Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ЧАПЛЫГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2008 г. № 47

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ,
УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РАЙОННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Рассмотрев материал, представленный администрацией района, о порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ, для приведения нормативных правовых актов Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных и организационных ресурсов путем совершенствования системы программно-целевого управления администрации района, учитывая мнение комиссии по законодательству и правовым вопросам, Совет депутатов решил:
1. Утвердить Положение "О порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ" (приложение № 1).
2. Проанализировать районные целевые программы на предмет их соответствия нормам федерального законодательства и обеспечить своевременное внесение изменений в районные целевые программы, действие которых предусматривается в 2008 году, в целях их финансирования из областного бюджета в пределах планируемых бюджетных ассигнований.
3. Обеспечить подготовку проектов районных целевых программ, действие которых предусматривается на 2009 год и далее, в соответствии с Положением.
4. Направить указанный нормативный правовой акт главе Чаплыгинского муниципального района для подписания и опубликования.
5. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.

Председатель
Совета депутатов Чаплыгинского
муниципального района
В.В.ПОЛЯНСКИЙ





Принято
решением
5-й сессии
Совета депутатов Чаплыгинского
муниципального района
от 25 июня 2008 г. № 47

ПОЛОЖЕНИЕ
"О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ
И РЕАЛИЗАЦИИ РАЙОННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ"

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ (далее - Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594, федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 25.09.1997 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Чаплыгинского муниципального района.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Районная целевая программа (далее - целевая программа) представляет собой комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по различным направлениям развития Чаплыгинского муниципального района, входящих в компетенцию органов местного самоуправления.
1.2. Целевая программа должна обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным экономическим и социальным эффектом - конечным результатом.
1.3. Целевые программы подразделяются:
по целевой направленности:
- комплексные - направлены на улучшение социально-экономической ситуации в целом по району;
- ведомственные - обеспечивают решение проблем и задач развития отдельных отраслей районного хозяйства и социальной сферы района;
по срокам реализации:
- краткосрочные - продолжительностью до 1 года;
- среднесрочные - продолжительностью от 1 года до 3 лет;
- долгосрочные - продолжительностью свыше 3 лет.
1.4. Основаниями для разработки и реализации целевой программы может служить наличие рекомендаций в федеральных или областных нормативных правовых актах, наличие накопившихся проблем в одной из отраслей экономики (подотраслей, видов деятельности) Чаплыгинского муниципального района при отсутствии возможностей решения проблемного вопроса в условиях текущей деятельности администрации муниципального района.
1.5. Финансовое обеспечение реализации программ осуществляется за счет средств районного бюджета, а также других источников (средств бюджетов других уровней, кредитов, налоговых льгот, собственных средств предприятий, частных инвестиций и иных внебюджетных источников).
1.6. В процессе разработки и реализации целевой программы выделяются следующие субъекты:
1.6.1. Инициатор разработки целевой программы (далее - Инициатор) - федеральные или областные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, заинтересованные в постановке проблем и предложений для их решения программно-целевым методом.
1.6.2. Заказчик целевой программы (далее - Заказчик) - администрация Чаплыгинского муниципального района либо уполномоченное структурное подразделение администрации муниципального района, ответственное за своевременную и качественную организацию разработки, утверждения и реализации целевой программы.
1.6.3. Координатор целевой программы (далее - Координатор) - должностное лицо администрации муниципального района или руководитель структурного подразделения, который обеспечивает единое руководство разработкой, утверждением и реализацией целевой программы.
1.6.4. Разработчик целевой программы (руководитель разработки проекта целевой программы) - структурное подразделение администрации муниципального района (согласно функциям, закрепленным в положениях о соответствующих структурных подразделениях), а также физические или юридические лица (по договору, заключенному с Заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), осуществляющие разработку проекта целевой программы в соответствии с техническим заданием.
1.6.5. Исполнители целевой программы (далее - Исполнители) - структурные подразделения органов местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие исполнение конкретных мероприятий целевой программы, уполномоченные Заказчиком осуществлять реализацию программных мероприятий.
1.7. Целевые программы могут включать в себя перечень мероприятий, входящих в состав областных, федеральных или межрегиональных программ, в осуществлении которых участвует муниципальный район.
1.8. Разработка и реализация целевых программ включает следующие основные этапы:
1.8.1. Инициирование предложений и их отбор для программной разработки.
1.8.2. Разработка проекта целевой программы.
1.8.3. Экспертиза и утверждение проекта целевой программы.
1.8.4. Реализация целевой программы.
1.8.5. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
1.8.6. Внесение изменений, приостановление и прекращение действия целевой программы.
1.9. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются в установленном законодательством порядке.

2. ИНИЦИИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ
ОТБОР ДЛЯ ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ

2.1. Инициатор формулирует предложение по разработке целевой программы, оформляет его в соответствии с утвержденной формой (приложение 1 к настоящему Положению) и направляет в комитет экономики администрации муниципального района (далее - комитет экономики).
2.2. Комитет экономики администрации муниципального района после получения инициативного предложения проводит его анализ на предмет соответствия требованиям настоящего Положения.
2.3. В случае соответствия инициативного предложения требованиям настоящего Положения комитет экономики в 10-дневный срок готовит и направляет главе администрации муниципального района рекомендацию о (не)целесообразности разработки целевой программы. В случае несоответствия - инициативное предложение направляется Инициатору на доработку.
2.4. Отбор инициативных предложений для разработки проекта целевой программы осуществляется в соответствии со следующими критериями:
- значимость для населения муниципального района;
- соответствие целям и приоритетам стратегического развития муниципального района;
- социально-экономическая эффективность;
- ресурсные и организационные возможности реализации, наличие альтернативных источников софинансирования (федеральных, областных, районных, внебюджетных);
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость бюджетной поддержки для ее решения;
- принципиальная новизна в решении организационных, технических и иных вопросов, отсутствие дублирующих целевых программ.
2.5. Глава администрации муниципального района принимает решение о разработке проекта целевой программы и определяет Заказчика, который осуществляет подготовку распоряжения главы администрации муниципального района о разработке проекта целевой программы.
2.6. В распоряжении главы администрации муниципального района о разработке проекта целевой программы (приложение 2 к настоящему Положению) в обязательном порядке должен быть определен разработчик целевой программы, указаны основные цели, задачи и сроки разработки проекта целевой программы.

3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Заказчик определяет разработчика целевой программы, выдает ему задание на разработку проекта целевой программы и назначает Координатора целевой программы (при необходимости).
3.2. Проект целевой программы может разрабатываться структурным подразделением администрации муниципального района (самостоятельно или в составе рабочей группы) или сторонней организацией.
3.3. При разработке проекта целевой программы рабочей группой руководитель разработки проекта целевой программы самостоятельно определяет регламент работы рабочей группы.
3.4. Разработчик целевой программы в сроки, установленные распоряжением главы администрации муниципального района, и в соответствии с формами и требованиями согласно приложению 3 к настоящему Положению разрабатывает проект целевой программы.
Заказчик направляет проект целевой программы в комитет экономики и отдел финансов администрации муниципального района. К проекту целевой программы должны быть приложены:
- инициативное предложение;
- титульный лист (приложение 4 к настоящему Положению);
- копия распоряжения главы администрации муниципального района о разработке проекта целевой программы;
- пояснительная записка, кратко излагающая целесообразность и основания разработки проекта;
- технико-экономическое обоснование (в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - предоставление графика возврата бюджетных средств, инвестированных в реализацию целевой программы, с разбивкой по годам либо график предполагаемых сроков окупаемости средств местного бюджета);
- заключения экспертиз (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации);
- информация о планируемых источниках финансирования, объемах финансовых средств и мероприятиях в рамках федеральных, областных, районных целевых программ;
- значения целевых показателей до и после реализации целевой программы.
В случаях, когда для оценки и экспертизы программы, а также для ее утверждения требуются дополнительные сведения, Заказчиком предоставляются иные документы, не предусмотренные настоящим пунктом Положения.
Объемы финансирования целевых программ по годам планируются в ценах, действующих на момент разработки программы. Бюджетная заявка на очередной финансовый год составляется Заказчиком с учетом индекса-дефлятора.

4. ЭКСПЕРТИЗА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Комитет экономики и отдел финансов администрации муниципального района в 20-дневный срок после получения проекта целевой программы проводит экспертизу на предмет его соответствия требованиям настоящего Положения и источникам финансирования. В случае несоответствия проект целевой программы возвращается разработчику для доработки. После доработки проект целевой программы направляется для повторной экспертизы.
4.2. При соответствии проекта целевой программы требованиям настоящего Положения проект целевой программы визируется руководителями комитета экономики и отдела финансов администрации муниципального района и направляется Заказчиком на согласование в структурные подразделения администрации муниципального района и другие организации, чьи интересы и функциональные обязанности затрагивает проект целевой программы.
4.3. После согласования проект целевой программы вносится главой администрации муниципального района на рассмотрение и утверждение районным Советом депутатов в установленном порядке.
4.4. Представление проектов целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств бюджета района на предстоящий год, осуществляется не позднее двух месяцев до дня внесения проекта бюджета района в районный Совет депутатов.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Реализация целевой программы осуществляется согласно утвержденному программному документу.
5.2. Отбор участников программных мероприятий производится в соответствии с нормативными правовыми актами. Закупки и поставки продукции, работ, услуг осуществляются на основе контрактов (договоров) в порядке, определенном действующим законодательством о закупках для муниципальных нужд.
5.3. Источниками финансирования целевой программы могут быть средства бюджетов всех уровней и привлекаемые средства внебюджетных источников. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевой программы, относятся:
- взносы участников реализации целевой программы, включая организации муниципального, государственного и частного сектора экономики;
- кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, физических и юридических лиц, заинтересованных в реализации целевой программы (или ее отдельных мероприятий), другие поступления.
Не допускается финансирование целевой программы за счет расходов, предусмотренных сметой на содержание муниципальных учреждений и организаций.
5.4. Для обеспечения финансирования из бюджета района в очередном финансовом году целевых программ, утвержденных районным Советом депутатов:
а) Заказчик целевой программы с учетом хода ее реализации в текущем году, проведения с Исполнителями конкретных мероприятий предконтрактной проработки размещения заказов для муниципальных нужд уточняет объемы необходимых средств для финансирования целевой программы в очередном финансовом году по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функциональной бюджетной классификации и в срок до 15 июля текущего года представляет проекты соответствующих финансовых заявок (приложение 6) с их обоснованиями в комитет экономики и отдел финансов администрации муниципального района;
б) отдел финансов администрации муниципального района при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год в срок до 15 июля доводит до комитета экономики администрации муниципального района предельный объем средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ в очередном году.
5.5. Проект плана финансирования целевых программ на очередной финансовый год разрабатывается с учетом хода реализации программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования и предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ.
5.6. Комитет экономики администрации муниципального района в срок до 15 августа разрабатывает и направляет в отдел финансов администрации муниципального района проект плана финансирования на очередной финансовый год утвержденных Чаплыгинским районным Советом депутатов целевых программ согласно приложению 7 к настоящему Положению.
Планируемые к финансированию затраты на реализацию целевых программ включаются в проект бюджета на очередной финансовый год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функциональной бюджетной классификации.
В целях повышения эффективности реализации целевых программ объемы их финансирования выделяются отдельной строкой в ведомственной структуре расходов бюджета района.
5.7. После утверждения целевой программы Заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет бюджетных средств и внебюджетных источников на очередной финансовый год заключает с инвесторами контракты на финансирование целевой программы.
5.8. По утвержденным районным Советом депутатов целевым программам после заключения контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программы, подтверждающих или уточняющих объемы финансирования программы из внебюджетных источников, открывается финансирование из районного бюджета в соответствии с установленными объемами финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год.
5.9. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе по сравнению с предусмотренными утвержденной целевой программой или в случае незаключения контрактов на финансирование целевой программы Заказчик принимает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.

6. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

6.1. Формы и методы организации управления реализацией целевой программы определяются Заказчиком.
6.2. Объектами мониторинга и контроля являются целевые программы, утвержденные районным Советом депутатов и принятые к финансированию.
Мониторинг предусматривает программную оценку на всех стадиях реализации целевых программ и проводится в целях выявления достижимости намеченных целей и влияния на социально-экономическую ситуацию в районе.
6.3. Текущий контроль за реализацией целевых программ осуществляет комитет экономики администрации муниципального района.
6.4. Для систематического осуществления контроля за ходом исполнения целевой программы и подготовки текущей информации главе администрации муниципального района об исполнении существующих в районе целевых программ Заказчик ежеквартально предоставляет в комитет экономики администрации муниципального района отчетные сведения в электронном виде и на бумажных носителях:
- информацию о ходе выполнения целевой программы (приложение 8 к настоящему Положению);
- отчет об объемах финансирования целевой программы (приложение 9 к настоящему Положению).
К отчетной информации прилагается пояснительная записка, отражающая:
- состояние проблем, на решение которых была направлена целевая программа;
- достижение поставленных целей;
- эффективность реализованных мероприятий.
6.5. На основании ежеквартальных отчетов, а также по результатам комиссионных контрольных проверок комитетом экономики и комитетом организационно-контрольной работы администрации муниципального района могут подготавливаться рекомендации о необходимости продолжения работ и дальнейшем финансировании программных мероприятий либо о целесообразности их прекращения.
6.6. Для проведения программной оценки Заказчик ежегодно подготавливает отчет о ходе реализации целевой программы (приложение 10 к настоящему Положению) и в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, направляет его в комитет организационно-контрольной и кадровой работы администрации муниципального района.
Для целевых программ, которые завершаются в отчетном году, в отчете дается оценка за весь период ее реализации.
6.7. Комитет экономики и комитет организационно-контрольной работы администрации муниципального района ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, подготавливает комплексный отчет главе администрации муниципального района о ходе реализации всех целевых программ. В комплексном отчете в обязательном порядке должны быть отражены (в разрезе каждой целевой программы):
а) характеристика выполнения целевых программ;
б) оценка достижения целей целевых программ;
в) оценка результативности бюджетных расходов и мероприятий по привлечению денежных средств из бюджетных и внебюджетных источников;
г) предложения по корректировке целевых программ (при необходимости);
д) проблемы реализации целевых программ (при необходимости);
е) рекомендации по совершенствованию управления реализацией целевых программ (при необходимости);
ж) предложения по реализации, финансированию целевых программ и перераспределению ресурсов между целевыми программами (при необходимости).
6.8. После заслушивания отчета на коллегии администрации комплексный отчет направляется в районный Совет депутатов.

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ
И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

7.1. Решение об изменении, приостановлении и прекращении действия целевой программы принимается районным Советом депутатов по представленииглавы администрации муниципального района.
7.2. Подготовку предложений по внесению изменений осуществляет Заказчик целевой программы. При внесении изменений в целевую программу не допускается изменение следующих основных характеристик целевой программы:
- целей и задач целевой программы;
- снижение результатов, которые должны быть получены в ходе выполнения целевой программы;
- изменение объемов финансирования из бюджета района по отдельным мероприятиям, приводящим к концептуальным изменениям целевой программы.
7.3. Предложения по внесению изменений в целевую программу должны быть согласованы в установленном порядке.
7.4. Подготовку предложений по приостановлению или прекращению действия целевой программы осуществляет Заказчик.
7.5. Действие целевой программы может быть приостановлено или прекращено в следующих случаях:
- досрочного достижения целей целевой программы;
- в случае нерационального и (или) нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию целевой программы, по результатам проверки;
- существенного изменения объемов финансирования целевой программы, влияющего на снижение ее результативности;
- невозможности достижения целей целевой программы в силу форс-мажорных обстоятельств и иных причин.
7.6. Заказчик в течение 5 дней подготавливает главе администрации муниципального района рекомендации о (не)целесообразности приостановления действия целевой программы в очередном финансовом году или прекращения ее действия.
7.7. После рассмотрения главой администрации муниципального района рекомендаций Заказчик в течение 10 дней подготавливает предложения в районный Совет депутатов о приостановлении или прекращении действия целевой программы.

Глава Чаплыгинского
муниципального района
Н.П.КЛИМОВ





Приложение 1
к положению
о порядке разработки,
утверждения и реализации
районных целевых программ

ФОРМА
ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Предполагаемое наименование целевой программы.
2. Информация об инициаторе постановки проблемного вопроса:
- полное наименование инициатора;
- почтовые реквизиты;
- контактные телефоны, факс;
- адрес электронной почты.
3. Описание проблемного вопроса и его актуальности:
- характер проблемы и причины ее возникновения;
- описание категорий горожан, которых она затрагивает;
- характеристика общих тенденций и особенностей развития района, влияющих на проблему;
- обоснование необходимости муниципальной поддержки.
4. Описание социально-экономической значимости предлагаемой целевой программы:
- решение вопросов, определенных стратегией или генеральным планом развития района, действующими комплексными программами развития района;
- наличие рекомендаций о разработке и реализации целевой программы в федеральных и областных нормативных правовых актах;
- решение вопросов жизнеобеспечения, безопасности населения района;
- решение вопросов, оформленных в виде публичных обязательств главы муниципального района;
- межотраслевой характер проблемного вопроса;
- решение вопросов, имеющих значение не только для района, но и для региона в целом.
5. Оценочные параметры разработки проекта целевой программы:
- предложения по выбору разработчика проекта целевой программы (структурное подразделение администрации района, рабочая группа, сторонняя организация);
- планируемые сроки разработки проекта;
- оценка затрат на разработку и предполагаемые источники их финансирования.
6. Предполагаемый процесс реализации целевой программы:
- описание основных этапов и сроков их реализации;
- описание организации реализации целевой программы (структурное подразделение администрации района, рабочая группа, сторонняя организация);
- предполагаемые исполнители и участники.
7. Предварительная оценка объемов финансирования на реализацию целевой программы:
- объемы финансирования из местного бюджета (с разбивкой по этапам);
- объемы финансирования из федерального, областного,районного бюджетов (с разбивкой по этапам);
- объемы финансирования из внебюджетных источников (с разбивкой по этапам).
8. Ожидаемые эффекты реализации целевой программы, предварительная оценка результативности, конкретные конечные результаты с выделением по основным этапам.
9. Описание иных вопросов, являющихся, по вашему мнению, необходимыми для обоснования подготовки целевой программы.





Приложение 2
к положению
о порядке разработки,
утверждения и реализации
районных целевых программ

                             ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РАСПОРЯЖЕНИЯ
                          ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
                    РАЙОНА О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

    В целях реализации
"_______________________________________________________________________".

1. Принять   предложение   (наименование  инициатора   целевой  программы)
о разработке проекта районной целевой программы (наименование  программы).
2. Определить следующие цели и задачи целевой программы:
" ______________________________________________________________________";
" ______________________________________________________________________";
" ______________________________________________________________________".
3. Утвердить:
- заказчиком целевой программы
"________________________________________";
- руководителем разработки целевой программы
"________________________________________".
4. Установить срок разработки проекта целевой программы
"_______________".
5. "Поручения соответствующим   структурным  подразделениям  администрации
муниципального  района   по   обеспечению   разработки   проекта   целевой
программы".





Приложение 3
к положению
о порядке разработки,
утверждения и реализации
районных целевых программ

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Проект целевой программы оформляется стандартно согласно требованиям типовой структуры целевой программы. На титульном листе указываются:
- полное наименование целевой программы;
- сроки ее реализации;
- номер и дата распоряжения главы администрации муниципального района о разработке проекта целевой программы.
Далее прилагается лист согласования проекта целевой программы с необходимыми структурными подразделениями администрации (организациями) района. В том случае, если целевая программа является частью областной или федеральной программы, необходимо согласование с органами государственной власти.
Программный документ должен включать следующие обязательные разделы.

I. Паспорт районной целевой программы

Паспорт содержит краткие сведения о целевой программе:
1. Полное наименование целевой программы.
2. Основание для разработки целевой программы.
3. Заказчик целевой программы.
4. Координатор целевой программы.
5. Разработчик целевой программы (полное наименование организации, почтовый адрес, Ф.И.О. руководителя организации, телефон в случае, если разработчиком является сторонняя организация).
6. Цели и задачи целевой программы.
7. Этапы и сроки реализации целевой программы и входящих в нее подпрограмм и (или) проектов.
8. Объемы финансирования по источникам и срокам.
9. Ожидаемые конечные результаты.
10. Исполнители целевой программы.
11. Целевые показатели целевой программы.

II. Основные понятия и термины

Кратко раскрывается содержание основных понятий и терминов, наиболее часто употребляемых в тексте.

III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

В разделе содержится анализ проблемной ситуации и ее последствий для района, обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время и целесообразность использования программно-целевого подхода при ее решении.

IV. Цель, задачи, сроки и этапы реализации целевой программы

Указывается цель (цели) программы, которая должна быть направлена на полное или частичное решение проблемы. Цель (цели) программы должна соответствовать следующим требованиям:
- соответствие приоритетной проблеме, решение которой требует применения программного метода;
- конкретность;
- достижимость.
Задачи представляют собой относительно самостоятельные части, на которые разбивается цель целевой программы, и обязательно имеют количественное выражение. Задачи целевой программы должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствие и упорядоченность по отношению к цели целевой программы;
- измеримость в конкретных количественных показателях;
- определенность по срокам достижения.
Среднесрочные и долгосрочные целевые программы могут осуществляться поэтапно. При этом этапы реализации целевой программы определяются условиями, поставленными целями и задачами, характером выполнения мероприятий целевой программы.

V. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий содержит перечень конкретных, взаимоувязанных мероприятий в табличной форме с указанием исполнителя, сроков исполнения, объемов финансирования в разрезе каждого источника. Каждое программное мероприятие описывается соответствующими количественными и качественными показателями. Программные мероприятия должны соответствовать следующим признакам:
- наименование мероприятия должно отражать конкретное действие и выражаться глаголом совершенного вида;
- целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации (или ее части);
- ограниченность во времени, т.е. наличие сроков начала и окончания мероприятий, увязанных с достижением одной или нескольких задач целевой программы;
- фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых, информационных);
- комплексный учет взаимосвязанных социальных, экономических, организационных, технических, технологических, экологических задач;
- отделение программной деятельности от текущей деятельности исполнителя.
При наличии новизны решений и неповторимости действий в реализации мероприятий целевой программы необходимо это указать.
Все программные мероприятия должны быть увязаны с целью (целями) и задачами целевой программы. Не допускается включение в целевую программу мероприятий, дублирующих основную деятельность заказчика (и/или исполнителя) целевой программы и подведомственных ему учреждений, реализация которых возможна на основе непрограммного финансирования. Функции исполнителей целевой программы, осуществляемые в рамках текущего финансирования, необходимо обозначить в целевой программе как приоритеты администрации в текущей работе, а не вносить в перечень программных мероприятий.
По каждому мероприятию требуется указать конкретные поквартальные сроки его реализации, исполнителей и необходимые объемы финансирования. К проекту целевой программы должны быть приложены расчеты, обосновывающие затраты на проведение мероприятий.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

┌──────┬───────────┬───────────┬───────────┬──────────────┬──────────────┐
│  №   │Мероприятия│Исполнители│   Сроки   │  Источники   │    Объем     │
│ п/п  │           │мероприятия│ исполнения│финансирования│финансирования│
│      │           │           │с разбивкой│  (местный,   │по источникам │
│      │           │           │по периодам│  областной,  │              │
│      │           │           │ выполнения│ федеральный  │              │
│      │           │           │мероприятия│   бюджет)    │              │
├──────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────────┼──────────────┤
│      │           │           │           │              │              │
├──────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────────┼──────────────┤
│Итого:│           │           │           │              │              │
└──────┴───────────┴───────────┴───────────┴──────────────┴──────────────┘

Программные мероприятия могут быть взаимоувязаны в отдельные подпрограммы. Количество уровней подпрограмм определяется разработчиком целевой программы из учета масштабов и степени сложности программной цели. Подпрограммы могут формироваться по отраслевому и функциональному признакам. Финансовые затраты должны быть указаны с отнесением их к текущим и капитальным расходам бюджета района.
К числу программных мероприятий относятся инвестиционные (объекты капитальных вложений) или некоммерческие проекты и увязанные с ними мероприятия, предусматривающие поставку продукции, оказание услуг и производство работ, а также организационно-правовые изменения, посредством которых решаются задачи целевой программы.
Мероприятия, включаемые в целевые программы в виде отдельных подпрограмм и (или) проектов, должны иметь краткое описание, включающее:
1. Полное наименование.
2. Цели и задачи.
3. Этапы и сроки реализации.
4. Объемы финансирования по источникам и срокам.
5. Ожидаемые конечные результаты.
6. Исполнители.

VI. Механизм реализации целевой программы

Излагается организационно-экономический механизм реализации целевой программы - форма взаимодействия ее участников в целях обеспечения реализуемости и достижения результатов. Организационно-экономический механизм реализации целевой программы в общем случае включает:
- нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников целевой программы;
- обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации целевой программы, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
- условия и схемы финансирования мероприятий и инвестиционных проектов, входящих в целевую программу (определяются на основе анализа и сопоставления альтернативных вариантов);
- меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке между участниками целевой программы, включая меры муниципальной поддержки;
- систему управления реализацией проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации целевой программы) должную синхронизацию деятельности отдельных участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий в целях успешного завершения целевой программы. Система управления формируется с учетом специфики целевой программы, при необходимости уточняются права и обязанности участников целевой программы. Приводится схема управления реализацией целевой программы.
Отдельные элементы организационно-экономического механизма на стадии реализации целевой программы могут закрепляться и конкретизироваться в договорах между участниками.

VII. Ресурсное обеспечение целевой программы

Определяется общий объем финансирования целевой программы с разбивкой по источникам и периодам финансирования. Расчет потребности целевой программы в ресурсах осуществляется в целях:
- определения стоимости ее разработки, реализации и обоснования объемов денежных ресурсов в разрезе источников, в том числе бюджетных;
- оценки социальной, экономической и (или) экологической эффективности реализации целевой программы;
- организации закупок и поставок продукции для реализации целевой программы.
Объем финансового обеспечения на стадии разработки программы определяется на весь период реализации целевой программы как прогнозный с разбивкой по этапам, годам и исполнителям. При определении потребности в ресурсах используются экспертный, нормативный и аналоговый методы. Расчет финансовых ресурсов проводится в ценах текущего года и ежегодно конкретизируется на очередной финансовый год.

VIII. Ожидаемые социально-экономические эффекты от реализации программных мероприятий

Раскрываются прямые и косвенные ожидаемые эффекты реализации целевой программы. Определение эффективности целевой программы производится на этапе разработки целевой программы и далее отслеживается на всех этапах ее реализации.
Оценка последствий реализации целевой программы включает выявление полного комплекса конечных результатов целевой программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в районе.
Используемые показатели эффективности и методы их определения задаются целями и задачами целевой программы. В ходе разработки проекта целевой программы ее эффективность определяется как расчетная, при реализации - как фактическая.
Показатели эффективности должны удовлетворять следующим условиям:
- быть измеряемыми и ориентированными на результаты;
- обоснованными и объективными;
- сопоставимыми в течение всего срока реализации целевой программы;
- иметь однозначную трактовку.
Показатели должны включать следующие характеристики: четкое определение/наименование, указание на источник информации, периодичность сбора информации, базовое значение, целевое значение и единицу измерения.
Источниками/методами сбора информации для оценки эффективности могут быть:
- статистическая информация о развитии города и (или) отдельных отраслей экономики и социальной сферы;
- законодательная база и тенденции ее изменения;
- анализ общественного мнения путем проведения социологических исследований, телефонных горячих линий, интернет-форумов, круглых столов и семинаров;
- анализ освещения реализации целевой программы в средствах массовой информации;
- управленческая и финансовая отчетность предприятий и учреждений;
- отчеты участников целевой программы о ходе реализации целевой программы;
- другие источники информации по выбору разработчика целевой программы.
В тех случаях, когда организация системы показателей целевой программы требует затрат (например, необходим сбор дополнительной статистической информации, которая отсутствует в статистических сборниках, или требуется проведение социологических исследований), в проекте целевой программы должен быть представлен расчет затрат на сбор показателей.

]]>
├───┼───────────────┼────────┼─────┼────┼──────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼───────┼─────────┼────────────┤
│   │Мероприятие... │        │     │    │          │              │           │         │       │         │            │
├───┼───────────────┼────────┼─────┼────┼──────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼───────┼─────────┼────────────┤
│   │Цель (задача) 2│        │     │    │          │              │           │         │       │         │            │
├───┼───────────────┼────────┼─────┼────┼──────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼───────┼─────────┼────────────┤
│   │Мероприятие 2.1│        │     │    │          │              │           │         │       │         │            │
├───┼───────────────┼────────┼─────┼────┼──────────┼──────────────┼───────────┼─────────┼───────┼─────────┼────────────┤
│   │Мероприятие 2.2│        │     │    │          │              │           │         │       │         │            │
└───┴───────────────┴────────┴─────┴────┴──────────┴──────────────┴───────────┴─────────┴───────┴─────────┴────────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru