Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2008 г. по делу № А42-200/2008

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе:
председательствующего Романовой Антонины Александровны,
судей Беляевой Ларисы Евгеньевны, Дмитриевской Ларисы Ефимовны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриевской Л.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Анкушева Ивана Александровича
к Совету депутатов муниципального образования города Кировска с подведомственной территорией
об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления
заинтересованное лицо - Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Анкушева И.А., паспорт серия 47 02 № 537559, выдан 05.11.2002 Кировским ГОВД Мурманской области,
заинтересованных лиц:
Совета депутатов муниципального образования города Кировска с подведомственной территорией - Липуновой И.В. по доверенности № 01с-07/65 от 10.04.2008,
Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска - Липуновой И.В. по доверенности № 1785 от 14.10.2008,

установил:

индивидуальный предприниматель Анкушев Иван Александрович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением к Совету депутатов муниципального образования города Кировска с подведомственной территорией (далее - Совет депутатов) об обязании:
- ввода в перечень коэффициентов качества нежилого помещения (Кк) пункта № 4 Методики расчета арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями, строениями, сооружениями и нежилыми помещениями (далее - Методика), утвержденной решением Совета депутатов от 18.10.2007 № 82, понятия и оценки "цокольного этажа" как объективной характеристики технических условий эксплуатации помещения в соответствии со СНИП 2.08.01-98;
- приведения в пункте 5 Методики "коэффициента вида деятельности" (Квд) в соответствие с общепринятой классификацией и рекомендациями Правительства Мурманской области, исключив как экономически необоснованное повышение Квд в зависимости от режима работы и ассортимента безакцизных товаров продовольственных магазинов.
В судебном заседании заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнен предмет требований. В соответствии с уточненными требованиями Анкушев И.А. просит
- признать недействующим пункт 4 Методики, как не соответствующий Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Строительным нормам и правилам, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)";
- признать недействующим пункт 5 Методики в части видов деятельности
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом: магазины с круглосуточным режимом работы;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом, п. Титан, район микрорайона Кукисвумчорр;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом, п. Коашва;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, пивом без продажи алкогольной продукции: магазины с круглосуточным режимом работы;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, пивом без продажи алкогольной продукции,
как не соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", рекомендациям Правительства Мурманской области.
В обоснование уточненных требований заявитель указал следующее:
- исключение из пункта 4 Методики, в котором установлены коэффициенты качества сдаваемых в аренду помещений, понятия цокольного этажа приравняло арендуемые заявителем помещения, расположенные в цокольном этаже, к помещениям первого этажа, качество которых значительно выше, а также привело к необоснованному увеличению в три раза арендной платы за арендуемые заявителем под магазин помещения;
- от режима работы магазина и ассортимента реализуемого товара не может зависеть значение коэффициента вида деятельности, поскольку данные показатели не характеризуют конкретный вид деятельности, что подтверждается положениями статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации;
- Советом депутатов превышены нормотворческие полномочия и нарушен порядок разграничения компетенции, установленный между федеральными и муниципальными органами власти;
- введение экономически необоснованных коэффициентов арендной платы за нежилые помещения в нарушение статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" создает условия, заведомо неблагоприятные для ведения малого бизнеса.
Совет депутатов и Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска (далее - Комитет) отзыв на уточненные требования не представили.
В судебном заседании представитель Совета депутатов и Комитета против уточненных требований возражал и пояснил, что оспариваемые пункты Методики не могут быть проверены на предмет соответствия их актам, указанным Анкушевым И.А., поскольку
- приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)" носит рекомендательный характер, Строительные нормы и правила, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, как акт технического содержания не подлежит регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, в связи с чем данные акты не являются нормативными;
- приведенные заявителем акты, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не регулируют арендные отношения.
Представитель Совета депутатов и Комитета указал, что Совет депутатов руководствовался Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми и принята утвержденная решением Совета депутатов от 18.10.2007 № 82 Методика. При этом представительный орган местного самоуправления не вышел за пределы предоставленных ему законодательством полномочий.
По материалам дела установлено, что Анкушев И.А. 29.01.1998 в установленном порядке зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о нем Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 6 по Мурманской области 30.11.2004 внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
На основании договора № 29-98 от 24.02.1998, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кировска, предприниматель арендует под магазин смешанной торговли помещения общей площадью 1062 кв. м, расположенные на первом этаже панельного здания, пристроенного жилому дому № 13 по ул. Дзержинского в городе Кировске Мурманской области.
Пунктом 1.5 договора с учетом дополнительного соглашения к нему срок действия данного договора определен до 31.12.2013.
На основании договора № 43-98 от 07.08.1998, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кировска, предприниматель арендует под магазин "Книги" нежилое изолированное помещение цокольного этажа общей площадью 160 кв. м находящегося в муниципальной собственности нежилого дома № 22 по пр. Ленина в г. Кировске Мурманской области. Срок действия данного договора сторонами установлен до 31.12.2013.
Пунктами 1.3 указанных договоров установлен размер арендной платы.
Пунктами 3.1.1 договоров определено, что арендная плата устанавливается на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кировска, регулирующего ее уровень посредством минимальной ставки арендной платы за 1 кв. м общей площади нежилых помещений муниципального фонда в месяц.
Пунктами 3.1.2 договоров предусмотрена возможность изменения арендной платы арендодателем. При этом закреплено, что установление Советом депутатов других ставок арендной платы за использование муниципального имущества является обязательным для сторон.
Подписанным Анкушевым И.А. 05.12.2006 дополнительным соглашением в пункт 1.3 договора № 43-98 от 07.08.1998 внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.02.2007 размер арендной платы установлен на основании решения Совета депутатов от 10.10.2006 № 71 и согласно расчету составил 6730,69 руб. в год. При этом расчет арендной платы произведен исходя из значения коэффициента качества нежилого помещения (Кк) 0,8, определенного для полуподвальных (цокольных) помещений.
Подписанным Анкушевым И.А. 05.12.2006 дополнительным соглашением в пункт 1.3 договора № 29-98 от 24.02.1998 внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.02.2007 размер арендной платы установлен на основании решения Совета депутатов от 10.10.2006 № 71 и согласно расчету составил 46747,01 руб. в год. При этом расчет арендной платы произведен исходя из значения коэффициента вида деятельности (Квд) 1,7, определенного решением Совета депутатов от 27.05.2003 № 37 для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом магазинами с круглосуточным режимом работы.
На основании решения Совета депутатов от 18.10.2007 № 82 арендодателем произведены расчеты арендной платы, подлежащей внесению заявителем с 01.01.2008 за арендуемые им помещения.
Согласно данным расчетам с 01.01.2008 годовой размер арендной платы
- за помещения, арендуемые на основании договора № 43-98 от 07.08.1998, составил 18677,16 руб. и определен исходя из значения коэффициента качества нежилого помещения (Кк) 1, установленного для прочих помещений;
- за помещения, арендуемые на основании договора № 29-98 от 24.02.1998, составил 56974,85 руб. и определен исходя из значения коэффициента вида деятельности (Квд) 2, установленного для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, пивом без продажи алкогольной продукции магазинами с круглосуточным режимом работы.
Решением Совета от 18.10.2007 № 82 утверждена и введена в действие с 01.01.2008 Методика, установившая порядок расчета арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности г. Кировска объектами недвижимого имущества.
Согласно данной Методике исчисление размера арендной платы производится исходя из базовой ставки месячной арендной платы с учетом, в том числе коэффициента качества (Кк) арендуемого нежилого помещения и коэффициента вида деятельности (Квд), осуществляемого в данном арендуемом помещении.
Значения коэффициентов качества нежилых помещений определены в подпунктах 4.1 - 4.5 пункта 4 Методики и составили
- 0,5 для подвальных помещений (подпункт 4.1);
- 0,9 для помещений складов, мастерских, гаражей, не имеющих водоснабжения и канализации (подпункта 4.2);
- 0,8 для помещений складов, мастерских, гаражей, не имеющих центрального отопления (подпункт 4.3);
- 0,7 для деревянных строений (подпункт 4.4);
- 1,0 для прочих помещений (подпункт 4.5).
Значения коэффициентов к базовой ставке арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями, строениями, сооружениями и нежилыми помещениями в зависимости от вида деятельности определены в пункте 5 Методики.
В пункте 5 Методики определены коэффициенты для различных видов деятельности, в том числе:
- 3,0 для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом: магазины с круглосуточным режимом работы;
- 2,5 для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом;
- 1,7 для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом, п. Титан, район микрорайона Кукисвумчорр;
- 1,0 для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом, п. Коашва;
- 2,0 для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, пивом без продажи алкогольной продукции: магазины с круглосуточным режимом работы;
- 1,7 для оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, пивом без продажи алкогольной продукции.
Считая, что пункт 4 Методики, а также пункт 5 Методики в указанной части не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Строительным нормам и правилам, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)", рекомендациям Правительства Мурманской области и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Анкушев И.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования (с учетом их уточнений) не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

]]>
Статья 132 Конституции Российской Федерации наделяет органы местного самоуправления полномочиями по самостоятельному управлению муниципальной собственностью, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом закреплены и в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон "Об общих принципах местного самоуправления").
В силу подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Закона "Об общих принципах местного самоуправления" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Данное положение нашло свое отражение и в подпункте 5 пункта 1 статьи 38 Устава муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, принятого решением Совета депутатов от 10.10.2006 № 67, который закрепил, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Совета депутатов.
Методика, оспариваемая заявителем в части в рамках настоящего дела, определила порядок расчета арендной платы, подлежащий обязательному применению при сдаче в пользование зданий, строений, сооружений и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Утвердив решением № 82 от 18.10.2007 данную Методику, Совет депутатов реализовал предоставленные ему действующим законодательством полномочия по определению в указанной части порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Таким образом, решение № 82 от 18.10.2007 и утвержденная данным решением Методика приняты Советом депутатов в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Анализ решения Совета депутатов от 18.10.2007 и положений Методики, содержащей оспариваемые заявителем пункты, показывает, что данные акты являются нормативными. Они подлежат применению при определении размера арендной платы за пользование неопределенным кругом лиц зданиями, строениями, сооружениями и нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в силу чего рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, прекратились или нет конкретные правоотношения по пользованию указанным имуществом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 3 статьи 47 Закона "Об общих принципах местного самоуправления" порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Пунктом 9 статьи 8 Устава муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, принятого решением Совета депутатов от 10.10.2006 № 67, установлено, что муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, являющихся официальными источниками опубликования муниципальных правовых актов, утвержденных решением Совета депутатов.
Решение № 82 от 18.10.2007 вместе с утвержденной им Методикой опубликовано 01.11.2007 в газете "Кировский рабочий", являющейся официальным источником опубликования муниципальных правовых актов.
Заявитель считает, что пункт 4 Методики не соответствует Строительным нормам и правилам, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)".
В терминах и определениях, содержащихся в Строительных нормах и правилах "Жилые здания" (СНиП 2.08.01-89), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, приведены понятия этажей мансардных, подвальных, технических, цокольных. В частности, этаж цокольный представляет собой этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
В соответствии с названными Строительными нормами и правилами они распространяются на проектирование жилых зданий, высотой до 25 этажей включительно.
Из содержания данного документа не следует, что он подлежит обязательному применению при определении методики расчета арендной платы за находящиеся в пользовании объекты муниципальной собственности, разрабатываемой и утверждаемой представительным органом местного самоуправления в рамках реализации предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Кроме того, в рассматриваемом случае в пункте 4 Методики определение соответствующего коэффициента качества нежилого помещения, подлежащего применению при расчете арендной платы, не поставлено в зависимость от этажа, на котором расположены арендуемые нежилые помещения.
Необходимость определения именно такой зависимости отсутствует, поскольку в муниципальной собственности находятся как отдельные помещения, расположенные, в том числе в жилых домах, так и отдельно стоящие объекты недвижимости.
Анализ пункта 4 Методики позволяет сделать вывод о том, что в основу определения размера коэффициента качества арендуемого нежилого помещения не положен какой-либо конкретный критерий, данный коэффициент является единым для всех видов арендуемых помещений, за исключением видов нежилых помещений, приведенных в подпунктах 4.1 - 4.4 пункта 4 Методики.
Следует также отметить, что постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.06.2003 № 109 признаны не действующими на территории Российской Федерации с 01.10.2003 Строительные нормы и правила "Жилые здания" (СНиП 2.08.01-89).
При таких обстоятельствах суд не усматривает несоответствие пункта 4 Методики Строительным нормам и правилам "Жилые здания" (СНиП 2.08.01-89), утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78.
Возражения представителя Совета депутатов и Комитета, согласно которым Строительные нормы и правила "Жилые здания" (СНиП 2.08.01-89), утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, не могут рассматриваться в качестве нормативного акта, судом не принимаются.
Названный акт обладает всеми признаками нормативного акта. Отсутствие его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не опровергает данного вывода, поскольку в силу пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, государственной регистрации подлежат не все нормативные акты, а только определенные в данном пункте.
Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)" утверждена Методика по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения), согласованная Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерством финансов Российской Федерации, Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации.
Пунктом 2 данного приказа Комитету жилищно-коммунального хозяйства предписано довести до территориальных органов жилищно-коммунального хозяйства и оказывать им помощь по применению рекомендованного порядка определения уровня арендной платы при заключении договоров на аренду нежилых зданий (помещений).
Органы местного самоуправления, в том числе представительные, не являются территориальными органами жилищно-коммунального хозяйства, до сведения которых подлежала доведению принятая приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 Методика.
В силу пункта 1.2 Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения) она носит рекомендательный характер. В каждом конкретном случае размер арендной платы за нежилые здания (помещения) определяется в договоре аренды по соглашению сторон.
Таким образом, отсутствует необходимость обязательного соответствия оспариваемого пункта 4 Методики положениям Методики, утвержденной приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209.
Судом не принимается довод представителя Совета депутатов и Комитета о том, что оспариваемые положения Методики не подлежат проверке на предмет соответствия приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209, который носит рекомендательный характер.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Сам приказ № 209 от 14.09.1992, на который ссылается заявитель, не носит рекомендательного характера, в связи с чем в данном случае подлежит проверке судом соответствие пункта 4 Методики, утвержденной решением Совета депутатов от 18.10.2007 № 82, этому приказу.
Анкушев И.А. оспаривает законность пункта 5 Методики в части. При этом он, ссылаясь на статьи 346.26 - 346.29, 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на рекомендации Правительства Мурманской области, считает, что в основу определения размера коэффициента вида деятельности, применяемого при исчислении арендной платы за пользование объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, не могут быть положены такие показатели, как ассортиментный перечень товаров, реализуемых арендодателем в торговой точке, и режим работы данной торговой точки.
Заявитель в уточненных требованиях, а также в судебном заседании не указал ни номер, ни дату нормативного акта, которым Правительством Мурманской области утверждены рекомендации, и на предмет соответствия которым подлежат проверке оспариваемые положения пункта 5 Методики.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации названный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Статья 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, разрешено применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Статьи 346.26 - 346.29 находятся в главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены виды деятельности, в отношении, в отношении которых по решениям представительных органов местного самоуправления может устанавливаться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Из Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе из его статей 346.25.1 и 346.26, не следует, что данные положения обязательны для органов местного самоуправления в иных случаях, не предусмотренных названным Кодексом.
Согласно части 4 статьи 7 Закона "Об общих принципах местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Самостоятельность органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом закреплена в статье 51 Закона "Об общих принципах местного самоуправления".
В силу статьи 52 названного Закона органы местного самоуправления с соблюдением требований, установленных законодательством, также самостоятельно осуществляют формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением.
Пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации они вправе осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в том числе, договора аренды находящихся в муниципальной собственности нежилых помещений (зданий).
В силу положений статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель, предоставивший арендатору во временное владение и пользование свое имущество, вправе получать с последнего арендную плату, размер которой устанавливается арендодателем.
Утвердив решением № 82 от 18.10.2007 Методику, пункты 4 и 5 которой оспариваются заявителем, Совет депутатов реализовал предоставленное ему законом право по самостоятельному владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, передаваемым во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе полномочия по порядку определения и установления размера арендной плата.
В силу статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации арендная плата за сдаваемое в пользование имущество, находящееся в муниципальной собственности, является одним из видов доходов местного бюджета, исполнение которого и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления.
Характерной особенностью бюджетных отношений является их обособленность от предпринимательских отношений.
Реализация указанных полномочий обусловлена законной возможностью органов местного самоуправления содействовать развитию местного самоуправления на территории муниципального образования. Получение дохода от использования имущества, аренда которого хозяйствующим субъектам не навязывается, при осуществлении органом местного самоуправления полномочий, предоставленных федеральным законом, не влияет на свободу конкуренции на рынке товаров и услуг и не может создавать условия, заведомо неблагоприятные для ведения малого бизнеса.
При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушения положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" при издании Советом депутатов решения № 82 от 18.10.2007 и утвержденной данным решением Методики в части, оспариваемой заявителем.
Таким образом,
- пункт 4 Методики соответствует Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Строительным нормам и правилам, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)";
- пункт 5 Методики в оспариваемой части соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В силу изложенного указанные пункты не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на заявителя каких-либо обязанностей и не создают других препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что влечет отказ в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 192 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

пункт 4 Методики расчета арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями, строениями, сооружениями и нежилыми помещениями, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией от 18 октября 2007 года № 82 "О методике расчета арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности г. Кировска объектами недвижимого имущества", признать соответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Строительным нормам и правилам, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, приказу Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.09.1992 № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)".
Пункт 5 Методики расчета арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями, строениями, сооружениями и нежилыми помещениями, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией от 18 октября 2007 года № 82 "О методике расчета арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности г. Кировска объектами недвижимого имущества", в части видов деятельности
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом: магазины с круглосуточным режимом работы;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом, п. Титан, район микрорайона Кукисвумчорр;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, алкогольной продукцией и пивом, п. Коашва;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, пивом без продажи алкогольной продукции: магазины с круглосуточным режимом работы;
оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, пивом без продажи алкогольной продукции,
признать соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Анкушеву Ивану Александровичу отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.

Председательствующий
А.А.РОМАНОВА

Судья
Л.Е.БЕЛЯЕВА

Судья
Л.Е.ДМИТРИЕВСКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru