Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. по делу № А44-5034/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2009 года.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "ПОСТЕР" к Администрации Великого Новгорода о признании незаконными действий по отказу от перерасчета платежей за использование территории для установки и эксплуатации временных сооружений (рекламных конструкций) на территории В.Новгорода,

установил:

Закрытое акционерное общество "ПОСТЕР" (далее - Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация), выразившихся в произвольном завышении площади земельных участков при расчете платежей за использование территории для эксплуатации временных сооружений (рекламных объектов) по договорам № 2/2007 от 31.01.2007 года и № 5/2008 от 21.07.2008 года и обязании Администрации произвести перерасчет платежей за использование территории для эксплуатации временных сооружений (рекламных объектов) за период с 31 января 2007 года по 14 апреля 2009 года на основании размеров площадей рекламных объектов, указанных в инвентаризационных карточках Государственного областного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации".
Представитель Заявителя в судебном заседании уточнила заявленные требования и просила признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в определении при расчете ежегодного платежа за использование территории общего пользования по договорам № 2/2007 от 31.01.2007 года и № 5/2008 от 21.07.2008 года, площади временных объектов в соответствии с паспортами рекламного объекта, отказе Администрации от перерасчета платежа и обязании Администрации произвести расчет платежей за использование территории общего пользования за период с 31.01.2007 года по 14.04.2009 года на основании площади временных объектов, указанных в договорах № 2/2007 от 31.01.2007 года и № 5/2008 от 21.07.2008 года, по наружным обмерам, определенным в технических паспортах ГОУП "БТИ" на указанные объекты.
Представитель Заявителя полагала, что действия Администрации противоречат пункту 2.8 Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 года № 147 (далее - Положение), в редакции действующей в период с 31.01.2007 года по 14.04.2009 года, статьям 422, 424 Гражданского кодекса РФ. Отказ Администрации в проведении перерасчета должен быть признан незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы Общества.
Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Пояснила, что расчет ежегодного платежа за использование территории был произведен исходя из площади рекламного объекта по наружным обмерам, указанной в паспорте рекламного объекта, что соответствовало пункту 2.8 Положения действовавшему на момент заключения договоров о размещении рекламных конструкций с ЗАО "ПОСТЕР".
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу суд установил следующее.
27 октября 2006 года Общество обратилось в Администрация Великого Новгорода через МУ "Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду" с заявлениями о разрешении на дальнейшую эксплуатацию объектов наружной рекламы сроком на 5 лет, размещаемых по адресам: Великий Новгород, пр. Мира, д. 29, кор. 1; ул. Кочетова, д. 15, в микрорайоне 10; ул. Кочетова в микрорайоне 14; ул. Нехинская, д. 22; ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 101; ул. А.Корсунова, д. 11; ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 163; ул. Октябрьская, д. 32; ул. Державина микрорайон 7; пр. Мира, д. 32/14; пр. Мира, д. 8; пр. Мира, д. 40; ул. Московская, д. 30; ул. Б.Московская - ул. Державина; ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 138; ул. Б.Московская, д. 63; ул. Державина в 23 квартале (том 3, л. д. 40 - 75).
31 января 2007 года и 21 июля 2008 года между ЗАО "ПОСТЕР" и Администрацией Великого Новгорода заключены договоры № 2/2007 и № 5/2008 о размещении (эксплуатации) рекламных конструкций, установленных на земельных участках, находящихся в распоряжении Администрации Великого Новгорода, в соответствии с условиями которых Администрация обязуется разрешить Обществу размещение (эксплуатацию) рекламных конструкций, расположенных по адресам: ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 138 в 120 квартале; ул. Б.Московская, д. 63 в 15 квартале; ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 163 в 120 квартале; ул. Нехинская, д. 22, в 8 микрорайоне; ул. Державина в 7 микрорайоне Деревяницкого района; ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 101 в 119 квартале; ул. Октябрьская, д. 32 в 116 квартале, пр. А.Корсунова, д. 11 во 2 микрорайоне; пр. Мира, д. 29, кор. 1 в 6 микрорайоне; ул. Кочетова, д. 15 в 10 микрорайоне; ул. Державина в 23 квартале; пр. Мира, д. 32/14 в 9 микрорайоне; пр. Мира, д. 40 в 8 микрорайоне; пр. Мира, д. 8 в 11 микрорайоне; ул. Московская, д. 30 в 1 квартале; ул. Б.Московская/ул. Державина в 1 микрорайоне Деревяницкого района; ул. Кочетова в 14 микрорайоне; ул. Кочетова/ул. Попова в 14 микрорайоне; ул. Державина в квартале 23 (договор № 5/2008) сроком на пять лет, а Организация обязуется размещать и эксплуатировать рекламную конструкцию в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", вносить ежегодный платеж за пользование территории общего пользования в размере, определенном Положением о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 № 147.
Начиная с 31 января 2007 года Администрацией направлялись в адрес Общества расчеты размера ежегодного платежа за использование территории для установки и эксплуатации временных сооружений на 2007, 2008 и 2009 год, на каждый рекламный объект, где площадь сооружения составляла 18 кв. м (том 1, л. д. 33 - 92).
16 июня 2009 года Общество обратилось в комитет архитектуры и градостроительства Администрации с письмом № 565 (л. д. 10 - 14), в котором просило произвести перерасчет ежегодного платежа за использование территории на основании площади временных объектов - рекламных конструкций, указанной в технических паспортах, выданных ГОУП "БТИ".
Рассмотрев полученное обращение, Обществу был направлен ответ № 3663 от 13.07.2009 года (л. д. 15 - 16), в котором сообщалось, что расчеты ежегодного платежа составлены в соответствии с паспортами рекламных объектов, разрешительными письмами или распоряжениями Администрации и оснований для перерасчета не имеется.
Общество не согласилось с указанным действием Администрации и оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как подтверждается материалами дела, о нарушении своих прав Общество узнало 24 апреля 2009 года, то есть в день выдачи технических паспортов, в которых указана площадь временного объекта. Заявление подано в арбитражный суд 2 октября 2009 года, то есть по истечении установленного срока. Заявителем подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Суд полагает заявленное ходатайство о восстановлении срока подлежащим удовлетворению, поскольку Обществом предпринимались попытки урегулировать спор в досудебном порядке и обращение в арбитражный суд потребовало сбора необходимых документов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", в редакции действующий в момент заключения договора № 2/2007 от 31.01.2007 года, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
На момент заключения второго договора № 5/2008 от 21.07.2008 года редакция пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" предусматривала, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Как подтверждается материалами дела, порядок заключения договоров Администрацией не нарушен.
Согласно Положению о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденному решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 № 147, в редакции действующей в период с 31.01.2007 года по 14.04.2009 года, (далее - Положение), к временным объектам относятся рекламные конструкции (пункт 1.4.10).
Как установлено пунктом 2.8 Положения: "Для временных объектов, указанных в подпунктах 1.4.1 - 1.4.3, 1.4.10 Положения, процедура заключения договоров аренды земельного участка не осуществляется, а взимается ежегодный платеж за использование территории общего пользования (далее - ежегодный платеж), который рассчитывает комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Расчет размера ежегодного платежа осуществляется по формуле: П = Сп x S, где:
П - размер ежегодного платежа;
Сп - ставка платежа за 1 кв. метр в зависимости от места расположения временного объекта и вида деятельности, определяемая согласно ставкам ежегодного платежа, указанным в приложении к настоящему Положению, подлежащим ежегодному уточнению в соответствии с индексом потребительских цен;
S - площадь временного объекта по наружным обмерам, определенная в техническом паспорте ГОУП "БТИ" или паспорте рекламного объекта (до установки временного объекта площадь определяется на основании заявки)".
Таким образом, при расчете ежегодного платежа площадь временного объекта по наружным обмерам может определяться либо исходя из технического паспорта ГОУП "БТИ" либо паспорта рекламного объекта. При этом паспорт рекламного объекта должен содержать площадь временного объекта, а не площадь земельного участка.
Довод Администрации об установлении площади сооружения в паспорте рекламного объекта, разрешительном письме или распоряжении Администрации не принимается судом, поскольку паспорта на рекламные объекты, разрешительные письма, выданные Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации, и распоряжение Администрации от 21.07.2008 № 3397рм (л. д. 31 - 32) содержат информацию о площади земельного участка в размере 18 кв. м, что само по себе противоречит пункту 2.8 Положения, предусматривающему расчет ежегодного платежа исходя из площади временного объекта.
Ссылка Администрации о том, что Заявитель при получении разрешительных писем, расчетов ежегодного платежа соглашался с расчетом, в том числе и размером земельного участка, не состоятельна, поскольку органы местного самоуправления должны руководствоваться действующим на тот момент законодательством, а именно пунктом 2.8 Положения.
Как подтверждается материалами дела, расчет ежегодного платежа произведен комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Администрации исходя из площади временного объекта равной 18 кв. м, указанной в паспортах на рекламные объекты (том 2, л. д. 129, 132, 135, 138, 141, 144, 147, 150, том 3 л. д. 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27), разрешительных письмах (том 2, л. д. 127, 130, 133, 136, 139, 142, 145, 148, том 3 л. д. 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28).
Однако, как установлено материалами дела, площадь временных объектов - рекламных конструкций согласно инвентаризационным карточкам на сооружение, выданным 24.04.2009 года ГОУП "Бюро технической инвентаризации" следующая:
ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 138 в 120 квартале (4,92 кв. м); ул. Б.Московская, д. 63 в 15 квартале (4,5 кв. м); ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 163 в 120 квартале (4,92 кв. м); ул. Нехинская, д. 22, в 8 микрорайоне (4,5 кв. м); ул. Державина в 7 микрорайоне Деревяницкого района (4,92 кв. м); ул. Б.Санкт-Петербургская, д. 101 в 119 квартале (4,92 кв. м); ул. Октябрьская, д. 32 в 116 квартале (4,92 кв. м); пр. А.Корсунова, д. 11 во 2 микрорайоне (4,5 кв. м); пр. Мира, д. 29, кор. 1 в 6 микрорайоне (4,5 кв. м); ул. Кочетова, д. 15 в 10 микрорайоне (4,92 кв. м); ул. Державина в 23 квартале (4,92 кв. м); пр. Мира, д. 32/14 в 9 микрорайоне (4,5 кв. м); пр. Мира, д. 40 в 8 микрорайоне (4,92 кв. м); пр. Мира, д. 8 в 11 микрорайоне (4,92 кв. м); ул. Московская, д. 30 в 1 квартале (4,5 кв. м); ул. Б.Московская/ул. Державина в 1 микрорайоне Деревяницкого района (4,5 кв. м); ул. Кочетова в 14 микрорайоне (4,5 кв. м); ул. Кочетова/ул. Попова в 14 микрорайоне (4,5 кв. м); ул. Державина в квартале 23 (4,92 кв. м).
Следовательно, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Администрации при расчете ежегодного платежа значение составляющей "S" использовано в увеличенном по сравнению с фактическими данными размере.
Кроме того, паспорта рекламных объектов, которые могли быть использованы Администрацией при расчете ежегодного платежа не только прекратили свое действия в связи с окончанием срока их действия, но и считаются аннулированными в связи с вступлением в действие закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, о чем имеется отметка на самих паспортах (том 2, л. д. 129, 132, 135, 138, 141, 144, 147, 150, том 3 л. д. 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27).
Таким образом, действие Администрации, выразившееся в отказе проведении перерасчета и определении при расчете ежегодного платежа за использование территории общего пользования по договорам № 2/2007 от 31.01.2007 года и № 5/2008 от 21.07.2008 года площади временных объектов равной 18 кв. м в соответствии с паспортами рекламных объектов не соответствует пункту 2.8 Положения и должно быть признано незаконным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы Заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Администрации в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконными действия Администрации Великого Новгорода, выразившиеся в определении при расчете ежегодного платежа за использование территории общего пользования по договорам № 2/2007 от 31.01.2007 года и № 5/2008 от 21.07.2008 года о размещении (эксплуатации) рекламных конструкций, установленных на земельных участках, находящихся в распоряжении Администрации Великого Новгорода, площади временных объектов равной 18 кв. м в соответствии с паспортами рекламных объектов и отказе в проведении перерасчета платежа как несоответствующие пункту 2.8 Положения о порядке возведения, сдачи в эксплуатацию, учета, изменения, замены и сноса временных объектов на территории Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 23.06.2005 № 147.

2. Обязать Администрацию Великого Новгорода устранить нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "ПОСТЕР" путем проведения расчета платежей за использование территории общего пользования за период с 31.01.2007 года по 14.04.2009 года на основании площади временных объектов, указанных в договорах № 2/2007 от 31.01.2007 года и № 5/2008 от 21.07.2008 года о размещении (эксплуатации) рекламных конструкций, установленных на земельных участках, находящихся в распоряжении Администрации Великого Новгорода, по наружным обмерам, определенным в технических паспортах ГОУП "БТИ" на указанные объекты.

3. Взыскать с Администрации Великого Новгорода в пользу Закрытого акционерного общества "ПОСТЕР" расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. 00 коп.

4. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.

5. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья
М.С.КИСЕЛЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru