Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ПРОКУРАТУРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 8 июня 2009 г. № 21-02-2009

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
НАПРАВЛЕННОГО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

                                             Губернатору Ивановской области
                                             Меню М.А.

Уважаемый Михаил Александрович!

В соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ и планом работы прокуратуры области на 1-е полугодие 2009 года проверено исполнение законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, в образовательных учреждениях всех форм собственности (включая учреждения дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования детей, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционные образовательные учреждения) - соблюдение законодательства, направленного на формирование здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, соблюдение их прав на охрану здоровья, санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
В результате проведенной проверки установлено, что в указанных учреждениях в основном созданы все необходимые условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся и воспитанников.
В образовательных учреждениях, расположенных на территории области, в целом созданы необходимые условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся и воспитанников. Вместе с тем в ходе прокурорских проверок регулярно выявляются нарушения требований ст. 51 Закона "Об образовании" (это нарушения СанПиН, а также нарушения правил и норм пожарной безопасности, ставящие под угрозу безопасность жизни и здоровья обучающихся).
На протяжении последних 2-х лет органами прокуратуры области проводились регулярные проверки, касающиеся исполнения законодательства о безопасности жизни и здоровья обучающихся. Большая часть нарушений устранена. Однако устранение ряда нарушений требует значительных финансовых затрат.
В рамках утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 19.09.2008 № 243-п Долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2011 годы" на проведение мероприятий по укреплению пожарной безопасности образовательных учреждений предусмотрено выделение 155153,0 тыс. руб.
В ходе настоящей проверки нарушения были выявлены в 39 образовательных учреждениях. В основном нарушения выразились в следующем:
- нарушения правил пожарной безопасности;
- нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил: нарушения требований к эксплуатации зданий: необходимость проведения косметического ремонта, отсутствие ограждений территорий или несоответствие требованиям, отсутствие теневых навесов в ДОУ, сгнившие оконные блоки, недостаточное искусственное освещение в учебных помещениях, недостаточно ученической и детской мебели, или имеющаяся не соответствует и пр.;
- нарушения ветеринарных правил при использовании продуктов животного происхождения.
По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.
В ходе проверки, проведенной Кинешемской городской прокуратурой совместно со специалистами ТОУ Роспотребнадзора, госпожнадзора в МОУ среднего (полного) общего образования школа-интернат № 1 города Кинешма, установлено следующее: в образовательном учреждении не исполняются требования ст. 51 Закона РФ "Об образовании", предписывающей образовательному учреждению создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ст. 24 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", согласно которой в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Образовательное учреждение осуществляет свою деятельность без лицензии. Нарушены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313. Кроме того, в образовательном учреждении не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических норм и правил. Наполняемость классов не соответствует нормам. Мебель не подобрана в соответствии с возрастно-ростовыми данными детей, частично отсутствует цветовая маркировка, мебель устаревшая, часть сломана, требует замены.
Набор помещений и оборудование столовой не позволяют осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию.
В соответствии с Уставом в первую очередь в школу-интернат принимаются дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). В связи с этим в школе-интернате предусмотрен режим круглосуточного пребывания детей.
Между тем в настоящее время учащиеся школы-интерната не обеспечены круглосуточным пребыванием в интернате. Это связано с отсутствием спальных помещений, комнат отдыха, игровых комнат, обеспечивающих режим круглосуточного пребывания детей.
По результатам проведенной проверки Кинешемской городской прокуратурой в интересах несовершеннолетних учащихся МОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1" города Кинешмы предъявлен иск к Администрации города Кинешма о понуждении к осуществлению мероприятий, направленных на приведение здания и помещений МОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1" города Кинешмы в соответствие требованиям норм и правил пожарной безопасности, санитарным правилам и нормам; создание условий для выполнения МОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1" города Кинешмы своих уставных задач и целей.
Одновременно главе Администрации г. Кинешма внесено соответствующее представление.
В области функционирует 314 общеобразовательных школ, в которых обучается более 84 тысяч учащихся. В данных общеобразовательных учреждениях имеется 160 медицинских кабинетов. Медицинская деятельность пролицензирована в 4-х учреждениях.
Медицинское обслуживание учащихся образовательных учреждений осуществляется как медицинскими работниками, состоящими в штате образовательного учреждения, так и в случае их отсутствия работниками муниципальных поликлиник, центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, врачами общей практики.
Все штаты образовательных учреждений, в которых предусмотрена данная единица, укомплектованы в основном медицинским персоналом. В тех образовательных учреждениях, где отсутствует единица медицинского персонала или проектом не предусмотрен медицинский кабинет, медицинская помощь оказывается медицинскими работниками на основании соответствующих договоров.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Лухского района, установлено, что между старшей медицинской сестрой Шабаниной Н.К. и МДОУ детский сад № 2 п. Лух заключен трудовой договор по оказанию медицинских услуг на неопределенный срок. Согласно должностной инструкции, утвержденной заведующей МДОУ, старшая медицинская сестра организует и проводит систематический медицинский осмотр, антропометрию детей, оказывает доврачебную медицинскую помощь детям в случае острого заболевания или травмы. При таких обстоятельствах медицинская сестра МДОУ детский сад № 2 п. Лух осуществляет и оказывает медицинские услуги, установленные Положением о лицензировании медицинской деятельности, то есть фактически осуществляет медицинскую деятельность, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" № 30, поскольку не имеет сертификата по специальности "сестринское дело в педиатрии", "сестринское дело".
Аналогичные нарушения допущены и в 2-х других муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лухского района.
Определенную сложность вызывает медицинское обслуживание малокомплектных сельских школ. Как правило, они не имеют специальных помещений (медицинских блоков, медицинских кабинетов, изоляторов). Медицинская помощь оказывается в сельских ФАПах.
Дошкольные образовательные учреждения не в полном объеме укомплектованы медицинским персоналом. В значительной степени данное обстоятельство обусловлено низкой заработной платой.
Не во всех образовательных учреждениях имеются соответствующие помещения, а там, где эти помещения (медблоки, кабинеты, изоляторы) имеются, они не всегда соответствуют требованиям по площади, набору кабинетов, по оснащенности необходимым медицинским оборудованием:
- отсутствует горячее водоснабжение;
- отсутствует холодильник для медикаментов;
- в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пучеж" оборудование зубного врача расположено в кабинете психолога.
Медицинские кабинеты оснащены полностью в соответствии со стандартами в 52 школах, что составляет 16,5%. Наилучшая обеспеченность медицинских кабинетов отмечается в школах областного центра, городов Кинешмы, Тейково, Кохмы.
Причинами допущенных нарушений являются:
- недостаточное финансирование,
- неисполнительность работников администрации данных учреждений,
- наличие специальных помещений не было предусмотрено проектами зданий школ (постройки 30-х годов).
По результатам ежегодной диспансеризации с 15-летнего возраста четко прослеживается преобладание органической патологии при нарушении здоровья над функциональными расстройствами. При проведении профилактических осмотров школьников отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья в процессе обучения: к моменту окончания школы острота зрения и слуха снижается в 2 раза; в 2,3 раза увеличивается число школьников с нарушениями осанки и сколиозами.
На диспансерном наблюдении по поводу хронических заболеваний состоят 34,1% школьников.
Произошедшие за последние годы негативные сдвиги в состоянии здоровья детей подросткового возраста (15 - 17 лет) привели к серьезным медико-социальным последствиям - имеются ограничения в выборе профессии, снижается уровень репродуктивного здоровья, сохраняется низкая годность юношей к службе в армии.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что мер, принимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, по улучшению положения в данной сфере недостаточно, необходимо дополнительное финансирование, в том числе на оснащение медицинских кабинетов.
Профилактические осмотры учащихся и воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений проходят в соответствии с требованиями законодательства.
В ходе проверки установлено, что не все несовершеннолетние прошли диспансеризацию. Нарушения выявлены в Ленинском, Вичугском, Заволжском, Кинешемском, Пучежском районах.
В Заволжском районе среди учащихся школ города и района диспансеризацию в 2007 году прошли 98,8%, в 2008 году - 99,4%. Среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с планом-графиком прошли диспансеризацию в 2007 году 100% детей, в 2008 году - 96%.
По городскому округу Кинешма в 2007 году прошли диспансеризацию 94,1% детей, подлежащих диспансеризации в соответствии с планом-графиком, в 2008 году - 99,6%.
По Кинешемскому муниципальному району в 2007 году прошли диспансеризацию 79,9% детей, подлежащих диспансеризации в соответствии с планом-графиком, в 2008 году - 98%.
В Пучежском районе в 2007 году прошли диспансеризацию в соответствии с планом-графиком 89,7% детей, в 2008 году - 94,5%.
В некоторой степени это связано с нахождением детей из коррекционных образовательных учреждений либо учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в розыске.
Нарушения сроков проведения диспансеризации не допущено, за исключением Приволжского и Савинского районов. Единичные случаи нарушения сроков проведения диспансеризации вызваны причинами временного отсутствия врачей.
Как правило, перечень врачей, проводивших диспансерное обследование, соответствовал возрастной категории детей. Нарушения отмечены в 3-х районах (Советском, Вичугском и Южском).
В МУЗ "Городская поликлиника "Соснево" отсутствует врач-невролог, в связи с нахождением в декретном отпуске.
В Вичугском районе возникают трудности с осмотрами детей детским хирургом, ввиду отсутствия физического лица. Привлекается к осмотрам детский хирург МУЗ Кинешемская ЦРБ и из взрослой поликлиники.
В общеобразовательных учреждениях Южского района в 13 случаях отсутствует осмотр отоларингологом, в 4 случаях - хирургом, в 1 - невропатологом.
В большинстве образовательных учреждений области созданы условия для работы подразделений организаций общественного питания.
Не организовано питание в 2-х общеобразовательных школах в Гаврилово-Посадском районе по причине отсутствия помещений. В расписании занятий предусмотрена сорокаминутная пауза для питания учащихся на дому.
В Лежневском районе в 2-х образовательных учреждениях (МУ Воскресенская ООШ и МУ СОШ № 10) не созданы надлежащие условия для работы подразделений общественного питания, до настоящего времени не произведен ремонт пищеблока.
Ежегодно, при подготовке к новому учебному году, надзорными органами проверяются образовательные учреждения, в том числе условия работы подразделений общественного питания.
Кроме того, ТУ Роспотребнадзора Ивановской области и Ивановской городской станцией по борьбе с болезнями животных проверки организации питания детей проводятся 1 раз в 2 года в соответствии с планом работы контролирующих организаций. Также проводятся внеплановые проверки в случае поступления жалоб или сообщений об отравлениях, инфекциях.
В 2007 - 2008 г. г. проведено 144 (в том числе 65 - плановых, 79 - внеплановых) мероприятия по надзору за организацией питания учащихся и воспитанников образовательных учреждений области.
Наиболее распространенные нарушения, выявленные в результате проведенных проверок за организацией питания:
- не организован производственный контроль при организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, не разработаны программы производственного контроля;
- отсутствуют примерные 10 - 14-дневные меню при организации питания учащихся;
- расстановка технологического оборудования в пищеблоках без соблюдения поточности технологических процессов;
- использование посуды с трещинами, сколами, поврежденной эмалью, недостаточно производственного и разделочного инвентаря и другие нарушения.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков школ.

Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденная Минсельхозпродом РФ от 12.04.1997 № 13-7-2/871, утратила силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422.

Выявлялись также нарушения Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федерального закона "О ветеринарии", "Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы", "Инструкции по ветеринарному клеймению мяса". Кроме того, в ходе проверок, проведенных в 2008 году, выявлялись нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В 2007 - 2008 годах за нарушения санитарного законодательства при организации питания учащихся и воспитанников образовательных учреждений привлечено 118 должностных лиц, вынесено 117 постановлений о привлечении к административной ответственности. Составлен 1 протокол по ст. 6.3 КоАП РФ о временном приостановлении деятельности МСОШ № 2 г. Тейково (моечное отделение столовой посуды пищеблока) - неисправен водонагреватель, не проведена замена моечных ванн. Деятельность приостанавливалась на 5 суток.
Прокуратурой Приволжского района в феврале 2009 года проведена проверка исполнения законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, поставляемых в образовательные учреждения г. Приволжска.
В результате проверки был выявлен ряд фактов поставки продуктов животного происхождения (мясо, рыба, яйца) в образовательные учреждения района без необходимых ветеринарных сопроводительных документов, чем грубо нарушены требования Закона РФ "Об образовании" и ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель, поставляющий продукты питания в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Приволжска, 16.01.2009 умышленно, с целью избежать необходимости оформления ветеринарного свидетельства на поставляемые ею продукты питания (рыба горбуша и яйца), путем внесения собственноручно дополнительных записей о наименовании продуктов, совершила подделку официального документа - ветеринарного свидетельства формы № 2 серии 237 № 0266166.
По результатам прокурорской проверки в отношении индивидуального предпринимателя 13.03.2009 возбуждено уголовное дело по статье 327 ч. 1 УК РФ.
Образовательные учреждения принимают соответствующие меры к устранению нарушений, выявленных при проведении проверок. При решении вопросов, требующих дополнительных финансовых затрат, обращаются в отделы образования и к учредителям образовательных учреждений о выделении дополнительных средств для устранения нарушений.
Учредителями образовательных учреждений финансируются мероприятия, необходимые для нормального функционирования образовательных учреждений, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами, - проводится замена изношенного оборудования столовых, ремонт помещений, при планировании расходов ежегодно закладываются денежные средства на приобретение моющих и чистящих средств, согласно утвержденным нормам расхода на каждое образовательное учреждение.
Проведенные проверки показывают, что выполнение натуральных норм и калорийности питания детей в образовательных учреждениях не соответствует нормам, о чем свидетельствует проводимый отделами образования ежеквартальный мониторинг выполнения натуральных норм и калорийности питания в образовательных учреждениях. Результаты проведенных анализов ежеквартально направляются в Департамент образования и ТО "Роспотребнадзор". Для обеспечения 100% обеспечения натуральных норм и калорийности питания необходимы значительные финансовые средства.
Средства, поступающие на организацию питания, складываются за счет средств областного и местных бюджетов.
Из регионального бюджета выделяются средства для организации питания учащихся 1 - 4 классов (12,5 рубля в день на 1 ребенка) в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области № 228-п от 21.11.2007 "Об утверждении Порядка расходования и учета средств, выделяемых из областного бюджета на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях в целях обеспечения питанием".
В связи с усложнением социально-экономической ситуации и увеличением количества детей из малообеспеченных семей средств субвенций из областного бюджета на организацию питания обучающихся недостаточно.
В основном во всех образовательных учреждениях предусмотрены перерывы достаточной продолжительности для приема пищи.
Нарушения выявлены в четырех районах: Гаврилово-Посадском, Кинешемском, Родниковском и Тейковском районах.
Учебная и внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников, закрепленные в Уставах учреждений, соответствуют рекомендациям органов здравоохранения, требованиям СанПиН.
Организация образовательного процесса образовательных учреждений строится на основе учебного плана, годового календарного учебного графика и расписания занятий, разрабатываемых и утверждаемых учреждениями самостоятельно в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02. Расписание учебных занятий ежегодно предоставляется руководителями общеобразовательных учреждений на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области.
Нарушения выявлены в пяти районах области. Нарушения выявлялись как контролирующими органами, так и в ходе прокурорских проверок.
Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в ходе проверки в феврале 2009 года в МДОУ детский сад № 75 г. Иваново выявлены нарушения п. 2.12.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 (превышение максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки). В 2008 - 2009 учебном году превышение предельно допустимой учебной нагрузки было выявлено в некоторых школах Тейковского района. В соответствии с предписанием ТУ Роспотребнадзора расписание в указанных образовательных учреждениях скорректировано.
В ходе проверки, проведенной Вичугской межрайонной прокуратурой в МОУ СОШ № 13 г. Вичуга, были выявлены нарушения требований СанПиН: число уроков в день учащихся 10 и 11 классов превышает допустимые значения в старшем звене, максимально допустимая недельная нагрузка не соответствует требованиям СанПиН. При составлении расписания не учитывается дневная и недельная кривая умственной работоспособности обучающихся.
В ходе прокурорской проверки в МОУ СОШ № 19 города Кинешма установлено: в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе в нарушение СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", учебная нагрузка и режим занятий в МОУ СОШ № 19 гор. Кинешма не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
Расписание занятий не выдерживается, предельно допустимая учебная нагрузка по сложности предметов превышается. Расписание уроков строится без учета хода дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.
Аналогичные нарушения выявлены в МОУ СОШ № 8 города Кинешма. Кроме того, установлено, что в нарушение п. 2.9.15 СанПиН расписание занятий для 9 "а" класса составлено таким образом, что предусмотрены сдвоенные уроки (вторник: иностранный язык - 2 часа, информатика - 2 часа, биология, русский язык), при этом сдвоенным урокам не предшествуют уроки физкультуры или динамические паузы в 30 минут.
В ходе прокурорской проверки в Родниковском районе установлено, что в нарушение установленных максимальных величин образовательной нагрузки превышение учебной нагрузки присутствует в расписании МОУ Парская СОШ, МОУ СОШ № 3, МОУ Острецовская СОШ, МОУ Постнинская СОШ, МОУ СОШ № 4, МОУ Сосновская СОШ. В расписании уроков 1-х классов отсутствует облегченный учебный день в середине учебной недели. Проводятся сдвоенные уроки в начальных классах в МОУ Сосновская СОШ. В МОУ Парская СОШ в 10 классе проводится 7 уроков (при допустимых не более 6).
В 2007 - 2008 годах за нарушение санитарного законодательства в части соблюдения условий воспитания и обучения детей и подростков к административной ответственности привлечено 822 должностных и юридических лица, вынесено 702 постановления о наложении штрафа, в том числе 39 - на юридических лиц.
По инициативе прокуроров за указанный период к административной ответственности привлечено 79 должностных лиц. Прокуроры достаточно широко использовали свои полномочия по внесению представлений об устранении нарушений законодательства в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения детей. За 2007 - 2008 годы по представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 137 человек.
По результатам настоящей проверки выявлено 427 нарушений закона, внесено 132 представления об устранении выявленных нарушений. По представлениям прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 37 человек. Объявлено 19 предостережений. К административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено 34 лица. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Сообщая об изложенном, полагаю необходимым принять дополнительные меры по исполнению законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, соблюдение их прав на охрану здоровья, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

С уважением,
прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
М.А.КАБАЛОЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru