Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2009 г. по делу № А43-13697/2009-35-100

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Садовской Г.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Производственный комплекс "Ахтуба" о признании действий Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по отказу в государственной регистрации права собственности на теплоход "938" незаконными,
при участии представителей:
заявителя: Лунькова (доверенность от 15.04.2009);
ответчика: не явились;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось открытое акционерное общество "Производственный комплекс "Ахтуба"" (далее - ОАО "ПК "Ахтуба", заявитель, Общество) с заявлением о признании действий Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, регистрирующий орган, ответчик) по отказу в государственной регистрации права собственности на теплоход "938" незаконными. Заявитель также просит суд обязать ответчика повторно рассмотреть ранее представленные документы о государственной регистрации права собственности на теплоход "938".
Представитель заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, просит суд их удовлетворить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил. В отзыве на заявление требования отклонил.
В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав доводы представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства необходимые для рассмотрения дела.
27.01.2009 заявитель обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на теплоход "938" (л.д. 39).
Письмом от 06.02.2009 исх. № 05-10/210р Управление сообщило Обществу о приостановлении регистрационных действий в соответствии с пунктами 34 и 35 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 144 от 26.09.2001, поскольку:
1. В решении собрания кредиторов № 4 от 16.02.2004 в перечне объектов недвижимости передаваемых в уставный капитал ОАО "Производственный комплекс "Ахтуба"". В акте приема-передачи от 22.05.2001 теплоход "938" отсутствует;
2. К решению учредителя № 1 от 22.03.2001 не представлено приложение № 1.
Письмом от 11.03.2009 № 43/783 Общество сообщило Управлению, что Общество владеет указанным судном более 7 лет. Теплоход "938" вошел в перечень имущества, которым ОАО "Завод "Ахтуба" оплатил уставный капитал ОАО "Производственный комплекс "Ахтуба". Документом, подтверждающим получение Обществом в собственность указанного теплохода, является решение учредителя ОАО "Завод "Ахтуба". Согласно решению ОАО "Завод "Ахтуба" от 22.03.2001. в уставный капитал ОАО "ПК "Ахтуба" должны быть переданы денежные средства в размере 2230 рублей и не денежные средства в виде недвижимого имущества и технологического оборудования на сумму 65 707 770 рублей. Перечень недвижимого имущества и технологического оборудования должен быть указан в приложении № 1. Однако приложения № 1 к решению № 1 ОАО "Завод "Ахтуба" от 22.03.2001 у ОАО "ПК "Ахтуба" нет, и составлялся ли указанный документ Обществу неизвестно. Общество также указало, что в представленном акте о приеме-передаче недвижимого имущества и технологического оборудования от 22.05.2001 от ОАО "Завод "Ахтуба" к Обществу, в перечне на 27 странице имеется судно. Наименование в документах теплохода "938", как катер-теплоход типа "Ярославец" произошло ошибочно, это одно и то же судно, что подтверждается следующим:
1. В судовом реестре и на учете в Речном Регистре за ликвидированным ОАО "Завод "Ахтуба" (бывшее ПО "Ахтуба") других судов, кроме теплохода "938" проекта Р376У, 1963 года постройки, с регистровым № 25402 не значилось.
2. Только теплоход "938" проекта: Р376У, 1963 года постройки, регистровый № 25402 согласно Свидетельству о годности к плаванию от 18.08.1997 года предъявлялся к периодическим освидетельствованиям Речному Регистру. Теплоход" "938" к освидетельствованию сначала предъявлял бывший владелец судна ОАО "Завод "Ахтуба", затем нынешний владелец судна ОАО "ПК "Ахтуба".
3. Именно на теплоход "938" проекта: Р376У, 1963 года постройки, регистровый № 25402 Речной Регистр 19.12.2008 года выдал ОАО "ПК "Ахтуба", как собственнику этого судна, классификационное свидетельство.
31.03.2009 № 05-10/580р Управление отказало ОАО "ПК "Ахтуба" в государственной регистрации права собственности на теплоход.
Посчитав отказ незаконным Общество обратилось с соответствующим заявлением в суд. Оценив обоснованность заявленных требований, суд счел их не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на судебного пристава-исполнителя.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация судов и прав на них регламентирована главой IV Кодекса внутреннего водного плавания РФ (далее - КВВТ).
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 16 КВВТ государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на судно.
В силу части 1 статьи 18 основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:
- акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;
- договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- свидетельство о праве на наследство;
- вступившее в законную силу решение суда;
- свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 19 КВВТ порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре РФ определяется Правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с пунктом 29 Правил регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на судно и представленные на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на судно. Указанные документы должны содержать сведения о судне и виде регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть удостоверены в установленном порядке.
Из данной нормы усматривается, что правоустанавливающий документ, являясь основанием для государственной регистрации прав на судно, должен содержать сведения, с помощью которых возможно идентифицировать регистрируемый объект.
Заявителем при подаче заявления о государственной регистрации судна в качестве правоустанавливающих документов представлены решение собрания кредиторов учредителя ОАО "Завод "Ахтуба" № 4 от 16.02.2001 и акт приема-передачи от 22.05.2001. В решении № 4 от 16.02.2001 спорное судно не указано.
В перечне № 2 "Технологическое оборудование" акта приема-передачи от 22.05.2001 упомянут катер-теплоход "Ярославец" марки ЦКБ-19 МСП.
В свидетельстве о годности к плаванию на т/х "938" перечислены следующие общие сведения:
- строительный номер 938,
- год и место постройки 1963 г. п/я г 24,
- класс "+0",
- автор и номер проекта: ЦКБ-19 проект № Р376У.
Помимо данных сведений в Классификационном свидетельстве указано в разделе "название или номер судна" т/х "938", регистровый номер - 025402, тип и назначение - разъездное судно.
В соответствии с пунктом 45 Правил при государственной регистрации судна в Государственный судовой реестр (в Раздел I) включаются основные сведения о судне:
- название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации судна и дата ее аннулирования (если таковые имеются);
- позывной сигнал судна (для судов смешанного (река - море) плавания);
- тип, назначение и класс судна;
- основные технические характеристики судна, в том числе пассажировместимость, полная грузоподъемность и главные размерения судна.
Правоустанавливающий документ, представленный при регистрации сведений, позволяющих идентифицировать катер-теплоход "Ярославец" как теплоход "938" не содержит.
В связи с чем суд считает обоснованным вывод регистрирующего органа, содержащийся в письме от 31.03.2009 № 05-10/580р, что представленные при регистрации документы не позволяют сделать однозначных выводов о том, что т/х "938" и указанный катер-теплоход "Ярославец" одно и то же судно.
В силу пункта 34 Правил орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, при возникновении причин для сомнений в наличии оснований государственной регистрации прав на судно и сделок с ним в течение месяца обязан принять необходимые меры для получения дополнительных доказательств наличия у заявителя оснований государственной регистрации судна. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований государственной регистрации судна (пункт 1 статьи 20 КВВТ).
Как упоминалось ранее, на основании данной нормы Правил государственная регистрация права собственности на т/х "938" была приостановлена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 КВВТ в случае, если в течение указанных в настоящей статье сроков не будут устранены предусмотренные пунктом 8 статьи 19 настоящего Кодекса причины, препятствующие государственной регистрации судна, орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, обязан отказать заявителю в государственной регистрации судна и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. Аналогичное положение содержится в абзаце 2 пункта 35 Правил, на который имеется ссылка в письме регистрирующего органа от 31.03.2009 № 05-10/580р об отказе в государственной регистрации права собственности на судно.
В рассматриваемом случае заявителем причины, по которым была приостановлена государственная регистрация судна, устранены не были, следовательно, отказ в государственной регистрации, принятый ответчиком является обоснованным.
Судом не принимается ссылка заявителя на письмо Средне-Волжского филиала Российского речного регистра от 23.04.2009 № СВФ-29.01-297 в соответствии с которым за ОАО "Завод "Ахтуба" и заявителем числилось только одно судно - разъездной т/х "938", рег. № 25402, проект № Р-376У, 1963 г. п. Данный документ с заявлением о регистрации судна ответчику не представлялся.
Судом также рассмотрен и отклонен как несостоятельный довод заявителя касательно присвоения наименования регистрируемому судну в соответствии с письмом от 26.01.2009 № 12-49. В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтранса РФ от 02.10.2003 № 195 название судна присваивается его собственником по согласованию с государственной службой речного флота Министерства транспорта Российской Федерации. Вместе с тем, сам факт присвоения судну названия и согласования его уполномоченным государственным органом, не свидетельствует о признании права собственности на данное судно государством.
Суд также считает необходимым отметить, что оспариваемые действия не препятствуют заявителю повторно обратиться в регистрирующий орган с аналогичным заявлением.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ОАО "Производственный комплекс "Ахтуба" в удовлетворении требований отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-дневного срока со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Г.А.САДОВСКАЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru