Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2009 г. по делу № А46-6164/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Гергель М.В., Гладышевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кичигиной З.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5101/2009) Министерства труда и социального развития Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26 июня 2009 года по делу № А46-6164/2009 (судья Шамгоновой Ж.Г.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Зодиак" к Омской области в лице Министерства труда и социального развития Омской области, государственному учреждению Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Одесского района" о взыскании 2 427 397 руб. 66 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства труда и социального развития Омской области - Терехова Н.Ю. по доверенности № ИСХ-08/МТСР-11222 от 03.12.2008, сохраняющей свою силу по 31.12.2009, Диденко Д.С. по доверенности № ИСХ-08/МТСР-11221 от 03.12.2008, сохраняющей свою силу по 31.12.2009,
от ГУ Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Одесского района" - Кравчук Ю.В. по доверенности № 402 от 21.08.2009, сохраняющей свою силу до 31.12.2009,
от ООО "Зодиак" - не явился,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Зодиак" (далее - ООО "Зодиак", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству труда и социального развития Омской области и государственному учреждению Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Одесского района" (далее - ГУ "СРЦН Одесского района") о взыскании задолженности по государственным контрактам № 1018 от 29.09.2008 и № 1078 от 30.10.2008 в сумме 2 427 397 руб. 66 коп.
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ГУ "СРЦН Одесского района" задолженность в сумме 2 427 397 руб. 66 коп., а при недостаточности денежных средств учреждения с Омской области в лице Министерства труда и социального развития Омской области как субсидиарного ответчика.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.06.2009 по делу № А46-6164/2009 в пользу ООО "Зодиак" взыскан с ГУ "СРЦН Одесского района", а при недостаточности денежных средств учреждения - с субсидиарного должника - Омской области в лице Министерства труда и социального развития Омской области за счет казны Омской области, долг в сумме 2 405 350 руб. 14 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 23 422 руб. 37 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
При принятии решения суд исходил из того, что подписанные между сторонами государственные контракты № 1018 от 29.09.2008 и № 1078 от 30.10.2008 считаются незаключенными, поскольку в них отсутствуют условия о сроках выполнения работ. Акты выполненных работ ответчиками подписаны, работы приняты.
Не соглашаясь с решением суда, Министерство труда и социального развития Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что поскольку государственные контракты являются незаключенными и не влекут никаких правовых последствий, суд неправомерно удовлетворил исковые требования со ссылкой на нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кроме того, по мнению Министерства труда и социального развития Омской области, с него в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации взыскана государственная пошлина по иску.
Представитель истца, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
Представители Министерства труда и социального развития Омской области в заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и заявили ходатайство о приобщении к материалам дела платежных поручений № № 322, 323, 428 от 21.07.2009, свидетельствующих об оплате задолженности в сумме 1 644 600 руб.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о приобщении к материалам дела обозначенных выше документов, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Платежные поручения № № 322, 323 и 428 свидетельствуют о погашении долга 21.07.2009, то есть после оглашения судом первой инстанции резолютивной части обжалуемого судебного акта (23.06.2009).
Суд апелляционной инстанции, учитывая положения статей 8, 9 АПК РФ, счел необходимым повторно рассмотреть дело по тем доказательствам, которыми располагал суд первой инстанции.
Представитель ГУ "СРЦН Одесского района" в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что находит апелляционную жалобу обоснованной.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством труда и социального развития Омской области (государственный заказчик), ГУ "СРЦН Одесского района" (заказчик) и ООО "Зодиак" (подрядчик) подписаны государственные контракты на выполнение подрядных работ № 1018 от 29.09.2008 и № 1078 от 30.10.2008, по условиям которых подрядчик обязался выполнить по заданию государственного заказчика в установленный контрактами срок подрядные работы по капитальному ремонту здания заказчика и сдать их результат государственному заказчику и заказчику, а последние в свою очередь обязались принять результат работ и оплатить его (пункты 1.1 государственных контрактов).
В пунктах 1.2 контрактов предусмотрено, что работы должны были выполняться на объекте заказчика, расположенном по адресу: Омская область, Одесский район, с. Одесское, ул. Одесская, 21.
Согласно пунктам 2.4 контрактов оплата выполненных работ производится заказчиком ежемесячно в течение 15 дней с момента подписания сторонами трехстороннего акта приемки выполненных работ (в т.ч. промежуточного), справки о стоимости выполненных подрядных работ на основании счета-фактуры, выставленного подрядчиком.
Стороны подписали акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 06.11.2008 № 1, от 26.11.2008 № № 2, 3, от 28.11.2008 № 1 и от 19.12.2008 № 2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) от 06.11.2008 № 1, от 26.11.2008 № 1, от 28.11.2008 № 1 и от 19.12.2008 № 2, из которых следует, что стоимость выполненных истцом работ составляет 2 763 820 руб. 66 коп., в том числе: по контракту № 1018 - 501 378 руб. 66 коп. и контракту № 1078 - 2 262 442 руб.
Ссылаясь на то, что ответчик не оплатил стоимость работ в сумме 2 427 397 руб. 66 коп., истец обратился в суд с настоящим иском.
После предъявления иска ГУ "СРЦН" платежным поручением от 06.05.2009 № 278 перечислило ООО "Зодиак" в счет оплаты выполненных работ денежные средства в размере 22 047 руб. 52 коп.
Удовлетворение исковых требований ООО "Зодиак" в размере 2 405 350 руб. 14 коп. послужило поводом для подачи Министерством труда и социального развития Омской области (субсидиарным ответчиком) апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии со статьей 8, пунктом 2 статьи 307 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданско-правовых обязательств является договор.
По правилам пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).
По правилам пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения потребностей субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд и ответственным по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является публично-правовое образование.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания государственных контрактов № 1018 от 29.09.2008 и № 1078 от 30.10.2008, на положениях которых истец основывает свои требования, невозможно установить начальный и конечный сроки выполнения работы.
Разделами 3 контрактов стороны определили срок выполнения работ, а именно - 60 календарных дней с момента подписания контракта (пункты 3.1). Кроме того, в пунктах 3.2 контрактов стороны предусмотрели, что сроки выполнения отдельных этапов работ устанавливаются ими в графиках выполнения работ, которые является неотъемлемой частью контрактов (приложения № 2).
Однако как следует из графиков выполнения работ, сроки выполнения работ указаны сторонами в календарных днях, а не с указанием на конкретные календарные даты.
При таких обстоятельствах, условие о сроках выполнения работ не может считаться согласованным в соответствии с требованиями гражданского законодательства, вследствие чего государственные контракты № 1018 от 29.09.2008 и № 1078 от 30.10.2008, как правильно указал суд первой инстанции, не считаются заключенными.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду "...со статьей 711 ГК РФ.".

В соответствии со статьей 711 *** РФ основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком результата работ заказчику.
Поэтому отсутствие заключенного договора подряда не является основанием к отказу подрядчику в оплате работ, принятых заказчиком.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что фактически сложившиеся между сторонами отношения подлежат регулированию нормами параграфа 1 главы 37 ГК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
По смыслу норм гражданского законодательства обязательственные правоотношения между коммерческими организациями основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения. Заказчик пользуется результатом работ, что свидетельствует об их потребительской ценности для него. Обратное ответчиками не доказано.
Согласно актам приемки выполненных работ от 06.11.2008 № 1, от 26.11.2008 № № 2, 3, от 28.11.2008 № 1 и от 19.12.2008 № 2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 06.11.2008 № 1, от 26.11.2008 № 1, от 28.11.2008 № 1 и от 19.12.2008 № 2, подписанным сторонами, истцом выполнены, а ответчиком приняты работы на сумму 2 763 820 руб. 66 коп.
Ответчиком в счет оплаты выполненных работ перечислены денежные средства в размере 336 423 руб.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции ГУ "СРЦН Одесского района" платежным поручением от 06.05.2009 № 278 перечислило ООО "Зодиак" в счет оплаты работ денежные средства в размере 22 047 руб. 52 коп., вследствие чего на день принятия решения задолженность составляла 2 405 350 руб. 14 коп.
При таких обстоятельствах, требования ООО "Зодиак" о взыскании стоимости работ, обозначенной в актах приемки выполненных работ от 06.11.2008 № 1, от 26.11.2008 № № 2, 3, от 28.11.2008 № 1 и от 19.12.2008 № 2 в размере 2 405 350 руб. 14 коп. правомерны.
Поскольку доказательств оплаты ремонтных работ ответчиками не представлено, решение суда первой инстанции в части взыскания задолженности за выполненные работы в сумме 2 405 350 руб. 14 коп. соответствует обстоятельствам, имеющим место быть на момент принятия решения.
Согласно пункту 1.2 устава ГУ "СРЦН Одесского района", утвержденного распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от 09.02.2009 № 79-р и согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 15.01.2009 № 17-р, учредителем "СРЦН Одесского района" является Омская область.
Статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе: по искам предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Аналогичные разъяснения даны в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждения, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" и от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Омской области от 24.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год" имеет номер 1093-ОЗ, а не 1093-ОХ.

Согласно пункту 14 приложения № 6 к Закону Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОХ "Об областном бюджете на 2009 год" Министерство труда и социального развития является главным распорядителем бюджетных средств.
Кроме того, Постановлением Правительства Омской области от 13.05.2009 № 85-п "Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета" установлено, что главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета - бюджетные учреждения Омской области, в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.
Таким главным распорядителем бюджетных средств в данном случае является Министерство труда и социального развития Омской области.
В соответствии со статьей 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требования к основному лицу.
Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Как усматривается из материалов дела, на момент предъявления иска основной должник - ГУ "СРЦН Одесского района" обязательства по оплате выполненных работ должным образом не исполнил, что свидетельствует о невозможности погасить образовавшуюся задолженность собственными средствами, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о возложении субсидиарной ответственности по долгам учреждения на Омскую область в лице Министерства труда и социального развития Омской области (пункт 2 статьи 120 ГК РФ).
Ссылка Министерства труда и социального развития Омской области на то, что судом первой инстанции в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с него взыскана государственная пошлина по иску, несостоятельна.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. То есть, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Таким образом, Министерством труда и социального развития Омской области не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика. Учитывая, что в силу абзаца 1.1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не подлежат взысканию с Министерства труда и социального развития Омской области.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 26.06.2009 по делу № А46-6164/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.Глухих

Судьи
М.В.Гергель
Е.В.Гладышева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru