Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карелия


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 декабря 2009 г. № 500р-П

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 15 июля 2009 года № Пр-1802ГС "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года", в целях разработки программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия (далее - Концепция).
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором долгосрочной целевой программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия (далее - Программа) Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов;
государственными заказчиками Программы - Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
3. Государственному комитету Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Карелия.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия разработать программы реализации мероприятий, направленных на сокращение энергетических издержек в социальном секторе, с учетом одобренной настоящим Распоряжением Концепции.

Глава Республики Карелия
С.Л.КАТАНАНДОВ





Одобрена
Распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 7 декабря 2009 года № 500р-П

КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы по сокращению энергетических
издержек в бюджетном секторе Республики Карелия

I. Обоснование содержания проблемы сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе, ее соответствие приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия, соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению Республики Карелия, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Подпунктом "а" пункта 2 поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 15 июля 2009 года № Пр-1802ГС "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года" определена необходимость в разработке программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе.

1. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Затраты по оплате за коммунальные услуги бюджетных ведомств и учреждений возросли в 2008 году на 20 процентов по сравнению с 2007 годом. Ожидаемый рост затрат по оплате за коммунальные ресурсы в 2009 году составляет 28 процентов по отношению к 2008 году. В дальнейшем расходы по оплате за коммунальные услуги будут расти.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат бюджета Республики Карелия и местных бюджетов, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности объектов, находящихся в государственной собственности Республики Карелия, пользователями которых являются государственные учреждения, и, как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий, проведении Правительством Республики Карелия политики по энергосбережению и повышении энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Данная политика предусматривает необходимость следующих подходов:
- оценка эффективности использования энергоресурсов, позволяющая выявить источники непроизводительных потерь энергоресурсов и определить оптимальные пути их устранения;
- разработка долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы;
- создание системы энергетического менеджмента;
- обеспечение последовательного внедрения механизмов энергосбережения;
- обеспечение постоянного контроля эффективности реализуемых мероприятий;
- разработка и внедрение механизма поощрения в целях стимулирования реализации энергосберегающих мероприятий и повышения энергетической эффективности.
В республике существует значительный потенциал энергосбережения в бюджетной сфере. Для обеспечения эффективности использования энергоресурсов необходимо комплексно и системно подходить к решению финансовых, организационно-методических, технических вопросов.
Поскольку в настоящее время мероприятия по энергосбережению реализуются только при проведении капитальных ремонтов зданий и финансируются только за счет средств, выделенных на ремонт и ограниченных в применении целевым назначением, такой процесс энергосбережения в республике можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2010 года сформировать структуру управления Программой, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения, а с 2011 года приступить к реализации программных мероприятий.

2. Соответствие проблемы эффективного использования энергоресурсов приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия

Основной проблемой в развитии экономики Республики Карелия является то, что энергетика республики, являясь базовой отраслью, обеспечивающей внутренние потребности народного хозяйства и населения, в своем энергетическом балансе является остродефицитной.
Для республики остро стоит вопрос эффективности использования имеющихся энергетических ресурсов.
Потребность в энергоресурсах и особенно в электроэнергии только на 45-50 процентов покрывается за счет выработки электроэнергии электростанциями, расположенными на территории Республики Карелия.
Рост энергопотребления в республике значительно опережает производство.
В Республике Карелия и в ближайших регионах отсутствуют природные запасы органического топлива, поэтому в энергетическом балансе производства 70 процентов вырабатываемой электроэнергии приходится на гидроэлектростанции.
На протяжении последних восьми лет в Республике Карелия отмечается устойчивая динамика роста энергопотребления. Общая тенденция роста спроса на электроэнергию прослеживается по всей стране, при этом важной особенностью роста является его равномерность в региональном и отраслевом разрезе.
Рост энергопотребления объясняется в первую очередь экономическим и социальным ростом в Республике Карелия.
На сегодняшний день реализуемые инвестиционные проекты в области технического перевооружения энергогенерирующих мощностей, как правило, носят долгосрочный характер и не позволяют полностью компенсировать рост объемов электропотребления.
ТЭЦ и крупные котельные являются основными источниками теплоснабжения потребителей для городов Петрозаводска, Сегежи, Кондопоги, Костомукши, Сортавалы, Питкяранты, Суоярви и пос. Надвоицы. От средних и мелких котельных осуществляется теплоснабжение городов Олонца, Кеми, Беломорска, Медвежьегорска, Пудожа, Лахденпохьи и поселков городского типа на территории республики. В населенных пунктах сельского типа от мелких котельных в основном осуществляется теплоснабжение объектов социальной сферы (школ, медицинских амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов, клубов и библиотек), а в жилищном фонде в основном используется печное отопление.
Из общего объема отпущенной тепловой энергии две трети передается конечным потребителям через тепловые сети коммунальных предприятий-перепродавцов.
В структуре потребления тепловой энергии, реализованной сторонним потребителям, 18,2 процента приходится на бюджетную сферу.
В теплоснабжении заключены наиболее крупные резервы энергосбережения.
Резюмируя обзор проблемных факторов, обуславливающих необходимость разработки Программы, следует отметить ключевые:
- рост энергопотребления;
- постепенное истощение наиболее доступных месторождений углеводородов;
- рост цен на энергоносители;
- преобладание в региональном энергобалансе невозобновляемых видов топлива;
- обеспечение экологической безопасности.
Одним из основных выходов из существующей ситуации в Республике Карелия является проведение последовательной политики энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
Опыт промышленно развитых стран показывает, что на основе проведения энергосберегающих мероприятий без капитальной реконструкции инженерной инфраструктуры может быть получен эффект экономии энергетических ресурсов до 20 процентов.

3. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом

Применение программно-целевого метода позволит повысить эффективность использования энергетических ресурсов для обеспечения коммунально-бытовых нужд учреждений бюджетной сферы, повысить надежность энергоснабжения, а также решить ряд проблемных вопросов, связанных с соблюдением нормативно-правовых актов, регламентирующих требуемые показатели микроклимата в помещениях учреждений, на основе:
- определения целей, задач, состава, структуры мероприятий и запланированных результатов;
- концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере энергоэффективного использования ресурсов;
- повышения эффективности государственного надзора в сфере эффективного использования энергоресурсов;
- повышения результативности государственных инвестиций.
Отсутствие Программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Республики Карелия не позволит сократить расходы по оплате за использованные энергоресурсы и приведет к увеличению расходов по данной статье уже в ближайшее время.
Нерегулируемая цена на первичные энергоносители и переход на нерегулируемые цены в электроэнергетике в значительной мере повлияют на рост расходов на коммунальные платежи, являющиеся весомой долей в бюджете организаций социальной сферы. Данное обстоятельство приведет к росту задолженности бюджетов разных уровней перед сбытовыми компаниями, что окажет негативное влияние на социальное развитие Республики Карелия.

4. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению Республики Карелия

Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из Федерального закона от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Настоящая Концепция разработана с учетом:
- поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 15 июля 2009 года № Пр-1802ГС "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года", в котором определена необходимость в разработке программы по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе;
- Федерального закона от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении";
- Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 1234-р, Федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 796;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года № 706-IV ЗС.
Концепция сформирована с учетом опыта подготовки и реализации целевых программ и решений органов управления, связанных с выполнением мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в Республике Карелия. Участниками Программы являются органы исполнительной власти Республики Карелия и государственные учреждения.
Концепция разработана на основе анализа существующего состояния энергосбережения в социальной сфере республики, результатов выполнения целевых программ по энергосбережению: Региональной целевой программы "Энергосбережение Республики Карелия до 2000 года" и Республиканской целевой программы по энергосбережению на период до 2006 года, динамики и структуры энергопотребления в различных отраслях экономики республики, исходя из существующей структуры управления производством и потреблением энергоресурсов, с учетом оценки финансовых ресурсов и эффективного их расходования.
Главная цель разрабатываемой Программы - снижение расходов организаций бюджетной сферы по оплате за потребляемые энергоносители, путем рационального использования энергетических ресурсов.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- снижение непроизводительных расходов энергоносителей;
- совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов;
- внедрение энергоэффективных технологий и оборудования.

II. Оценка ожидаемой эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Данная Концепция является основой для:
- определения в республике политики в области энергосбережения и энергоэффективности бюджетных учреждений всех уровней;
- разработки долгосрочной целевой программы.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предполагает выполнение следующих видов работ:
- проведение энергетического обследования объектов бюджетной сферы;
- составление энергетического паспорта объекта;
- оптимизация схем энергоснабжения;
- разработка плана мероприятий с указанием сроков реализации программных мероприятий, затрат на их реализацию и источников финансирования.
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должна быть достигнута экономия энергетических ресурсов по каждому объекту, включенному в Программу.
Основными целевыми показателями по оценке хода реализации программных мероприятий могут быть:
- экономия денежных средств, расходуемых на оплату за потребленные энергетические ресурсы;
- экономия энергетических ресурсов в натуральных показателях.
Ожидаемые расходы по оплате за коммунальные услуги учреждениями бюджетной сферы в 2009 году составляют 1159001 тыс. рублей.
Возможная ежегодная экономия при реализации программных мероприятий - 174 млн. рублей.
Экономия энергоресурсов в натуральных показателях планируется в виде разницы между прогнозируемым потреблением без реализации энергосберегающих мероприятий и потреблением энергоресурсов с учетом реализации энергосберегающих мероприятий.
Данная Концепция соответствует современным подходам в управлении процессами потребления энергии и разработки долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Срок реализации Программы ориентирован на 6 лет (с 2011 по 2016 годы). Столь продолжительный срок обусловлен значительными затратами на реализацию программных мероприятий, что, в свою очередь, вызвано значительным количеством объектов.
Первый этап реализации - разработка энергетических паспортов объектов, реализация малозатратных мероприятий по сбережению энергоресурсов, установка приборов учета - в период с 2011 года по 2012 год включительно.
Учитывая специфику энергопотребления большинства объектов, к этим мероприятиям можно отнести следующие:
- замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы без замены светильников (в дальнейшем при необходимости замена устаревших светильников на зеркальные);
- установка третьего стекла в существующие оконные блоки (натяжка полиэтиленовой пленки в межрамном пространстве) (данное мероприятие позволит снизить потребление тепловой энергии объектом и повысить параметры микроклимата в помещениях);
- установка приборов учета (данное мероприятие не относится к разряду энергосберегающих, но позволяет вести учет фактического потребления энергоресурсов);
- ревизия энергетического оборудования объекта (данное мероприятие позволяет устранить сверхнормативные непроизводительные потери энергоносителей).
Второй и третий этапы реализации - корректировка с учетом полученных при энергетическом обследовании данных и реализация основных программных мероприятий - с 2013 года до окончания действия Программы.
Основываясь на анализе ранее полученных данных энергетических обследований ряда объектов бюджетной сферы, можно предположить следующие мероприятия:
- утепление ограждающих конструкций зданий;
- реконструкция индивидуального теплового пункта;
- реконструкция системы теплоснабжения.
Источником финансирования программных мероприятий должен стать бюджет Республики Карелия, поскольку Программа направлена на сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе экономики и позволит в дальнейшем снизить затраты на оплату потребляемых энергоносителей в связи с сокращением их потребления.
Предварительная потребность в средствах на реализацию программных мероприятий рассчитана исходя из укрупненной оценки стоимости мероприятий, предполагаемых к реализации. Точная оценка необходимых средств на реализацию будет проведена при разработке Программы и определении перечня программных мероприятий.

III. Оценка ожидаемой результативности предполагаемого решения проблемы

В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов

┌──────────────┬───────────────────┬──────────────┬───────────────────┐
│     Годы     │ Ожидаемые затраты │Предполагаемые│ Ожидаемый уровень │
│              │   по оплате за    │ средства для │оплаты расходов за │
│              │коммунальные услуги│  реализации  │коммунальные услуги│
│              │  без реализации   │ программных  │  при реализации   │
│              │    программных    │ мероприятий, │    программных    │
│              │   мероприятий,    │ тыс. рублей  │    мероприятий,   │
│              │    тыс. рублей    │              │    тыс. рублей    │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│      1       │         2         │      3       │          4        │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│     2010     │      1274901      │              │                   │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│     2011     │      1402391      │     63745    │      1402391      │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│     2012     │      1542630      │     66932    │      1311236      │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│     2013     │      1696893      │     70279    │      1442359      │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│     2014     │      1866583      │     73793    │      1586595      │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│     2015     │      2053241      │     77483    │      1745255      │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│     2016     │      2258565      │     81357    │      1919780      │
├──────────────┼───────────────────┼──────────────┼───────────────────┤
│Итого по годам│     10820303      │    433589    │      9407616      │
│реализации    │                   │              │                   │
│Программы     │                   │              │                   │
└──────────────┴───────────────────┴──────────────┴───────────────────┘

Экономия денежных средств за период реализации ожидается в размере 1412687 тыс. рублей. Затраты на выполнение мероприятий ожидаются в размере 433589 тыс. рублей. Таким образом, возврат затраченных средств на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов возможен уже в период действия Программы за счет снижения оплаты за потребленные энергоресурсы.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru