ПРОКУРАТУРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2009 г. № 21-02-2009
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ СРЕДСТВ РОДИТЕЛЕЙ В КАЧЕСТВЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ
ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА РАЗЛИЧНЫЕ НУЖДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
Начальнику Управления образования
администрации г. Иванова
Юферовой Е.А.
Прокуратурой области проведена проверка исполнения требований законодательства об общедоступности и бесплатности дошкольного образования, а также законности привлечения средств родителей в качестве добровольных пожертвований на различные нужды учреждения.
Указанная проверка проведена выборочно в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях N№ 21, 52, 58, 66, 108, 144, 148, 184 г. Иванова.
Результаты ее свидетельствуют о том, что продолжают иметь место нарушения принципа бесплатности дошкольного образования, проявляющиеся в финансировании родителями воспитанников необходимого для учреждений имущества и предметов хозяйственного назначения.
Конституцией РФ (ч. 1, 2 ст. 43), Законом "Об образовании" (далее - Закон) (п. 3 ст. 5) гарантировано право гражданам на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно п. 8 ст. 41 Закона образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительной организации" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В ходе проверки установлено, что традиционно во всех вышеуказанных МДОУ г. Иванова в 2008 году на нужды учреждения привлекались денежные средства, а также материальные ценности родителей воспитанников.
В 8 проверенных дошкольных учреждениях, за исключением ДОУ № 148, с родителями были заключены договоры о пожертвовании образовательному учреждению денежных средств (с определением их целевого использования).
При изучении договоров установлено, что в 6 детских садах они аналогичны по своему содержанию (примерная форма договора). Вместе с тем в договорах ДОУ N№ 145, 184, 58, 66 в соответствии с п. 1.1 Жертвователю вменена в обязанность безвозмездная передача учреждению денежных средств.
Вопреки требованиям ст. ст. 1, 4, 5 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" о добровольности и свободе выбора целей имущественной и финансовой помощи, суммы пожертвований определены в договорах в фиксированной сумме, а также с указанием периодичности внесения их на лицевой счет учреждения.
Так, в МДОУ № 145 родители перечисляют на расчетный счет по 600 рублей до 15 числа первого месяца каждого квартала, с 2009 г. - 900 рублей, МДОУ № 184 - по 70 рублей до 15 числа каждого месяца, МДОУ № 58 - по 100 рублей до 10 числа каждого месяца, МДОУ № 108 - по 50 рублей ежемесячно, МДОУ № 52 - 50 рублей ежемесячно, МДОУ № 21 - от 2000 до 12000 рублей ежеквартально. В МДОУ № 66 родителями пожертвования перечислялись единовременно после зачисления ребенка в детский сад в разных суммах от 500 до 3000 рублей. В МДОУ № 52 денежные средства в размере 50 рублей родителями передавались непосредственно представителям родительских комитетов, на которые ими же приобретались необходимые товары для нужд детского сада. На момент проверки в МДОУ № 148 велась работа по заключению договоров пожертвования, которые должны были начать действовать с 01.01.2009.
С учетом материального положения отдельных семей (малообеспеченные, семьи, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи работников ДОУ) размеры установленных платежей могли снижаться.
Несмотря на то, что договоры пожертвования предусматривают передачу денежных средств Жертвователем на определенные цели, только в МДОУ № 66 пожертвования перечислялись на приобретение конкретного имущества (линолеум, мебель, карнизы, посуда) и др. В подавляющем большинстве детских садов в п. 1.2 договоров указывались цели общего характера: материально-технические нужды либо хозяйственно-бытовые, а также приобретение предметов сроком пользования более 1 года.
Более того, в договоре, заключенном между родителями и МДОУ № 21, денежные или материальные средства безвозмездно передавались для осуществления следующей деятельности учреждения:
- обеспечение воспитательно-образовательного процесса (30%), в том числе на: приобретение Монтессори-материала на группы - 10%, оснащение игровых зон - 5%, обеспечение педагогов, специалистов материалами и пособиями для занятий - 5%, проведение ремонтных работ в группе в летний период - 10%.
20% с 01.08.2008 от ежемесячной суммы пожертвований идет на увеличение стоимости дето-дня (из расчета в среднем 10-00 рубля в день на одного ребенка).
Оснащение материально-технической базы (10%), в том числе текущие хозяйственные нужды, канцелярские принадлежности - 5%, ремонтные работы в помещениях учреждения в летний период - 5%.
Несмотря на то, что администрацией детских садов акцент делается исключительно на добровольном характере родительских пожертвований учреждению, предложения об оказании благотворительной помощи, как правило, исходят от руководства. При этом решения о спонсорской помощи доводятся до сведения родителей родительскими комитетами либо заведующими (воспитателями) на собраниях и оформляются протоколами родительских собраний. Родительские комитеты учреждений действуют на основании Положений о родительском комитете МДОУ, где одним из пунктов, регламентирующих их компетенцию, является осуществление помощи в организации сбора средств спонсоров и прочих добровольных пожертвований в фонд внебюджетного финансирования.
Из объяснений заведующих детскими садами следует, что активное привлечение дошкольными учреждениями родительских средств является следствием недостаточности бюджетного финансирования на оснащение образовательного процесса и материально-техническое обеспечение.
Так, за период 2008 года на внебюджетный счет учреждений по договорам пожертвований поступили денежные средства в размере: МДОУ № 21 - 887688 руб., МДОУ № 58 - 166648 руб., МДОУ № 66 - 38460 руб., МДОУ № 108 - 208523 руб., МДОУ № 145 - 96560 руб., МДОУ № 184 - 134011 руб. Указанные средства были израсходованы на следующие цели: мебель, строительные материалы, сантехническое оборудование, стенды, обслуживание домофонов, игрушки, развивающее оборудование для детей, канцелярские и хозяйственные товары.
Представленные сведения о бюджетной и внебюджетной деятельности данных детских садов в 2008 году свидетельствуют, что расходование привлеченных на нужды дошкольных образовательных учреждений родительских средств осуществлялось на цели, финансирование которых осуществляется из бюджетных средств. Вместе с тем из данных об исполнении сметных назначений следует, что бюджетные ассигнования, выделяемые по отдельным статьям расходов, не удовлетворяют потребности учреждений и требуют покрытия возникающего дефицита бюджета за счет благотворительных пожертвований.
Так, например, суммы, утвержденные по коду ЭКР 340 бюджетного учета, в частности, по видам расходов на канцелярские и хозяйственные товары, на которые тратилась часть родительских средств, в 2008 году составляли: МДОУ № 52 - 7040 руб., МДОУ № 108 - 33140 руб., МДОУ № 145 - 27191 руб., МДОУ № 148 - 11688 руб., МДОУ № 184 - 30400 руб. - и являются явно недостаточными.
Вместе с тем в МДОУ № 21 ежемесячно 40% родительских пожертвований передавалось в фонд материального стимулирования сотрудников учреждения, согласно утвержденному заведующей МДОУ Положению о порядке выплат сотрудникам МДОУ-ЦРР детский сад № 21 материального вознаграждения по результатам работы из средств, поступающих в виде добровольного пожертвования родителями. Таким образом, родителями воспитанников осуществлялось дополнительное финансирование сотрудников учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению причин и условий выявленных нарушений.
2. Усилить контроль за исполнением в деятельности подведомственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений законодательства Российской Федерации об образовании. Принять меры по недопущению неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) воспитанников детских садов.
3. Обеспечить соблюдение исполнения Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" в части добровольности внесения денежных средств (пожертвований) родителями (законными представителями) воспитанников.
О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру области в установленный законом месячный срок.
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции
М.Б.БОДЯГИН