичности внесения их на лицевой счет учреждения.
Так, в МДОУ № 145 родители перечисляют на расчетный счет по 600 рублей до 15 числа первого месяца каждого квартала, с 2009 г. - 900 рублей, МДОУ № 184 - по 70 рублей до 15 числа каждого месяца, МДОУ № 58 - по 100 рублей до 10 числа каждого месяца, МДОУ № 108 - по 50 рублей ежемесячно, МДОУ № 52 - 50 рублей ежемесячно, МДОУ № 21 - от 2000 до 12000 рублей ежеквартально. В МДОУ № 66 родителями пожертвования перечислялись единовременно после зачисления ребенка в детский сад в разных суммах от 500 до 3000 рублей. В МДОУ № 52 денежные средства в размере 50 рублей родителями передавались непосредственно представителям родительских комитетов, на которые ими же приобретались необходимые товары для нужд детского сада. На момент проверки в МДОУ № 148 велась работа по заключению договоров пожертвования, которые должны были начать действовать с 01.01.2009.
С учетом материального положения отдельных семей (малообеспеченные, семьи, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи работников ДОУ) размеры установленных платежей могли снижаться.
Несмотря на то, что договоры пожертвования предусматривают передачу денежных средств Жертвователем на определенные цели, только в МДОУ № 66 пожертвования перечислялись на приобретение конкретного имущества (линолеум, мебель, карнизы, посуда) и др. В подавляющем большинстве детских садов в п. 1.2 договоров указывались цели общего характера: материально-технические нужды либо хозяйственно-бытовые, а также приобретение предметов сроком пользования более 1 года.
Более того, в договоре, заключенном между родителями и МДОУ № 21, денежные или материальные средства безвозмездно передавались для осуществления следующей деятельности учреждения:
- обеспечение воспитательно-образовательного процесса (30%), в том числе на: приобретение Монтессори-материала на группы - 10%, оснащение игровых зон - 5%, обеспечение педагогов, специалистов материалами и пособиями для занятий - 5%, проведение ремонтных работ в группе в летний период - 10%.
20% с 01.08.2008 от ежемесячной суммы пожертвований идет на увеличение стоимости дето-дня (из расчета в среднем 10-00 рубля в день на одного ребенка).
Оснащение материально-технической базы (10%), в том числе текущие хозяйственные нужды, канцелярские принадлежности - 5%, ремонтные работы в помещениях учреждения в летний период - 5%.
Несмотря на то, что администрацией детских садов акцент делается исключительно на добровольном характере родительских пожертвований учреждению, предложения об оказании благотворительной помощи, как правило, исходят от руководства. При этом решения о спонсорской помощи доводятся до сведения родителей родительскими комитетами либо заведующими (воспитателями) на собраниях и оформляются протоколами родительских собраний. Родительские комитеты учреждений действуют на основании Положений о родительском комитете МДОУ, где одним из пунктов, регламентирующих их компетенцию, является осуществление помощи в организации сбора средств спонсоров и прочих добровольных пожертвований в фонд внебюджетного финансирования.
Из объяснений заведующих детскими садами следует, что активное привлечение дошкольными учреждениями родительских средств является следствием недостаточности бюджетного финансирования на оснащение образовательного процесса и материально-техническое обеспечение.
Так, за период 2008 года на внебюджетный счет учреждений по договорам пожертвований поступили денежные средства в размере: МДОУ № 21 - 887688 руб., МДОУ № 58 - 166648 руб., МДОУ № 66 - 38460 руб., МДОУ № 108 - 208523 руб., МДОУ № 145 - 96560 руб., МДОУ № 184 - 134011 руб. Указанные средства были израсходованы на следующие цели: мебель, строительные материалы, сантехническое оборудование, стенды, обслуживание домофонов, игрушки, развивающее оборудование для детей, канцелярские и хозяйственные товары.
Представленные сведения о бюджетной и внебюджетной деятельности данных детских садов в 2008 году свидетельствуют, что расходование привлеченных на нужды дошкольных образовательных учреждений родительских средств осуществлялось на цели, финансирование которых осуществляется из бюджетных средств. Вместе с тем из данных об исполнении сметных назначений следует, что бюджетные ассигнования, выделяемые по отдельным статьям расходов, не удовлетворяют потребности учреждений и требуют покрытия возникающего дефицита бюджета за счет благотворительных пожертвований.
Так, например, суммы, утвержденные по коду ЭКР 340 бюджетного учета, в частности, по видам расходов на канцелярские и хозяйственные товары, на которые тратилась часть родительских средств, в 2008 году составляли: МДОУ № 52 - 7040 руб., МДОУ № 108 - 33140 руб., МДОУ № 145 - 27191 руб., МДОУ № 148 - 11688 руб., МДОУ № 184 - 30400 руб. - и являются явно недостаточными.
Вместе с тем в МДОУ № 21 ежемесячно 40% родительских пожертвований передавалось в фонд материального стимулирования сотрудников учреждения, согласно утвержденному заведующей МДОУ Положению о порядке выплат сотрудникам МДОУ-ЦРР детский сад № 21 материального вознаграждения по результатам работы из средств, поступающих в виде добровольного пожертвования родителями. Таким образом, родителями воспитанников осуществлялось дополнительное финансирование сотрудников учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению причин и условий выявленных нарушений.

2. Усилить контроль за исполнением в деятельности подведомственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений законодательства Российской Федерации об образовании. Принять меры по недопущению неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) воспитанников детских садов.

3. Обеспечить соблюдение исполнения Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" в части добровольности внесения денежных средств (пожертвований) родителями (законными представителями) воспитанников.
О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру области в установленный законом месячный срок.

Заместитель прокурора области
старший советник юстиции
М.Б.БОДЯГИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru