ПРОКУРАТУРА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 8 июня 2009 г. № 21-02-2009
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
НАПРАВЛЕННОГО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Губернатору Ивановской области
Меню М.А.
Уважаемый Михаил Александрович!
В соответствии с поручением Генеральной прокуратуры РФ и планом работы прокуратуры области на 1-е полугодие 2009 года проверено исполнение законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, в образовательных учреждениях всех форм собственности (включая учреждения дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования детей, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционные образовательные учреждения) - соблюдение законодательства, направленного на формирование здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, соблюдение их прав на охрану здоровья, санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
В результате проведенной проверки установлено, что в указанных учреждениях в основном созданы все необходимые условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся и воспитанников.
В образовательных учреждениях, расположенных на территории области, в целом созданы необходимые условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся и воспитанников. Вместе с тем в ходе прокурорских проверок регулярно выявляются нарушения требований ст. 51 Закона "Об образовании" (это нарушения СанПиН, а также нарушения правил и норм пожарной безопасности, ставящие под угрозу безопасность жизни и здоровья обучающихся).
На протяжении последних 2-х лет органами прокуратуры области проводились регулярные проверки, касающиеся исполнения законодательства о безопасности жизни и здоровья обучающихся. Большая часть нарушений устранена. Однако устранение ряда нарушений требует значительных финансовых затрат.
В рамках утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 19.09.2008 № 243-п Долгосрочной целевой программы
Ивановской области "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2011 годы" на проведение мероприятий по укреплению пожарной безопасности образовательных учреждений предусмотрено выделение 155153,0 тыс. руб.
В ходе настоящей проверки нарушения были выявлены в 39 образовательных учреждениях. В основном нарушения выразились в следующем:
- нарушения правил пожарной безопасности;
- нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил: нарушения требований к эксплуатации зданий: необходимость проведения косметического ремонта, отсутствие ограждений территорий или несоответствие требованиям, отсутствие теневых навесов в ДОУ, сгнившие оконные блоки, недостаточное искусственное освещение в учебных помещениях, недостаточно ученической и детской мебели, или имеющаяся не соответствует и пр.;
- нарушения ветеринарных правил при использовании продуктов животного происхождения.
По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.
В ходе проверки, проведенной Кинешемской городской прокуратурой совместно со специалистами ТОУ Роспотребнадзора, госпожнадзора в МОУ среднего (полного) общего образования школа-интернат № 1 города Кинешма, установлено следующее: в образовательном учреждении не исполняются требования ст. 51 Закона РФ "Об образовании", предписывающей образовательному учреждению создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ст. 24 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", согласно которой в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Образовательное учреждение осуществляет свою деятельность без лицензии. Нарушены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313. Кроме того, в образовательном учреждении не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологических норм и правил. Наполняемость классов не соответствует нормам. Мебель не подобрана в соответствии с возрастно-ростовыми данными детей, частично отсутствует цветовая маркировка, мебель устаревшая, часть сломана, требует замены.
Набор помещений и оборудование столовой не позволяют осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию.
В соответствии с Уставом в первую очередь в школу-интернат принимаются дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). В связи с этим в школе-интернате предусмотрен режим круглосуточного пребывания детей.
Между тем в настоящее время учащиеся школы-интерната не обеспечены круглосуточным пребыванием в интернате. Это связано с отсутствием спальных помещений, комнат отдыха, игровых комнат, обеспечивающих режим круглосуточного пребывания детей.
По результатам проведенной проверки Кинешемской городской прокуратурой в интересах несовершеннолетних учащихся МОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1" города Кинешмы предъявлен иск к Администрации города Кинешма о понуждении к осуществлению мероприятий, направленных на приведение здания и помещений МОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1" города Кинешмы в соответствие требованиям норм и правил пожарной безопасности, санитарным правилам и нормам; создание условий для выполнения МОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1" города Кинешмы своих уставных задач и целей.
Одновременно главе Администрации г. Кинешма внесено соответствующее представление.
В области функционирует 314 общеобразовательных школ, в которых обучается более 84 тысяч учащихся. В данных общеобразовательных учреждениях имеется 160 медицинских кабинетов. Медицинская деятельность пролицензирована в 4-х учреждениях.
Медицинское обслуживание учащихся образовательных учреждений осуществляется как медицинскими работниками, состоящими в штате образовательного учреждения, так и в случае их отсутствия работниками муниципальных поликлиник, центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, врачами общей практики.
Все штаты образовательных учреждений, в которых предусмотрена данная единица, укомплектованы в основном медицинским персоналом. В тех образовательных учреждениях, где отсутствует единица медицинского персонала или проектом не предусмотрен медицинский кабинет, медицинская помощь оказывается медицинскими работниками на основании соответствующих договоров.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Лухского района, установлено, что между старшей медицинской сестрой Шабаниной Н.К. и МДОУ детский сад № 2 п. Лух заключен трудовой договор по оказанию медицинских услуг на неопределенный срок. Согласно должностной инструкции, утвержденной заведующей МДОУ, старшая медицинская сестра организует и проводит систематический медицинский осмотр, антропометрию детей, оказывает доврачебную медицинскую помощь детям в случае острого заболевания или травмы. При таких обстоятельствах медицинская сестра МДОУ детский сад № 2 п. Лух осуществляет и оказывает медицинские услуги, установленные Положением о лицензировании медицинской деятельности, то есть фактически осуществляет медицинскую деятельность, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" № 30, поскольку не имеет сертификата по специальности "сестринское дело в педиатрии", "сестринское дело".
Аналогичные нарушения допущены и в 2-х других муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лухского района.
Определенную сложность вызывает медицинское обслуживание малокомплектных сельских школ. Как правило, они не имеют специальных помещений (медицинских блоков, медицинских кабинетов, изоляторов). Медицинская помощь оказывается в сельских ФАПах.
Дошкольные образовательные учреждения не в полном объеме укомплектованы медицинским персоналом. В значительной степени данное обстоятельство обусловлено низкой заработной платой.
Не во всех образовательных учреждениях имеются соответствующие помещения, а там, где эти помещения (медблоки, кабинеты, изоляторы) имеются, они не всегда соответствуют требованиям по площади, набору кабинетов, по оснащенности необходимым медицинским оборудованием:
- отсутствует горячее водоснабжение;
- отсутствует холодильник для медикаментов;
- в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пучеж" оборудование зубного врача расположено в кабинете психолога.
Медицинские кабинеты оснащены полностью в соответствии со стандартами в 52 школах, что составляет 16,5%. Наилучшая обеспеченность медицинских кабинетов отмечается в школах областного центра, городов Кинешмы, Тейково, Кохмы.
Причинами допущенных нарушений являются:
- недостаточное финансирование,
- неисполнительность работников администрации данных учреждений,
- наличие специальных помещений не было предусмотрено проектами зданий школ (постройки 30-х годов).
По результатам ежегодной диспансеризации с 15-летнего возраста четко прослеживается преобладание органической патологии при нарушении здоровья над функциональными расстройствами. При проведении профилактических осмотров школьников отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья в процессе обучения: к моменту окончания школы острота зрения и слуха снижается в 2 раза; в 2,3 раза увеличивается число школьников с нарушениями осанки и сколиозами.
На диспансерном наблюдении по поводу хронических заболеваний состоят 34,1% школьников.
Произошедшие за последние годы негативные сдвиги в состоянии здоровья детей подросткового возраста (15 - 17 лет) привели к серьезным медико-социальным последствиям - имеются ограничения в выборе профессии, снижается уровень репродуктивного здоровья, сохраняется низкая годность юношей к службе в армии.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что мер, принимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, по улучшению положения в данной сфере недостаточно, необходимо дополнительное финансирование, в том числе на оснащение медицинских кабинетов.
Профилактические осмотры учащихся и воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений проходят в соответствии с требованиями законодательства.
В ходе проверки установлено, что не все несовершеннолетние прошли диспансеризацию. Нарушения выявлены в Ленинском, Вичугском, Заволжском, Кинешемском, Пучежском районах.
В Заволжском районе среди учащихся школ города и района диспансеризацию в 2007 году прошли 98,8%, в 2008 году - 99,4%. Среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с планом-графиком прошли диспансеризацию в 2007 году 100% детей, в 2008 году - 96%.
По городскому округу Кинешма в 2007 году прошли диспансеризацию 94,1% детей, подлежащих диспансеризации в соответствии с планом-графиком, в 2008 году - 99,6%.
По Кинешемскому муниципальному району в 2007 году прошли диспансеризацию 79,9% детей, подлежащих диспансеризации в соответствии с планом-графиком, в 2008 году - 98%.
В Пучежском районе в 2007 году прошли диспансеризацию в соответствии с планом-графиком 89,7% детей, в 2008 году - 94,5%.
В некоторой степени это связано с нахождением детей из коррекционных образовательных учреждений либо учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в розыске.
Нарушения сроков проведения диспансеризации не допущено, за исключением Приволжского и Савинского районов. Единичные случаи нарушения сроков проведения диспансеризации вызваны причинами временного отсутствия врачей.
Как правило, перечень врачей, проводивших диспансерное обследование, соответствовал возрастной категории детей. Нарушения отмечены в 3-х районах (Советском, Вичугском и Южском).
В МУЗ "Городская поликлиника "Соснево" отсутствует врач-невролог, в связи с нахождением в декретном отпуске.
В Вичугском районе возникают трудности с осмотрами детей детским хирургом, ввиду отсутствия физического лица. Привлекается к осмотрам детский хирург МУЗ Кинешемская ЦРБ и из взрослой поликлиники.
В общеобразовательных учреждениях Южского района в 13 случаях отсутствует осмотр отоларингологом, в 4 случаях - хирургом, в 1 - невропатологом.
В большинстве образовательных учреждений области созданы условия для работы подразделений организаций общественного питания.
Не организовано питание в 2-х общеобразовательных школах в Гаврилово-Посадском районе по причине отсутствия помещений. В расписании занятий предусмотрена сорокаминутная пауза для питания учащихся на дому.
В Лежневском районе в 2-х образовательных учреждениях (МУ Воскресенская ООШ и МУ СОШ № 10) не созданы надлежащие условия для работы подразделений общественного питания, до настоящего времени не произведен ремонт пищеблока.
Ежегодно, при подготовке к новому учебному году, надзорными органами проверяются образовательные учреждения, в том числе условия работы подразделений общественного питания.
Кроме того, ТУ Роспотребнадзора Ивановской области и Ивановской городской станцией по борьбе с болезнями животных проверки организации питания детей проводятся 1 раз в 2 года в соответствии с планом работы контролирующих организаций. Также проводятся внеплановые проверки в случае поступления жалоб или сообщений об отравлениях, инфекциях.
В 2007 - 2008 г. г. проведено 144 (в том числе 65 - плановых, 79 - внеплановых) мероприятия по надзору за организацией питания учащихся и воспитанников образовательных учреждений области.
Наиболее распространенные нарушения, выявленные в результате проведенных проверок за организацией питания:
- не организован производственный контроль при организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, не разработаны программы производственного контроля;
- отсутствуют примерные 10 - 14-дневные меню при организации питания учащихся;
- расстановка технологического оборудования в пищеблоках без соблюдения поточности технологических процессов;
- использование посуды с трещинами, сколами, поврежденной эмалью, недостаточно производственного и разделочного инвентаря и другие нарушения.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков школ.
Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденная Минсельхозпродом РФ от 12.04.1997 № 13-7-2/871, утратила силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422.
Выявлялись также нарушения Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федерального закона "О ветеринарии", "Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы", "Инструкции по ветеринарному клеймению мяса". Кроме того, в ходе проверок, проведенных в 2008 году, выявлялись нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В 2007 - 2008 годах за нарушения санитарного законодательства при организации питания учащихся и воспитанников образовательных учреждений привлечено 118 должностных лиц, вынесено 117 постановлений о привлечении к административной ответственности. Составлен 1 протокол по ст. 6.3 КоАП РФ о временном приостановлении деятельности МСОШ № 2 г. Тейково (моечное отделение столовой посуды пищеблока) - неисправен водонагреватель, не проведена замена моечных ванн. Деятельность приостанавливалась на 5 суток.
Прокуратурой Приволжского района в феврале 2009 года проведена проверка исполнения законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, поставляемых в образовательные учреждения г. Приволжска.
В результате проверки был выявлен ряд фактов поставки продуктов животного происхождения (мясо, рыба, яйца) в образовательные учреждения района без необходимых ветеринарных сопроводительных документов, чем грубо нарушены требования Закона РФ "Об образовании" и ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель, поставляющий продукты питания в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Приволжска, 16.01.2009 умышленно, с целью избежать необходимости оформления ветеринарного свидетельства на поставляемые ею продукты питания (рыба горбуша и яйца), путем внесения собственноручно дополнительных записей о наименовании продуктов, совершила подделку официального документа - ветеринарного свидетельства формы № 2 серии 237 № 0266166.
По результатам прокурорской проверки в отношении индивидуального предпринимателя 13.03.2009 возбуждено уголовное дело по статье 327 ч. 1 УК РФ.
Образовательные учреждения принимают соответствующие меры к устранению нарушений, выявленных при проведении проверок. При решении вопросов, требующих дополнительных финансовых затрат, обращаются в отделы образования и к учредителям образовательных учреждений о выделении дополнительных средств для устранения нарушений.
Учредителями образовательных учреждений финансируются мероприятия, необходимые для нормального функционирования образовательных учреждений, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами, - проводится замена изношенного оборудования столовых, ремонт помещений, при планировании расходов ежегодно закладываются денежные средства на приобретение моющих и чистящих средств, согласно утвержденным нормам расхода на каждое образовательное учреждение.
Проведенные проверки показывают, что выполнение натуральных норм и калорийности питания детей в образовательных учреждениях не соответствует нормам, о чем свидетельствует проводимый отделами образования ежеквартальный мониторинг выполнения натуральных норм и калорийности питания в образовательных учреждениях. Результаты проведенных анализов ежеквартально направляются в Департамент образования и ТО "Роспотребнадзор". Для обеспечения 100% обеспечения натуральных норм и калорийности питания необходимы значительные финансовые средства.
Средства, поступающие на организацию питания, складываются за счет средств областного и местных бюджетов.
Из регионального бюджета выделяются средства для организации питания учащихся 1 - 4 классов (12,5 рубля в день на 1 ребенка) в соответствии с постановлением
Правительства Ивановской области № 228-п от 21.11.2007 "Об утверждении Порядка расходования и учета средств, выделяемых из областного бюджета на дополнительное финансирование мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях в целях обеспечения питанием".
В связи с усложнением социально-экономической ситуации и увеличением количества детей из малообеспеченных семей средств субвенций из областного бюджета на организацию питания обучающихся недостаточно.
В основном во всех образовательных учреждениях предусмотрены перерывы достаточной продолжительности для приема пищи.
Нарушения выявлены в четырех районах: Гаврилово-Посадском, Кинешемском, Родниковском и Тейковском районах.
Учебная и внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников, закрепленные в Уставах учреждений, соответствуют рекомендациям органов здравоохранения, требованиям СанПиН.
Организация образовательного процесса образовательных учреждений строится на основе учебного плана, годового календарного учебного графика и расписания занятий, разрабатываемых и утверждаемых учреждениями самостоятельно в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02. Расписание учебных занятий ежегодно предоставляется руководителями общеобразовательных учреждений на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области.
Нарушения выявлены в пяти районах области. Нарушения выявлялись как контролирующими органами, так и в ходе прокурорских проверок.
Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в ходе проверки в феврале 2009 года в МДОУ детский сад № 75 г. Иваново выявлены нарушения п. 2.12.7 СанПиН 2.4.1.1249-03 (превышение максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки). В 2008 - 2009 учебном году превышение предельно допустимой учебной нагрузки было выявлено в некоторых школах Тейковского района. В соответствии с предписанием ТУ Роспотребнадзора расписание в указанных образовательных учреждениях скорректировано.
В ходе проверки, проведенной Вичугской межрайонной прокуратурой в МОУ СОШ № 13 г. Вичуга, были выявлены нарушения требований СанПиН: число уроков в день учащихся 10 и 11 классов превышает допустимые значения в старшем звене, максимально допустимая недельная нагрузка не соответствует требованиям СанПиН. При составлении расписания не учитывается дневная и недельная кривая умственной работоспособности обучающихся.
В ходе прокурорской проверки в МОУ СОШ № 19 города Кинешма установлено: в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе в нарушение СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", учебная нагрузка и режим занятий в МОУ СОШ № 19 гор. Кинешма не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
Расписание занятий не выдерживается, предельно допустимая учебная нагрузка по сложности предметов превышается. Расписание уроков строится без учета хода дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.
Аналогичные нарушения выявлены в МОУ СОШ № 8 города Кинешма. Кроме того, установлено, что в нарушение п. 2.9.15 СанПиН расписание занятий для 9 "а" класса составлено таким образом, что предусмотрены сдвоенные уроки (вторник: иностранный язык - 2 часа, информатика - 2 часа, биология, русский язык), при этом сдвоенным урокам не предшествуют уроки физкультуры или динамические паузы в 30 минут.
В ходе прокурорской проверки в Родниковском районе установлено, что в нарушение установленных максимальных величин образовательной нагрузки превышение учебной нагрузки присутствует в расписании МОУ Парская СОШ, МОУ СОШ № 3, МОУ Острецовская СОШ, МОУ Постнинская СОШ, МОУ СОШ № 4, МОУ Сосновская СОШ. В расписании уроков 1-х классов отсутствует облегченный учебный день в середине учебной недели. Проводятся сдвоенные уроки в начальных классах в МОУ Сосновская СОШ. В МОУ Парская СОШ в 10 классе проводится 7 уроков (при допустимых не более 6).
В 2007 - 2008 годах за нарушение санитарного законодательства в части соблюдения условий воспитания и обучения детей и подростков к административной ответственности привлечено 822 должностных и юридических лица, вынесено 702 постановления о наложении штрафа, в том числе 39 - на юридических лиц.
По инициативе прокуроров за указанный период к административной ответственности привлечено 79 должностных лиц. Прокуроры достаточно широко использовали свои полномочия по внесению представлений об устранении нарушений законодательства в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения детей. За 2007 - 2008 годы по представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 137 человек.
По результатам настоящей проверки выявлено 427 нарушений закона, внесено 132 представления об устранении выявленных нарушений. По представлениям прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 37 человек. Объявлено 19 предостережений. К административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено 34 лица. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК РФ.
Сообщая об изложенном, полагаю необходимым принять дополнительные меры по исполнению законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, соблюдение их прав на охрану здоровья, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.
С уважением,
прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
М.А.КАБАЛОЕВ