ГУБЕРНАТОР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 30 июля 2008 г. № 97-ук
О порядке использования методики оценки риска для здоровья
населения и охраны среды обитания в Оренбургской области
(в ред. Указа
Губернатора Оренбургской области
от 30.10.2009 № 219-ук)
В целях снижения негативного влияния выбросов промышленных предприятий и оптимизации принятия управленческих решений в области охраны здоровья населения и окружающей среды в Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить порядок
использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Рекомендовать:
2.1. Предприятиям всех форм собственности, хозяйствующим субъектам, научным, учебным, проектным и экономическим организациям проводить учет оценки риска для здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с Порядком
.
2.2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (Вяльцина Н.Е.):
2.2.1. Установить порядок применения процедуры оценки риска для здоровья населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.2. Обеспечить координацию информационного обмена между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами.
2.3. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, юридическим и физическим лицам представлять информацию организациям, осуществляющим оценку риска, в соответствии с Порядком
на безвозмездной основе в объемах, определенных действующим законодательством.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя председателя Правительства - министра здравоохранения и социального развития Оренбургской области Пивоварову Н.С.
(п. 3 в ред. Указа
Губернатора Оренбургской области от 30.10.2009 № 219-ук)
(см. текст в предыдущей редакции
)
4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ
Приложение
к Указу
Губернатора
Оренбургской области
от 30 июля 2008 г. № 97-ук
Порядок
использования методики оценки риска для здоровья населения
и охраны среды обитания в Оренбургской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет механизм взаимодействия органов государственной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды, и предназначен для использования всеми субъектами социально-гигиенического и экологического мониторинга в ходе проведения работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека и выработке на их основе управленческих решений.
II. Нормативно-правовая основа
2. Оценка риска для здоровья населения и охраны окружающей среды проводится во исполнение Федеральных законов от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года № 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 ноября 1997 года № 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации", Постановления
администрации Оренбургской области от 20 сентября 2005 года № 267-п "О развитии региональной системы социально-гигиенического мониторинга в Оренбургской области на 2005 - 2010 годы", санитарных норм и правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
III. Порядок проведения оценки риска
3. Оценка риска является действенным методом анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
4. Методика оценки риска используется при проведении следующих работ:
разработка территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем размещения производительных сил региона, отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки, программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;
санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;
экологическая экспертиза в части оценки экологической безопасности населения;
разработка проектов расширения и реконструкции промышленных предприятий (промузлов), связанных с увеличением выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;
разработка проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон для предприятий первого, второго и третьего классов опасности, а при наличии в выбросах веществ первого и второго классов опасности, канцерогенов и предприятиям четвертого и пятого классов опасности;
обоснование сокращения санитарно-защитных зон промышленных предприятий всех классов опасности;
санитарно-эпидемиологический аудит;
определение территории как зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;
разработка региональных гигиенических нормативов;
обоснование приоритетных природоохранных мероприятий;
разработка целевых региональных и муниципальных программ в области охраны окружающей среды и здравоохранения.
5. Проведение процедур оценки риска для здоровья населения осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
6. Органы по оценке риска, предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, проводившие работы по оценке риска для здоровья населения и охраны среды обитания Оренбургской области, представляют отчет в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетным, или по запросу.
IV. Принципы и способы обмена информацией
7. Органы по оценке риска безвозмездно в объеме и порядке, установленными действующим законодательством, а также на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями, получают необходимую для различных этапов оценки риска информацию:
7.1. От научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и специализированных центров:
результаты научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств бюджетов различных уровней и грантов;
информацию, опубликованную в открытой печати;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
результаты научно-исследовательских работ, выполненных на договорной основе за счет средств организаций и ведомств.
7.2. От государственных органов и учреждений, работающих в области охраны окружающей среды и здоровья населения:
информацию, полученную в результате выполнения государственных функций;
данные, представленные от организаций в ходе исполнения ими лицензируемой деятельности;
сведения, включенные в программу экологического и социально-гигиенического мониторинга;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
информацию, полученную в результате выполнения специальных исследований, не включенных в перечень обязательных государственных функций;
данные, полученные в ходе выполнения организациями специальных исследований и представленные им как заказчику работ.
8. Распространение информации о риске для здоровья населения.
8.1. Информация о результатах оценки риска для здоровья населения представляется органом по оценке риска:
заказчику работ - на основаниях и в объеме, предусмотренных договором или соглашением;
органам и лицам, представившим сведения, необходимые для проведения работ по оценке риска, - на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями;
государственным органам, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды и здоровья населения, - в объеме, необходимом для выполнения государственных функций.
8.2. Распространение информации о риске для здоровья населения является обязанностью организаций, являющихся собственниками информации. Распространению подлежит только информация, полученная по результатам работ аккредитованного в установленном порядке органа по оценке риска. Информация о риске должна быть специально подготовлена, разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной и понятной для населения форме.
V. Взаимодействие и информационный обмен
на различных этапах оценки риска
9. Этап идентификации опасности заключается в качественной характеристике возможных неблагоприятных эффектов воздействия на организм вредных факторов, загрязняющих окружающую среду в рассматриваемых зоне, городе, регионе, которые могут служить потенциальным источником опасности для здоровья проживающего здесь населения.
9.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе идентификации опасности:
┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Организации │ Создаваемая информация │
│ │ для оценки риска на этапе │
│ │ идентификации опасности │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Научно-исследовательские учреждения│токсикологические базы данных и │
│и высшие учебные заведения │регистры опасных для здоровья веществ│
│гигиенического профиля, │и факторов среды обитания населения; │
│специализированные учреждения │характеристика неблагоприятных │
│министерства здравоохранения │факторов среды обитания населения, в │
│Оренбургской области, Управление │том числе питьевой воды, продуктов │
│Федеральной службы по надзору в │питания, жилых и производственных │
│сфере защиты прав потребителей и │помещений, товаров народного │
│благополучия человека по │потребления, стройматериалов; │
│Оренбургской области, ФГУЗ "Центр │характеристика возможных │
│гигиены и эпидемиологии по │неблагоприятных эффектов │
│Оренбургской области" │рассматриваемого фактора для здоровья│
│ │населения, полученных в │
│ │экспериментальных, клинических или │
│ │эпидемиологических исследованиях; │
│ │ранжирование вредных факторов риска │
│ │для здоровья и источников загрязнения│
│ │окружающей среды │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Территориальные органы Министерства│сведения о гидротехнических │
│природных ресурсов Российской │сооружениях, соблюдении ими правил и │
│Федерации и лицензированные ими │норм безопасности; данные мониторинга│
│организации, предприятия и │геологической среды (включая │
│учреждения, субъекты хозяйственной │подземные воды), поверхностных водных│
│деятельности │объектов │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Государственное учреждение │аналитические материалы по окружающей│
│"Оренбургский областной центр по │среде и гидрометеорологии в │
│гидрометеорологии и мониторингу │рассматриваемой территории, │
│окружающей среды" │необходимые для идентификации │
│ │опасности вредных факторов для │
│ │здоровья населения │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Территориальный орган Федеральной │информация о качестве среды обитания │
│службы по экологическому, │населения и источниках загрязнения │
│технологическому и атомному надзору│окружающей среды; │
│по Оренбургской области │характеристика субъектов │
│ │хозяйственной деятельности и их │
│ │воздействия на окружающую среду │
│ │с учетом прогноза накопления и │
│ │распространения вредных факторов в │
│ │окружающей среде; │
│ │качественный и количественный состав │
│ │химических веществ, поступающих в │
│ │окружающую среду от стационарных и │
│ │передвижных источников загрязнения; │
│ │сведения из государственного кадастра│
│ │отходов, сведения о физических и │
│ │юридических лицах, осуществляющих │
│ │деятельность в области обращения с │
│ │отходами │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Главное управление МЧС России по │перечень опасных производственных │
│Оренбургской области │объектов, обусловливающих │
│ │потенциально высокий риск │
│ │экстремального загрязнения окружающей│
│ │среды │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Министерство здравоохранения │данные официальной государственной │
│Оренбургской области │медицинской статистики по конкретному│
│ │муниципальному образованию │
└───────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
9.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов.
На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации на этапе идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения должны быть определены:
перечень приоритетных средовых факторов, которые требуют проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения;
теоретическое обоснование возможной опасности приоритетных факторов среды обитания для здоровья населения и их токсикологическая характеристика, включая:
вероятные пути воздействия факторов риска на здоровье населения (объекты окружающей среды, пути поступления);
вероятные эффекты воздействия, в том числе для различных контингентов населения;
описание ситуаций, в которых возможна модификация действия факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения, которые необходимо учитывать при оценке риска.
10. Этап оценки экспозиции заключается в определении того, какими путями, через какие компоненты окружающей среды, на каком количественном уровне (выраженном как концентрация в этом компоненте и/или как доза), в какое время, при какой периодичности и общей продолжительности имеет место реальное или ожидаемое воздействие конкретного вредного фактора на население с учетом его численности.
10.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки экспозиции
┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Организации │ Создаваемая информация │
│ │ для оценки риска на этапе │
│ │ оценки экспозиции │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Научно-исследовательские учреждения│данные социально-гигиенического │
│и высшие учебные заведения, │мониторинга и специальных │
│специализированные учреждения │исследований, в том числе │
│министерства здравоохранения │биомониторинга и мониторинга │
│Оренбургской области, Управление │экспозиций населения к вредным │
│Федеральной службы по надзору в │факторам, включая численность и │
│сфере защиты прав потребителей и │демографические характеристики │
│благополучия человека по │населения, подверженного воздействию │
│Оренбургской области, ФГУЗ "Центр │вредных факторов; │
│гигиены и эпидемиологии по │аналитические материалы по │
│Оренбургской области" и │ранжированию путей поступления │
│аккредитованные в установленном │вредных факторов в организм различных│
│порядке органы по оценке риска │групп населения из объектов │
│ │окружающей среды; │
│ │характеристика реальных и │
│ │прогнозируемых количественных уровней│
│ │и длительности воздействия вредных │
│ │факторов на изучаемые группы │
│ │населения, включая характеристику │
│ │физиологических параметров │
│ │потребления, социальной активности и │
│ │поведения людей, необходимых для │
│ │оценки экспозиции вредных факторов │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Все участники ведения │данные мониторинга и специальных │
│экологического мониторинга и │исследований по реальной и │
│лицензированные на этот вид │прогнозируемой количественной и │
│деятельности организации и │временной характеристике уровней │
│предприятия │загрязнения объектов окружающей среды│
│ │и условия, влияющие на интенсивность │
│ │воздействия вредных факторов на │
│ │различные группы населения │
│ │(метеорологическая и │
│ │гидрогеологическая обстановка), в │
│ │местах проведения работ по оценке │
│ │риска │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Органы местного самоуправления <*>
│статистические и картографические │
│ │данные учета объектов застройки │
│ │населенных мест, функционального │
│ │зонирования территорий, численности и│
│ │условий жизни и деятельности │
│ │населения на территориях, где │
│ │проводится оценка риска │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Муниципальные управления и │статистические данные по медицинской │
│учреждения здравоохранения │демографии и характеристики │
│ │обслуживаемого населения территории, │
│ │где проводится оценка риска │
└───────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> Органы местного самоуправления, участвующие в обмене информацией, привлекаются по согласованию или на договорной основе
10.2. Итоги этапа оценки экспозиции.
На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации, включая данные и результаты оценки по этапу идентификации опасности, на этапе оценки экспозиции населения к воздействию вредных факторов должны быть определены:
уровни и время экспозиции различных групп населения к воздействию вредных факторов изучаемых компонентов окружающей среды;
оценка путей экспозиции и их ранжирование по уровням и продолжительности воздействия вредных факторов;
социально-демографическая характеристика различных групп населения, включая реальные и прогнозируемые сценарии их поведения и потребления, с оценкой масштабов воздействия вредных факторов на изучаемое население;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа оценки экспозиции изучаемых групп населения к воздействию вредных факторов, которые необходимо учитывать при оценке риска.
11. Этап оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ" заключается в установлении или прогнозировании связи между дозой или концентрацией вредного фактора и относительным числом индивидуумов с количественно определенной выраженностью качественно определенного неблагоприятного эффекта.
11.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки "доза (концентрация) - ответ".
┌──────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ Организации и учреждения │ Создаваемая информация │
│ │ для оценки риска на этапе оценки │
│ │ "доза (концентрация) - ответ" │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Научно-исследовательские │токсикологические базы данных и регистры │
│учреждения и высшие учебные │вредных факторов по характеристике │
│заведения гигиенического и │зависимостей "доза (концентрация) - │
│эпидемиологического профиля, │ответ", зарубежные и принятые российские │
│специализированные учреждения │аналоги безопасных доз и концентраций; │
│министерства здравоохранения │характеристика неблагоприятных эффектов │
│Оренбургской области, │для здоровья населения от воздействия │
│Управление Федеральной службы │рассматриваемых факторов, полученных в │
│по надзору в сфере защиты прав│экспериментальных, клинических или │
│потребителей и благополучия │эпидемиологических исследованиях, в том │
│человека по Оренбургской │числе выполненных специально для оценки │
│области, ФГУЗ "Центр гигиены и│риска и реальных последствий воздействия │
│эпидемиологии по Оренбургской │неблагоприятных факторов для здоровья │
│области" и аккредитованные в │населения │
│установленном порядке органы │ │
│по оценке риска │ │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Министерство здравоохранения │данные медицинской статистики и первичного│
│Оренбургской области и его │учета о случаях обращаемости за │
│подведомственные учреждения │медицинской помощью, заболеваемости и │
│ │причин смертности, а также материалы │
│ │специальных медицинских обследований, │
│ │характеризующих состояние здоровья │
│ │изучаемых групп населения │
└──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘
11.2. Итоги этапа оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ".
На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации, включая данные и результаты работ по этапам идентификации опасности и оценки экспозиции, на этапе оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ" должны быть определены:
количественные параметры зависимости развития патологических реакций от уровня воздействия факторов риска (факторы наклона для различных видов ответов, уровней воздействия);
параметры изменения зависимости "доза (концентрация) - ответ" при комбинированном, комплексном и сочетанном действии факторов риска в условиях реальной санитарно-эпидемиологической ситуации;
выбранные критерии и безопасные уровни воздействия в виде доз и/или концентраций химических веществ в окружающей среде и организме человека;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ", которые необходимо учитывать при оценке риска.
12. На этапе характеристики риска синтезируются данные предыдущих трех этапов и связанных с ними неопределенностей для обоснования выводов в количественной, полуколичественной или описательной форме, которые должны быть переданы лицу или организации, принимающей решения в сфере экологической политики и управления здоровьем населения, либо субъекту хозяйственной деятельности, по заказу которого проводилась оценка риска.
Итогами этапа характеристики риска являются:
результаты оценок предыдущих этапов оценки риска;
уровни индивидуального и популяционного риска и их сравнительный анализ;
группы населения, подвергающиеся наибольшему риску для здоровья;
ранжирование вредных факторов и компонентов окружающей среды, обусловливающих наибольший риск для здоровья населения;
характеристика источников опасности и ранжирование источников воздействия на окружающую среду по уровню и масштабам создаваемого или прогнозируемого риска для здоровья населения, включая возможные социально-экономические, санитарно-эпидемиологические и экологические последствия;
рекомендации по приоритетным направлениям охраны окружающей среды и здоровья населения, включая обоснование целесообразности и эффективности природоохранных и оздоровительных мероприятий.