Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область

О применении документа см. примечание в

Справке
ГУБЕРНАТОР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 30 июля 2008 г. № 97-ук

О порядке использования методики оценки риска для здоровья
населения и охраны среды обитания в Оренбургской области

(в ред. Указа Губернатора Оренбургской области
от 30.10.2009 № 219-ук)

В целях снижения негативного влияния выбросов промышленных предприятий и оптимизации принятия управленческих решений в области охраны здоровья населения и окружающей среды в Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области (далее - Порядок) согласно приложению.

2. Рекомендовать:
2.1. Предприятиям всех форм собственности, хозяйствующим субъектам, научным, учебным, проектным и экономическим организациям проводить учет оценки риска для здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с Порядком.
2.2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (Вяльцина Н.Е.):
2.2.1. Установить порядок применения процедуры оценки риска для здоровья населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.2. Обеспечить координацию информационного обмена между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами.
2.3. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, юридическим и физическим лицам представлять информацию организациям, осуществляющим оценку риска, в соответствии с Порядком на безвозмездной основе в объемах, определенных действующим законодательством.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя председателя Правительства - министра здравоохранения и социального развития Оренбургской области Пивоварову Н.С.
(п. 3 в ред. Указа Губернатора Оренбургской области от 30.10.2009 № 219-ук)
(см. текст в предыдущей редакции)

4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ





Приложение
к Указу
Губернатора
Оренбургской области
от 30 июля 2008 г. № 97-ук

Порядок
использования методики оценки риска для здоровья населения
и охраны среды обитания в Оренбургской области

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет механизм взаимодействия органов государственной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды, и предназначен для использования всеми субъектами социально-гигиенического и экологического мониторинга в ходе проведения работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека и выработке на их основе управленческих решений.

II. Нормативно-правовая основа

2. Оценка риска для здоровья населения и охраны окружающей среды проводится во исполнение Федеральных законов от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года № 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 ноября 1997 года № 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации", Постановления администрации Оренбургской области от 20 сентября 2005 года № 267-п "О развитии региональной системы социально-гигиенического мониторинга в Оренбургской области на 2005 - 2010 годы", санитарных норм и правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

III. Порядок проведения оценки риска

3. Оценка риска является действенным методом анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
4. Методика оценки риска используется при проведении следующих работ:
разработка территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем размещения производительных сил региона, отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки, программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;
санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;
экологическая экспертиза в части оценки экологической безопасности населения;
разработка проектов расширения и реконструкции промышленных предприятий (промузлов), связанных с увеличением выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;
разработка проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон для предприятий первого, второго и третьего классов опасности, а при наличии в выбросах веществ первого и второго классов опасности, канцерогенов и предприятиям четвертого и пятого классов опасности;
обоснование сокращения санитарно-защитных зон промышленных предприятий всех классов опасности;
санитарно-эпидемиологический аудит;
определение территории как зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;
разработка региональных гигиенических нормативов;
обоснование приоритетных природоохранных мероприятий;
разработка целевых региональных и муниципальных программ в области охраны окружающей среды и здравоохранения.
5. Проведение процедур оценки риска для здоровья населения осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
6. Органы по оценке риска, предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, проводившие работы по оценке риска для здоровья населения и охраны среды обитания Оренбургской области, представляют отчет в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетным, или по запросу.

IV. Принципы и способы обмена информацией

7. Органы по оценке риска безвозмездно в объеме и порядке, установленными действующим законодательством, а также на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями, получают необходимую для различных этапов оценки риска информацию:
7.1. От научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и специализированных центров:
результаты научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств бюджетов различных уровней и грантов;
информацию, опубликованную в открытой печати;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
результаты научно-исследовательских работ, выполненных на договорной основе за счет средств организаций и ведомств.
7.2. От государственных органов и учреждений, работающих в области охраны окружающей среды и здоровья населения:
информацию, полученную в результате выполнения государственных функций;
данные, представленные от организаций в ходе исполнения ими лицензируемой деятельности;
сведения, включенные в программу экологического и социально-гигиенического мониторинга;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
информацию, полученную в результате выполнения специальных исследований, не включенных в перечень обязательных государственных функций;
данные, полученные в ходе выполнения организациями специальных исследований и представленные им как заказчику работ.
8. Распространение информации о риске для здоровья населения.
8.1. Информация о результатах оценки риска для здоровья населения представляется органом по оценке риска:
заказчику работ - на основаниях и в объеме, предусмотренных договором или соглашением;
органам и лицам, представившим сведения, необходимые для проведения работ по оценке риска, - на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями;
государственным органам, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды и здоровья населения, - в объеме, необходимом для выполнения государственных функций.
8.2. Распространение информации о риске для здоровья населения является обязанностью организаций, являющихся собственниками информации. Распространению подлежит только информация, полученная по результатам работ аккредитованного в установленном порядке органа по оценке риска. Информация о риске должна быть специально подготовлена, разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной и понятной для населения форме.

V. Взаимодействие и информационный обмен
на различных этапах оценки риска

9. Этап идентификации опасности заключается в качественной характеристике возможных неблагоприятных эффектов воздействия на организм вредных факторов, загрязняющих окружающую среду в рассматриваемых зоне, городе, регионе, которые могут служить потенциальным источником опасности для здоровья проживающего здесь населения.
9.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе идентификации опасности:

┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│            Организации            │       Создаваемая информация        │
│                                   │      для оценки риска на этапе      │
│                                   │       идентификации опасности       │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│                 1                 │                  2                  │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Научно-исследовательские учреждения│токсикологические базы данных и      │
│и высшие учебные заведения         │регистры опасных для здоровья веществ│
│гигиенического профиля,            │и факторов среды обитания населения; │
│специализированные учреждения      │характеристика неблагоприятных       │
│министерства здравоохранения       │факторов среды обитания населения, в │
│Оренбургской области, Управление   │том числе питьевой воды, продуктов   │
│Федеральной службы по надзору в    │питания, жилых и производственных    │
│сфере защиты прав потребителей и   │помещений, товаров народного         │
│благополучия человека по           │потребления, стройматериалов;        │
│Оренбургской области, ФГУЗ "Центр  │характеристика возможных             │
│гигиены и эпидемиологии по         │неблагоприятных эффектов             │
│Оренбургской области"              │рассматриваемого фактора для здоровья│
│                                   │населения, полученных в              │
│                                   │экспериментальных, клинических или   │
│                                   │эпидемиологических исследованиях;    │
│                                   │ранжирование вредных факторов риска  │
│                                   │для здоровья и источников загрязнения│
│                                   │окружающей среды                     │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Территориальные органы Министерства│сведения о гидротехнических          │
│природных ресурсов Российской      │сооружениях, соблюдении ими правил и │
│Федерации и лицензированные ими    │норм безопасности; данные мониторинга│
│организации, предприятия и         │геологической среды (включая         │
│учреждения, субъекты хозяйственной │подземные воды), поверхностных водных│
│деятельности                       │объектов                             │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Государственное учреждение         │аналитические материалы по окружающей│
│"Оренбургский областной центр по   │среде и гидрометеорологии в          │
│гидрометеорологии и мониторингу    │рассматриваемой территории,          │
│окружающей среды"                  │необходимые для идентификации        │
│                                   │опасности вредных факторов для       │
│                                   │здоровья населения                   │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Территориальный орган Федеральной  │информация о качестве среды обитания │
│службы по экологическому,          │населения и источниках загрязнения   │
│технологическому и атомному надзору│окружающей среды;                    │
│по Оренбургской области            │характеристика субъектов             │
│                                   │хозяйственной деятельности и их      │
│                                   │воздействия на окружающую среду      │
│                                   │с учетом прогноза накопления и       │
│                                   │распространения вредных факторов в   │
│                                   │окружающей среде;                    │
│                                   │качественный и количественный состав │
│                                   │химических веществ, поступающих в    │
│                                   │окружающую среду от стационарных и   │
│                                   │передвижных источников загрязнения;  │
│                                   │сведения из государственного кадастра│
│                                   │отходов, сведения о физических и     │
│                                   │юридических лицах, осуществляющих    │
│                                   │деятельность в области обращения с   │
│                                   │отходами                             │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Главное управление МЧС России по   │перечень опасных производственных    │
│Оренбургской области               │объектов, обусловливающих            │
│                                   │потенциально высокий риск            │
│                                   │экстремального загрязнения окружающей│
│                                   │среды                                │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Министерство здравоохранения       │данные официальной государственной   │
│Оренбургской области               │медицинской статистики по конкретному│
│                                   │муниципальному образованию           │
└───────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘

9.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов.
На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации на этапе идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения должны быть определены:
перечень приоритетных средовых факторов, которые требуют проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения;
теоретическое обоснование возможной опасности приоритетных факторов среды обитания для здоровья населения и их токсикологическая характеристика, включая:
вероятные пути воздействия факторов риска на здоровье населения (объекты окружающей среды, пути поступления);
вероятные эффекты воздействия, в том числе для различных контингентов населения;
описание ситуаций, в которых возможна модификация действия факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения, которые необходимо учитывать при оценке риска.
10. Этап оценки экспозиции заключается в определении того, какими путями, через какие компоненты окружающей среды, на каком количественном уровне (выраженном как концентрация в этом компоненте и/или как доза), в какое время, при какой периодичности и общей продолжительности имеет место реальное или ожидаемое воздействие конкретного вредного фактора на население с учетом его численности.
10.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки экспозиции

┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│            Организации            │       Создаваемая информация        │
│                                   │      для оценки риска на этапе      │
│                                   │          оценки экспозиции          │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│                 1                 │                  2                  │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Научно-исследовательские учреждения│данные социально-гигиенического      │
│и высшие учебные заведения,        │мониторинга и специальных            │
│специализированные учреждения      │исследований, в том числе            │
│министерства здравоохранения       │биомониторинга и мониторинга         │
│Оренбургской области, Управление   │экспозиций населения к вредным       │
│Федеральной службы по надзору в    │факторам, включая численность и      │
│сфере защиты прав потребителей и   │демографические характеристики       │
│благополучия человека по           │населения, подверженного воздействию │
│Оренбургской области, ФГУЗ "Центр  │вредных факторов;                    │
│гигиены и эпидемиологии по         │аналитические материалы по           │
│Оренбургской области" и            │ранжированию путей поступления       │
│аккредитованные в установленном    │вредных факторов в организм различных│
│порядке органы по оценке риска     │групп населения из объектов          │
│                                   │окружающей среды;                    │
│                                   │характеристика реальных и            │
│                                   │прогнозируемых количественных уровней│
│                                   │и длительности воздействия вредных   │
│                                   │факторов на изучаемые группы         │
│                                   │населения, включая характеристику    │
│                                   │физиологических параметров           │
│                                   │потребления, социальной активности и │
│                                   │поведения людей, необходимых для     │
│                                   │оценки экспозиции вредных факторов   │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Все участники ведения              │данные мониторинга и специальных     │
│экологического мониторинга и       │исследований по реальной и           │
│лицензированные на этот вид        │прогнозируемой количественной и      │
│деятельности организации и         │временной характеристике уровней     │
│предприятия                        │загрязнения объектов окружающей среды│
│                                   │и условия, влияющие на интенсивность │
│                                   │воздействия вредных факторов на      │
│                                   │различные группы населения           │
│                                   │(метеорологическая и                 │
│                                   │гидрогеологическая обстановка), в    │
│                                   │местах проведения работ по оценке    │
│                                   │риска                                │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Органы местного самоуправления <*> │статистические и картографические    │
│                                   │данные учета объектов застройки      │
│                                   │населенных мест, функционального     │
│                                   │зонирования территорий, численности и│
│                                   │условий жизни и деятельности         │
│                                   │населения на территориях, где        │
│                                   │проводится оценка риска              │
├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│Муниципальные управления и         │статистические данные по медицинской │
│учреждения здравоохранения         │демографии и характеристики          │
│                                   │обслуживаемого населения территории, │
│                                   │где проводится оценка риска          │
└───────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘

--------------------------------
<*> Органы местного самоуправления, участвующие в обмене информацией, привлекаются по согласованию или на договорной основе

10.2. Итоги этапа оценки экспозиции.
На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации, включая данные и результаты оценки по этапу идентификации опасности, на этапе оценки экспозиции населения к воздействию вредных факторов должны быть определены:
уровни и время экспозиции различных групп населения к воздействию вредных факторов изучаемых компонентов окружающей среды;
оценка путей экспозиции и их ранжирование по уровням и продолжительности воздействия вредных факторов;
социально-демографическая характеристика различных групп населения, включая реальные и прогнозируемые сценарии их поведения и потребления, с оценкой масштабов воздействия вредных факторов на изучаемое население;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа оценки экспозиции изучаемых групп населения к воздействию вредных факторов, которые необходимо учитывать при оценке риска.
11. Этап оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ" заключается в установлении или прогнозировании связи между дозой или концентрацией вредного фактора и относительным числом индивидуумов с количественно определенной выраженностью качественно определенного неблагоприятного эффекта.
11.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки "доза (концентрация) - ответ".

┌──────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│   Организации и учреждения   │          Создаваемая информация          │
│                              │     для оценки риска на этапе оценки     │
│                              │      "доза (концентрация) - ответ"       │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Научно-исследовательские      │токсикологические базы данных и регистры  │
│учреждения и высшие учебные   │вредных факторов по характеристике        │
│заведения гигиенического и    │зависимостей "доза (концентрация) -       │
│эпидемиологического профиля,  │ответ", зарубежные и принятые российские  │
│специализированные учреждения │аналоги безопасных доз и концентраций;    │
│министерства здравоохранения  │характеристика неблагоприятных эффектов   │
│Оренбургской области,         │для здоровья населения от воздействия     │
│Управление Федеральной службы │рассматриваемых факторов, полученных в    │
│по надзору в сфере защиты прав│экспериментальных, клинических или        │
│потребителей и благополучия   │эпидемиологических исследованиях, в том   │
│человека по Оренбургской      │числе выполненных специально для оценки   │
│области, ФГУЗ "Центр гигиены и│риска и реальных последствий воздействия  │
│эпидемиологии по Оренбургской │неблагоприятных факторов для здоровья     │
│области" и аккредитованные в  │населения                                 │
│установленном порядке органы  │                                          │
│по оценке риска               │                                          │
├──────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Министерство здравоохранения  │данные медицинской статистики и первичного│
│Оренбургской области и его    │учета о случаях обращаемости за           │
│подведомственные учреждения   │медицинской помощью, заболеваемости и     │
│                              │причин смертности, а также материалы      │
│                              │специальных медицинских обследований,     │
│                              │характеризующих состояние здоровья        │
│                              │изучаемых групп населения                 │
└──────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘

11.2. Итоги этапа оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ".
На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации, включая данные и результаты работ по этапам идентификации опасности и оценки экспозиции, на этапе оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ" должны быть определены:
количественные параметры зависимости развития патологических реакций от уровня воздействия факторов риска (факторы наклона для различных видов ответов, уровней воздействия);
параметры изменения зависимости "доза (концентрация) - ответ" при комбинированном, комплексном и сочетанном действии факторов риска в условиях реальной санитарно-эпидемиологической ситуации;
выбранные критерии и безопасные уровни воздействия в виде доз и/или концентраций химических веществ в окружающей среде и организме человека;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ", которые необходимо учитывать при оценке риска.
12. На этапе характеристики риска синтезируются данные предыдущих трех этапов и связанных с ними неопределенностей для обоснования выводов в количественной, полуколичественной или описательной форме, которые должны быть переданы лицу или организации, принимающей решения в сфере экологической политики и управления здоровьем населения, либо субъекту хозяйственной деятельности, по заказу которого проводилась оценка риска.
Итогами этапа характеристики риска являются:
результаты оценок предыдущих этапов оценки риска;
уровни индивидуального и популяционного риска и их сравнительный анализ;
группы населения, подвергающиеся наибольшему риску для здоровья;
ранжирование вредных факторов и компонентов окружающей среды, обусловливающих наибольший риск для здоровья населения;
характеристика источников опасности и ранжирование источников воздействия на окружающую среду по уровню и масштабам создаваемого или прогнозируемого риска для здоровья населения, включая возможные социально-экономические, санитарно-эпидемиологические и экологические последствия;
рекомендации по приоритетным направлениям охраны окружающей среды и здоровья населения, включая обоснование целесообразности и эффективности природоохранных и оздоровительных мероприятий.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru