Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2009 г. по делу № А23-1281/09А-11-25

(решение)

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2009.
Полный текст решения изготовлен 7 июля 2009.
Муниципальное предприятие муниципального образования "Город Белоусово" "Водоканал", г. Белоусово Жуковского района Калужской области (далее - заявитель, МП "Водоканал") обратилось в арбитражный суд с заявлением к городской Думе муниципального образования "Город Белоусово", г. Белоусово Жуковского района Калужской области (далее - ответчик, городская Дума) о признании недействующим пункта 1 решения от 27.11.2008 № 54 "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ГП МО "Город Белоусово" "Водоканал" на 2009 год" в части слов "для предприятий и организаций".
В судебном заседании представители муниципального предприятия муниципального образования "Город Белоусово" "Водоканал" обосновывали свои требования тем, что оспариваемое положение пункта 1 решения от 27.11.2008 № 54 не соответствует пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также подпункту 1 пункта 7 и частям 1 и 3 пункта 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Городская Дума муниципального образования "Город Белоусово" с заявлением не согласна, поскольку считает, что Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не содержит запрета на выделение различных групп потребителей.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 названной статьи дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнес к подведомственности арбитражных судов рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов.
Решение городской Думы муниципального образования "Город Белоусово" от 27.11.2008 № 54 "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ГП МО "Город Белоусово" "Водоканал" на 2009 год" затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, рассчитано на неоднократное применение и действует в течение определенного периода времени. Следовательно, оспариваемый акт органа местного самоуправления является нормативным правовым актом, сфера действия которого - государственное регулирование тарифов - относится к сфере экономической деятельности. В этой связи рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие муниципального образования "Город Белоусово" "Водоканал" является организацией коммунального комплекса, осуществляющей деятельность по оказанию на территории муниципального образования "Город Белоусово" физическим и юридическим лицам услуг по сбору, очистке и распределению воды. В этой связи деятельность МП "Водоканал" подлежит регулированию в соответствии с подпунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и для предприятия устанавливаются тарифы на услуги организации коммунального комплекса - производителя услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Полномочиями по регулированию тарифов МП "Водоканал" согласно части 3 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" наделен представительный орган муниципального образования - городская Дума муниципального образования "Город Белоусово", так как потребители муниципального образования "Город Белоусово" с использованием систем и объектов МП "Водоканал" потребляют более 80 процентов услуг этой организации в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят компетентным органом, опубликован в газете "Белоусовский вестник" от 01.12.2008 № 20 (56).
Регулирование тарифов организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлением Правительства Российской Федерации 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными указанным органом, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 4 этого закона). Представительные органы муниципальных образований, в случае отсутствия органа регулирования муниципального образования, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с указанными нормами постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 08.10.2008 № 146-эк утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по муниципальным образованиям Калужской области на 2009 год.
Для городского поселения "Город Белоусово" предельный индекс установлен в размере 170%. Однако, в силу пункта 53 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Принимая во внимание, что муниципальное предприятие муниципального образования "Город Белоусово" "Водоканал" является вновь созданным, в установленном порядке зарегистрировано 13.02.2008, установленный предельный индекс к нему не применим.
Экспертным заключением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области, сделанным по результатам проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП "Водоканал", рекомендованы экономически обоснованные тарифы за 1 куб. м по водоснабжению - 11,62 руб. (НДС не облагается), по водоотведению - 19,99 руб. (НДС не облагается).
Городская Дума муниципального образования "Город Белоусово" при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для МП "Водоканал" на 2009 год взяла за основу рекомендации экспертного заключения, но в оспариваемом постановлении установила рекомендуемые тарифы только для предприятий и организаций. Для населения тарифы были установлены решением от 30.12.2008 № 63 "Об утверждении тарифов на жилищные услуги на 2009 год" в меньшем размере.
Таким образом, городская Дума установила различные тарифы на водоснабжение и водоотведение для МП "Водоканал" на 2009 год для различных групп потребителей одного города.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" с 1 января 2004 г. отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Аналогичный подход к установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам подтвержден Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2008 № 520.
Пункт 12 названных Основ предусматривает, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
Следовательно, при установлении тарифов для отдельной группы потребителей ниже расходов на предоставляемые услуги в случае различия стоимости производства и реализации товаров и услуг для этой группы, должен быть определен источник, в том числе бюджетный, на возмещение соответствующих расходов. Тарифы, установленные Городской Думой, должны быть экономически обоснованными в отношении всех групп потребителей.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Городской Думой не представлено никаких доказательств в обоснование установления различных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса МП "Водоканал" для различных категорий потребителей города Белоусова, а именно: "население" и "предприятия и организации".
В этой связи, суд считает, что заявленные требования МП "Водоканал" подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемая часть решения от 27.11.2008 № 54 не соответствует федеральному законодательству и нарушает права заявителя.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика в размере 2 000 рублей. Ввиду того, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 194 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

удовлетворить заявленные требования.
Признать недействующим решение городской Думы муниципального образования "Город Белоусово" Калужской области от 27 ноября 2008 г. № 54 "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ГП МО "Город Белоусово" "Водоканал" на 2009 год" в части слов "для предприятий и организаций", как не соответствующее Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Возвратить из федерального бюджета муниципальному предприятию муниципального образования "Город Белоусово" "Водоканал" государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по квитанции от 02.04.2009.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судья Арбитражного суда
Калужской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru